Поиск автомобиля на рынке б/у напоминает ловлю рыбы в мутной воде. Пока найдешь толковый вариант, придется пересмотреть кучу хлама. Тем не менее, как показывает практика, хорошая машина рано или поздно найдется. Главное — не тратить время на откровенно проигрышные варианты и отсеивать их на этапе просмотра объявлений. Мы собрали семь индикаторов, которые должны заставить задуматься — стоит ли вообще ехать на смотрины?
Начнем с самого первого сигнала, который видно невооруженным взглядом уже при знакомстве с текстом объявления. Казалось бы — какая связь между владением русским языком продавца и состоянием автомобиля? Самая прямая. Причем речь не только о гостях из СНГ, но и о русскоязычных продавцах. Если в объявлении указано «двиготель», «каропка», «подвестка», то и состояние агрегатов будет соответствовать написанию. Если автор так неряшливо относится к русскому языку (тем более проверить написание слова сегодня никаких проблем не составляет), то и к автомобилю он в большинстве случаев относился также. Уже после чтения объявления пропадает всякое желание звонить и ехать на осмотр. Тем более что машина чаще всего под стать рекламе. Также напоминаем про общеизвестный индикатор «перекупов» — волшебную кнопку Caps Lock.
Каждая модель имеет штатные параметры колес, на которых она покидает территорию завода. Такие цифры не взяты с потолка, они рассчитаны инженерами, которые подобрали оптимальный диаметр дисков, ширину и высоту покрышек для данного автомобиля. Такие значения гарантируют комфортное перемещение и спокойную жизнь подвески.
Однако наши «тюнеры» считают по-другому. Установка красивых дисков всегда была первым шагом в любом «проекте». Все просто — полчаса делов, и результат налицо. По законам жанра это должно быть непременно литье большого радиуса, желательно хромированное, с «убитой» низкопрофильной резиной. И неважно, что объектом эксперимента может стать несчастная «Короллка» — «катки» должны занять свое место. Не подходит разболтовка? Не беда! Начинаем сверлить отверстия. Не подходит вылет? Ищем проставки. После этих кустарных манипуляций колесо все-таки встает на ось и начинается изматывающе-беспощадная эксплуатация. В лучшем случае придется раскошелиться на ступичные подшипники, в самом худшем — самопал в прямом смысле отвалится прямо на ходу. «Катки» ставят в основном на «пацанские» ВАЗы и дешевые иномарки. Но иногда можно увидеть такие колеса и на свежих кроссоверах. Используются дешевые диски отечественного или китайского производства.
Казалось бы, может ли безобидная надпись быть индикатором состояния автомобиля? К сожалению, да. Как показывает практика, это признаки, которые не обещают ничего хорошего. Наклейки служат символом самовыражения молодого и горячего водителя, который в письменном виде заявляет окружающим о доминировании посредством автомобиля. Стиль вождения таких парней агрессивный, со всеми вытекающими для техсостояния автомобиля последствиями. Наклейки обычно располагаются на заднем стекле, реже — на нижней или верхней кромке лобового. Содержание разнообразно. Это и название модели автомобиля, и «пацанские цитаты», и мудреные фразы на иностранных языках. Особая категория — иероглифы. Владелец часто не понимает, что означают эти письмена, но свято верит, что они придадут шарм его автомобилю. Иногда компрометирующие наклейки перед продажей удаляют, стараясь скрыть прошлое. Лишь едва различимые следы на краске свидетельствуют о том, что еще недавно тут красовался номер службы такси.
Война с тонированными стеклами идет много лет — и государство, кажется, одержало в этом бою победу. Карательные меры и регулярные рейды сделали свое дело: теперь редко увидишь автомобиль, «закатанный в хлам». Но желающие пойти против системы имеются. Правилом хорошего тона для них считается затонировать передние стекла, а для полного комплекта — еще и «лоб», создав в салоне интимную атмосферу. Природа происхождения все та же — желание выделиться, точнее, повыделываться, погонять по району, попить в тачке пива или покурить, чтоб никто не мешал. В общем, сомнительный набор. К тому же подобная тонировка не способствует безопасному вождению, а отсюда — мелкие притирки, царапины, ДТП. Кто не верит — прокатитесь в полностью тонированном автомобиле, будете удивлены, насколько снижена обзорность.
Отдельный разговор про тонированную заднюю оптику — случай еще запущенней. Практическая польза такого действия равняется нулю. Говорят, это делают для стиля, особенно если автомобиль темного цвета и оптика выбивается из общей цветовой гаммы. Другие вообще затрудняются объяснить, зачем это нужно. Как тревожный индикатор затемненные стоп-сигналы даже превосходят тонировку.
Качественный внешний тюнинг — дорогое удовольствие, особенно если дооснащать автомобиль оригинальными деталями, а не подделками. Настоящие ценители марки могут годами формировать облик своей машины, постепенно заказывая и устанавливая нужные элементы. Высокий стиль требует терпения и солидных финансовых вложений.
В суровой безденежной реальности все проще и быстрее. Сначала рассмотрим джентльменский набор в виде «спойлера, обвесов и губы». Именно такое сочетание зачастую проскакивает в текстах объявлений. В силу ограниченных финансовых возможностей молодые кулибины ваяют эти элементы в гаражных условиях из подручных материалов. На машине могут появиться самодельные пороги, закрепленные с помощью монтажной пены. А срочная потребность улучшить аэродинамику приводит к установке «спойлера», для чего потребуется просверлить в крышке багажника пару дырок под крепления. «Гонщики» любят ставить разнообразные жабры, бутафорные воздухозаборники, врезать в решетку радиатора дополнительные фары. Такие действия могут нанести кузову серьезный ущерб. Полбеды, если речь идет о видавшей виды вазовской «классике» — такой тюнинг может затронуть и более дорогие автомобили. Последствия придется устранять новому хозяину.
Продолжаем тему кузова. Как известно, родная краска — желанный критерий при выборе подержанного автомобиля. Но в силу возраста и разных обстоятельств машины подвергаются полному или частичному перекрасу. Хорошо, если эта процедура выполнена с соблюдением технологий или, на худой конец, более-менее аккуратно. Но на практике машину просто «обливают», попутно скрывая зашпаклеванные следы ДТП. При продаже полный перекрас объясняют необходимостью «освежить» кузов, который выцвел и покрылся мелкими царапинками. Что там было на самом деле — никто не расскажет. При перекрасе некоторые решают поэкспериментировать с цветом и выбирают, мягко говоря, нестандартный колер для данной модификации. Это сразу бросается в глаза, ведь в памяти уже отложились штатные расцветки, характерные для каждой модели. Как это потом объяснить следующему покупателю — ваши проблемы. Также не удивляйтесь, если через год обнаружите едва заметные трещины шпаклевки на задних крыльях или проступившую ржавчину на арках. Спасибо горе-малярам!
Еще один способ замаскировать косяки — обтянуть «больной» элемент пленкой. Это проще и дешевле, чем классический ремонт с последующей покраской и риском не попасть в цвет. Излюбленные места — крыша, капот, крышка багажника.
Театр начинается с вешалки, а машина — с внутреннего убранства. Можно зацикливаться на внешнем виде, полировать до блеска каждую деталь, бесконечно намывать кузов, но любая поездка начинается, лишь когда вы оказываетесь внутри автомобиля. А там может царить настоящий хаос. Сразу перейдем к тревожным индикаторам — дешевые чехлы из кожзама, наклейки на панели, меховые накидки, оплетка на руле, всевозможные коврики, а также сувениры и талисманы, гроздью висящие на зеркале заднего вида. Эти элементы могут скрывать недочеты деталей интерьера и являться первоклассным пылесборником. Отвращение вызывают фотографии салона, на которых запечатлены пустые бутылки, сигаретные пачки и прочий хлам. Грязь может настолько въесться в салон, что поможет только дорогая химчистка всего и вся. Хочется ли вам заниматься этим?
После прочтения данной статьи наверняка найдутся те, кто возмутится, увидев в расстрельном списке свой пунктик. Снова обвинят в «желтизне» и на своем примере докажут обратное. Допускаем, что можно содержать автомобиль в порядке технически и при этом позволить себе легкий творческий беспорядок в салоне. Или перекрасить машину в ярко-зеленый не только из-за маскировки ремонта после ДТП, а просто ради прикола. Но все-таки подавляющее большинство вышеназванных примеров говорит о другом. Да и в среде автовладельцев с каждым годом укрепляется тренд на «полный сток».