За 2020 год с российского рынка ушли новая Mazda 3, Renault Koleos, Volkswagen Arteon и Mercedes-Benz B-класса. Но кроме моделей с отечественного авторынка исчезают целые бренды. В этой статье Дром вспоминает марки, покинувшие Россию с 2010 по 2020 год, а также анализирует историю их российского бизнеса и причины ухода.
Премиальный суббренд Хонды покинул российский рынок в 2016-м — через два года после официальной премьеры. Интересно, что Acura планировала «захватывать» российский рынок еще в 2008 году, но из-за кризиса отказалась от этой идеи.
Дебют состоялся в 2014 году. За полгода до официального старта российское представительство Honda сообщало, что привезет в Россию два кроссовера: компактный «паркетник» RDX и более крупный MDX, а дальше модельная гамма дополнится бизнес-седаном TLX и новейшим на тот момент спорткаром Acura NSX.
Первые три модели российский авторынок увидел, а вот обещанного спорткара не дождался. Более того, почти сразу линейка моделей Acura в России сократилась до двух единиц. Компактный кроссовер RDX (от 2 299 000 руб.) перестали поставлять из-за низкого спроса. Автомобиль с мощным (277 л.с.) «налоговым» мотором и салоном на уровне Honda CR-V покупали плохо. А оставшиеся в продаже MDX (от 3 049 000 руб.) и TLX (от 1 849 000 руб.) были не в силах серьезно потеснить конкурентов. В их роли в российском офисе марки поначалу видели не другие японские премиум-бренды (Lexus, Infiniti), а Audi, BMW, Jaguar и... Porsche. Впрочем, во время журналистского тест-драйва Acura MDX японцы все-таки признали основным конкурентом Lexus RX.
По нашим оценкам, причин ухода Acura из России несколько. И странное позиционирование — не единственная из них.
Во-первых, модели Acura не адаптировали под налоги. Из всех модификаций только седан TLX имел версию менее 250 сил. Кроссоверы же продавались с моторами выше порогового значения, что определенно сужало потенциальную аудиторию покупателей Acura. Во-вторых, вопросы вызывало оснащение. К примеру, компактный кроссовер RDX не имел датчиков парковки, ксенонового дальнего света (вместо него был галогеновый) и мультимедийного дисплея с качественной графикой. Наконец, в-третьих, злую шутку с брендом сыграла скудная дилерская сеть. Автомобили Acura продавали только три дилера в стране: два из них — в Москве и один — в Санкт-Петербурге. В итоге не все потенциальные покупатели могли «потрогать» машину вживую и пройти тест-драйв.
В феврале 2015 года в России был продан тысячный автомобиль. А за все время в РФ купили порядка 2000 Acura. Из них почти 1500 — кроссоверы MDX. Таких объемов продаж было недостаточно для поддержания бизнеса бренда в стране. Глядя на буксующие продажи, новые дилеры в регионах не хотели инвестировать в запуск шоу-румов. А уже открытые ДЦ в Москве и Петербурге забили тревогу из-за убыточности проекта. По слухам, о сворачивании продаж представительство просили именно открытые дилеры.
Уход Acura из России на тот момент преподносился общественности как временная мера. В компании подчеркивали, что как только экономическая ситуация выправится, ввоз машин может возобновиться. Однако в мае 2017-го Acura исключила вероятность возвращения на российский рынок.
Основные факты о бренде в России:
В январе 2017-го стало известно о приостановке поставок в Россию моделей Alfa Romeo. Это был третий раз, когда элегантный итальянский бренд покинул нашу страну.
Ранее Alfa Romeo прекращала продажи у нас в 2006-м и 2010-м. Любопытно, что предыдущие пришествия Альфы в Россию брал на себя российский частный бизнес: в 2006-м — Major, в 2011-м — питерская компания Alfa Cento (связана с дилерской сетью «Нева Автоком»). И только в 2014 году обязательства по поставкам и обслуживанию закрепил за собой российский офис FIAT-Chrysler Automobilies (FCA). Но если Major предлагал россиянам чуть ли не весь модельный ряд бренда (Alfa Romeo 147, 159, Brera и Spider), то Alfa Cento и FCA решили продавать у нас только два хэтчбека — MiTo и Giulietta, поставки которых и были приостановлены в 2017 году из-за низкого спроса.
Вместе с заявлением о «заморозке» с российского сайта марки удалили информацию о моделях. На тот момент офис концерна в РФ заявлял, что приостановка поставок — временная мера, но тогда же там подсчитывали рентабельность поставок в Россию седана Alfa Romeo Giulia и кроссовера Stelvio. Впрочем, как видно по 2020 году, проект не сочли выгодным. Сейчас в России нет ни дилеров Alfa Romeo, ни новых моделей, ни даже российского сайта марки.
Главной причиной ухода Alfa Romeo из России стал рост отпускных цен на машины в Италии, связанный с падением курса рубля, а не обязательства по установке системы ЭРА-ГЛОНАСС.
По оценкам редакции Дрома, главной причиной прекращения деятельности Alfa Romeo в России действительно стал сильно упавший рубль. А учитывая скромные по количеству продажи и отсутствие «эффекта масштаба», у Alfa Romeo не хватило ресурсов для плавного повышения цен, которое могли позволить себе другие производители. Конечно, дополнительными факторами стало и внедрение системы ЭРА-ГЛОНАСС, и общий кризис на российском автомобильном рынке. После первой волны девальвации рубля в 2014-м дилерские холдинги свернули свои инвестпрограммы и не хотели тратиться на открытие новых дилерских центров, понимая: машины стали дороже, а у покупателей теперь меньше денег. Так очередная экспансия Alfa Romeo в России была свернута.
Основные факты о бренде в России:
Некогда успешный у нас бренд Daewoo ушел из России куда незаметнее, чем его последователь Ravon. По сути, Daewoo даже не покидал Россию, а переродился в Ravon.
Дилерская сеть UZ-Daewoo переквалифицировалась в продажу Равонов, а морально устаревшие Matiz и Nexia уступили место чуть более современным моделям. Большую часть этих машин россияне знали и раньше, но под именем Chevrolet.
Тогдашний руководитель Ravon в России Игорь Давыдов говорил: «Нельзя сравнивать Ravon и UZ-Daewoo — это абсолютно разные предприятия с точки зрения перспектив. Ravon продолжает активно развиваться, а UZ-Daewoo скоро прекратит свое существование».
Однако скоро прекратил работу в России и сам Ravon. По официальной версии, поставки автомобилей свернули из-за необходимости пересмотра цен (в связи с ростом утильсбора) и модернизации производственных мощностей ради запуска свежих моделей. Однако продажи, по данным альтернативных источников, прекратились и из-за разногласий между старым и новым руководством.
В мае 2017 года узбекская госкомпания «Узавтосаноат» начала выкуп акций GM Uzbekistan у концерна General Motors (ему принадлежало 25%). К концу 2018 «Узавтосаноат» стал единственным владельцем предприятия, сменив название на «УзАвтоМоторс».
По слухам, новая команда пыталась полностью переделать бизнес-процессы и снизить себестоимость. В частности, перенести производство автомобилей в Казахстан ради получения ввозных льгот (Таможенный союз между Россией, Казахстаном и Белоруссией удешевляет ввоз). Рассогласованность управленцев проскакивала в медиа: наряду с идеей выпуска машин в Казахстане в СМИ публиковались новости о планах по производству Ravon в России на заводе Derways.
Так или иначе, летом 2019 года продажи Ravon в России возобновились. Но если во время первой попытки выйти на рынок спрос на Равоны стремительно рос, то после возвращения в 2019-м машины подорожали, а позиции марки ослабли. Например, в отчете АЕБ за октябрь 2020 года нет даже строчки с маркой Ravon. Окончательно записать Ravon в список ушедших из России брендов мешает работающий сайт и отсутствие официальных заявлений.
Основные факты о бренде в России:
*Ravon
Официальный сайт Dodge в России работает и в 2020 году, но сейчас там всего одна страница — форма заявки на сервис. Американская марка прекратила деятельность в России еще в 2014-м, продав за тот год меньше 100 штук единственной модели Journey.
К тому моменту в России уже предлагался аналог Journey под названием Fiat Freemont, который был на 400 000 рублей дешевле за счет наличия переднеприводной модификации со 170-сильным бензиновым мотором 2,4 л. Для сравнения: Dodge Journey продавался только с полным приводом, а главное — с «налоговым» двигателем 3,6 л V6 на 280 лошадиных сил по цене от 1 600 000 рублей.
Сверхнеактуальный модельный ряд вкупе с обесценившимся рублем поставил крест на судьбе Dodge в России. Ведь если вспомнить 2006-2007 годы, то американская марка неплохо чувствовала себя у нас благодаря доступной модели Caliber и имела куда большую, чем Acura и Alfa Romeo, дилерскую сеть. Но с течением лет на рынок выходили более совершенные конкуренты, а Dodge Caliber дорожал и устаревал, ослабляя позиции бренда в России.
Основные факты о бренде в России:
Ушли, но не совсем
Часть ушедших из России брендов или ушли не совсем, или уже вернулись. Поэтому их нельзя полноценно включить в список марок, покинувших российский авторынок.
Ford — об уходе легкового отделения Ford из России знают, пожалуй, все автомобилисты страны. Тем не менее, в отличие от вышеописанных брендов, американский бренд не ушел из России совсем. Из трех российских заводов один по-прежнему выпускает автомобили (коммерческая модель Transit производится в ОЭЗ Алабуга в Татарстане), а в Москве и Набережных Челнах работают офисные сотрудники бренда.
General Motors (GM) — изначальная новость об уходе GM из России в 2015 году стала шоком для всей индустрии. Однако позже выяснилось, что линейка дорогих моделей все-таки останется в продаже, а российское представительство General Motors в Москве продолжит свою работу. Сильнее всего такая метаморфоза ударила по региональным дилерам GM, где основной спрос приходился на массовые модели.
Cadillac — в первые годы после смены российской стратегии этот премиальный бренд GM остался, пожалуй, с самым разнообразным модельном рядом в России. В 2015-м кроме Escalade у нас продавались седаны ATS и CTS. В 2018-м линейку моделей пополнил флагманский Cadillac CT6, но в феврале 2020-го американцы опубликовали свежую стратегию работы в России. Согласно ей продажи седанов свернули, но расширили разнообразие кроссоверами.
Chevrolet — после прекращения производства, продаж и поставок массовых моделей немногочисленным дилерам Chevrolet приходилось продавать нишевые Camaro, Corvette и Tahoe. К 2020 году в продаже остались только Tahoe и появившийся в 2018 году Traverse.
Opel — в отличие от исконно американских брендов из GM, оставивших хотя бы часть моделей в России, Opel полностью прекратил продажи у нас. Возвращение немецкой марки в Россию состоялось уже в составе альянса PSA, но разнообразие моделей пока недотягивает до времен General Motors: сейчас в России продаются лишь кроссовер Grandland и микроавтобус Zafira Life.
Great Wall — один из лидеров экспансии китайского автопрома в Россию первой волны тихо ушел из России в 2016 году. Дистрибьютор марки «Ирито» не делал официальных заявлений, но отвечал на запросы СМИ, что новых поставок в Россию больше не будет, хотя на складах еще остались запасы машин 2015 года выпуска. За 2015 год в России купили 3181 Great Wall, а в 2013-м спрос был на уровне почти 20 000 штук. Примечательно, что в 2015 году в России появился бренд Haval, принадлежащий глобальному офису Great Wall. Поначалу он продавал в России ранее незнакомые нам модели, но в 2020-м к ним присоединился внедорожник H5, ранее известный в России как Great Wall Hover. Впрочем, по состоянию на ноябрь 2020 года Haval заявил о прекращении производства H5 в 2021 году.
Honda — анализируя российский рынок последних лет, можно подумать, что Honda ушла из России. Бренд не демонстрирует заметного объема продаж, а в автомобильных СМИ не публикуются тест-драйвы свежих моделей. Вместе с тем сайт марки в России работает, в разделе «модельный ряд» представлено два кроссовера с начальными ценами. В разделе «дилеры» есть контакты 36 компаний. Однако в СМИ повсеместно можно встретить статьи о сворачивании автомобильного бизнеса Honda в России, хотя по факту продажи слабо, но идут. За январь–октябрь 2020 года японцы продали в России 1472 машины.
Lifan — в 2020 году Lifan рискует не только уйти из России, но и прекратить мировую деятельность. Китайский производитель подал прошение о банкротстве и поступил в распоряжение внешних управленцев. Дальнейшая судьба Lifan в России и в мире зависит от того, найдется ли инвестор, который закроет долги производителя.
Пока российский сайт марки поддерживается. На нем есть информация о моделях и цены на них, а дилерская сеть еще продает оставшиеся на складах машины. Но редакция Дрома полагает, что сразу после распродажи складских остатков дилеры захотят расторгнуть соглашения с российским представительством. Из-за банкротства головного офиса и без того небольшой спрос может упасть сильнее. Клиенты будут бояться покупать китайскую машину с противоречивыми отзывами, которая потенциально может остаться без гарантийной поддержки. В этих условиях дилерам невыгодно закупать новые партии автомобилей, как и держать шоу-румы пустыми в ожидании нормализации ситуации. Проще заключить новое соглашение с другим производителем.
Китайская марка Haima уже приостанавливала поставки автомобилей в Россию в 2012 году, но через год возобновляла их, стремясь продавать на нашем рынке кроссовер Haima 7. Повторная остановка продаж произошла в 2016-м.
Производитель комментировал: «Такое решение было принято из-за вялого рынка, а также нового сертификационного требования к ГЛОНАСС, но работой по послепродажному обслуживанию продолжает заниматься официальное российское представительство производителя — компания ООО “Хайма Автомобили Рус”».
Позже российский офис китайской компании «грозился» привезти в Россию новый компактный кроссовер Haima S5 с бензиновым турбомотором объемом 1,5 литра.
С тех пор новостей о судьбе Haima в России больше не было, а на сайте так и предлагаются модели образца середины десятых годов.
Причина сворачивания продаж Haima в России очевидна. Простенькие машины не смогли закрепиться на падающем рынке и при растущей конкурентной среде. А законодательные нововведения в виде ЭРА-ГЛОНАСС, необходимость дополнительной сертификации и введение утильсбора сделали бизнес Haima нерентабельным.
Основные факты о бренде в России:
Luxgen — тайваньская марка, пришедшая в Россию в 2013 году с претензией на премиальность. Специально для нашего рынка было налажено производство кроссовера 7 на заводе Derways в Черкесске. А для продажи готовых автомобилей открылись дилеры в пяти городах: Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Екатеринбурге и Новосибирске.
Сообщение о приостановке производства и сворачивании бизнеса пришло уже осенью 2014 года. К тому момент Luxgen произвел в России 700 кроссоверов, но, по данным АЕБ, в России купили только 146 машин. И это несмотря на то, что со временем кроссовер подешевел с 1 320 000 рублей до 990 000. Куда делись остальные 554 машины, неизвестно.
Основные факты о бренде в России:
Некогда одни из самых доступных иностранных внедорожников на российском рынке начали сдавать позиции во второй половине десятых годов. Модели устаревали, продажи падали.
Первая остановка продаж случилась в 2015 году. В 2017 корейцы попытались вернуться, но за год реализовали всего 123 машины и вновь ушли с рынка. Окончательно распродать складские остатки получилось только к 2019 году. С тех пор новые SsangYong в России не появлялись. Не помогла даже локальная сборка.
По оценкам редакции Дрома, провал бренда в России — совокупность факторов, но главный — нежелание или невозможность растянуть рост стоимости автомобилей во времени. Если Renault Duster дорожал постепенно, то в SsangYong повышали цены решительнее. В итоге продажи ушли в пике.
Основные факты о бренде в России:
SEAT — еще один бренд, который не раз пытался закрепиться на российском рынке. Испанская марка пробовала вести дела в России четыре раза!
В первый раз SEAT покинул России еще в конце 90-х, потом — в 2002-м и 2005 году. Самый амбициозный запуск бренда случился в 2007-м, когда SEAT в Россию решился поставлять даже не сам Volkswagen, а польская компания Iberia Motor Capital Group в лице ее российского офиса Iberia Motor Rus. Растущий авторынок России в конце нулевых соблазнил инвесторов, и они привезли к нам практически всю модельную гамму SEAT того времени.
За три года до появления седана Поло и Хендэ Соляриса нам предложили компактный SEAT Cordoba. Автомобиль был призван конкурировать с Fiat Albea, Логаном и другими аналогами. Но начальная цена испанской модели в России в $16 000 сделала это соперничество заведомо проигрышным для СЕАТа, ведь Logan тогда стоил примерно от $9500. Цены на более совершенные модели SEAT поражали не меньше: технический аналог Гольфа — SEAT Leon — импортер оценил в $24 190, притом что Golf на тот момент стоил в России от $19 000. С такими прайсами SEAT продержался в России недолго.
Возврат SEAT в Россию в четвертый раз случился в 2012-м. На этот раз под крылом представительства «Фольксваген Груп Рус». В отличие от частных компаний был устроен полноценный запуск бренда в России с тест-драйвами для журналистов и мощной рекламной кампанией. Поначалу была положительная динамика продаж: в 2012 году испанцы продали в России 2500 машин, в 2013-м на треть больше — 3375. Дела пошли хуже в 2014-м, когда началась девальвация рубля. За 2014 год еще по старым ценам в России купили 1641 автомобилей. Распродав складские остатки, в «Фольксваген Груп Рус» небезосновательно решили, что без локального производства СЕАТу в России не выжить.
Основные факты о бренде в России:
Общий вывод статьи неудивителен и известен: из-за упавшего рубля, роста налоговой нагрузки и обеднения потребителей российский рынок новых автомобилей сильно упал. Как следствие, для части брендов работа в России стала невыгодна.
Интереснее другое: некоторые марки заявляли не о полном уходе из России, а об остановке поставок (Acura, Alfa Romeo, Ravon). Другие сначала покинули наш рынок, но позже вернулись (Chevrolet, Opel). Третьи вот уже несколько лет продают в России машины единичными экземплярами (Citroen, Peugeot, Subaru, Honda), но по-прежнему не покидают наш рынок. Все это косвенно значит, что глобально Россия интересна автопроизводителям. Открытым остается вопрос, когда наш авторынок вернется на пиковые значения в 2,5–3 млн новых автомобилей в год.