Психотипы пассажиров определяют характер каждой поездки — так же, как и психотипы водителей, о них я уже рассказывал. Будет ли поездка нервной, веселой, сонной, а может, и вовсе — закончится печально? Конечно, машина важна в нашем ремесле как нигде. Но я считаю, что такси — это все-таки больше история про людей, а не про железо.
Рассмотрим самых ярких персонажей, которые мне встретились за эти два года на линии. Начнем с худших — как ни странно, они вызывают такси даже чаще других.
Предыдущие записки таксиста читайте здесь.
Возил ли я пассажиров под кайфом? Конечно. Правда, в их среде не принято «палиться», даже если и ноги уже не держат. Все равно есть какая-то «уважительная причина», почему этот персонаж залезает к тебе в салон в таком состоянии: «Извините, заболел».
Самое неприятное, что такие пассажиры часто сбегают, не заплатив, блюют или дерутся: друг с другом или с водителем, часто это и неважно для них. Главное для таксиста в общении с данными персонажами: быть готовым к сюрпризам, не запаниковать, всегда вести разговор с позиции главного. А гости пусть слушаются.
Полдень, воскресенье, заказ от Макса (напомню, Макс и Яшка — так мы договорились называть агрегаторы нашего города). Макс всегда показывает точку Б, в отличие от Яшки — но здесь она не указана. Такие заказы самые неприятные, можно ожидать чего угодно, но я уже полчаса на линии, и все стою пустой — потому принимаю.
Из подъезда выходят трое мужиков, двое еще нормальные, а третий уже шатается. Но он быстро прыгает на переднее сиденье, причем в одной руке у него пластиковый стакан с горячим чаем, а в другой — сигарета.
Конечно, нужно всегда отказываться от таких пассажиров. Но меня расслабило то, что был разгар теплого осеннего дня, ехать близко, хоть и за город — минут десять всего, и он тут же положил наличку в 300 рублей на переднюю панель. Сигарету я отменяю, чай мужик быстро вливает в себя — поехали. Задние «корефаны» сидят тихо.
Наркоманы любят рассказывать легенду, которая должна оправдать их подозрительную поездку. Таксист в такие минуты ходит по лезвию ножа. В случае полицейской облавы он может пойти как соучастник преступления — такие случаи уже были. Таксист принял заявку, за первым поворотом наркоторговцев ждала полиция, и простого водителя посадили на несколько лет.
— Я дальнобойщик, еду к своей фуре: она стоит там у леса, возле шашлычки, — рассказывает передний пассажир. — Загулял немного у родственников, столько лет не виделись! Сам я с Дальнего Востока, но сейчас живу в Краснодаре. А почему у вас такой город грязный? Я сейчас машину проверю, и мы сразу же вернемся обратно, давай я тебе еще заплачу за обратную дорогу?
Я отказываюсь — никогда не беру деньги вперед, только если это не междугородняя поездка. Но все пока убедительно: я знаю, где на объездной стоят фуры, почему он не может быть одним из водителей? Мужик не замолкает, я поддерживаю разговор. Завернули к лесу по грунтовой дороге, проехали минуты три, никаких грузовиков здесь нет.
— Да надо дальше немного проехать, я спрятал фуру вон там за ельником, — убеждает «дальнобойщик».
Вот тут я испугался, потому что почувствовал, что на низкой скорости эти ребята втроем могут меня убить в этом лесу за пару секунд. И это гораздо неприятнее, чем везти пьяного хама глухой зимней ночью по незнакомой дороге: ты все равно изначально готов к любому развитию. А тут — солнышко, желтые листья, голубое небо — а по спине шершавой змеей вдруг прополз липкий страх.
Внимательнее смотрю на задних пассажиров, и немного отпускает: они достали смартфон и, уткнувшись лбами, следят за нашим передвижением. Нарки!
— Что, ребята, ищем геоточку? — говорю весело, чуть ли не по-дружески. А сам резко даю газу и выскакиваю к трассе: здесь к ней нет подъезда и горка, но я быстро забираюсь, сбивая столбики с отражателями. — Выходим, дальше я не поеду.
— Ты че, командир! Да ты не довез! — говорят они уже все, громко и обиженно. Но тут же выходят и не ругаются: надеются, что еще договорятся на обратную дорогу. — Подожди, мы сейчас быстро все найдем и заплатим больше.
Но я уже уехал. А как они вернутся обратно в город? Причем уже с дозой наркотиков, которую нашли по точке геолокации, что купили через соцсеть. Нажмут на другую иконку в своем смартфоне, и в течение трех-семи минут к ним на трассу приедет такой же невезучий сегодня таксист, как я.
С пьяными сложнее, но в чем-то безопаснее: у них вся душа нараспашку, а не как наркоманские глухие потемки. Для таксиста здесь важно поймать настроение пассажира и понять, почему он пьет. Если веселится — врубить музыку погромче, поддержать разговор, рассказать пару историй. Если с горя — внимательно выслушать, помолчать вместе.
Прошлой зимой я вез из ресторана группу инспекторов какого-то ведомства, как раз после удачной проверки. Два мужика и две женщины — настолько перекрытые, что иногда казалось, что они не только все заснули, но и перестали дышать. Правда, это только полдороги. На повороте КАМАЗ своим гудком разбудил сразу же всех. И дальше они стали хохотать, пританцовывать и чуть ли не выпрыгивать из моего Саксида на светофорах.
Песни пели, потом женщины почему-то вдвоем щекотали мужика, которого посадили между собой. Пассажир спереди пытался их обнять всех сразу — а с его сиденья это сделать достаточно сложно. Но как оказалось — можно!
В таких ситуациях я не напрягаюсь. Мне важно следить за дорогой, а лишнее напряжение мешает быстро среагировать на неожиданную ситуацию. Самый простой способ аутотренинга: представить, что это — твои лучшие друзья, братья и сестры, а едут они именно с твоего дня рождения. Разве можно обижаться на самых любимых родственников?
Пьяные внутренне хорошо чувствуют окружающих их людей: любую неправду они тут же лезут исправлять. Поэтому «сканер» таксиста должен быть отстроен точнее и работать на опережение — он ведь еще обязан всех довезти.
Приятное чувство защищенности в теплой машине надежного таксиста часто подталкивает пассажиров познакомиться с ним поближе. Я уже писал, как справляются с такими клиентами коллеги-женщины.
Историй про романтические встречи на заднем сиденье такси знаю много. В нашем городе есть даже несколько мест, где такие машины стоят чуть ли не рядком: причем это часто и не такси вовсе. Похвастать своими победами для таксиста — обязательный пункт в беседе с товарищем, особенно где-нибудь на мойке, поздней ночью.
Сам я удивился, как много одиноких людей в нашем не самом большом городе! И любое сочувствие тут же воспринимается ими с благодарностью. Пассажиры могут оставить свой телефон. Или попросить его у таксиста: «Вы так хорошо водите, а можно вам звонить лично?». Кстати, агрегаторы категорически запрещают давать свой номер телефона напрямую, правда, пугают мошенниками. Случаются и такие заявки — коллега поделился в нашем паблике.
Самой необычной просьбой, с которой мне обращались пассажирки, была (еще в докарантинные времена) о предстоящем концерте Ярослава Евдокимова. Мы как раз проехали мимо его большого плаката и обсуждали творчество «фантазера».
— А не могли бы вы меня пригласить на этот концерт? — запросто спросила женщина с лучистыми глазами.
Но от любви до ненависти — один шаг. Если честно, иногда лучше уж везти перекрытого бугая в фуфайке, чем зануду в хорошем пальто. Кризис и пандемия держат наших граждан в диком напряжении. И пар они готовы выпустить при любом удобном случае. А такси для этого подходит идеально.
Им всегда все не нравится. Даже то, что ты подъехал вовремя: «Думал, вы хоть немного опоздаете». А если уж не успел в назначенное время — попадаешь по полной. Кстати, это самый раздражающий всех фактор. Даже звонок пассажиру, несмотря на пометку «не звонить», выбешивает их меньше, чем минутное опоздание.
Больше всего претензий — к чистоте салона или кузова. Но как ее поддерживать в идеальном состоянии? Одна поездка по грунтовке — вот тебе и пыль. Одни грязные сапоги у пассажира — вот тебе и лужа на коврике. А я ведь принял следующую ближнюю заявку, еще не доехав до места с обладателем этих сапог? Когда я успею все вымыть?
Вожу антисептик рядом с собой на видном месте — пожалуйста, пользуйтесь. Но его открывает лишь один-два человека за смену. Зато каждый третий найдет причину придраться.
Понимаю, что в моем Саксиде это сделать очень просто. Но, думаю, и в новых Солярисах–Рио зануды находят причины для критики. Наверное, они ставят в пример им мою Тойоту — «надо брать только “японку”, и для такси — только с рук».
Зануды любят читать длинные лекции, выступать с нотациями, делать политические прогнозы, проповедовать... Как отвечать на все это таксисту? Молчать, поддакивать и улыбаться. Мы-то знаем, что вслед за занудой обязательно в твою машину сядет полная противоположность: минут через десять. И зачем тогда напрягаться?
Он всегда с тобой на ты. Он уже почти твой самый лучший друг. Он всегда поможет: советом, действием, улыбкой.
От «лучшего друга» всегда много шума — и устаешь от него порой быстрее, чем от зануды. Но он искренний оптимист: как же ему не радоваться!
Причем иногда вдруг понимаешь, что человек искрится общением и позитивом, может быть, совсем от обратного. Может, и от полного одиночества. И этот разговор с таксистом для него — главное событие дня.
Таких много пожилых. Расплачиваются они всегда наличкой, очень ценят твои истории, всегда переспрашивают, удивляются. А в глазах — радость от своей причастности и к людям, и к этому городу, и к какой-то другой, не своей жизни.
И оптимистов все-таки больше, чем пессимистов. Может, это такси так на них действуют: человек получает свой зрительный зал — в лице водителя. И старается не оплошать, представить все свои таланты: и рассказчика, и (не дай Бог) певца! Был даже стендапер, но я не смеялся совсем — даже из вежливости: ничего не понял в его рассказе про гаджеты.
А один такой рубаха-парень сидел на переднем сиденье и починил мне печку. Оказалось, что он автомастер — довез его как раз до гаража. Кстати, народ, который работает руками, всегда относится к твоей «баранке» с уважением. Мастеровые люди внутренне хорошо понимают таксистов — и стараются не мешать как минимум.
Всех пассажиров можно разделить и по шкале: водители — пешеходы. Первых всегда видно по реакции на проезжающий транспорт и по быстрым взглядам на боковые зеркала. Да, его везут — но мысленно он автоматически за рулем вместе со мной.
Иногда они искренне удивляются тому, что видят по сторонам: «Ой, а здесь давно магазин открыли?». Понятное дело — водитель смотрит на дорогу, а на месте пассажира вдруг начинает открывать для себя новый мир по бокам.
Пассажиры, спешащие на работу, — отдельная каста. Они всегда собранны и требовательны, особенно к пунктуальности таксиста. Не важно, как одеты — в робу или в деловой костюм. «Я на работу опаздываю» — звучит как заклинание. Когда довозишь такого «козьими тропами» и четко вовремя — всегда благодарят.
Когда я начинал таксовать, многие компании в нашем городе оплачивали доставку сотрудников на такси. Они настолько привыкали так передвигаться, что практически не обращали никакого внимания: ни на тебя, ни на машину, ни на дорогу. Чему удивляться в пятом такси за день? Особенно много было таких среди бухгалтеров и силовиков.
Полицейские часто вызывают такси с места происшествия — и едут всегда большой компанией: как правило, до отдела, но кого-нибудь обязательно нужно добросить по дороге до дома. Обычно это следователи или криминалисты: по ходу изучают тебя внимательно, но всегда равнодушно.
Понятно, что и воры заказывают такси. Я вот до сих пор переживаю за одну поездку. Возле девятиэтажки стояла девушка, крашеная под брюнетку, с большой спортивной сумкой. А довез я ее до скупки-ломбарда в другом спальном районе. Она сказала, что работает там приемщицей, заступает на суточную смену, но вот я до сих пор ей не поверил почему-то.
А вот эти молодые люди — одни из самых постоянных клиентов. До пандемии студент был каждым вторым пассажиром: утром и в обед они ехали на учебу или домой. А ближе к вечеру: кино, клубы, торговые центры. Расплачиваются почти всегда по карте или предлагают перевести деньги онлайн.
Вежливые, спокойные, положительные. Но не все. Многое зависит от воспитания и количества денег у родителей. Никогда не забуду барышню в шубке, которую катал прошлой зимой в самые жуткие пробки. И вроде бы передвигались мы только по центру города, но время поездки вышло в 1 час 10 минут. Маршрут она выстроила из четырех точек: мы что-то передавали подруге, потом говорили с парнем на автобусной остановке, потом заехали в магазин, а завершили вояж в пивном баре. И все было хорошо — я крутился как трудовая пчела на извозе у королевы.
А в конце поездки у нее снесло крышу. Начала кричать, спрашивать, почему едем не по главной, и что цветы, которые ей вручил парень на остановке, уже засохли. Каюсь, я стал переживать, что сейчас подведет к тому, что ничего оплачивать не будет. Или еще что придумает. Варианты «Вези меня, мразь!» и «Меня насилуют!» тут же всплыли в голове: все про них знают.
Она сказала, что уже везде опоздала (хотя мы везде успели!) и потребовала, чтобы к бару мы совершили «боевой разворот» через сплошную. И я мгновенно из хорошего помощника-телохранителя-референта превратился в ее глазах в тупого извозчика. В челядь. Обидно!
Вот здесь как раз все «мрази» и «жертвы насилия». Но словесный мусор порой не так трудно разгребать, как буквальные объедки.
Недавно федеральный агрегатор провел исследование, что больше всего раздражает таксистов в пассажирах. И это — мусор, который они оставляют за собой! 5% участников опроса признались, что часто садятся в такси с напитками, и только 8% россиян едят во время поездки в такси.
Водители, правда, считают, что такие ситуации возникают чаще: 13% таксистов регулярно сталкиваются с жующими пассажирами, еще 30% периодически встречают таких клиентов. Больше всего таксисты не любят, когда пассажиры едят бургеры, шаурму или любые другие блюда с соусами или продуктами, которые могут испачкать салон автомобиля (48%).
Желание попить-покурить у пассажиров возникает постоянно. Я категорически запрещаю. Хотя недавно вез женщину, которая поставила в условиях «некурящий салон». Она, как и многие, все еще не знает, что запрещено курить в любом такси.
По Транспортному кодексу РФ, такси — «общественный транспорт повышенной комфортности». В данном случае под «повышенным комфортом» подразумевается сравнение с другими видами общественного транспорта (автобусами, трамваями и др.), а не предоставление каких-то привилегий пассажиру. Итак, согласно «антитабачному закону», в общественном транспорте (закон не уточняет, в каком именно, то есть — в любом) курить запрещено. Как и употреблять спиртные напитки.
Если водитель разрешает это делать, значит, он нарушает закон вместе с пассажиром.
Это одни из самых лучших видов пассажиров! Мечта всех бомбил и «обмороков». Наивный, испуганный, уставший и с деньгами. Довезти до соседнего района в десять раз дороже, чем это предлагает агрегатор, — кто же откажется от такого счастья!
Но лично я в последнее время возил приезжих только от Яшки. Они к нему привыкли: почти от всех гостиниц, аэропорта и вокзала идут заказы именно от этого агрегатора. Люди доверяют тому, что знают.
Возле аэропорта у нас виртуальная очередь: отстаиваясь в его пределах, видишь в своем приложении, сколько еще машин дежурят поблизости и через какое время ты, возможно, получишь здесь заказ.
А вот от железнодорожного вокзала можно взять пассажира, даже просто подъехав к человеку с сумками — на машине без каких-либо опознавательных знаков такси. Я так недавно возил женщину, которая приехала к нам из соседнего города покупать мебель. Муж уже третий месяц на вахте, она его заждалась и решила встречать дома в новой обстановке.
Объездили вместе три магазина, ценник я не задирал: просто добавлял за ожидание. И здесь опять все дело в доверии — она сама спросила меня, где лучше покупать мебель. Из нашего разговора после первого салона стало понятно, что закупается она основательно — и двуспальная кровать, и гарнитур. Легко вычислить, что у приезжей с собой не меньше 300 000 рублей, и, скорее всего, наличкой: гаджетами она не пользуется. И женщина также понимает, что я об этом догадался. Но таксист доставляет именно туда, куда нужно, все проходит гладко, и жена вахтовика мою машину уже не меняет.
Летом приезжие часто ищут водителей со своим транспортом на целый день: показать достопримечательности, подождать у ресторанов. В среднем так за световой день с хорошей компанией можно заработать 5000 рублей.
Это те, кто оставляет чаевые! Причем не так важна сумма, сколько сам факт благодарности. Таксисты сейчас действительно считают каждую копейку. И даже немного округлив сумму в большую сторону, вы хорошо поднимете настроение водителю, который, может быть, уже двенадцатый час за рулем.
Дело не в деньгах, а в понимании. И в уважении, которое сегодня стоит дорого. И даже — в обмене положительной энергией, если хотите. Не считайте меня меркантильным, но любая «свинья» или «зануда» тут же становится идеальным пассажиром, как только немного накидывает сверху. Как говорится, «не мы такие, жизнь такая».
Такси — как театр. Это явление невозможно без двух сторон: кто-то должен везти, а кто-то должен ехать. Один находится на сцене, а второй сидит в зале. Но спектакль не состоится, если артист-таксист заболеет, а зритель-пассажир не купит билет. Тогда такси скучает на парковке или пассажир бесится на сообщение «все машины заняты». Два звена одной цепи. И когда между ними отличная связь, каждая поездка становится как праздник.
А вы узнали себя в этих психотипах? Наверняка я кого-то упустил или в вашем регионе есть свои особенные персонажи. Расскажите о них и о себе — жду ваших комментариев. Удачи на дорогах!