Недавно мы выяснили, что на рынке оборудования для сервисов доля отечественных производителей исчезающе мала. А инструмента практически и нет. То есть бренды с российской пропиской, конечно, существуют. Однако всю продукцию они заказывают в Китае. Придется с этим как-то смириться. Исключение — наборы от инструментальных заводов, своим видом и разнообразием типоразмеров вызывающие ностальгию по СССР. Естественно, непрофессиональные, однако вполне подходящие для гаражного использования.
К слову, и в Поднебесной в основном для российских брендов выпускаются комплекты а-ля совдепия. С одной трещоткой, без внутренних шестигранников и других бит, торксов и прочих хитрых головок. Даже без накидных/рожковых ключей и в жестяных боксах.
С другой стороны, даже самые именитые компании, специализирующиеся на автоинструменте, размещают свои производства в Китае. Что ж, это не повод упрекать их в снижении качества. И все же оно плавает. И на производствах под их контролем, и с учетом подделок. В конце концов, даже среди зарубежных брендов (подобно почти всем российским) есть много так называемых упаковщиков, которые заказывают продукцию на стороне и у разных поставщиков. Порой их меняют, и тогда становится непонятно, какого ожидать качества.
Само собой, тут следует разделять деятельность СТО, где инструмент трудится постоянно. И гаражные условия, в которых ключи-головки напрягаются не систематически. Сервисмены, перебрав кучу китайских и тайваньских брендов, приходят в итоге к одному-двум или трем производителям, дающим стабильное качество. Каким?
— Иногда приходится работать в гаражах клиентов и с их инструментом. Большинство из них не занимается сколько-нибудь сложным и постоянным ремонтом техники и поэтому покупает инструмент по принципу «красивый и не особо дорогой». Оказывается «голимый» Китай, которым можно, конечно, что-то отвернуть. Но только не хорошо затянутый крепеж, не говоря уже о закисшем. Работал с «Зубром», Stels, Matrix. Не покупайте! Доходило до того, что длинные головки лопались вдоль. А откручивая натяжитель JZ, свернул несколько шестигранников, пока не съездил за своей Sata. Давно уже пользуюсь продукцией этого производителя. И Jonnesway. За много лет ни в том, ни в другом случае ничего не ломалось. Воротки гнулись на головках в 30–32 мм, но грани держали. Причем не могу сказать, что, приобретая товары этих брендов сейчас, сталкиваюсь со снижением качества.
Что примечательно, в отзывах на сайтах крупных интернет-ритейлеров тишь да гладь. Максимум в 1–2% случаев жалуются на «сырые» скручивающиеся биты и на то, что трещотки перед применением необходимо смазывать. То ли накручен позитив, то ли красивый хромированный инструмент люди берут в декоративных целях — чтобы потешить свое эго. Словом, к отзывам надо относиться осторожно.
Вот еще одно мнение, и тоже из среды профессиональных ремонтников.
— Лет 15 назад покупали наборы «Арсенал». От них до сих пор остались какие-то ключи и головки. Тогда же приобретали Sata, и тоже что-то еще осталось. Хороший результат для профессиональной трудовой деятельности. Это с учетом того, что работаем пневмогайковертами, а они предъявляют особые требования к качеству металла инструмента. При невысоком быстро сглаживают грани головок. Jonnesway в этом отношении хуже. Даже без работы с пневмоприводом. Например, трещотки у этого производителя чересчур рано выходят из строя. Даже притом, что они в принципе под любыми брендами при постоянной работе служат недолго. Или вот съемник обойм подшипников — металл на обжимной части уже смялся.
Что-то приобретали из Ombra — не понравилось. Есть отвертки Airline — от контакта с маслом и бензином расслаивается пластик рукояток. А с некоторых пор перешли на инструмент Licota. Потому что есть местный дилер, и в первую очередь — из-за достойного качества. Нельзя не отметить различные «ноу-хау» под этим брендом. Хотя, не исключено, что-то подобное выпускают и другие производители. К примеру, разрезные накидные ключи с трещотками, которыми очень удобно откручивать тормозные трубки. Вот карданчик, который благодаря муфте превращается в обычный удлинитель.
Трещотки различных размеров без зубцов. Спасают в труднодоступных местах, где традиционными из-за их свободного хода работать невозможно.
Еще одна трещотка, выполненная в накидном ключе. Но в виде поворотного элемента.
Для любительского применения все это наверняка будет излишеством. Как, возможно, и качество названных мной фирм. С другой стороны, не стоит сбрасывать со счетов удобство пользования и то, что в гаражных условиях такой инструмент приобретет статус вечного. Кстати, остались у нас и советские еще ключи. Делаем из них разные подручные устройства, каких нет в продаже либо они удобнее заводских.
Антон провел нам экскурсию по инструментарию своего сервиса. И хотя, как правильно он отметил, многое из этого иметь в личном пользовании вряд ли целесообразно, что-то наших читателей, вероятно, заинтересует. Скажем, съемники (их еще называют щипцами, клещами, пассатижами) стопорных колец.
Или зажимы для хомутов (на фото внизу справа) и приспособления для снятия пистонов и клипс (слева).
При любой работе (даже в быту) могут понадобиться так называемые ручные тисы. А при извлечении потерянного в недрах моторного отсека крепежа трудно переоценить телескопический фонарик с магнитами на обоих концах.
Наверняка пригодятся и следующие головки. Производитель, к слову, упомянутый выше Airline, взяты на пробу.
Вместо кустарных скручивателей рулевых тяг можно использовать заводские.
Вместо труб — выбить-забить сайлент-блоки оправкой конкретного размера.
При замене поршневых колец стоит пользоваться стяжкой.
При замене пружин/амортизаторов — тем более. Правда, в данном случае сервис имеет целый комплект, причем для гаражного любителя «слишком» профессиональный.
Съемники для фильтров — удобное приспособление. Для себя достаточно иметь одну чашку под конкретный размер.
Их универсальные аналоги в виде зажимов, захватов и цепные надежную фиксацию обеспечивают далеко не всегда. Да и на рукоятку порой налечь места не хватает.
Скорее всего, без надобности будут в гараже комплект съемника руля, набор для завальцовки трубок и блокиратор распредвалов, рассчитанный на Ford Focus.
Другое дело комплект для утапливания цилиндров в задних суппортах. Мы говорим не о каком-то «премиуме», где это нужно делать программно. О вполне народных Hyundai и Kia. Поршни там ввинчиваются по канавкам, а позволяет это сделать приспособление на фото ниже. Если пытаться сжать, как обычно — суппорты на выброс.
Личные нужды подобный арсенал будет перекрывать на 1000%. Когда речь идет об японском second hand 90-х годов и начала 2000-х, тем более отечественных автомобилях и простых операциях, обойтись удастся элементарным минимумом. Допустим, вот таким набором.
При выполнении всего лишь ТО по типу дилерского (замена колодок, свечей, масел и других техжидкостей с «расходниками») в состоянии прожить долгие годы. Правда, здесь не хватает длинных головок (свечная не в счет) и бит, включая актуальные шестигранные. Воротки и трещотки с посадочным квадратом в ½ дюйма не очень удобны в работе под капотом. Придется докупить головки и все причитающееся им хотя бы в ¼ дюйма. В наборе или россыпью.
Вероятно, еще подобный комплект в 3/8. К тому же набор отверток, включая одну или две силовых. А также накидных/рожковых ключей от 8–10 мм до хотя бы 22 мм. Причем каждого желательно в двух экземплярах, чтобы иметь возможность зафиксировать крепеж.
Впрочем, на сей счет даже у непрофессиональных ремонтников есть иное мнение.
Николай
Любым ремонтом автомобиля занимается самостоятельно
— Более десяти лет назад приобрел вот этот чемоданчик Jonnesway.
Не скажу, что он пашет на износ. Однако перебирал, и не раз, всю подвеску, ремонтировал и обслуживал, в частности, с заменой ремня ГРМ двигатель, снимал головку блока. За это время свернул только одну крестовую биту, и то ударным шуруповертом. Биту на фото ниже на зиму «посеял» на даче. Весной «взошла». Пользоваться можно, а могла ведь сгнить безвозвратно.
Через этот элемент чем только не тянул — всеми возможными удлинителями и трубами. Тоже думал, что порвется. Выдержал.
Поэтому, докупая удлинители и головки от 10 до 13 мм на 1/2, опять же выбирал Jonnesway.
Имеется инструмент и других производителей — накидные ключи с трещотками и ключи для трубок. Пока работают, хотя последний неудобен.
А по-настоящему Jonnesway подвел лишь однажды. Надеялся, что извлечь срезанные и рассверленные болты помогут экстракторы. Но грани их обратной резьбы предательски завальцевались с первого же раза. Видимо, не все у фирмы стабильного качества.
К Jonnesway по поводу резьбы была еще одна претензия — съело первые витки на стяжке пружин. Поправил.
Сами стяжки нормальные. Как и их аналог от Force с подвижными лапками. Только таким, размещая его внутри витков, удалось стянуть передние пружины на моем Crown.
Советская заводская и самодельная — на подхвате. Их «зацепы» на мощные пружины не рассчитаны — разгибаются.
Помимо этого есть манометр для измерения компрессии, рассухариватель клапанов, стетоскоп.
Набор съемников для шаровых и рулевых наконечников.
Три динамометрических ключа. Отечественный достался от отца и им не пользовался. К Jonnesway нареканий нет, но по усилию он часто бывает недостаточен. А Ombra только ждет своего применения.
Поскольку немало пришлось повозиться с мостом, соорудил обратный молоток для выбивания полуосей. Заодно приобрел стойки-пирамидки, которые удобнее деревянных чурок, и несколько гидродомкратов, выполняющих функции подъемников.
Хотелось бы обзавестись еще эндоскопом и зеркалом — чтобы и в цилиндры заглядывать, и в другие малодоступные места. Основная же проблема — недостаток места в гараже (и по этой же причине освещения). Всякие квартирные ремонты-переезды превращают его в перевалочную базу для мебели. Иной раз надолго.
В общем, аппетит приходит во время. Начинаешь с замены масла, и постепенно затягивает. Инструмент уже приобретается сообразно восстановительным операциям. А они, бывает, лежат далеко за пределами простого обслуживания или ремонта подвески. Вносят поправки в необходимый инструментарий и нюансы двигателей, притом необязательно самых современных.
— Как-то получилось, что при демонтаже агрегатов сразу стал обходиться безо всяких лебедок-«лягушек», подвешенных к потолку, траверс для вывешивания двигателя и гидростоек, опускающих установку вниз. Делаю все в одиночку, техэтаж глубиной более двух метров. Как потом вытаскивать оттуда коробку и тем более двигатель? Использую обычные домкраты, у меня их пять штук.
Коробка снимается достаточно легко. Двигатель — не очень. Из-за того, что «автомат» оставался в моторном отсеке и не был снят шкив коленвала, в четыре руки не смогли вынуть через верх блок QR20 с поршневой группой. Тогда опустил его на пол и, приподняв домкратами переднюю часть автомобиля, протащил справа, через колесную арку.
Чтобы открутить болт шкива, купил недешевый стопор, но сразу же погнул его — оказался очень хлипким. Пришлось изобретать следующую конструкцию.
Так что сварочный аппарат (как и умение им пользоваться) в гараже считаю тоже предметом первой необходимости. Заодно и «болгарка», и электронаждак. С их помощью можно сделать, например, подобное. Это блокиратор шкива коленвала на двигатель Honda Fit.
Что касается ключей и головок, то более десяти лет назад обзавелся набором Sata. В нем есть все необходимое, включая три трещотки, длинные головки, торксы и накидные ключи опять же с трещотками.
Брал в Китае, что само по себе вызывает определенные подозрения. Однако за все время «удалось» свернуть лишь один шестигранник.
Разумеется, пользуюсь различными съемниками, скручивателями рулевых тяг, стяжками для пружин (на Fit можно сжать руками!). Зажимом для притирки клапанов. А вот разнообразный специнструмент для снятия хомутов и стопорных колец пока считаю лишним. Достаточно пассатижей с разными губками и отверток.
При этом я не отказал себе в удовольствии попробовать рассухариватель клапанов, который применяется на снятой головке и фиксирует клапан со стороны тарелки.
Мой набор Sata не заставляет докупать какие-то традиционные ключи и головки. Тем не менее тот же простейший QR20 пару раз подкидывал сложные задачки. Для решения одной был вынужден приобрести своеобразное приспособление. Откручивал им лямбда-зонд. Казалось бы, объемная получается конструкция, однако, как выяснилось, именно таковая позволяет добраться до датчика.
Второй раз удивился, когда раскидал двигатель до блока балансирных валов. Три болта его оканчиваются классическим шестигранником на 12 мм. Остальные три — специальным профилем 8TS. Похоже, это такая чисто ниссановская защита от дурака. Чтобы увидели, напугались и не полезли дальше. Головки, между тем, есть в свободной продаже.
Не хватает мне самой малости — времени для обустройства собственного гаража, который недавно приобрел. Пока автомобиль стоит в съемном боксе, в котором нет верстака. Не оборудуешь его тисами, желательно покрупнее, чтобы можно было запрессовывать какие-то детали. Когда-нибудь, вероятно, приобрету гидравлический пресс для тех же операций. Может быть, не откажусь от подкатного домкрата, как на шиномонтажках, хотя в гаражной тесноте его польза вовсе не очевидна или сомнительна.
В заключение об автохимии. Не будем тут разбирать разную экзотику вроде «пятиминуток», раскоксовок и прочего «димексида». Все-таки сугубо специализированные средства. Но бензин-калоша или керосин, растворитель, очиститель карбюратора и препараты типа Profoam 1000 — едкого и потому отмывающего практически любые масляные отложения — должны по необходимости быть в каждом гараже. Как сам недавно выяснил, обычный автошампунь в сочетании с мойкой высокого давления вроде Karcher — тоже дает хороший чистящий эффект. Вот он на примере крышки ГРМ. И никаких вам ядреных составов.
Разве что Керхер — это недешево и требует большого количества воды. Баллончик же проникающей смазки надо иметь под рукой в обязательном порядке. Кто-то «подсел» на WD-40, хотя этот чересчур универсальный продукт не в полной мере гарантирует разъединение заржавевшего крепежа. Существуют узконаправленные препараты, например, под брендами Hi-Gear и CRC.
Выпускают их и масляные компании. К примеру, Liqui Moly. Этот препарат нам рекомендовал один из респондентов — как обладающий отличной проникающей способностью, долго не испаряющийся с поверхности и легко дозируемый. В отличие от того же WD-40.
Мы намеренно не приводим стоимость отдельных позиций — все слишком индивидуально. Но по минимуму реально уложиться в 4000–6000 рублей. А максимум, как вы понимаете, может быть очень и очень далек от начальных значений.