Традиция привлекать помощников к осмотру автомобиля в народе имеет давние корни. Как говорится, одна голова хорошо, а две лучше. Но есть здесь и российская беда — на помощь зовут всех подряд. Брат, сват, кум — люди, порой совершенно не разбирающиеся в устройстве автомобиля, но имеющие непререкаемый авторитет в глазах покупателя. Иногда решающее слово остается за генеральным спонсором покупки (скажем — тесть), который выносит свой суровый вердикт на основании богатого жизненного опыта или замшелых стереотипов. Во многих случаях в данном варианте получается по принципу «Хотели как лучше — получилось как всегда».
Услуга автоподбора, собственно, и создана для того, чтобы уберечь покупателя от дальнейших трат нервов, времени и денег. По идее, плата за эти услуги должна многократно окупиться. Ведь выбор доверяется специалисту, который отсеет хлам на стадии поиска, и уж тем более не допустит, чтобы в руки клиента попал проблемный экземпляр. Это в идеальном случае, иногда встречаются досадные исключения.
Но об этом позже.
На первый взгляд может показаться, что к автоподборщикам обращаются исключительно профаны, ничего не понимающие в автомобиле. Это не совсем так. Да, среди клиентов немало новичков, покупающих первую машину. Но солидную часть составляют вполне опытные и зрелые автомобилисты. Мотивы следующие. Одни банально не имеют времени на «смотрины» и делегируют эти полномочия подборщику. Вторые хотят подстраховаться и, устав от доморощенных «советчиков», обращаются к профессионалу своего дела. Часто это бывает при переходе на новую марку или более дорогую модель. Интересная подкатегория: пересадка с Жигулей на Мерседес. Например, какому-нибудь главе лесхоза с неба падает энная сумма, и дабы не ударить в грязь лицом перед коллегами и родней, он нанимает помощника. Тарифы на услуги не отпугивают даже самых закостенелых консерваторов — когда в кармане вдруг завелся миллион, грех не заплатить человеку тысяч 10–15. Отдельная история — милые дамы, которые не хотят стать жертвой обмана. Весной, в разгар эпидемии, наблюдался всплеск обращений к автоподборщикам. Покупатели опасались за свое здоровье, а некоторые из-за жестких ограничений и вовсе не могли покинуть свое жилище. Наконец, в стране существует огромный спрос на дистанционный осмотр, особенно на автомобили в регионах-«донорах» (Москва, Питер, Казань, Екатеринбург, Владивосток). Тут все понятно — покупатель не имеет возможности произвести личный осмотр и доверяет эту миссию специалистам на местах. В любом случае клиент должен быть готов оплатить услуги специалиста по автоподбору.
Как складывается ценообразование в данном секторе? Вот типичные цены. Осмотр одного автомобиля — 2000–3000 рублей, эксперт на день — 8000–10 000 рублей, работа под ключ начинается от 15 000 и до бесконечности. Верхняя планка прайса равняется стоимости бодрых Жигулей. У некоторых стоимость услуг зависит от цены автомобиля. Отдельные подборщики работают за процент с торга.
Ясно одно: любителям «посмотреть за косарь» тут делать нечего.
За что такие деньги? Этот вопрос возникает у подавляющего числа желающих поработать с подборщиками. Эту категорию не волнует будущая экономия от покупки беспроблемного автомобиля. Скептики восклицают: «Какие ресурсы тратит уважаемый специалист, запрашивая такие гонорары?». Ответ простой: мониторинг сайтов, звонки, выезды, тест-драйвы требуют не только глубокого знания темы, времени, но и определенных финансовых затрат.
К тому же специалист должен располагать инструментарием для диагностики на месте. Не помешают и связи, которые помогут оперативно «пробить» машину на юридическую чистоту.
Дмитрий Рогов, специалист по автоподбору (Москва)
— Основной наш арсенал — хороший фонарик, знания и опыт. Остальное зависит от объекта осмотра. Это может быть профильный сканер, набор ключей, пластиковые съемники для разбора салона и так далее.
Сколько нужно заплатить, чтобы купить хорошую машину? Ответ на этот наивный вопрос зависит от многих но. Иногда везет, и удается обойтись парой тысяч за дистанционный осмотр. При условии, что покупателю улыбнулась удача и он смог найти хороший вариант, позвонить первым, договориться об осмотре, по сути, выполнить часть функционала подборщика самостоятельно. Но «перекупы» не дремлют и могут запросто обойти вас. Есть даже присказка: «пока вы звоните по объявлению, там люди уже договор пишут». Поэтому многие просто заказывают подбор под ключ, чтобы все тяготы поиска, осмотра и «пробива» взял на себя исполнитель.
Владимир Морозов, специалист по автоподбору (Казань)
— Если речь идет о проверках тех вариантов, что выбрал сам клиент, то процент плохих автомобилей довольно большой. Но я, со своей стороны, делаю все, чтобы клиент не тратил время на осмотр проблемных автомобилей. Такие экземпляры видны опытным взглядом уже по объявлению. Количество выездов при поиске под ключ, как мне кажется, должно быть минимальным. Так как клиент платит не за видимость работы, а за конечный результат. И мастерство специалиста по подбору можно оценить не количеством проделанной работы, а по качеству приобретенного автомобиля.
На старте сотрудничества от клиента требуются конкретные стартовые данные для поиска. Если принять в работу размытые критерии, то велик риск отказов клиента от предложенных вариантов. Этим часто грешат заказчицы-женщины, желая «что-нибудь красивое тысяч за 500», но отвергая потом вполне пристойные экземпляры из-за непонимания — что же все-таки нужно. Максимально конкретный запрос снимает этот головняк. Лишь бы рынок смог предложить маневр для поиска, а вот с этим порой беда. Дело даже не в заказах на экзотику (за такие мало кто возьмется), а в банальном желании клиента найти идеал «за три копейки». Тут уже на старте с клиентом надо провести разъяснительную работу, иначе процесс может быть безрезультатным.
Николай Белых, специалист по автоподбору (Красноярск)
— Если клиент отказывается от хорошего, на наш взгляд, автомобиля, мы обговариваем критерии еще раз, чтобы затем попасть в точку наверняка. Если и от второго автомобиля отказывается, то в одностороннем порядке договор считаем исполненным. Подборы, которые невозможно выполнить на отлично при указанном бюджете, не подписываем. Предлагаем воспользоваться любой другой нашей услугой.
У этой услуги есть и обратная сторона медали. Собственно, подобная практика сильно дискредитирует этот бизнес в глазах потенциальных клиентов. Многие полагают, что автоподборщики поголовно получают процент от продавца. Выглядит это так: вступая в сговор, специалист «рисует» хороший отчет, закрывая глаза на недостатки. После сделки он получает от продавца вознаграждение, которое может даже превышать стоимость услуги, которую оплачивает клиент. Двойной профит!
Хорошо прокатывает на новичках, женщинах и всех тех, кто не особо разбирается в теме. Можно отвести глаз от любого косяка: в лучшем случае это будут безобидные огрехи по ходовой, в худшем — умирающие ДВС или трансмиссия. В общем, типичная схема хрестоматийных «перекупов», впаривающих хлам за рыночную цену. Самое горькое в этой ситуации, что специалист по автоподбору как раз призван оградить покупателя от подобных элементов с их «ведрами», но, пользуясь кредитом доверия, умудряется проворачивать такие сделки. Уважающие себя подборщики такие методы не практикуют: есть риск испортить репутацию навсегда. Вот и наши респонденты все как один заявили о решительном осуждении откатов.
Как оказалось, инициаторами схемы чаще всего выступают продавцы.
Владимир Морозов
— Откаты? Предлагают постоянно. Сумма чаще всего в диапазоне 5000–15 000 рублей. На что отвечаю: «Извините, репутация не продается». Один из таких продавцов даже честный отзыв на меня написал после того, как я отказался.
Еще один индикатор доверия — является ли деятельность по автоподбору основной или это заработок, который идет параллельно с куплей-продажей автомобиля.
Обычно автоподборщики всячески открещиваются от перепродажи машины, хотя это может напомнить войну пчел против меда. Тем более что почти все они начинали как раз в этой сфере либо менеджерами в автосалоне. Объяснение мы уже приводили: автоподборщик — это прежде всего эксперт, а не перепродавец.
Соприкоснуться с деятельностью, где бал правит жажда прибыли и искажение достоверной информации, — значит испортить свое реноме.
Николай Белых
— Оказываем услуги с 2014 года. Это основное и единственное направление. Выкупом и продажей автомобилей не занимаемся, с автосалонами не сотрудничаем.
При этом существует устойчивая когорта подборщиков-«перекупов», которые не прочь заработать копейку, помогая в поиске и диагностике. Обычно они сопровождают покупателя при осмотрах. От продавца род своих занятий не скрывают. Некоторые делают свое дело спокойно, указывая на реальные недочеты и вынося справедливый вердикт. Другие же свою миссию видят в торге «до слез», всеми правдами и неправдами сбивая цену.
Как найти автоподборщика? Достаточно вбить в поисковик нехитрый запрос, и к вашим услугам специалисты на любой вкус. Они плотно оккупировали соцсети, например, в сети «В контакте» уже свыше трех тысяч сообществ по данной тематике.
Страница тру-подборщика содержит всю необходимую информацию: условия сотрудничества, подробный прайс, вопросы и ответы и, конечно же, примеры выполненных работ. В Инстаграме наших героев тоже предостаточно. А куда же без Ютуба? В недавнем обзоре мы рассказывали про самых популярных видеоблогеров. Если брать чисто специализированные аккаунты, заточенные под автоподбор, то сразу на ум приходит Ваня Килин из Владивостока.
Но хочется рассказать о другом приморце. В старые добрые времена, когда еще не было соцсетей и Ютуба, популярным способом провести дистанционный осмотр был форум. В нулевых на Дроме наблюдался взрывной рост форумского движения. Главным вектором в те времена было Приморье: сюда ехали за машинами, именно тут искали людей, которые могут посмотреть интересующий вариант. Именно тогда началась карьера нашего героя. Даем слово Евгению Scorpion:
— Приветствую старую гвардию! Первый заказ как сейчас помню: был июнь 2008 года. Подобрал и купил Nissan Fairlady 350Z для покупателя из Москвы. Пришлось ночевать в машине, боялся, что могут угнать. Утром тормознули инспекторы, попросили проехаться за рулем. Только отправил автомобиль, подвернулся клиент из-под Иркутска, бегали вместе с ним по рынку в поисках Toyota Mark II в 110-м кузове. Потом был заказ на Марк-самурай, да еще с перегоном в Новороссийск. Пока ехал, обогнал ту самую Fairlady, которая шла на поезде в Москву. Веселые были времена. Сейчас все более спокойно и цивилизованно. Работал и с отправкой запчастей, и с аукционами, в итоге вырос до собственной компании по поставке автомобилей из Японии. Но подбор по-прежнему актуален. Приходится конкурировать с армией автоподборщиков-ютуберов. За копейки не работаем, откаты не просим. Недавно был забавный эпизод: сам продавал машину, приехал новомодный подборщик, ничего толком не посмотрел, зато сразу начал диалог с суммы в 15 000 рублей отката. Занавес.
Основная база нашей клиентской аудитории — сарафанное радио. По-прежнему работаем со всей страной. А ведь все началось с форума, и по сей день оттуда идет поток клиентов. Многолетняя безупречная репутация намного ценнее, чем раскрученный Инстаграм-аккаунт.
На форуме можно не только найти подборщика, но и получить полную информацию об его деятельности. Вспомним эпизод с «Колхидой» — небольшой фирмой, которая помогала осматривать автомобили в Москве для покупателей из регионов. До поры до времени все шло гладко. Но в 2012 году один клиент из Омска решил заявить о ненадлежащем качестве оказываемых услуг, и понеслось... Тема на форуме разрослась на 157 страниц, а имя «Колхида» стало синонимом обмана.
Но несмотря на подобные инциденты, форум Дрома был и остается местом, где можно найти человека, который согласится посодействовать в осмотре. Причем в качестве оплаты тут принимают коньяк, символический взнос на телефон, а иногда и просто человеческое «спасибо». Особенно дружеская атмосфера царит в небольших нишевых разделах, где все друг друга знают и при случае помогают.
Пора подкрепить теорию практикой. Мы решили обратиться к услугам подборщика и понять, насколько они облегчают жизнь покупателю. В роли специалиста выступил Роман, бывший менеджер большого автосалона трейд-ин в Москве. Сейчас он работает самостоятельно, помогая приобретать автомобили под заказ в регионах. В роли покупателя выступила Дарья. В настоящий момент у нее Honda Civic 2001 года, но, переехав в поселок в 35 км от города, девушка решила сменить автомобиль на более стойкий к пригородным дорогам.
Задача: подобрать кроссовер Тойота бюджетом до 700 000–800 000 рублей в своем регионе. Привод, объем двигателя не имели значения. Главное — отличное техническое состояние и не черный цвет. Стоимость услуг — 15 000 рублей. Расчет был на дорестайлинговый RAV4 третьего поколения. Поиски начались 23 мая. За первую неделю удалось посмотреть три варианта, но они оставили не самое радужное впечатление. Один достойный автомобиль ушел прямо на глазах через час после выхода объявления. В начале июня был найден подходящий вариант, который понравился Даше, однако выяснилось, что машина имеет ограничения в регистрации из-за долга в 42 000 рублей. Хозяин уверял, что погасит задолженность после расчета и будет лично присутствовать при регистрации «до победного конца». Однако такой вариант не устроил заказчицу.
Развязка наступила неожиданно. Знакомая автоподборщика собралась за новым автомобилем (привет, кризис!), а свой RAV4 решила сдать в трейд-ин. После калькуляций выяснилось, что выгоднее продать машину за живые деньги. В итоге Дарье был предложен следующий вариант: рестайлинговая Toyota RAV4 2011 года, белый цвет, мелкие косметические недостатки, отличное техническое состояние, два комплекта резины, сервисная книжка и одна хозяйка. Цена вопроса — 800 000 рублей при средней стоимости 850 000–900 000!
Конечно, определенную роль здесь сыграло везение. Но удача имела под собой основу в виде обширного круга клиентов и знакомых автоподборщика.