Садишься в салон такой машины и понимаешь: есть модели для простых смертных, а есть настоящий бизнес-класс, вот он. Немецкие седаны сменили поколение три-четыре года назад, и это значит, что предыдущую генерацию уже можно купить за сравнительно разумные деньги. При этом модель все еще не будет считаться заезженным старьем. Mercedes E-класса или «пятерка» BMW за 1–1,5 млн рублей — это по-прежнему уважаемый и солидный транспорт. По той же причине имеет смысл рассмотреть и кроссоверы вроде Lexus RX прошлого поколения или BMW X5 позапрошлого. Это тот самый случай, когда получаешь настоящий премиум по цене массовой модели.
Audi A6 (C7)
Годы выпуска: 2011–2017
Двигатели: 180–605 л.с. (бензин), 136–326 л.с. (дизель)
Привод: передний, полный
Audi уже не одно десятилетие при смене поколений не делает резких движений в области дизайна, и благодаря этому машина прошлой генерации сегодня не выглядит пришельцем из другой эпохи. Кузов С7 во многом похож на более агрессивный современный С8, но в то же время напоминает и сдержанный старый С6. Кто-то скажет, что это скучновато, но для поклонников Audi — то, что надо.
Именно поколение С7 стало переломным в истории модели по части разнообразной умной электроники: то, что раньше было доступно только на флагманском седане А8, перекочевало на «шестерку». Хорошая «мультимедийка» с выезжающим экраном и приличный набор систем безопасности шли уже в базе (в случае с «пятеркой» BMW и Мерседесом Е-класса приходится быть внимательнее при выборе: встречаются бедновато оснащенные экземпляры).
Плюс кузова Audi — алюминиевые капот, передние крылья, двери и крышка багажника. Они не ржавеют (правда, в ремонте весьма дороги). Качество окраски — не идеальное, покрытие может отслаиваться само по себе, но за счет качественной оцинковки стальные элементы хорошо противостоят коррозии.
Больше половины продающихся экземпляров А6 — с полным приводом, и это выгодно отличает модель от конкурентов: «пятерок» BMW с трансмиссией xDrive заметно меньше, а за Мерседесом Е-класса с приводом 4Matic надо еще побегать. В поколении С7 Audi отказалась от межосевого самоблокирующегося дифференциала Torsen в пользу иной конструкции: тут дифференциал с так называемыми коронными шестернями (crown-gear differential), блокирующийся механическим способом. Он оказался вполне надежным, а по характеристикам даже в чем-то лучше Торсена, так как способен перераспределять тягу между передними и задними колесами в более широких пределах.
Сейчас по России в продаже около 420 экземпляров Audi A6 (в расчет берем только машины, не требующие ремонта). Если рассматривать самый низ рынка и варианты с откровенно завышенными ценами, то наиболее доступные экземпляры первых лет выпуска в приличном состоянии обойдутся в 800 000–1 000 000 рублей. А самые свежие варианты 2016–2017 годов производства можно купить за 1 300 000–2 200 000.
Наиболее распространены бензиновые турбомоторы 2.0 TFSI (180–252 л.с.) и «атмосферники» 2.8 FSI (204–220 л.с.). К ним есть нарекания: приличный «масложор» (хотя и меньший, чем в прежние годы), необходимость замены цепи ГРМ (да, она тут не вечная, впрочем, у всех «немцев» дела обстоят так). А вот вариатора multitronic можно особо не опасаться, он примерно так же долговечен, как «робот» S tronic, но выносливее все же классический «автомат».
Очень надежными считаются дизели 2.0 TDI и 3.0 TDI. Последние встречаются гораздо чаще. Цены — от 900 000 до 2 100 000 рублей. При мощности в 245 л.с. и достойной долговечности (до 450 000 км без капремонта) — отличный вариант.
BMW 5-й серии (F10)
Годы выпуска: 2009–2017
Двигатели: 170–600 л.с. (бензин) и 136–381 л.с. (дизель)
Привод: задний, полный
Главное достоинство «пятерки» в кузове F10 — то, насколько модель в этом поколении приблизилась к старшей «семерке». Даже если не знать, что они созданы на одной платформе, бросается в глаза, что эти седаны очень близки по духу. В сравнении с прежними поколениями BMW 5-й серии стал максимально грузным, вальяжным, консервативным, но именно благодаря этим чертам ощущения от «пятерки» вышли на новый уровень. Речь, конечно, про хорошо укомплектованные экземпляры с М-салоном или просто с настоящей кожей, дорогой «мультимедийкой» и старшей акустикой, а также прочими опциями (их список был очень широк). Кстати, нынешнее поколение «пятерки» по своему стилю продолжает курс, заложенный в те годы, поэтому седаны F10 не смотрятся явно устаревшими.
«Пятерки» BMW больше распространены на нашем рынке, чем Audi A6: в продаже около 540 штук. Кузов даже сильно немолодого «баварца» способен хорошо сохраниться: двери, передние крылья и капот, как и у Audi, выполнены из алюминия и не подвержены ржавлению (правда, при необходимости замены они обойдутся дорого). Стальные элементы надежно защищены оцинковкой и хорошо окрашены. Так что если у автомобиля нет последствий некачественного ремонта, за кузов можно быть спокойным.
Кстати, в случае с экземплярами калининградской сборки проверить кузов проще, чем у немецких машин: на «наших» многие соединения помечены краской, так что последствия ремонта могут быть хорошо заметны.
Слабое место «пятерок» — капризные моторы и трансмиссии. Наибольшее распространение получили 2,0-литровые бензиновые «турбочетверки» серии N20, которые ставили на версии 520i и 528i. Беспроблемными их не назовешь, но они привлекают доступностью. Если бюджет позволяет, лучше рассмотреть 3,0-литровый шестицилиндровый дизель серии N57, который считается самым удачным в гамме. Он встречался на версиях 525d (до 2011 года), 530d, 535d и M550d. А вот бензиновые «шестерки» и V8 хороши по характеристикам, но ни доступными, ни надежными такие модификации не назовешь. Впрочем, это не значит, что BMW тут сильно уступила конкурентам: с Мерседесом Е-класса и Audi A6 проблем не меньше.
Mercedes E-класса (W212)
Годы выпуска: 2009–2016
Двигатели: 156–585 л.с. (бензин), 136–265 л.с. (дизель)
Привод: задний, полный
Дорестайлинговый Е-класс, производившийся до 2013 года, уже не выглядит свежо: «четырехглазое лицо» с фарами угловатых форм — это дизайн, который мерседесовцы оставили в прошлом. Но вот глубокий рестайлинг 2013 года приблизил модель в кузове W212 к новому стилю марки, и этот дизайн смотрится еще актуально. В ценах это нашло свое отражение: нормальной суммой за дорестайлинговую версию считается 700 000–1 500 000 рублей. За рестайлинговые просят от 950 000 до 2 000 000 и больше. Предложений на рынке полно: более 900 штук в общей сложности.
Из алюминия тут только капот и передние крылья, но ржавчины Мерседесы не боятся: качественная сталь с гальваническим покрытием хорошо переносит наши условия. А вот хром и прочие украшения — тускнеют и цветут.
Самые доступные и распространенные на рынке модификации — версии c 1,8- и 2,0-литровыми турбомоторами серий M271 и M274 (мощность — 184–211 л.с.). Как и у конкурентов, их преследует проблема с растягивающейся цепью ГРМ и многие другие врожденные болезни.
BMW X5 (E70) / BMW X6 (E71)
Годы выпуска: 2006–2013/2008–2014
Двигатели: 260–555 л.с. (бензин), 211–381 л.с. (дизель)
Привод: полный
Именно во втором поколении Х5 немцы нащупали что-то очень важное в характере этой модели. Если посмотреть сегодня кино «Бумер. Фильм второй», в котором главную роль играет «икс-пятый» в предыдущем кузове Е53, то бросается в глаза: сейчас он выглядит толстым, невыразительным, устаревшим. А кузов Е70 пусть тоже уже в возрасте, но еще кажется подтянутым, по-немецки стильным, и пусть это уже давно не писк моды, но пока еще образец нестареющего дизайна. А хорошо сохранившийся экземпляр еще и дарит кайф водителю.
Правда, эти машины не славятся надежностью, а ремонт обходится дорого. Разве что кузов сохраняется хорошо, передние крылья из пластика и алюминиевый капот проблем не доставляют в принципе. Неплохо переживает невзгоды натуральная кожа в салоне. Но немало проблем с электрикой, особенно при попадании влаги. Бензиновые моторы едят много масла, склонны к перегревам, имеют проблемы с топливной системой. С дизелями ситуация лучше, но и они не беспроблемные.
Самые распространенные на рынке модификации — 35i (306 л.с.) и 30d (211–245 л.с.). Низ рынка — Х5 первых лет выпуска, за которые просят в районе 600 000 рублей. Цены на экземпляры 2008 года (тогда в серию пошел Х6) начинаются примерно от 700 000 рублей. За наиболее свежие кроссоверы просят более 2 000 000. В основном в самую дорогую категорию попадают Х6 — они престижнее.
Х5 и Х6 продавались довольно большими (по меркам своего класса) тиражами, и на вторичном рынке их очень много, поэтому есть из чего выбирать. Сейчас в продаже более 1500 экземпляров обеих моделей. Стоит отметить, что купеобразных Х6 на удивление много на рынке — в районе 680 штук. На Западе эта модель считалась нишевой и сильно уступала по продажам родственному Х5, а у нас продажи этих машин порой шли почти вровень.
Infiniti FX второго поколения / QX70 (S51)
Годы выпуска: 2008–2017
Двигатели: 307–420 л.с. (бензин), 238 л.с. (дизель)
Привод: полный
Марку Infiniti посетило озарение еще в начале «нулевых», когда она разрабатывала FX первого поколения. Создатели этой модели в числе первых поняли, что кроссовер совершенно не обязан навевать ассоциации с внедорожниками — лучше придать ему стремительный силуэт и поставить на гигантские низкопрофильные колеса. Также кроссовер не обязан считаться максимально практичным семейным транспортом — FX получился скоростным автомобилем в духе принципа «жизнь удалась». Кстати, у этого кроссовера нет прямых аналогов среди Ниссанов: родство — в области моторов и фурнитуры в салоне. При этом модель получилась весьма надежной. Второе поколение, появившееся в 2008 году, унаследовало все эти достоинства и развило их. В 2013 году модель переименовали в QX70, но сути это не поменяло.
Владение этим кроссовером означает повышенные расходы на транспортный налог, ведь бензиновых моторов слабее 307 л.с. (3,5 л, V6) на этой модели не бывает в принципе. Самый распространенный двигатель — 333-сильный V6 объемом 3,7 л. Конечно, заманчиво получить столь мощную машину по цене от 800 000– 900 000 рублей, но в дальнейшем транспортный налог будет в районе 46 000–50 000 рублей в год (расчет для средней полосы России). Сэкономить на налоге можно, только если взять 3,0-литровую дизельную версию мощностью 238 л.с., но такие машины пошли лишь с 2013 года, и минимальная цена на вторичном рынке — 1 300 000. Зато налог составит всего лишь 18 000 рублей в год.
Если о транспортном налоге не думать, то, конечно, интереснее брать топовый вариант с 5,0-литровым бензиновым V8 мощностью 400–420 л.с. Правда, таких машин маловато в продаже, цены на прилично сохранившиеся экземпляры — от 1 000 000 рублей.
По надежности бензиновые моторы просто великолепны, особенно самые популярные, шестицилиндровые. Они способны жить до полумиллиона километров, и, в отличие от «немцев», тут цепь гораздо выносливее (выхаживает около 250 000 км). А вот дизель не столь удачен по своим меркам: часто не доживает до 300 000 км.
Качество окраски Инфинити не считается идеальным, и неподкрашенные сколы могут с годами зацвести, но в целом кузов хорошо сопротивляется невзгодам за счет двухсторонней гальванической оцинковки.
Lexus RX третьего поколения (AL10)
Годы выпуска: 2008–2015
Двигатели: 188–277 л.с. (бензин, гибрид)
Привод: передний, полный
Японский кроссовер пользуется хорошей репутацией: платформа — от Камри, двигатели — знакомые по многим тойотовским моделям, разве что гибридная модификация заслуживает отдельного разговора. Выбор на рынке — огромный: более 1000 экземпляров в продаже. И ценятся они высоко: даже самые старые экземпляры второго поколения, разменявшие второй десяток лет, стоят от 1 000 000 рублей, а цена наиболее свежих «пятилеток» доходит до 2 500 000.
В этом поколении базовой модификацией был переднеприводный четырехцилиндровый RX270 (188 л.с.), но гораздо большей популярностью пользовался полноприводный флагман RX350 (277 л.с.). У него V6, который хорошо знаком по топовой версии Camry. Если у предыдущего поколения полный привод имел межосевой дифференциал, блокирующийся вискомуфтой, то со второго поколения Lexus перешел на ту же конструкцию, которую используют большинство производителей массовых кроссоверов: задние колеса вступают в действие через многодисковую муфту. Речь про негибридные версии. Гибриды были и есть по сути переднеприводные: задние колеса получают тягу от собственного электромотора, который вступает в действие по усмотрению электроники.
Гибридный RX450h (249 л.с.) унаследовал техническую начинку у прошлого поколения: двигатель внутреннего сгорания, передний электромотор и генератор соединены планетарной передачей, выполняющей роль бесступенчатой трансмиссии. Столь сложная конструкция в принципе считается надежной, но с возрастом требует особого внимания и может стать причиной дорогого ремонта. При выборе автомобиля важно проверить состояние моторов, инвертора и тяговой батареи. Самый «пожилой» гибрид обойдется минимум в 1 200 000 рублей, и в целом предложений сравнительно немного: на бензиновые версии приходится около 80% предложений, а на гибриды — 20%.
Стоит отметить, что Lexus RX более старого (второго) поколения — тоже вполне актуальная модель в категории «доступный премиум». На рынке немало хорошо сохранившихся экземпляров 2003–2008 годов выпуска, и лучшие из них обойдутся в 1 000 000 рублей. Если бюджет не позволяет присмотреться к более свежим машинам, то этот вариант, пожалуй, — самый прагматичный.
Mercedes ML (W164)
Годы выпуска: 2005–2011
Двигатели: 231–510 л.с. (бензин), 190–306 л.с. (дизель)
Привод: полный
Это самая пожилая и потому — самая доступная модель в нашем обзоре. Кузов W212 пошел в серию на год раньше, чем BMW X5 поколения Е70, и покинул конвейер на два года раньше баварского конкурента. Цены на Мерседес выглядят привлекательно: минимальная стоимость живого автомобиля в возрасте 14–15 лет — в районе 500 000 рублей, а экземпляры из последних партий девятилетней давности можно найти за 1 350 000 и дешевле.
Плюс Мерседесов в том, что они и снаружи и внутри способны довольно долго сохранять презентабельное состояние. Однако, как и у всех «немцев», проблема в том, что конструктивно это довольно сложные машины, и обилие электроники обеспечивает самые разные поломки.
Больше половины предложений приходится на модификацию ML 350 (231–272 л.с.) с мотором серии M272. Несмотря на популярность, именно она считается самой проблемной. Например, много хлопот доставляет металлокерамическая шестерня привода балансирного вала. Сама деталь — почти копеечная, но для ее замены требуется снятие двигателя.
Вторая по распространенности версия — ML 300 CDI, мотор — OM642 (190–224 л.с.). Она считается очень надежной, особенно после рестайлинга 2007 года. А на прочие модификации приходятся буквально считаные проценты рынка.
Может, стоит присмотреться к ML следующего поколения, которое с 2015 года было переименовано в GLE и продержалось на конвейере до 2019 года? Эти машины пока рано относить к категории «доступного преимума». Они фактически вдвое дороже, чем кузов W164: цены начинаются от 1 200 000 и достигают 3 000 000 рублей за годовалые экземпляры.