Казалось бы, можно утверждать, что чем выше скорость, тем больше вероятность аварии. Отчасти так оно и есть — высокие скорости предъявляют более суровые требования к автомобилю, качеству дорожного покрытия и навыкам водителя. Именно поэтому — чтобы свести риск к минимуму — почти во всех населенных пунктах действуют весьма жесткие ограничения, за нарушение которых следуют не менее жесткие штрафы.
В то же время на федеральных многокилометровых трассах, которые в разных странах называют хайвеи, автобаны, моторвеи или федеральные шоссе, ограничения скоростного режима, как правило, намного мягче, а в некоторых местах планеты они отсутствуют вовсе. Конечно же, речь идет о многополосных (в основном), специально спроектированных и обустроенных трассах, которые позволяют автомобилистам покрывать большие расстояния за меньший отрезок времени. Если техника, толщина кошелька и водительские навыки позволяют преодолеть, скажем, 1000 км за семь часов, а не за десять, то что же в этом плохого? Сегодня Дром расскажет, в каких же странах вы сможете путешествовать на автомобиле с самой высокой скоростью.
В самом начале нашего списка, конечно же, Германия — огромная европейская страна, где на десятках тысяч километров знаменитых автобанов ограничения скорости отсутствуют как класс. Но стоит помнить о некоторых вещах. Во-первых, на огромном количестве автобанов ограничение присутствует и составляет 130 км/ч (около 30%). Во-вторых, и на «безлимитных» автобанах действует… то же самое ограничение, просто наказания за его превышение не предусмотрено. Так что если вдруг случится попасть в ДТП на скорости более 130 км/ч, то и полиция, и страховая компания отнесутся к этому как к нарушению, и санкции будут гораздо более жесткими, нежели в случае движения с предельно допустимыми 130 км/ч. В-третьих, в случае плохих погодных условий световые табло известят о введении жестких ограничений, вплоть до 60–80 км/ч. Кстати, еще один немаловажный факт: все эти суперскоростные и сверхбезопасные шоссе (как и любые другие дороги в Германии) абсолютно бесплатны! Всю жизнь, сколько себя помню, ведутся споры и дебаты о «скорой» отмене безлимита в Германии. Против активно выступает и остальное Европейское сообщество, где ограничения есть, и борцы за безопасность дорожного движения (аварий на автобанах мало, но с учетом скорости у них более тяжелые последствия), и «зеленые», которые ратуют против большего потребления топлива на высоких скоростях и, как следствие, более существенных выбросов. Но пока немецкий кабинет успешно сопротивляется введению лимитов, а в мире продолжает существовать страна с самой протяженной сетью автодорог, по которым можно легко преодолеть 1000 км за пять часов.
В первую очередь остров Мэн — коронные владения британской королевы в Ирландском море, которые не входят в состав Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. На острове есть свой язык, валюта и даже номерные знаки, но нет… ограничений скорости на загородных трассах, что делает его уникальным местом на Земле. Остров знаменит и тем, что с начала ХХ века здесь почти ежегодно проводится знаменитая мотоциклетная гонка Tourist Trophy, которая не зря носит титул самого опасного официального состязания людей и техники. Это соревнование настоящих сумасшедших, которые носятся по узеньким и живописным островным дорожкам (из 1100 км дорожной сети острова под трассу выделено около 60 км), прошивая насквозь города и деревни со средней скоростью более 210 км/ч и официально зарегистрированной «максималкой» в 331,5 км/ч! Неудивительно, что при таких скоростях хватает жертв: за все время проведения «Турист Трофи» погибло 255 (!) человек — гонщиков, зрителей, персонала. Удивительно, что подобное «жизнезатратное» мероприятие до сих пор существует в нашем безопасном и политкорректном мире. Как удивителен и сам факт отсутствия ограничений скорости на острове Мэн.
Не ожидали увидеть в этом списке Индию? Вот уж воистину — страна контрастов! Как правило, наше стереотипное мышление в отношении Индии рисует картины такого плана: много бедных людей, много простеньких и «убитых» мопедов, мотоциклов и моторикш, такие же автомобили, переполненный транспорт и полный хаос в дорожном движении по принципу «кто успел, тот и съел». Отчасти так оно и есть, и одна из наших иллюстраций этот факт подтверждает. Но мало кому известно, что в ряде южных индийских штатов (да-да, в Индии тоже штаты!) полностью отсутствовали ограничения скорости для легковых автомобилей! К таким относились, например, Андхра-Прадеш, Карнатака, Махараштра и Телангана.
Но есть ли в Индии на чем гонять? Еще смешнее выглядели ограничения в 200 км/ч для… грузовиков в некоторых штатах! Но в 2018 году лафа закончилась: в апреле национальный Союз Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог озвучил фиксированный предел скорости на скоростных магистралях в 120 км/ч, а на национальных шоссе — в 100 км/ч. Речь идет именно о легковушках (так называемая категория М1 — менее восьми посадочных мест), для грузового транспорта ограничения, естественно, более жесткие. Более того, местные органы власти в Индии с 2018 года уполномочены устанавливать самостоятельно и еще более низкие ограничения скорости.
Трасса Е11 — самая длинная автомобильная магистраль в Объединенных Арабских Эмиратах. Ее протяженность около 560 км, она соединяет два самых крупных города — Абу-Даби и Дубай, и заканчивается на границе с Оманом. Построили ее в 1980 году, а спустя десять лет основательно модернизировали. Это весьма внушительное инженерное сооружение с двумя разделенными направлениями по шесть полос в каждом и с масштабными развязками находится прямо в центре пустыни. Еще до начала 70-х годов сообщение производилось по так называемым песчаным тракам с полным равноправием среди машин, людей и верблюдов, но после 90-х эта трасса стала одной из самых быстрых в мире с лимитом в 160 км/ч, хотя пару лет назад его и снизили до общепринятых на скоростных магистралях ОАЭ 140 км/ч. Помимо этого, во многих регионах ОАЭ в конце 2018 года была отменена возможность превышения скорости на 20 км/ч без штрафа (как в России) — теперь штрафуют даже за 141 км/ч. Но и установленный на отметке 140 км/ч лимит делает дороги Эмиратов одними из самых быстрых в мире.
Скоростной автобан А1 — ключевая транспортная артерия Италии, построенная в 1964 году, протяженностью в 759 км. Этот motorway высшего класса А «струится» от Милана до Неаполя через величайшие города Болонью, Флоренцию и Рим. Магистраль А1 является частью европейских маршрутов Е35 и Е45, которые, таким образом, проходят насквозь почти через всю Европу — от Амстердама до Неаполя. Но нас интересует прежде всего именно итальянская часть этой дороги. Законодательно скорость в Италии ограничена на отметке аж 150 км/ч, но по факту на всех скоростных дорогах — и А1 в том числе — действует лимит в 130 км/ч. Впрочем, Италия — та самая страна ЕС, где почти никто не соблюдает ограничение скорости на загородных дорогах. А уж движение по автобанам на скоростях 170–180 км/ч — это и вовсе в порядке вещей. Удивительно, но и итальянские «карабинеры» смотрят на нарушителей обычно сквозь пальцы.
Мы решили объединить сразу четыре страны, где скоростной лимит на некоторых трассах установлен на отметке 140 км/ч — это Австралия, Болгария, Польша и… Казахстан! Начнем, пожалуй, по алфавиту — с Зеленого континента, который, безусловно, прославил фильм Mad Max 1979 года с Мелом Гибсоном и его тюнингованным «Перехватчиком» Ford Falcon. Правда, съемки фильма велись в западных штатах, тогда как ограничений скорости до 2007 года не было на севере. Сейчас же, когда на большей части Австралии установлен лимит в 110 км/ч, осталось лишь длиннющее шоссе Стюарта (2834 км), соединяющее города Дарвин на севере и Порт Августа на юге, где можно ехать 130 км/ч, а на безаварийном участке от Алис-Спрингс до Бэрроу Крик — и вовсе 140 км/ч!
Такой же лимит — 140 км/ч — действует на скоростных магистралях всего Казахстана (для легковых автомобилей и мотоциклов). Даже автобусам и грузовикам разрешено ездить по таким шоссе до 110 км/ч. А вот в Болгарии и Польше ограничение на большинстве дорог составляет 130 км/ч, но есть пара отрезков, где можно разогнаться и до 140 км/ч. В Польше — это шоссе А4 протяженностью 670 км, которое пересекает страну с запада на восток, связывая границы Германии и Украины. Кстати, это настоящий немецкий автобан, построенный Германией еще в 1930-х годах. В Болгарии 140 км/ч можно смело выжимать на шоссе «Тракия», которое соединяет столицу Софию и города Пловдив и Бургас (протяженность — 360 км). Его строительство было закончено относительно недавно — в 2013 году.
Известно, что на большей части территории Соединенных Штатов Америки действуют весьма строгие ограничения скорости, несмотря на огромное количество пустынных и прямых, как стрела, хайвеев. В большинстве штатов на магистралях нельзя разгоняться быстрее 70 миль/час (113 км/ч), на Гавайях лимит 97 км/ч, а в округе Колумбия и на Виргинских островах — и вовсе 89 км/ч. Самые протяженные шоссе с ограничением 80 миль/час находятся в штатах Юта и Вайоминг. Но единственным оплотом скорости, где дозволено передвигаться с максимально допустимыми в Америке 85 милями в час, является государственное шоссе Техаса (State Highway 130). Оно идет от Джорджтауна до Сан-Антонио через Остин, и на платном 66-километровом участке между трассами SH 45 и I-10 можно вполне законно ехать 137 км/ч.
Известный факт — дороги в России зачастую гораздо хуже, чем в развитых странах. Понятно, что шоссе в Европе, США или Эмиратах — это другой уровень проработки, качества и инфраструктуры. Поэтому вовсе не удивительно, что у нас по ПДД разрешено разгоняться лишь до 110 км/ч, и то лишь на автомагистралях. Уже неоднократно поднимался вопрос об увеличении до такого же предела скоростного лимита и на некоторых других шоссе, позволяющих безопасное движение с такой скоростью, но пока положительного решения так и нет. Тем не менее в России есть две современные трассы, построенные компанией «Автодор — Платные Дороги», расчетная скорость которых составляет даже 150 км/ч, а на некоторых участках ограничение сдвинуто до 130 км/ч. Речь идет о платных магистралях М11 (Москва — Санкт-Петербург) и М4 («Дон»). Таким образом, учитывая возможное превышение на 20 км/ч, с 258-го по 334-го км трассы М1 и с 51-го по 544-й км шоссе М4 в Воронежской области можно двигаться на легковом автомобиле с впечатляющей скоростью 150 км/ч. В дальнейшем скоростные участки (с лимитом до 130 км/ч) предполагается развивать, что не может не радовать.
И еще 130 км/ч
Аргентина, Венгрия, Австрия, Босния и Герцеговина, Хорватия, Дания, Литва, Ливия, Македония, Монголия, Украина, Черногория, Румыния, Сербия, Словакия, Чехия, Нидерланды, Греция, Люксембург
Ограничение скорости — 130 км/ч
В этой последней подборке стран нам и сказать-то особо нечего. Как уже было упомянуто выше и как вы можете судить по опубликованной в самом начале карте, самый распространенный скоростной лимит (особенно в Европе) — это 130 км/ч. Что подтверждает обширный список локаций, которые мы представили. И не нужно забывать, что в большинстве государств никто не будет выписывать вам штраф за превышение на 5–10 км/ч (хотя, например, в Швейцарии «обилетят» и за 1 км/ч), что позволяет еще немного увеличить скорость движения по магистралям и шоссе.