Между прочим, вазовская «десятка» (она же ВАЗ-2110, она же Лада-110) могла назваться «Былиной». Именно так именовали машину ее создатели, когда только-только готовили двусторонний макет к показу и окончательному утверждению дизайна.
Как вспоминает один из дизайнеров «десятки» Александр Патрушев, рассмотрение окончательного облика автомобиля состоялось 30 мая 1987 года. Именно эту дату можно считать стартовой точкой запуска ВАЗ-2110 в производство.
Однако еще за несколько месяцев до этого важного события создатели дизайна «десятки» под руководством Владимира Ярцева уже не сомневались, что именно их предложение будет принято. Худсовет 20 февраля 1987 года рассматривал предыдущий вариант дизайна (серия 100), выдал замечания и ждал их устранения.
Концепцию с четким делением кузова по горизонтали и закрытыми арками задних колес предложил Виктор Кряжев, в 1986 году вернувшийся с ЗАЗа в Тольятти на должность начальника отдела дизайна. Так, во всяком случае, говорит он сам в интервью создателям трехтомника «Высокой мысли пламень…». Ярцев же парирует в переписке с нами: «Закрытые арки Кряжев предложил? Да они на “бананах” уже были до этого!». (Напомним, «бананы» — это два концептуальных проекта Владимира Ярцева, созданные до «десятки», официально они именовались X-1 и X-2. И там действительно были закрытые арки).
Так или иначе, Ярцев с коллегами (Александр Патрушев, Андрей Рузанов и другие) еще до принятия формального решения по дизайну на ВАЗе начали работать над модификациями 2110, в том числе и тюнинговыми.
Как мы уже писали, в 1987 году на ВАЗ пришел работать молодой художник-конструктор из Свердловска Андрей Митин. В автомобилях тогда он разбирался мало, но Марк Демидовцев, главный дизайнер завода, видел в нем большой потенциал.
Андрея определили в отдел, которым руководил гуру вазовского дизайна Виктор Кряжев. Именно под эгидой Кряжева и работала группа Владимира Ярцева. Последний давал задания Митину, которому нужно было «распробовать» вкус настоящей работы, потренироваться. Серьезный проект начинающему работнику обычно не дают, тренируя на второстепенных.
Вот рисунки 26-летнего Андрея, датированные 1987 годом.
Не так давно Владимир Ярцев выложил в Фейсбуке свои «Поршевские зарисовки», самая ранняя из которых датирована июлем 1987 года. Это значит, что от принятия дизайна худсоветом до постройки макета для продувки (именно с этим макетом Владимир поехал в Германию) прошло чуть больше месяца. Макетов, как рассказал нам Ярцев, было два: деревянный масштабный (1:4) и полноразмерный пластилиновый. На что рассчитывали вазовцы, пытаясь «за три моря» доставить пластилиновую тушку? Разумеется, макет повредили при многочисленных перегрузках. Конечно, он был не полностью пластилиновым, каркас состоял из металлических труб, на которые смонтировали деревянную обшивку. Пластилин — это только наружная оболочка, самая уязвимая. В Германию пластилин пришел уже с трещинами и вмятинами, и немцы не преминули выставить счет за ремонт. Ярцев пояснил: «Я предложил им свою помощь, но немцы сделали все сами».
Владимир Ярцев после долгих командировок на Porsche и Scaldia Volga вернулся в Советский Союз. Но на заводе новых больших проектов уже (или еще) не было, стояла только одна задача: запустить весь «десяточный» модельный ряд, включая универсал и хэтчбек. Вот как Ярцев вспоминает то время в одном из интервью: «У меня не было цели остаться в Европе. Но когда я приехал оттуда после работы на Scaldia Volga, единственная моя тема на ВАЗе, которая не была закрыта, — хэтчбек ВАЗ-2112. Мы с модельщиком Никитой Матюхиным, работая по ночам, взяли за основу седан и просто переделали заднюю часть. Делали спойлер, задние крылья, варили пельмени в чайнике… Мы закончили эту работу буквально за несколько дней. Каданников посмотрел на нее, и ему очень понравилось. Это был 1991 год».
Вот еще цитата из Ярцева, теперь уже из его аккаунта в Фейсбуке: «После Бельгии мне довелось поработать только над дизайном ВАЗ-2112. Тем более что нужно было изменить только задок автомобиля. Все, что было предложено до этого, было тяжеловато и недостаточно спортивно. Поэтому я предложил идею задка ВАЗ-2108 «RSI», который мы сделали на «Скалдии-Волге» (Scaldia-Volga) в Бельгии, и даже один прототип красного цвета с Яном Массом перегнали в Тольятти в распоряжение Владимира Ивановича Губы для дальнейшей доводки. Благодаря замечательным модельщикам (Никита Матюхин, Олег Ковров, Александр Фоминцев) эта работа была выполнена на высоком уровне буквально за пару недель».
Теперь смотрим рисунки Митина. Уже в апреле 1987 года Андрей нашел характерное решение стыковки заднего стекла с изгибом подъемной двери. До финального варианта, конечно, еще далеко, но стиль задан.
Нельзя сказать, что Андрей Митин раньше Ярцева и его коллег по основной группе нашел форму задней части кузова хэтчбека 2112. Нет, он работал не обособленно, а на уже существующем изобразительном материале, как-то его переосмысливая и освежая. Владимир Ярцев к тому времени, несмотря на молодость, был уже опытным автодизайнером, и неофит Митин как бы помогал ему выйти из-под власти уже наработанных стереотипов восприятия. Сам Митин рассказывает: «Ведущим дизайнером по десятому семейству был Ярцев. Поэтому постановка задач — от него. А на решение этих задач ставил меня начальник отдела Виктор Кряжев, так как я не входил в группу разработчиков “десятого” семейства».
А вот сам Ярцев, увы, участия Митина в работе над 2112 вообще не помнит: «Я не подозревал, что он что-то рисовал по этой теме».
Обратим внимание, как дизайнеры держались за название «Былина». Что-то есть в этом слове типично вазовское, фонетически близкое, допустим, к «Калине». Слово, которое в любой транскрипции безошибочно узнается как русское.
Ближе к концу 1987 года Андрей Митин предложил весьма изящный вариант, фактически уравнивающий седан и хэтчбек, сглаживающий различия между трех- и двухобъемным кузовом. Предвосхитив таким образом нынешнюю моду на лифтбеки.
Тогда же, в декабре, Митин рисует радикально другой вариант задней части хэтчбека — технократический, в стиле Citroen BX. Находки особой в этом нет, но смелости — хоть отбавляй. Ведь такое решение противоречит базовой стилистике автомобиля, заданной Владимиром Ярцевым.
Характерно, что один из вариантов хэтчбека, придуманный Ярцевым в июле 1987 года, тоже подразумевал выраженный излом задней двери, делающий машину похожей на пресловутый Pontiac Aztek. Вот только Pontiac появится через полтора десятилетия после первых эскизов Ярцева…
Впрочем, похожее визуальное решение Владимир предложил еще раньше, на откровенно фантазийных рисунках модели 2113 (это полноприводная псевдокроссоверная «двенадцатая»):
Но поиск поиском, а мейнстримный вариант хэтчбека Ярцев нарисовал в том же июле 1987 года.
Над 2112 работали и дизайнеры Андрей Рузанов и Олег Семенов, последний вообще был «ведущим» по этой модификации. Но мы намеренно сокращаем рассказ до диады Митин — Ярцев, чтобы показать сам процесс поиска форм. Сейчас сложно сказать, каков вклад каждого конкретного человека в окончательный облик хэтчбека — как всегда в массовом автопроме, это продукт коллективной работы. Даже тогда, когда речь идет о дизайне.
А что же Митин?
Он перешел к вопросам тюнинга еще не запущенного в производство автомобиля.
И последний митинский штрих в проекте 2110 выглядел так:
Базовый седан тем временем начали испытывать. Построили несколько экземпляров «двухсотой серии». Интересную историю нам рассказал главный конструктор проекта Валерий Козенков: «В рамках программы сборки 200-й серии новой версии 2110 построили демонстрационный образец с подогнанными поаккуратнее зазорами и покрашенный в неопределенно-гламурный цвет. Смотрелся он очень необычно и эффектно. И вот на нем поехали мы с испытателями-дорожниками (Юрий Брыскин и еще двое) в Димитровград, проводить экспертную оценку. Приехав, остановились пообедать в намоленном месте. Как известно, в Димитровграде высокоинтеллектуальные кадры уравновешивались наличием воспитанников нескольких колоний, часть из которых находилась на вольном поселении. Вот один из таких экземпляров подошел к нашему шедевру и с видом непререкаемого превосходства сквозь зубы процедил: “Это че за аппарат?”. Никому из нас завязывать с ним диалог не хотелось, повисла пауза. Местный авторитет начал злиться и уже на повышенных потребовал: “Вы че, не поняли, эта иномарка какой фирмы?”. Брыскин, чтобы разрядить обстановку, сдался первым: “Это не иномарка, это новая Лада”. Интеллигент аж покраснел от мыслительного процесса, что-то у него не связывалось с такой информацией. Наконец, поборов себя, он безапелляционно выдал резюме: “Говно!” — и гордо удалился. Посмеявшись, мы решили, что на сегодня экспертная оценка закончена. С тех пор я перестал переживать, когда кто-то бездоказательно хает наши Лады. Надо учитывать психологические особенности и таких экспертов».
А вот как эволюционировал дизайн седана. Мы собрали рисунки Владимира Ярцева и расставили их в хронологическом порядке.
Подбирая иллюстрации, мы не пытались снабдить повествование драматургией и законченным историческим сюжетом. Нет — это просто зарисовка без цели в очередной раз рассказать историю создания ВАЗ-2110 — 2112. История этого проекта описана глубоко и подробно, в том числе в записках самих участников. Мы лишь добавляем в канон несколько маленьких штрихов, показывая малоизвестные или вовсе неизвестные доселе рисунки. Которые интересно рассматривать даже без пояснений. Ну, надеемся, что интересно.