Расходы будем считать из расчета пробега в 100 000 км за пять лет. Наш гипотетический хозяин — тридцатилетний семьянин с десятилетним стажем вождения, покупающий автомобиль без привлечения кредита и за сумму до 1,6 млн. За оптимум берем машину с автоматической коробкой в комплектации, подразумевающей двухзонный климат-контроль, приличную мультимедиа, обогревы руля и лобового стекла. Кузов — не принципиален, важнее цена и текущие траты. К тому же у Тойоты и Шкоды он безальтернативен, а доплата за универсал Ceed так незначительна, что грех этим не воспользоваться. Считаем затраты на регламентные ТО, покупку второго комплекта шин, шиномонтаж, мойки, топливо и ОСАГО. Детали берем оригинальные: дискуссия насчет их качества и практичности — отдельная тема. Оцениваем остаточную стоимость. Транспортный налог для примера считаем для жителя Санкт-Петербурга. Стоимость каско даем справочно.
Корейский гольф-класс европейского образца, локализованный на «Автоторе». Популярен — покупают и угоняют Ceed в нашей стране чаще, чем традиционный седан Cerato. Третье поколение доступно в трех типах кузова (хэтчбек и два варианта универсала) с тремя бензиновыми моторами (1,4 л, 100 л.с.; 1,6 л, 128 л.с.; 1,4 л, 140 л.с.). Прогресс по сравнению с предшественником заметен в плавности хода и управляемости. Насчет шумоизоляции все неоднозначно — стало лучше, но дополнительная обработка арок не повредит. К сожалению, низкий клиренс в 150 мм заставляет быть осторожным на разбитых дорогах. Головной свет слаб, а стильный на вид салон огорчает уровнем отделки. Материалы салона местами крайне бюджетные и быстро теряют товарный вид.
Оставив в стороне турбомотор и «робот», разумнее всего выбрать универсал с атмосферной «четверкой» 1.6 MPI (128 л.с.) и классическим 6-ступенчатым «автоматом» во втором по рангу исполнении Luxe. Ceed SW в этой версии стоит 1 349 900 рублей. Доплата по сравнению с аналогичным хэтчбеком всего 30 000, зато минимальный объем багажника целых 625 л (у хэтча 395 л). В списке оснащения будут фронтальные и боковые подушки плюс шторки безопасности, система выбора режима движения Drive Mode Select, электропакет, двухзонный «климат», «круиз», задний подлокотник с подстаканниками, обогрев зеркал, мультируля, передних сидений и форсунок стеклоомывателя, кожа на руле и рычаге КПП, камера заднего вида, «мультимедийка» с сенсорным дисплеем и легкосплавные диски.
Гарантия на Ceed — 60 месяцев или 150 000 км пробега. На сервис необходимо заезжать раз в год или каждые 15 000 км. Стандартное ТО с заменой масла и салонного фильтра будет стоить в районе 9000 рублей. Самые дорогие ТО — четвертое и шестое. На 60 000 км меняются топливный фильтр, свечи и тормозная жидкость, что обойдется в 17 500 рублей. ТО-6, где меняется масло в АКПП, стоит 21 300 рублей. Итого на регламентные работы придется потратить 83 000.
Передние тормозные колодки Ceed выхаживают по 40 000 км, а комплект новых стоит 4500 рублей за оригинал. Передних тормозных дисков хватает на два комплекта колодок, то есть на 80 000 км, а новые обойдутся в 10 000 рублей за пару. При пробеге 50 000 км настанет очередь задних колодок — это еще 3000 рублей, а примерно к 100 000 км придется поменять уже и диски (оригинал — 11 000 руб.). С учетом работ по обслуживанию тормозной системы это выльется в 36 500 рублей. Всего с учетом ТО за пять лет в кассу сервиса придется отдать как минимум 119 500 рублей.
Паспортный смешанный расход топлива Ceed SW 1.6 — 7,3 л/100 км. Реальный расход, судя по отзывам, где-то в районе 8,5 литра. Бензин АИ-92 разрешен производителем, но многие владельцы предпочитают 95-й (средняя цена 47,57 руб. за литр). В итоге за 100 000 км пробега на заправку Ceed уйдет около 404 000 рублей. Плюс еще 30 000 заложим на мойку (по 500 руб. в месяц).
Штатный размер резины Ceed SW в версии Luxe — 205/55 R16. Второй комплект летних шин обойдется в 16 000 рублей (Dunlop SP Sport FM800). На зимние колеса придется потратить 16 500 (шипованные Pirelli Formula Ice). На втором комплекте дисков сэкономим, как и на шиномонтаже. Если использовать скидочные купоны, то реально тратить на переобувку (снятие/установка, перебортовка, балансировка) около 1000 рублей (10 000 на пять лет). На качестве работ это не сказывается никоим образом. Итого на резину и шиномонтаж будет потрачено 42 500 рублей.
В прошлом году Ceed, пусть и с огромным отрывом от лидера — Rio, стал вторым по угоняемости среди всех Kia. Так что каско не повредит. Страховка по программе угон/тотал обойдется примерно в 25 000 рублей. Средняя стоимость ОСАГО (КБМ 0,6, скидка 40%) — 6000 рублей.
Ввиду свежести (производится с 2018 года) Ceed, особенно в кузове универсал, мало распространен на вторичке: менее сотни объявлений на Дроме. Цены на двухлетние Ceed SW начинаются примерно с миллиона рублей. За пять лет универсал потеряет в цене не менее 50%. Прогнозируемая остаточная стоимость — 675 000 рублей.
Общая стоимость владения за пять лет составит 1 323 300 рублей, или 13,23 рубля за километр.
Новое поколение Corolla — самый недорогой способ приобщиться к бренду. Переехав на знакомую по Приусу, Camry и CH-R платформу TNGA седан получил заднюю «многорычажку» и теперь позволяет получать удовольствие за рулем. Плавность хода при этом не пострадала. Связка 1,6-литрового мотора мощностью 122 л.с. и клиноременного вариатора Multidrive, оснащенного гидротрансформатором с возможностью частичной блокировки, — безальтернативна и минимально достаточна. В городе водить Тойоту приятно, а на трассе уже чувствуется дефицит тяги.
В просторном и добротно собранном салоне немало эргономических просчетов. Из отзывов на Дроме: «Отсеки в дверях очень маленькие, низкие и узкие, спереди невозможно удобно разместить второй смартфон, маленький бардачок, короткий подлокотник». Шумоизоляция требует доработки. Экономия на спичках: в спинке водительского сиденья отсутствует карман (справа он есть), у капота нет газовых упоров.
Из-за турецкой сборки уровень цен на Corolla не радует. Из пяти комплектаций на выбор разумнее остановиться на версии «Комфорт» за 1 595 000 рублей. Это подтверждается и статистикой продаж. В списке оснащения шторки безопасности для обоих рядов сидений, двухзонный климат-контроль, кожаный мультируль, электропривод зеркал с функцией автоматического складывания, амбиентная подсветка, датчик дождя и камера заднего вида. Сиденья обиты тканью с контрастной прострочкой, есть электрорегулировка поясничного подпора у водителя, мультимедиа с 8-дюймовым дисплеем, обогрев руля и лобового, а также дополнительные воздуховоды и подлокотник для второго ряда сидений. Но мягким не только визуально, но и на ощупь салон Короллы становится только в предтоповой версии «Престиж», которая дороже на весомые 140 000 рублей.
Гарантия на «маленькую Camry» — три года или 100 000 км пробега. Сервис необходимо посещать каждые 10 000 км. Простое ТО стоит в районе 10 000–11 000 рублей. Дороже всего обойдутся четвертое и восьмое ТО, на которых меняются тормозная жидкость и воздушный фильтр. За ТО-4 нужно отдать 18 000. Восьмое ТО с заменой топливного фильтра обойдется в 29 000. Десятое ТО, на котором предписано менять свечи зажигания, стоит 15 000. Проверка состояния жидкости в вариаторе производится каждые 40 000 км. Замена — на 80 000 км, а еще лучше — на 60 000. Цена под ключ — 15 000 рублей. В итоге за пять лет на регламентные работы Corolla уйдет 154 000 рублей.
Передние тормозные колодки Короллы выдерживают по 45 000 км, а комплект новых обойдется в 6500 рублей. Передних тормозных дисков хватает на два комплекта колодок. Цена новых — 10 000 рублей за пару. При пробеге 60 000 км придет очередь и задних — это еще 6000 рублей, а примерно к 100 000 км нужно менять и диски (8000 руб.). С учетом работ на обслуживание тормозной системы это обойдется в 38 500 рублей. Всего с учетом ТО за пять лет в кассу сервиса придется заплатить как минимум 192 000 рублей.
Для агрегата с индексом 1ZR-FE это уже третье поколение Короллы. Он способен переваривать 92-й бензин, а реальный смешанный расход составляет около 7,3 литра на 100 км (по паспорту 6,4 л). В итоге за 100 000 км пробега на заправку Тойоты уйдет примерно 347 000 рублей, если заливать АИ-95, как делает большинство владельцев. На мойку заложим еще 30 000 (по 500 руб. в месяц).
Штатный размер резины Corolla в комплектации «Комфорт» такой же, как у Ceed SW — 205/55 R16. Значит, и затраты аналогичны — 42 500 рублей за пять лет.
По продажам, статистике угонов и популярности на вторичке Corolla традиционно находится в тени прославленной родственницы. Каско по программе угон/тотал обойдется примерно в 28 000 рублей. Средняя стоимость ОСАГО аналогична таковой у Сида.
На вторичном рынке в силу возраста последняя Corolla пока еще редкость. На всю страну не наберется и 50 объявлений. Дешевеет Corolla неохотно, как и положено Тойоте. Потери цены составляют примерно 7% в год. Прогнозируемая остаточная стоимость — миллион рублей.
Расходы за пять лет и 100 000 км эксплуатации составят 1 385 350 рублей, или 13,85 рубля за километр.
Бессменный лидер российского рынка гольф-класса, недавно сменивший поколение. Уже можно сделать предзаказ на новую Октавию (от 1 398 000 руб. с МКПП), но «четырехглазая» предшественница все еще доступна и вполне конкурентоспособна. Три мотора (110–180 л.с.), обширный выбор дополнительного оборудования и кузов лифтбек, который по простору и практичности даст фору иным универсалам. Среднее качество окраса, не отличающееся прочностью лобовое стекло, проблемы (есть версия, что это просто слухи) с расходом масла и недостаточная плавность хода у вариантов с полузависимой задней балкой (у топовой 1.8 TSI сзади «многорычажка») — успеху не помеха.
В текущем поколении Октавию целесообразнее брать с базовым 1.6 MPI (110 л.с.) в паре с 6-ступенчатым «автоматом». Половина автомобилей на вторичке именно в такой конфигурации. Из трех вариантов комплектаций лучший выбор — версия Ambition. За 1 362 000 рублей можно рассчитывать на комплект подушек безопасности (передние, боковые, коленная), электропакет, кондиционер, круиз-контроль, подогрев сидений, зеркал и форсунок омывателя, датчик дождя, охлаждаемый перчаточный ящик и кожаный руль. Из допоборудования стоит выбрать пакет Ambition (задний парктроник, двухзонный климат-контроль, система Smartlink) и «зимний пакет» (обогрев лобового стекла, мультируля и задних сидений, радио Bolero, круиз-контроль с ограничителем скорости, задний стеклоочиститель с омывателем Aero). Доплата 23 500 и 39 900 рублей соответственно. Итого — 1 425 400 рублей.
Гарантия на Octavia — два года без ограничения пробега. Регламент ТО — раз в год или каждые 15 000 км. ТО с заменой масла стоит около 10 000 рублей. Замена свечей (каждые 30 000 км) повышает стоимость на 5000 рублей. ТО-4 с заменой поликлинового ремня и масла в АКПП стоит 35 500 рублей. Итого за пять лет — 106 400 рублей.
Передних тормозных колодок Октавии хватает в среднем на 50 000 км, а комплект новых обойдется в 5500 рублей за оригинал. Передних тормозных дисков (9000 руб. за пару) хватает на два комплекта колодок. При пробеге в 70 000 км настанет очередь задних колодок — это еще 3200 рублей. Ближе к 100 000 км придется поменять уже и диски (оригинал — 6500 руб.). С учетом работ по обслуживанию тормозной системы это выльется в 32 000 рублей. Всего с учетом ТО за пять лет в кассу сервиса уйдет как минимум 138 000 рублей.
Октавия экономичнее соперников. Паспортный расход топлива в смешанном режиме — 6,3 л/100 км. Реальный, с учетом использования АИ-95 (допускается АИ-92), ближе к 7 литрам. В итоге за 100 000 км пробега на заправку Шкоды уйдет около 333 000 рублей. Плюс еще 30 000 заложим на мойку (по 500 руб. в месяц).
Размер шин и дисков Октавии в указанной комплектации аналогичен конкурентам, следовательно, схожи и затраты. Та же ситуация с каско. Средняя стоимость ОСАГО (КБМ 0,6, скидка 40%) — 5200 рублей.
Octavia на вторичном рынке довольно популярна. Только на рестайлинговые версии третьего поколения приходится почти 600 объявлений. Дешевеет Шкода на уровне Сида, с Corolla ей тут не тягаться. Прогнозируемая остаточная стоимость рассматриваемой версии — 710 000 рублей.
Расходы за пять лет эксплуатации составят 1 304 750 рублей, или 13,05 рубля за километр.
В итоге Octavia снова лидер, но какой ценой. Стоит Шкода немало, затраты на обслуживание тоже не копеечные. Основной выигрыш в экономичности, но это зависит не только от мотора, но и от прокладки между сиденьем и рулем. Octavia 1.6 на «автомате» — настоящий флегматик с 12-секундным разгоном до «сотни». У Сида показатели разгона аналогичные, но он современнее внешне (субъективно, согласен), актуален, дешевле в обслуживании, вместительнее. Даже с учетом невысокой ликвидности — самый выгодный вариант. Королла — выбор фаната. Если абстрагироваться от скромного багажника, она все равно дороже по всем параметрам. Ликвидность и выгодная цена перепродажи (покупают ли Тойоты по такой завышенной цене — большой вопрос) — слабое утешение. Но такова цена за входной билет в Toyota-клуб.
Kia Ceed | Toyota Corolla | Skoda Octavia | |
Розничная цена | 1 349 900 | 1 595 000 | 1 450 400 |
ТО | 83 000 | 154 000 | 106 400 |
ОСАГО | 30 000 | 30 000 | 26 000 |
Транспортный налог | 22 400 | 21 350 | 19 250 |
Топливо | 404 000 | 474 000 | 333 000 |
Шины и диски | 42 500 | 42 500 | 42 500 |
Тормоза | 36 500 | 38 500 | 32 200 |
Мойка | 30 000 | 30 000 | 30 000 |
Продажа | 675 000 | 1 000 000 | 710 000 |
Потеря стоимости | 674 900 | 595 000 | 715 400 |
Общая стоимость владения за 5 лет и 100 000 км | 1 323 000 | 1 385 350 | 1 304 750 |
Стоимость 1 км пробега | 13,23 | 13,85 | 13,04 |