Разумеется, у производителей прайсы меняются разносторонне. Обычно базовую стоимость стараются сильно не тревожить, чтобы не испортить «вывеску», тогда как отыгрываются на более дорогих версиях. Бывает и наоборот. Поэтому есть смысл указать не только базу, но и стартовые цены ходовых комплектаций. Свою лепту в ценообразование вносит пересмотр версий и оснащения в текущем модельном ряду. Кроме того, часть моделей появились уже ближе к концу 2019 года, и динамику логично показать сразу за весь период присутствия на рынке. И конечно, на восприятие ценовой картины влияют относительные показатели. Скажем, рост в 30 000 рублей для машины стоимостью миллион есть не одно и то же, как для машины ценой в полмиллиона. Ниже список моделей выстроен в том порядке, какой они занимают на сегодня в рейтинге продаж (за небольшим исключением).
Многие производители при этом ссылаются на ослабление рубля по отношению к ведущим валютам. Здесь ситуация такова: в конце прошлого года рубль по отношению к доллару колебался в районе 62–64,4 единицы, сейчас — от 68,3 до 72,2 рубля за $. Таким образом, рост курса доллара составил примерно 10–12 процентов.
Текущий лидер национального рейтинга продаж — он же наиболее доступный автомобиль эконом-класса. В ноябре 2019 года мы фиксировали базовую цену за машину в кузове седан в 444 900 рублей, а сейчас имеем цифру 470 900 — дороже на 26 000 рублей. Притом более мощные и оснащенные варианты прибавили на бóльшую величину. Так, версия Comfort с двигателем 1,6 л в 98 сил в паре с гидромеханическим «автоматом» оценивалась в 596 500 рублей, а стала стоить 630 500 рублей — то есть разница уже в 34 000 рублей. Комплектация Luxe c двигателем 106 л.с. в составе с «роботом» теперь обойдется 634 800 рублей — дороже на 30 000 рублей (с «ручной» коробкой на 25 000 доступнее).
Базовая цена Lada Granta — 470 900 рублей. Отношение к показателю конца 2019 года — +6%.
Второй номер в рейтинге продаж показал более весомое увеличение цен, в том числе в базе: вместо цифры 606 900 (за седан) в ноябре 2019 года теперь видим 653 900 — рост на 47 000 рублей. Притом «жирная» комплектация Luxe Multimedia с двигателем 1,6 л (106 л.с.) «потяжелела» всего на 29 000 рублей (824 900), тогда как с мотором 1,8 л (122 л.с.) рост составил 54 000 — до 859 900 рублей. Но более всего подорожала версия с заимствованным силовым агрегатом, появившимся в линейке в ноябре 2019 года — двигатель 1,6 л в 113 сил в союзе с бесступенчатой автоматической трансмиссией. Базовая цена за такую выросла до 860 900 рублей — на 62 000 «пунктов».
Базовая цена Lada Vesta — 653 900 рублей. Отношение к показателю конца 2019 года — +8%
Третьим в списке народных избирателей значится бестселлер от Kia. Прибавка за полгода сравнительно скромная — на 20 000 рублей. Причем не только за базовую версию с двигателем 1,4 л в 100 сил — 794 900 рублей, но также за улучшенную Classic Audio — 829 900 рублей, и версию Comfort c 1,6 л (123 л.с.) — теперь с более мощным мотором цена минимум 879 900 рублей. То же самое относится и к приподнятому хэтчбеку Kia Rio X-Line: рост на 20 000 рублей как за стартовую версию с 1,4 л (теперь 909 900 рублей), так и Luxe с двигателем 1,6 л (999 900).
Базовая цена Kia Rio — 794 900 рублей. Отношение к показателю конца 2019 года — +3%.
С декабря 2019 года базовая версия кроссовера поднялась в цене на 30 000 рублей, достигнув 987 000 рублей. Это, напомним, за двигатель 1,6 л (123 л.с.) в составе с «механикой» и передним приводом. Однако вторая и более реальная (по оснащению и наличию) для потребителей версия Active стала дороже на 45 000 рублей, уверенно поглотив миллион — цена теперь 1 055 000 рублей. Настолько же выросла стоимость в этом уровне оснащения за версии с полным приводом — до 1 135 000 рублей с учетом механической коробки передач. Еще в 2019 году на российском рынке была заявлена слегка обновленная модель, цены которой выше на 3000–7000 рублей в зависимости от комплектации.
Базовая цена Hyundai Creta — 990 000 рублей (новая модель). Отношение к показателю конца 2019 года — +3%.
Уходящее поколение седана, успешно продержавшееся в России с момента презентации в 2010 году, свою цену сильно не завысило: наценка в 2020 году составила всего 17 000 рублей — база выросла до 716 000. Причем на такую величину подорожали все комплектации и варианты по двигателю. То есть и с «прошитым» до 110 сил атмосферным 1,6 л (теперь минимум 843 900 рублей), и с турбомотором 1,4 л в 125 сил — минимум 993 900 рублей. Но в мае 2020 года компания объявила цены и открытие заказов на новый VW Polo, который стал лифтбеком, где и названия комплектаций другие, и стоимость выше — базовая цена с двигателем 1,6 л (90 л.с.) составляет 792 900 рублей, то есть сразу на 76 000 рублей больше, чем у предшественника.
Базовая цена VW Polo — 716 000 рублей (старая модель). Отношение к показателю конца 2019 года — +2,4%.
К концу 2019 года автомобиль имел такую цену за начальный вариант Active — 746 000 рублей с учетом базового двигателя 1,4 л в 100 сил. Сейчас его стоимость 766 000 рублей — то есть не слишком большой рост, на 20 000 рублей. Немного больше, на 26 000 единиц, подросли цены за улучшенную комплектацию Active Plus: до 845 000 рублей с тем же мотором и до 870 000 рублей со старшим двигателем 1,6 л (123 л.с.). Однако с февраля 2020 года на российском рынке представлена обновленная модель, у которой названия и суть комплектаций остались прежними. Так вот, если сравнивать с ценами на прежнее издание конца 2019 года, то сегодня модернизированный Solaris в базовом исполнении предлагается дороже на 29 000 (775 000 рублей), а вот более оснащенные версии — уже на 37 000 рублей (856 000 и 881 000 соответственно).
Базовая цена Hyundai Solaris — 775 000 рублей (новая модель). Отношение к показателю конца 2019 года — +4%.
Модель нового поколения в России начали продавать, по сути, с ноября 2019 года (формально — с 30 октября), поэтому есть смысл охватить сразу всю историю продаж, то есть сравнить стартовые цены через восемь месяцев. Так вот, если изначально базовая стоимость за машину была 1 756 000 рублей, то теперь она 1 852 500 рублей — рост на 96 500 рублей. То же самое у следующей комплектации Comfort: как с передним, так и полным приводом (и в обоих случаях только вариатор) — 2 076 500 и 2 182 500 рублей соответственно. Но и это не рекорд: японский кроссовер с топовым двигателем 2,5 л (199 л.с.) в паре с 8-диапазонным «автоматом», начав с 2 280 000 рублей, сегодня просит 2 383 500 — прирост на 103 500 рублей.
Базовая цена Toyota RAV4 — 1 852 500 рублей. Отношение к показателю конца 2019 года — +5,5%.
Вазовский бюджетный минивэн в ноябре 2019 года в базовой версии с двигателем 1,6 л (87 л.с.) предлагался за 597 900, а сейчас за 635 900 рублей — с тех пор цена повысилась на 38 000. Однако подорожание проходит равнозначно: на такую же сумму поднялась стоимость всех комплектаций машины. То есть не только пятиместные, но и версии на семь посадочных мест — сейчас цена за такую минимум 714 900 рублей (было 676 900). А также более мощные варианты с двигателем в 106 сил, который появляется начиная с версии Comfort — цена 730 900 рублей (было 629 900).
Базовая цена Lada Largus — 635 000 рублей. Отношение к показателю конца 2019 года — +6,4%.
В декабре 2019 года стоимость базовой версии Trendline с двигателем 1,4 л в 125 сил и передним приводом сохранялась на уровне 1 499 000 рублей, хотя другие комплектации уже стали дорожать. На сегодня базовая цена 1 659 000 рублей — рост на 160 000 рублей. На такую же сумму повысилась стоимость версий cо 150-сильным турбомотором: цена за начальный уровень Connect теперь 1 939 000 рублей, а комплектация Offroad с полным приводом оценивается в 1 969 000 рублей за исходное исполнение с механической коробкой передач. Однако за этот промежуток времени поменялся набор версий: в качестве второго уровня оснащения появился вариант Go, который по сравнению с ушедшим Winter Edition стал дороже на 80 000 рублей — это 1 739 000 рублей с учетом 125-сильного двигателя. Вместе с тем комплектация Exclusive, которая сразу включает 150-сильный турбомотор, 6-ступенчатый «робот» и полный привод, теперь стоит минимум 2 149 000 рублей, что показывает удорожание на 210 000 рублей.
Базовая цена VW Tiguan — 1 659 000 рублей. Отношение к показателю конца 2019 года — +11%.
Базовая цена данной модели в ноябре 2019-го составляла 577 000 рублей, а сейчас в прайсах видим 625 000 рублей — рост на 48 000. Вторая, более востребованная версия Life в цене увеличилась меньше, но все равно заметно — на 44 000, достигнув 689 000 рублей. В то же время, по логике, более доступной стала топовая комплектация Style, где наценка составила только 20 000 рублей. Причем это касается всех трех версий по двигателям: мощностью 82 л.с. — 791 000 рублей, 113 л.с. — 831 000 рублей и 102 л.с. с учетом работы только в паре с 4-диапазонным «автоматом» — 861 000 рублей.
Базовая цена Renault Logan — 625 000 рублей. Отношение к показателю конца 2019 года — +8,3%.
В конце 2019 года этот кроссовер предлагался по 719 000 рублей за базовую комплектацию — с двигателем 1,6 л и передним приводом. Сейчас цена 777 000 рублей — машина «потяжелела» на 58 000 рублей, то же самое касается полноприводной версии в базовом оснащении (теперь 840 000 рублей). Однако рост цен по другим позициям неоднородный. Так, если акцентировать внимание на версиях 4WD, то в улучшенной комплектации Life стоимость с двигателем 1,6 л возросла на 42 000 рублей — до 942 000. Тогда как с мотором объемом 2,0 л (143 л.с.) и турбодизелем 1,5 л (109 л.с.) цена поднялась на 63 000 рублей — до 1 061 000 и 1 100 000 соответственно.
Базовая цена Renault Duster — 777 000 рублей. Отношение к показателю конца 2019 года — +8%.
Традиционный вазовский внедорожник в ноябре 2019 года стоил 523 900 рублей за базовую версию Classic. Сегодня автомобиль предлагается за 572 900 рублей — стал дороже на 49 000. Если же обратиться к его «тюнинговой» версии Urban, которая сразу предлагается в оснащении Luxe, то расклад иной: с 586 900 до 649 900 рублей — прирост уже на 62 000. Еще больше подорожал удлиненный пятидверный вариант (тоже Luxe в базе) — с 625 900 до 691 900, то есть на 66 000 рублей.
Базовая цена Lada 4x4 — 572 900 рублей. Отношение к показателю конца 2019 года — +9,4%.
Популярный и локализованный в России седан не стал затворником рынка — подорожание прошло в несколько этапов, и оно довольно заметно. В конце 2019 года цена базовой комплектации «Стандарт» составляла 1 573 000 рублей, а на сегодня достигла 1 690 000 рублей — подъем на 117 000 рублей. И такая величина касается всех моделей с базовым двигателем 2,0 л (150 л.с.). Более мощный вариант с 2,5 л (181 л.с.) стал еще дороже: его начальная версия «Стандарт Плюс» выросла на 131 000 рублей — с 1 750 000 до 1 887 000 рублей. Но более всего подорожал седан с топовым мотором 3,5 л (249 л.с.): цена его стартовой версии Люкс Safety с 2 324 000 рублей подскочила до 2 478 000 — на 154 000 рублей.
Базовая цена Toyota Camry — 1 690 000 рублей. Отношение к показателю конца 2019 года — +7,4%.
Если исходить от ситуации начала 2020 года (январь), то ценовая динамика еще не выглядит пугающей. Базовая цена с двигателем 1,6 л в 110 сил с 1 119 000 подросла до 1 140 000 рублей — на 21 000 рублей, хотя версия с «автоматом» подорожала на 25 000 рублей (с 1 195 000 до 1 220 000). На такую же величину (то есть 25 000 рублей) локализованный в России лифтбек С-сегмента подрос и в своей более мощной версии с турбомотором 1,4 л (150 л.с.) — с 1 206 000 до 1 231 000 рублей.
Базовая цена Skoda Octavia — 1 140 000 рублей. Отношение к показателю конца 2019 года — +2%.
Чешский лифтбек в ноябре 2019 года предлагался за 797 000 рублей в базовой комплектации Active, а сегодня в прайсах цена 829 000 рублей — рост за этот период на 32 000 рублей. Но его время ушло: с марта 2020 года начался прием заказов на обновленный Skoda Rapid, к сегодняшнему моменту он уже сильно вытеснил старый лифтбек из предложений дилеров — осталось ограниченное количество. Для продолжателя вернули в строй базовую комплектацию Entry (без кондиционера), благодаря чему удалось предложить стартовую цену в 792 000 рублей. Если же сравнивать комплектации Active, то она так же, как и для предшественника, составляет 829 000 рублей. Впрочем, для обновленной модели пересмотрены основные комплектации и цены, сравнивать с прежним вариантом не совсем корректно, поскольку в новой редакции, например, версия с турбомотором 1,4 л (125 л.с.) стала доступнее.
Базовая цена Skoda Rapid — 829 000 рублей. Отношение к показателю конца 2019 года — +4%.
В конце 2019 года этот локализованный в России кроссовер предлагался по 1 641 000 рублей за базовую версию XE с мотором 2,0 л (144 л.с.), механической коробкой передач и передним приводом. Сейчас — 1 718 000 рублей — рост на 77 000. С вариатором наценка такая же — теперь минимум 1 779 000 рублей, а вот в составе с полным приводом и в улучшенной комплектации XE+ прибавка поменьше — на 69 000 рублей с минимальным результатом 1 901 000 рублей. Начальная версия SE для старшего двигателя 2,5 л (171 л.с.), которая сразу «упакована» вариатором и полным приводом, подорожала на 57 000 рублей — с 2 003 000 до 2 060 000 рублей.
Базовая цена Nissan X-Trail — 1 718 000 рублей. Отношение к показателю конца 2019 года — +4,7%.
Теперь отметим модели, которые не входят даже в Топ-25 национального рейтинга продаж, однако тоже имеют свое влияние в массовых категориях авторынка.
Так, седаны Kia Cerato занимают второе место по продажам в С-сегменте (после Skoda Octavia). Только надо учитывать, что на рынке параллельно продаются две модели. Предыдущий вариант называется Cerato Classic и в декабре 2019 года предлагался по 1 019 000 рублей за базовую версию с двигателем 1,6 л в 130 сил. Тогда как сегодня за него просят 1 034 900 рублей, то есть наценка сравнительно небольшая, к тому же версия Luxe подорожала на ту же сумму — теперь 1 079 000 рублей. Другое дело новый седан. В базе он вырос с 1 134 900 до 1 164 900 рублей — на 30 000 рублей с учетом двигателя 1,6 л в 128 сил. Тогда как стартовая версия с мотором 2,0 л (150 л.с.) с цены в 1 204 900 рублей поднялась до 1 249 900 — уже на 45 000 рублей.
Базовая стоимость Kia Cerato — 1 164 000 рублей. Отношение к показателю конца 2019 года — +2,7%.
Ну и как нынче обойтись без китайских моделей? Тем более в ценах они тоже не замораживались. В начале 2020 года кроссовер Geely Atlas предлагался по 1 170 000 рублей за базовую версию с двигателем 2,0 л (139 л.с.), «механикой» и передним приводом, а теперь стоит 1 240 000 — наценка составила 70 000 рублей, что довольно ощутимо для «базы». Однако на ту же сумму подорожала, например, и более богатая комплектация «Комфорт» с мотором 2,4 л (149 л.с.), 6-диапазонным «автоматом» и полным приводом — теперь такая стоит 1 570 000 рублей.
Базовая стоимость Geely Atlas — 1 240 000 рублей. Отношение к показателю конца 2019 года — +6%.
В декабре 2019 года этот кроссовер продавался по 899 900 рублей за «стартовую» версию с двигателем 2,0 л (122 л.с.) и механической коробкой передач, а теперь начальная цена составляет 979 900 рублей — рост на 80 000 рублей. Однако в этом году произошли некоторые изменения в комплектациях — следующая версия Comfort (с вариатором) осталась только у моделей 2019 года выпуска, где цена поднялась на 30 000 рублей (до 1 059 900). Тогда как в новом прочтении модели (2020 года) за базовой сразу предлагается еще более оснащенная версия Techno, и по сравнению с прошлогодним вариантом цена выше на 40 000 (1 169 900 рублей).
Базовая стоимость Chery Tiggo 4 — 979 900 рублей. Отношение к показателю конца 2019 года — +9%.
Еще в начале 2020 года данный кроссовер за базовую версию Comfort с двигателем 1,6 л (128 л.с.), «механикой» и передним приводом имел ценник 1 109 900 рублей, а к июлю цифры подросли до 1 159 900, то есть на 50 000 рублей. Впрочем, на ту же сумму поднялась цена и за более оснащенный вариант с 6-диапазонным «автоматом» и расширенным списком оборудования — до 1 249 900 рублей.
Базовая стоимость Changan CS35 Plus — 1 159 000 рублей. Отношение к показателю конца 2019 года — +4,5%.
Несмотря на рост цен на углеводороды, рубль вновь демонстрирует отход от закрепившихся было позиций. Поэтому ожидать обнадеживающих цифр в дилерских прайсах вряд ли стоит.