Что есть минимальный оптимум? У каждого он свой, и кому-то даже Солярис не мил без экокожи и парктроников по кругу. Но будем реалистами, которые не ведутся на маркетинговые уловки. Минимальный комфорт, тем более в бюджетном классе, начинается с фронтальных подушек, кондиционера, электропакета, подогревов и «музыки». Без остального можно жить, к тому же при перепродаже Kia Rio Premium найдет своего покупателя не быстрее собрата в средней комплектации.
Granta — наше все, потому что лидер. Если нужна энергоемкая, отлично приспособленная для наших дорог подвеска, это к ней. За доступным сервисом и запчастями, а главное, самой низкой ценой на российском рынке — тоже. В итоге Granta ожидаемо стала самым продаваемым автомобилем в нашей стране за 2019 год, и есть все предпосылки, что станет и в этом. На Дроме — около 2000 объявлений. Отрадно, что это не самая угоняемая Lada. По этому показателю Гранте далеко и до классики, и тем более до «корейцев».
Выбор Гранты — задача непростая. Три мотора (87, 98 и 106 л.с.), три коробки («механика», АКПП, «робот) и целая россыпь кузовов (седан, хэтчбек, лифтбек, универсал в обычной и Cross-версии плюс «приспортивленная» версия Drive Active). Самая недорогая, она же и самая оптимальная Granta — та, что с четырьмя дверьми. Седан с огромным 520-литровым багажником стоит от 470 900 рублей. Хэтчбек, где трюм усох до 240 л (550 л со сложенными сиденьями) дороже на 17 000 рублей, а если добавить еще тысячу, то можно взять лифтбек (440/760 л). Универсал (355/670 л) стоит от 497 900 рублей, а Cross-версия на его основе уже 590 900 рублей. У нее клиренс в 198 мм, но и простая Гранта не промах — 180 мм у версий с МКПП. Цены на Granta Drive Active начинаются от 659 900 рублей.
Не считая пакетов опций (Optima и Prestige), у седана есть пять комплектаций (Standard, Classic, Comfort, #CLUB и Luxe). Минимальный оптимум — версия Comfort, потому что только начиная с нее в Гранте появляется пассажирский airbag. Помимо фронтальных подушек можно рассчитывать на иммобилайзер, ABS, EBD, систему вспомогательного торможения (BAS), бортовой компьютер, центральный замок, передние электростеклоподъемники, подогрев передних сидений, электрозеркала с обогревом, кондиционер, аудиосистему и стальные колеса. С 87-сильным двигателем такая Гранта потянет на 555 500 рублей. Доплата за 106 л.с. — 15 000 рублей.
Гарантия на Гранту — три года или 100 000 км (что наступит раньше). ТО нужно проходить раз в год или каждые 15 000 км. 87-сильный двигатель дороже в эксплуатации. Только ему предписано ТО-0 за 1700 рублей, а минимальная стоимость обычного годового обслуживания составляет 7300–7400 рублей. У 106-сильного мотора нечетные ТО стоят 5800 рублей, а четные — 7500. И последнее ТО-6 у более мощной Гранты дешевле: 13 500 против 13 800 у 87-сильной. Есть экономия и на топливе. По паспорту в смешанном цикле 106-сильный двигатель потребляет 6,5 л/100 км, а базовый мотор на 0,3 л больше.
Претензий к Гранте достаточно. Посадка далека от оптимальной, слабо светят фары, гудит трансмиссия, кузов огорчает качеством ЛКП, а салон — уровнем сборки, скрипами и обилием пластиков разной выделки. На ходу удовольствия мало. Гремя подвеской, Granta заваливается в каждом повороте.
Бюджетники возрожденной марки Datsun. По сути — Гранта (седан on-do) и Калина (хэтчбек mi-do) с другими шильдиками, без выбора кузовов и двумя моторами (87 и 106 л.с.). Видимо, угонщики об этом не подозревают. В прошлом году было угнано всего 63 Датсуна, что в разы меньше, чем показатели Гранты/Калины. На рынке вазовские автомобили с японским шильдиком также пользуются умеренным спросом — суммарно за прошлый год было продано почти 22 500 Датсунов. Условия гарантии, периодичность и стоимость ТО сравнимы с вазовскими. Но это конец, марка нас покидает навсегда. В декабре АвтоВАЗ прекратит производство обеих моделей. На вторичном рынке Датсунов много — более 1500 седанов и пара сотен хэтчбеков.
Оптимальным Датсуном снова выступает седан. У него на порядок более просторный багажник, а цена ниже на весомые 24 000 рублей. С выбором комплектации сложнее. Их семь, ценовой диапазон простирается от 516 000 рублей за начальный 87-сильный Access до 692 000 рублей за топовый Dream с двигателем мощностью 106 л.с. и АКПП. Минимальный оптимум — третья по счету версия Trust II. Из удобств — фронтальные подушки безопасности, ABS, EBD, система вспомогательного торможения (BAS), климат-контроль, бортовой компьютер (в Access его нет), центральный замок, аудиоподготовка, электрорегулировка и обогрев боковых зеркал, подогрев передних сидений, передние электростеклоподъемники, стальные диски на 14 дюймов с колпаками. В сочетании с базовым мотором такой набор обойдется в 570 000 рублей. Доплата за 106 л.с. — 15 000 рублей.
Вазовские гены в Датсунах проявляются постоянно. Уровень сборки нестабилен. Качество ЛКП слабое. Шумоизоляцию нужно улучшать. Кузов спроектирован таким образом, что автомобиль постоянно втягивает внутрь пыль и песок.
АвтоВАЗ родил хит. Vesta ладно нарисована, предлагает широкий выбор кузовов (седан и универсал в обычном и Cross-варианте плюс версия Sport) и массу современных нужных опций. Например, подогрев заднего дивана и задний подлокотник с подстаканниками. Плюс удобные кресла, просторный салон и багажник, удачно настроенная, почти непробиваемая подвеска и едва не кроссоверный (178 мм) клиренс. Заслуженное второе место в рейтинге продаж автомобилей на российском рынке за 2019 год. Угонщиков Vesta почти не интересует. По статистике, это одна из самых некриминальных Lada. Зато предложений на вторичке — навалом. Более 6000 объявлений, и большинство — про седаны. По слухам, Весту в этом году ждет обновление.
Моторов на выбор три — вазовские 1,6 л 106 л.с. и 1,8 л 122 л.с. плюс франко-японский H4M 113 л.с. Последний сочетается с вариатором, а двум другим положена 5-ступенчатая «механика». Вариантов комплектацией у Vesta пять плюс шесть пакетов опций. Цены на седан — от 653 900 рублей за 106 л.с. и МКПП в версии Classic до 973 900 рублей за вариаторный Exclusive. Базовый универсал стоит 732 900 рублей. Оптимальный минимум — седан с начальным мотором в исполнении Comfort, потому что подогрев передних сидений появляется только начиная с этой версии. В такой Vesta за 721 900 рублей будут фронтальные подушки безопасности, ABS, EBD, ESC, кондиционер, аудиосистема с управлением на руле, подогревы сидений и зеркал, электропакет (стекла, зеркала), круиз-контроль, задние датчики парковки, охлаждаемый вещевой ящик, аудиосистема на четыре динамика с монохромным дисплеем, 15'' стальные диски. Эта же версия — база для Cross-версий Весты, имеющих клиренс в 203 мм и обвес из неокрашенного пластика. Седан стоит от 800 900 рублей, универсал дороже на 39 000.
Гарантия на Vesta составляет три года или 100 000 км пробега. На ТО нужно заезжать каждые 15 000 км или раз в год, смотря что раньше наступит. Стандартное ТО с заменой масла стоит 6800 рублей. Самое дорогое ТО-6 на пробеге 90 000 км обойдется в 17 800 рублей. В список работ добавляется замена свечей, охлаждающей, тормозной жидкостей и ремня привода вспомогательных агрегатов (генератора) вместе с натяжным роликом.
Качество сборки у Vesta — нестабильное. Приятно оформленный салон поскрипывает и огорчает разнофактурными материалами. Судя по отзывам на Дроме, больше всего жалоб на стойки и втулки стабилизатора. Иногда глючит электрика. Экономичность у Весты средняя. В смешанном цикле седан потребляет чуть более 6 л/100 км.
Второе поколение Logan/Sandero образца 2012 года (рестайлинг был в 2018 году) — главный конкурент Гранты по части энергоемкости подвески. Ходовая обрусевших «французов» отлично справляется с бедами наших дорог. Неудивительно, ведь в ее основе переработанная платформа предшественника. Дизайн и оснащение отныне не стыд, а гордость. С учетом оставшихся невысокими цен эта парочка — главные кандидаты при выборе недорогой иномарки, что не могло не сказаться на популярности. С суммарным показателем в 65 000 автомобилей Logan/Sandero входят в Топ-5 лидеров рынка. Но выбор рестайлинговых седана и хэтчбека на вторичке скромен — около 500 предложений на оба кузова. По сравнению с одноклассниками модель не особо интересует угонщиков, особенно непопулярен в этом отношении хэтчбек. За прошлый год угнано 227 Логанов и 98 Сандеро. При выборе Logan/Sandero стоит учитывать, что в этом году модель готовится сменить поколение.
У Logan/Sandero есть три версии мотора 1,6 л — на 82, 102 и 113 л.с., две коробки (5-МКПП и 4-АКПП). Помимо двух кузовов есть варианты Stepway c увеличенным до 195 мм клиренсом, обвесом из неокрашенного пластика и возможностью заказать 113-сильный мотор в паре с вариатором. Цены — от 632 000 рублей за базовый вариант Access (82 л.с. и МКПП) независимо от типа кузова, до почти миллиона за вариаторный Sandero Stepway в комплектации Drive. Базовая цена — только для справки, тут только одна подушка безопасности и не предусмотрен подогрев сидений. Лучше раскошелиться на версию Life, которая включает фронтальные подушки, ABS, кондиционер, передние электростеклоподъемники, центральный замок, бортовой компьютер, обогрев заднего стекла. И доплатить за 113-сильный двигатель. Такой Logan потянет на 757 000 рублей. Sandero дороже на 11 000 рублей. Stepway-версии этой комплектации потребуют 818 000 и 841 000 рублей соответственно.
Условия гарантии на Logan/Sandero — стандартные три года или 100 000 км. ТО — каждые 15 000 км или раз в год. Стандартное обслуживание с заменой масла стоит в районе 10 000 рублей. Самое дорогое ТО-4, где положена замена свечей зажигания, ремней ГРМ и привода вспомогательного оборудования, обойдется в 32 000.
Увы, смена поколений почти не отразилась на качестве ЛКП и уровне шумоизоляции. Кузов быстро покрывается сколами и царапинами. На ходу особенно напрягает шум мотора. Эргономика, как и прежде, требует привыкания, никуда не делись претензии к качеству сборки. Но экономичность неплоха. В смешанном цикле расход держится на уровне 6 л/100 км.
Picanto, производимый на калининградском «Автоторе», достоин памятника при жизни. Это единственный компактный хэтч, сумевший выжить на нашем рынке. Как и сколько еще протянет — непонятно. Не зря у нас доступен Picanto образца 2017 года. По минимуму обновленный вариант, представленный в этом году в Корее, у нас не продается и вряд ли появится. Да, энергичный дизайн можно дополнить различными «фишками» — производитель дает много возможностей для персонализации внутреннего и внешнего облика. Но крохотный багажник и высокие цены делают Picanto выбором не обремененных семьей оригиналов, которым опостылели Солярис и Ко. Статистика продаж это подтверждает. По итогам прошлого года — Kia Rio в 20 раз популярнее Picanto. Угонщикам на этого «карапуза» практически плевать — за прошлый год угнано 11 хэтчбеков. Популярность на вторичке низкая — не больше сотни объявлений на Дроме.
Комплектаций, сочетающихся с 5-ступенчатой «механикой», у Picanto всего две, а выбора мотора и вовсе нет — только трехцилиндровый 1.0 мощностью 67 л.с. Базовый Classic стоит от 719 900 рублей. Из удобств только фронтальные подушки, система курсовой устойчивости (ESC), стальные диски R14, иммобилайзер, центральный замок, кондиционер, подогрев форсунок, передние электростеклоподъемники, аудиосистема и датчик давления в шинах. Если нужны подогрев передних сидений, зеркал и руля и полный электропакет (стеклоподъемники и зеркала), придется доплатить аж 85 000. Дополнительно получите кожаный мультируль и селектор КПП.
Гарантия Picanto, как и на все Kia, — 60 месяцев или 150 000 км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше). На сервис хэтчбек нужно возить каждые 15 000 км или раз в год. Стоимость регулярных ТО — в пределах 8000–12 000 рублей, и только последний визит на 150 000 км стоит 17 500 рублей.
Из-за низкого клиренса, жестковатой подвески и вялой динамики (до 100 км/ч автомобиль разгоняется за 14,3 секунды) Picanto лучше «выгуливать» только в пределах города. На заправках модель редкий гость. В комбинированном цикле хэтч потребляет 4,4 л/100 км. Багажник хоть и подрос по сравнению с предшественником, но все так же мал.
Напарник Соляриса по платформе и агрегатам — тоже завсегдатай рейтингов продаж и угонов. Симпатичен снаружи, а интерьер привлекает стилем и качеством отделки. Кресла устроят людей любой серьезной комплекции. Подвеска чуть жестче, чем у Соляриса, но управляется Rio легко и надежно. Единственная возможность купить новый Rio с кузовом хэтчбек — выбрать версию X-Line с вседорожным обвесом и клиренсом в 195 мм.
Диапазон цен — от 804 900 рублей за 1.4 Classic c МКПП до 1 114 900 рублей за 1.6 Premium c АКПП. При этом задние дисковые тормоза доступны только начиная с предтоповой версии Prestige (минимум 1 054 900 рублей). Минимальный оптимум — комплектация Classic Audio за 839 900 рублей. Она включает фронтальные подушки безопасности, ABS, ESP, датчик давления в шинах, кондиционер, подогревы сидений и зеркал, электропакет (передние стекла, зеркала), аудиосистему на четыре динамика, 15" стальные диски. Rio X-Line 1.4 с МКПП доступен начиная с версии Comfort за 924 900 рублей. Из значимых опций — кондиционер, подогрев передних сидений и руля, рейлинги на крыше, двойная выхлопная труба, аудиосистема с радио, USB- и AUX- входами.
Гарантия и регламент прохождения ТО на Rio аналогичны Солярису. Простой заезд на сервис с заменой масла стоит 7500 рублей. ТО с заменой масла, фильтров (включая топливный), свечей и тормозной жидкости обойдется примерно в 16 000 рублей.
Rio, как и соплатформенник, требует доработки шумоизоляции. Карман в спинках передних сидений только один. На втором ряду тесно плюс отсутствуют подогревы, воздуховоды и даже подлокотник. Багажник отделан бюджетно, под фальшполом лишь голый металл. Судя по отзывам на Дроме, Rio часто докучает поломками электроники. Из отзывов: «За год поломками съела 47 000, в основном электроника». «За год эксплуатации ушло 45 000–50 000 на ремонты, летело все, что можно, в основном подвеска и электрика». Возможно, поэтому на вторичке сейчас продается порядка 2500 Rio.
Рестайлинг определенно пошел Solaris на пользу. Один из самых продаваемых и угоняемых автомобилей в России получил модный экстерьер, качественный интерьер и удачно настроенную подвеску. Solaris теперь сочетает интересную управляемость с хорошей плавностью хода на разбитых дорогах. Технику рестайлинг не затронул. 5-ступенчатая «механика» или 6-ступенчатый «автомат», как и прежде, совместимы с любым из доступных двигателей — 1.4 (100 л.с., 132 Нм) и 1.6 (123 л.с., 151 Нм).
Начального мотора, тем более в сочетании с МКПП, Солярису вполне достаточно. Комплектаций у корейского седана четыре. Цены — от 775 000 рублей за практический пустой 1.4 Active с МКПП до 1 071 000 рублей за 1.6 АТ Elegance. Разумнее предпочесть вторую по рангу версию Active Plus, заплатив 856 000 рублей. Здесь можно рассчитывать на фронтальные подушки безопасности, системы управления стабилизацией (ABS, ESP, TSC, EBD, VSM), кондиционер, электропакет, подогрев сидений и зеркал, аудиосистему с четырьмя динамиками, мультируль, стальные диски 15" с шинами 185/65 R15. Одно из приобретений рестайлинга — мультимедийная система с дисплеем на восемь дюймов — доступно только с версии Comfort (на фото). Это потребует доплаты в 45 000 рублей. Дополнительно получите регулировку рулевой колонки по вылету, кожаную отделку и подогрев руля, мультимедийную систему с интеграцией со смартфонами.
Гарантия на Solaris — 60 месяцев или 150 000 км пробега (в зависимости от того, что раньше наступит). На обслуживание машину нужно возить каждые 15 000 км или раз в год. Стандартное ТО с заменой масла стоит в районе 7000–8000 рублей. На пробеге в 60 000 км потребуется также замена свечей, тормозной жидкости и топливного фильтра. Итого — 17 000 рублей.
Кресло водителя в Solaris понравится не всем: подушка коротка, спинка выгнута дугой и оставляет плечи на весу. На втором ряду тесновато — несмотря на прибавку 30 мм колесной базы. Шумоизоляция по-прежнему вызывает вопросы. Как и экономичность — конкурентам на зависть. В смешанном цикле Solaris с базовым мотором и МКПП потребляет порядка 7 л/100 км.
Горячая новинка от Шкоды и самый недорогой лифтбек среди иномарок на нашем рынке. По сути плод глубокого рестайлинга — платформа и моторы остались прежними. Элементы экстерьера Rapid заимствовал у европейской «пятидверки» Scala. Салон стал современнее и технологичнее, улучшилась шумоизоляция. Козыри оснащения ― светодиодная оптика в базе, полный подогрев заднего сиденья и первая в бюджетном сегменте система контроля дистанции и автоторможения Front Assist с радаром в нижней части переднего бампера. И без того объемный и удобный багажник имеет органайзер плюс крючки, фиксаторы для груза на липучках и 12-вольтовую розетку.
«Атмосферник» 1.6 MPI (90 и 110 л.с., 155 Нм) идет с «механикой» на пять ступеней и 6-скоростным «автоматом». «Турбочетверка» 1.4 TSI (125 л.с., 200 Нм) доступна только с 7-диапазонным «роботом» DSG. Комплектаций четыре. Цены от 792 000 за базовую версию Entry с 90-сильным мотором и МКПП до 1 171 000 рублей за топовый Style со 125-сильным 1,4 TSI и «роботом». «База» лишена кондиционера, и единственная щеголяет барабанными тормозами на задней оси. Минимальный оптимум — версия Active. За 858 000 рублей тут будут фронтальные подушки, ESP, кондиционер, аудиосистема Swing c дисплеем на 6,5 дюйма и четырьмя динамиками, два разъема USB-C, индикатор давления в шинах и стальные диски с шинами размерностью 185/60 R15. Придется доплатить 25 800 рублей за пакет опций, который включает подогрев сидений и форсунок омывателя, задние электростеклоподъемники, электрозеркала с обогревом и круиз-контроль.
Гарантия на Rapid — два года без ограничения пробега, третий год с ограничением в 100 000 км. Интервал для планового технического обслуживания — 15 000 км или один год. Информации по стоимости ТО на новый Рапид еще нет, но ввиду идентичности техники цены не должны сильно отличаться от предшественника. На предыдущий Rapid обычное ТО с заменой масла стоит порядка 9500 рублей. Плюс еще 7000, если к этому добавляется замена свечей зажигания и поликлинового ремня.
Несмотря на дизайнерские изыски, салон Рапида так и остался дубовым на ощупь. Сиденья со сменой поколения удобнее не стали, сохранив нерегулируемый провал в области поясницы. Моторный отсек снизу не прикрыт даже пыльником. Как и прежде, Rapid не очень любит разбитые дороги, сильно потряхивая на ямах и стыках. Экономичность осталась на уровне предшественника. В смешанном цикле Рапид потребляет 6–7 л/100 км.
Новый Polo, которого мы так ждали, явился двойником Skoda Rapid. Теперь это лифтбек с облитой хромом решеткой радиатора и диодной оптикой по кругу. Салон стал просторнее (плюс почти пять сантиметров к базе) и современнее. Появились торчащий посреди передней панели дисплей и электронная «приборка», как на Джетте. Улучшились шумоизоляция и плавность хода.
Все различия между новым Polo и Рапидом сводятся к нюансам комплектаций. Фольксваген позиционируется как более технологичный автомобиль. У него есть электронные приборы, диодные ПТФ и выдвижная камера заднего вида. При этом барабанные тормоза положены всем лифтбекам в нетоповых версиях, если не доплатить (19 500 рублей за пакет «Безопасность») за диски. Крючки и фиксаторы для груза в багажнике тоже за доплату. В любом случае при схожем оснащении Polo дороже Rapid примерно на 30 000 рублей. Задний стеклоочиститель ― опция за 2900 рублей даже для топовой комплектации Exclusive.
Polo доступен в четырех комплектациях. Базовый Origin за 792 900 рублей — безальтернативный 1.6 MPI на 90 л.с., «механика», никаких подогревов и кондиционера. 125-сильный Polo Exclusive с DSG стоит 1 209 900 рублей. Минимальный оптимум — версия Respect и 110-сильный двигатель с «механикой». Среди опций фронтальные подушки, ABS, ESC, кондиционер, электропакет, подогрев сидений, зеркал и форсунок омывателя, датчики давления в шинах, мультимедиа на четыре динамика с дисплеем 6,5 дюйма, стальные колеса с шинами размерностью 185/60 R15. Цена — 877 900 рублей.
Условия гарантии и ТО на Polo аналогичны Рапиду. Цен на обслуживание пока нет. У предшественника с аналогичной техникой нечетные ТО с заменой масла и салонного фильтра стоят порядка 10 000 рублей. Четные, предполагающие замену свечей и воздушного фильтра, дороже на 5000. Первая замена тормозной жидкости в Polo производится после трех лет эксплуатации, затем каждые два года.
Даже после смены поколений подвеске Polo по-прежнему недостает энергоемкости. Салон приятен на вид, но пластик повсюду жесткий. Подстаканников и места для смартфона, считай, нет, спинки передних кресел слишком провалены.