Кризис, в который погрузил экономики почти всех стран коронавирус, — далеко не первый, хотя и особенный. Мы решили сравнить нынешние негативные события с предыдущими, произошедшими в 1998, 2008 и 2014 годах, чтобы понять, как они влияют на авторынок, и попробовать представить их последствия. Начнем с текущих событий.
О том, как развивался нынешний кризис и о его влиянии на авторынок в марте и апреле, мы уже писали. Какова ситуация сейчас?
Нефть стабилизировалась, по всему миру постепенно отменяют карантин. Падение рубля затормозилось, он начал даже отыгрывать потери. Но ввиду низкого спроса цены на автомобили, уже пережившие повышение из-за введения утильсбора в начале года, пока замерли. Производители еще могут позволить себе отсидеться в ожидании дальнейшего развития ситуации и не отыгрывать падение курса примерно на 15%. Но некоторые все же изменили ценники. По данным «Автостата», за первую половину мая подорожал весь модельный ряд Lada (на 0,6–2,3%), Jeep (на 1,1–2,6%), большая часть моделей Infiniti (0,9–2,2%), MINI (на 1,6–4,8%), Mitsubishi (на 0,4–3,6%) и Renault (на 1,8–3,6%). У Skoda подорожал Superb и топовые комплектации кроссовера Kodiaq (на 1,2–1,4%), у Chery — Tiggo 4 (на 0,8–3,5%), у Suzuki — Jimny (на 2,9–3,4%).
По данным аналитиков Дрома, в среднем в апреле цена подержанного автомобиля выросла на 14 800 рублей, или на 3,5% по сравнению с мартом 2020 года. При этом больший рост показали цены на автомобили с 2016 по 2018 годы выпуска (более чем на 80 000 рублей для автомобилей 2018 года), на машины 2009–2011 годов цены даже упали, а на выпущенные в 2012-2015 годах остались на прежнем уровне.
Изменение цен на автомобили на Дроме в апреле 2020 года:
Если продажи у официальных дилеров за апрель сократились до 38 922 машин (на 64,2% по сравнению с апрелем 2019 года и на 72,4% по сравнению с мартом), то вторичный рынок потерял в объеме гораздо меньше. На пике самоизоляции количество продаж и предложений на Дроме в среднем просело на 41%. Но если брать общие показатели начиная с февраля, то падение составило 9,3%. В конце апреля 2020 года уже явно наметился восстановительный рост примерно на 5%.
Что же касается господдержки, то правительство уже выделило российским автопроизводителям 25 млрд рублей, из которых 8,5 млрд пойдут на льготный лизинг, в том числе на госпрограмму «Доступная аренда», 7 млрд — на субсидирование кредитования, 5 млрд — на покупку машин скорой помощи, 4,5 млрд — на субсидии закупок другого транспорта для государственных нужд.
Сейчас уже почти все автозаводы возобновили работу — до производств доехали все необходимые компоненты, а помещения переоборудованы под работу при карантине. Некоторые компании даже умудрились поставить на конвейер новые модели — полноприводный Skoda Karoq в Нижнем Новгороде, Lada Xray Cross в комплектации Instinct, Kia Seltos по полному циклу на «Автоторе» и там же новый BMW X6, новый Volkswagen Polo в Калуге, рестайлинговый Renault Kaptur в Москве. Но большинство из заводов работают либо в одну смену, хотя могут в три, либо короткую неделю, либо сократили персонал в ожидании затоваренности рынка при отсутствии должного спроса. Зато начали открываться автосалоны — появился шанс, что произведенную технику будет кому отгружать. Будет ли ее кто-то покупать? Это большой вопрос, ведь автомобили не являются предметом первой необходимости.
Аналитики Дрома считают, что кризис-2020 более глубокий и по величине, и по последствиям с кризисами 2008-го и 2014 годов. Предположить, какие факторы повлияют на рынок продажи б/у автомобилей, крайне сложно, но известно, что просадки продаж в зависимости от ужесточения карантинных мер могут достигнуть 35%-40%. Спрос при этом еще сильнее зависит от уровня карантина в каждом конкретном регионе, и если на Дальнем Востоке он упал на 12%–14%, то в центральной России, по данным Дрома, снижение спроса могло достигать и 41%.
Предложение автомобилей на Дроме в кризисы 2008, 2014 и 2020 годов:
А еще большинство финансовых экспертов всего мира ожидают «вторую волну», которая может захлестнуть всю мировую экономику. И все чаще звучат сравнения с энергетическим кризисом 1973 года и даже с «Великой депрессией»…
Кризисы в дореволюционной России совпадали по времени с мировыми, хотя и были вызваны внутренними факторами — провал в экономике 60-х годов XIX века, последовавший за отменой крепостного права и переходом на капиталистическую модель, и окончание бурного экономического развития в 1899-м, когда российский капитал стал отодвигаться иностранным, а малый бизнес сдавал позиции монополистам. Кризис, вызванный Первой мировой войной, прошелся по всей Европе, но если после ее окончания в большинстве стран из него начинали хоть как-то выходить, то у нас его продлили Гражданская война и переход к административно-командной системе экономики. А в Советском Союзе экономических кризисов не было, хотя большая часть населения жила, а точнее, выживала, в таком состоянии, как будто они были всегда, а в итоге — «Перестройка» и возврат к рыночным отношениям.
1998 год
В современной России это был самый значимый кризис, когда государство, только-только перешедшее на капиталистические рельсы, очухавшись после развала СССР, выбрало «не совсем верную» экономическую политику. Тогда из-за гигантского внутреннего и внешнего госдолга, низких цен на углеводороды курс рубля по отношению к доллару с августа 1998 года по январь 1999-го упал в три раза — c 6 до 21 рубля за доллар. За четыре месяца (ноябрь 1998 года по отношению к июлю того же года) по продовольственным товарам цены выросли на 63%, по непродовольственным — на 85%. Без работы осталось 11,3% экономически активного населения.
Доллар в 1998 году. Источник prime.ru
Некоторые социально-экономические показатели РФ по данным Росстата:
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | |
Численность экономически активного населения, тыс. человек | 68 273 | 67 402 | 72 380 | 72 770 |
Безработные, тыс. человек | 8065 | 8938 | 9436 | 7700 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. | 950,2 | 1051 | 1523 | 2223 |
Средняя стоимость легкового отечественного автомобиля, руб. | 43 870 | 73 106 | 93 541 | 120 346 |
Средняя стоимость легкового импортного подержанного автомобиля, руб. | 110 136 | 373 694 | 352 583 | 388 549 |
Средняя стоимость бензина марки АИ-92, руб. | 2,32 | 2,68 | 6,85 | 8,60 |
Производство легковых автомобилей, тыс. шт. | 986 | 840 | 954 | 969 |
Число легковых автомобилей (на конец года) в собственности граждан, тыс. шт. | 16 591,2 | 17 761,3 | 18 543,4 | 19 097,4 |
Число легковых автомобилей (на конец года) в собственности граждан на 1000 человек населения, шт. | 112,3 | 120,4 | 126,2 | 130,5 |
В тот период российский авторынок переживал свое детство — ВАЗ, ГАЗ и УАЗ уже освоились в свободной продаже своих изделий (а не по распределению или по блату, что было, по сути, одним и тем же). В страну хлынул поток иномарок по бартеру или за свои деньги и при очень низких по сегодняшним меркам таможенных сборах. У большинства автопроизводителей появились официальные дилеры. Кризис приостановил рост этого сектора — продажи сократились вдвое, а по цене видавших виды «Жигулей» осенью можно было купить свежую и очень «вкусную» иномарку. И если до 1998-го на долю легковых автомобилей дороже $10 000 приходилось 23,7% рынка, то после она упала до 10%.
У нового правительства было столько проблем, что ничего конкретного для автобизнеса не предпринималось. Ситуация начала выравниваться сама собой после принятия мер для общей стабилизации экономики, главной из которых был отказ от госконтроля за курсом валюты. Девальвация рубля остановилась только в конце 2002 года, а с 2003 года он начал вновь укрепляться. Рост экономики обеспечили повышение цен на нефть и приток иностранного капитала в середине 2000-х годов.
2008 год
Кризис 2008 года, ставший следствием проблем на кредитном и ипотечном рынках США, Россия в целом пережила относительно спокойно. Да, цена барреля нефти со $140 упала до $40. Да, закрылись несколько банков, и вложенные в них деньги населения канули в Лету. Но накопленный российским ЦБ золотовалютный запас сыграл роль парашюта и смягчил этот удар. Хотя, конечно, сокращение трат на госпроекты привели к банкротствам, сокращению персонала и зарплат.
Некоторые социально-экономические показатели РФ по данным Росстата:
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Численность экономически активного населения, тыс. человек | 75 289 | 75 700 | 75 694 | 75 478 |
Безработные, тыс. человек | 4519 | 4697 | 6284 | 5544 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. | 13 593 | 17 290 | 18 638 | 20 952 |
Средняя стоимость нового легкового автомобиля, руб. | 211 359 | 245 613 | 265 645 | 308 173 |
Средняя стоимость бензина марки АИ-92, руб. | 20,31 | 22,06 | 17,9 | 22,3 |
Производство легковых автомобилей, тыс. шт. | 1294 | 1470 | 600 | 1210 |
Число легковых автомобилей (на конец года) в собственности граждан, тыс. шт. | 27 754,5 | 30 300,2 | 31 340,6 | 32 629,1 |
Число легковых автомобилей (на конец года) в собственности граждан на 1000 человек населения, шт. | 194,4 | 212,3 | 219,4 | 228,4 |
Последствия финансового кризиса 2008-го отразились на авторынке 2009 года — падение продаж новых автомобилей составило рекордные 49%, до 1,46 млн единиц по данным Ассоциации европейского автобизнеса, и на 56% — по данным PricewaterhouseCoopers. Вторичный рынок оказался более стрессоустойчив — за первые шесть месяцев того же года падение составило около 10% (при объеме в 1 млн 866 тысяч автомобилей), а затем уменьшилось. Помимо снижения покупательской способности, продажи сократились после повышения цен (рост курса валют + повышение таможенных пошлин), а также вследствие уменьшения выдачи автокредитов (в 2008 году в кредит было продано 46,4% автомобилей, а в 2009-м — 24,1%). Кредиты не смогли возобновить и некоторые автодилеры, которые устраивали распродажи, чтобы побыстрее вернуть заемные средства.
Особенностью этого периода было то, что государство направило в реальный сектор экономики — производителям — 272 млрд рублей, из которых около 40 млрд пошло на поддержку отечественного автопрома (ВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ, УАЗ и Sollers), 12,5 млрд рублей — на закупку автомобилей для федеральных нужд.
На восстановление авторынка ушло три года. Причем оно шло такими хорошими темпами, что начали звучать прогнозы о превышении показателя продаж в четыре миллиона автомобилей за год.
2014
В 2014 году случилось очередное резкое обесценивание национальной валюты. Происходило это на фоне введения антироссийских санкций из-за геополитических событий, и как водится — при падении цен на нефть: к концу декабря 2014 года стоимость барреля упала со $110–115 до $56,5, с последующим снижением до $45,13. Курс доллара с начала года составлял 32,66 рубля, а евро — 45,06, в очередной «черный вторник» дошел до 80,1 и 100,74 соответственно, а конец года закрылся на уровне 56,24 и 68,37 рубля за доллар и евро.
Некоторые социально-экономические показатели РФ по данным Росстата:
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
Численность экономически активного населения, тыс. человек | 75 529 | 75 428 | 76 588 | 76 636 |
Безработные, тыс. человек | 4137 | 3889 | 4264 | 4243 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. | 29 792 | 32 495 | 34 030 | 36 709 |
Средняя стоимость нового легкового автомобиля, руб. | 437 229 | 487 120 | 518 857 | 525 860 |
Средняя стоимость бензина марки АИ-92, руб. | 28,4 | 30,6 | 32,2 | 34,4 |
Производство легковых автомобилей, тыс. шт. | 1925 | 1695 | 1215 | 1120 |
Число легковых автомобилей (на конец года) в собственности граждан, тыс. шт. | 39 237,1 | 41 433,4 | 42 317,1 | 43 157,1 |
Число легковых автомобилей (на конец года) в собственности граждан на 1000 человек населения, шт. | 273,1 | 283,3 | 288,8 | 294 |
Для авторынка 2014-й был не самым удачным, но вполне успешным. Продажи новых автомобилей составили почти 2,5 миллиона единиц (на 10,3% меньше, чем в 2013-м), а на вторичном рынке был установлен рекорд — за год было продано 6,1 млн машин! Одной из причин таких показателей стало то, что при скачке доллара многие кинулись спасать сбережения и скупать машины по «старому» курсу. Поэтому уже в следующем, 2015-м году, объем рынка новых автомобилей сжался до 1 601 527 шт. — к общему падению покупательской активности добавилось повышение цен в среднем на 15%. Пострадали и продажи подержанных автомобилей — они сократились до 4 897 000 единиц.
Падение продаж больше всего отразилось на дилерах, которые привыкли зарабатывать именно на этом. Так, по данным агентства «Автостат», на конец 2014 года в России насчитывалось 4075 дилерских центров, через год их было примерно 3800, а в 2016-м — уже 3500, в октябре 2019 года работали 3323 официальных дилера, и процесс сокращения продолжается до сих пор.
Еще одной особенностью кризиса 2014 года было исчезновение с российского авторынка некоторых международных брендов — Dodge, Seat, Luxgen, SsangYong, а также уход General Motors с консервацией завода и закрытие TagAZ.
Для поддержания автопрома в 2015 году правительство запускает программы утилизации автомобилей с финансированием в 10 млрд рублей, 5 млрд выделяет на льготное кредитование, 1,5 млрд — на льготный автолизинг, 3 млрд — на субсидирование закупок регионами газомоторной техники. В 2016-м на эти же программы, а также на прямые субсидии предприятиям и поддержку экспорта, были выделены рекордные 138 млрд рублей. В 2017-м помощь была значительно меньше — 62,5 млрд, и появились адресные программы «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Русский тягач», «Российский фермер» и «Свое дело».