Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
«Отсталый, сырой, негодный»: как громили рижский РЭАФ-50 с АКП псевдоинженера Бахчиванджи
28.11.2020 | 19142 просмотра

«Отсталый, сырой, негодный»: как громили рижский РЭАФ-50 с АКП псевдоинженера Бахчиванджи

Автор: Иван Петров
Фото Российского государственного архива научно-технической документации
Источник: Дром
«Человек, не имеющий определенной специальности и занимающийся бесплодным изобретательством». Такую характеристику Всеволод Евгеньевич Бахчиванджи получил в Отделе машиностроения ЦК КПСС. Между тем отсутствие инженерных знаний не помешало Бахчиванджи добиться финансирования изготовления двух опытных образцов своего автомобиля РЭАФ-50 и проведения испытаний. Отчеты об этих испытаниях в полной мере объясняют, почему таким «сырым и негодным», «отсталым и ошибочным» оказался малолитражный автомобиль РЭАФ-50, созданный на Рижском экспериментальном заводе.

Работу над своей машиной Бахчиванджи начал еще во время войны — в 1944 году. В послевоенные годы ему долго не удавалось найти источники финансирования, хотя во всех инстанциях, каких только можно, он доказывал превосходство своей машины — как конструкторское, так и технологическое. В конце концов он бросил негостеприимную Москву и перебрался в Ригу, где у него нашелся весьма влиятельный покровитель — сам Председатель Совета Министров Латвийской ССР Вилис Тенисович Лацис. И вот уже Совет Министров СССР выпускает два распоряжения — в июле 1949-го и в апреле 1950 года, которыми обязывает правительство Латвийской ССР совместно с Гостехникой СССР и автомобильным министерством СССР «провести испытание двух опытных образцов малолитражных автомобилей с гидравлической трансмиссией, изготовленных Рижским экспериментальным заводом, и представить свои предложения по результатам испытаний в Совет Министров СССР».

Всеволод Бахчиванджи возле своего детища — РЭАФ-50

Программа испытаний была утверждена 17 октября 1950 года, на следующий день комиссия приняла машины, которые к тому времени прошли короткие заводские испытания: пробег образца № 1 (с кузовом купе) составил чуть более тысячи километров, образца № 2 (с кузовом кабриолет) — чуть более шестисот. Машины взвесили и обмерили. С 21 по 23 октября состоялся пробег по маршруту Рига — Москва. В столице провели короткие дорожные и стендовые испытания, и уже 29 октября машины вернулись в Ригу. Полное обеспечение испытаний — материальное, хозяйственное, финансовое, лежало на Рижском заводе. Помимо двух образцов автомобиля РЭАФ-50 с кузовами «купе» и «кабриолет», в испытаниях участвовали автомобиль «Москвич» и «Победа», при этом сравнительные замеры проводились по большей части только с «Москвичом», которому кроме водителя полагался еще и контролер, равно как и испытуемым моделям. Контролеры вели «непрерывное наблюдение за эксплуатацией автомобиля и фиксировали по нему все данные в специальном журнале». Испытания проводились как при постоянной полной нагрузке, соответствующей весу четырех человек из расчета 70 кг на одного, так и без нагрузки — только с водителем и контролером. Правда, в процесс заездов выяснилось, что рижская машина не всегда может транспортировать двух человек — тогда контролера высаживали. Кроме того, группу сопровождали два грузовика ГАЗ-51, которые везли бензин, смазку, запчасти и обслуживающий персонал.

Из «Москвича» и палок

Итак, мы упомянули, что РЭАФ-50 был оснащен автоматической гидромеханической трансмиссией. Давайте погрузимся в особенности устройства этой машины и вместе с тем посмотрим, как они повлияли на результаты межведомственных испытаний. В этом нам помогут два раздела в отчетах — «Оценка конструкции автомобиля и его основных узлов» и «Описание конструкции с анализом ее технологичности и эксплуатационных качеств».

На РЭАФ-50 был установлен оригинальный двигатель: четырехтактный, двухцилиндровый карбюраторный (цилиндры — в ряд), рабочим объемом в 1142 куб. см. Для его создания Бахчиванджи использовал поршни и карбюратор от двигателя «Победы», а шатуны, часть коленчатого вала, кулачковый валик и клапаны — от «полуторки», то есть от ГАЗ-ММ. Блок цилиндров, картер и головку блока отлили из алюминиевого сплава, при этом цилиндры были гильзованными. Блок цилиндров был отделен от картера и крепился к последнему шестью шпильками. Высокая по тем временам степень сжатия (6,2), применение шариковых подшипников в опорах коленчатого вала (вместо привычных сегодня вкладышей), гильзы центробежной отливки из легированного чугуна — должны были обеспечить, по замыслу автора, высокую износоустойчивость.

Не только двигатель, но и коробка размещались в заднем свесе. Обратите внимание, что силовой агрегат был наклонен в продольном направлении, в противном случае задний свес пришлось бы делать больше. По одному из вариантов заводских характеристик колесная база составляла 2130 мм, длина — 3610 мм, высота — 1380 мм. При этом у двух «живых» опытных машин — купе и кабриолета — разница в колесной базе составила 30 мм!

Агрегат страдал существенными недостатками, например, плохая балансировка и неравномерный порядок работы цилиндров (не через 360 градусов, а через 180 и 540) вызывали «значительные вибрации при средних и больших оборотах». «Карбюратор и распределитель зажигания на двигателе случайны и поставлены без подбора по характеристикам». Из-за этого двигатель так и не смог достичь заявленных показателей. Кроме того, из рук вон плохо была организована смазка, из-за чего не все трущиеся детали получали нужную долю масла, отсутствовал воздушный фильтр и даже… бензонасос, проще говоря, горючее подавалось самотеком! Отдельная история вышла с системой охлаждения. Поскольку двигатель был установлен сзади, а радиатор от ГАЗ-67 — спереди, Бахчиванджи пришла в голову «гениальная» идея использовать для транспортировки жидкости полости профилей рамы! Из-за этого объем жидкости в системе охлаждения составил аж 35 литров, а температура в головке блока колебалась от 50 до 100 градусов, при этом «часто наблюдалось выбрасывание воды из системы охлаждения». Все это вызвало коробление головки блока и прогорание выпускных клапанов.

Еще одно новшество в РЭАФ-50 не только для машин особо малого класса, но и для всего тогдашнего советского автопрома — автоматическое сцепление центробежного колодочного типа. Его смонтировали на маховике двигателя и при оборотах двигателя около 600 об/мин производилось соединение маховика насосным колесом гидромуфты. Такой подход оказался неудачным, потому что вызывал необходимость балансирования коленчатого вала в сборе с механизмом сцепления. При этом во время пробега испытатели установили, что узел не обеспечивает «плавного трогания автомобиля с места и своевременного отсоединения двигателя от трансмиссии при переходе двигателя на малые обороты». Более того, сцепление на обеих экспериментальных машинах вышло из строя…

Фрагмент титульной страницы протокола заседания конструкторской секции Научно-технического совета автомобильного министерства

Коробка передач была двухступенчатой, в ней Бахчиванджи скрестил гидромуфту и зубчатую передачу. Мы не станем подробно углубляться в конструкцию «автомата» — это может быть интересно не всем читателям, уточним только, что на первой передаче часть мощности передавалась на главную передачу через гидромуфту, часть — через поставленную в параллель понижающую зубчатую передачу. По мере роста оборотов двигателя доля мощности, передаваемая через гидромуфту, увеличивалась. В какой-то момент срабатывала механическая муфта свободного хода (по типу той, какая установлена на любом велосипеде), которая отключала шестеренки, гидромуфта блокировалась и коробка работала на прямой передаче. Для технически подкованных читателей мы прилагаем схему АКП с указанием ее составляющих: тот, кто свободно «читает» такие схемы, без труда уяснит принцип работы коробки. Кстати, эксперты межведомственной комиссии отметили ее оригинальную конструкцию, однако зафиксировали, что работа узла автоматического включения прямой передачи оказалась недостаточно четкой, а само включение происходило с шумом и рывками.

Схема коробки передач: 1 — коленчатый вал двигателя; 2 — центробежное сцепление; 3 — турбинное колесо гидромуфты; 4 — насосное колесо гидромуфты; 5 — муфта свободного хода, отключающая редуктор; 6 — редуктор; 7 — автомат включения прямой ступени; 8 — главная передача

Не менее оригинальной была и главная передача (ГП), в которой использовали детали главной передачи «Москвича», но конструктивно ГП РЭАФ-50 отличалась от нее, поскольку инженеры предусмотрели механизм смены направления колес. Он имел три положения: вперед, нейтраль и задний ход. Узел был заключен в литой картер, состоящий из двух половин. В протоколе отмечено: «Устройство механизма изменения направления движения в заднем мосту сильно усложнило его конструкцию и технологию изготовления и сборки. Кроме того, переключение с переднего на задний ход и обратно требует повышенного усилия и происходит, как правило, с шумом». Кроме того, на версии купе вышел из строя один из шарниров, который передавал мощность от главной пары на вал ведущего колеса. Короче говоря, и конструкцию ведущего моста эксперты признали «неудовлетворительной».

Остановка колонны у обочины булыжной мостовой г. Елгавы. На переднем плане — РЭАФ-50 в версии купе

Рулевой механизм был реечным. Испытатели отметили, что он «показал себя удовлетворительно» и в комбинации с подвеской почти нечувствителен к передаче вибраций от дороги к рулю. Свою долю похвал получил и кузов, форма которого была признана «оригинальной и удачной», соотношения размеров — правильными, за исключением длины, «не позволяющей иметь надлежащий шаг между передними и задними сиденьями». Тормозами были оснащены только задние колеса РЭАФ-50 — они были гидравлическими, собранными из деталей тормозов «Москвича».

Красноречивые цифры

Всю картину испытаний как нельзя нагляднее передает почасовая «раскадровка» пробега по маршруту Рига — Каунас — Вильнюс — Москва протяженностью 1348 км, который занял 87 часов. Она составлена по автомобилю № 1, то есть «купе», поскольку именно он по большей части подвергался пробеговым испытаниям, в то время как второй — в основном лабораторно-дорожным. Машина были в движении 20 ч. 57 мин., простой по техническим причинам составил 21 ч. 28 мин., движение автомобилей на буксире — 10 часов, остальное (34 ч. 35 мин.) — отдых персонала. Что же приключилось? Во-первых, два раза ломался болт крепления заднего моста к поперечине рамы, из-за чего в конце концов оборвались шпильки крепления задней поперечной рессоры. Во-вторых, у двигателя меняли помпу и прокладку головки блока, однако выброс воды из системы охлаждения остановить не удалось. После поломок сцепления, которая случилась через 668 км после выезда из Риги, машину заводили «с толкача», что вкупе с частыми остановками, возникавшими из-за выбросов воды, привело к разрядке аккумулятора. После этого машину взяли на буксир и устранили поломку только в Москве, однако замеры динамики проводили лишь на «кабриолете», поскольку у «купе» обнаружилось «задевание корпуса карданного сочленения правой полуоси за гайку болта крепления правого чулка к картеру главной передачи».

В этот подъем автомобиль РЭАФ-50 смог подняться только с одним водителем на борту: контролера пришлось высадить

Испытатели отметили, что во время замера максимальной скорости «у автомобиля РЭАФ наблюдалась очень сильная вибрация кузова и шасси», при этом скорость оказалась не только ниже заявленной, но худшей, чем у «Москвича»: 82,4 км/ч против 90 км. Приемистость обеих рижских машин была на низком уровне: если при разгоне с места «Москвич» достигал скорости 25 км/ч через 5,5 секунды, то РЭАФы — только через 14! Более того, очень узкий диапазон изменения тягового усилия не позволял машине уверенно держаться в городском потоке и преодолевать подъемы — не хватало ни тяги, ни диапазона коробки. Дальше — хуже. Средний расход бензина в различных дорожных условиях при пробеге Рига — Москва составлял 9,82 л/100 км. При этом специальные испытания показали минимальный расход 8,4 л (при скорости 50 км/ч) и максимальный в 12,0 л (при скорости 70 км/ч). В условиях городского движения расход составил 10,7 л/100 км. Но самые убийственные результаты дали стендовые испытания: при работе на гидравлической передаче со скоростью менее 20 км/ч аппетит достигал 13,8 л/100 км. На всех скоростях движения расходы бензина оказались выше соответствующих расходов «Москвича». На это сыграла и избыточная масса рижской машины. Кабриолет РЭАФ-50 в снаряженном состоянии потянул на 750 кг (у «Москвича», бывшего в пробеге, зафиксировали только 807,5 кг). При этом предварительные «расчеты» Бахчиванджи говорили о том, что машина будет весить всего 380 кг, и это было главным аргументом в пользу выделения государственных средств!

…а в этот подъем РЭАФ-50 вообще не смог заехать!

По некоторым позициям были и позитивные отзывы, например, «на дорогах всех типов при всех скоростях движения автомобиль РЭАФ обладает хорошей устойчивостью и надежно действующим рулевым управлением. На булыжной мостовой и щебеночном шоссе устойчивость РЭАФ выше, чем у “Москвича” в тех же условиях». Вполне удовлетворительной признали маневренность и удобство посадки на передних сиденьях. Проходимость рижских машин оказалась хуже, чем у «Москвича», — опять же из-за слабых тяговых возможностей, кроме того, в салон РЭАФ-50 набивалась пыль, а тряска от двигателя передавалась на кузов, так что радости испытателям не было никакой…

Вместо автобусов получались ублюдки

27 января 1951 года состоялось заседание Научно-технического совета автомобильного министерства, где рассматривались результаты испытаний РЭАФ-50. Помимо членов НТС и представителей Рижского экспериментального завода в нем приняли участие члены межведомственной комиссии по испытаниям и сотрудники НАМИ, к примеру, Долматовский, который выступал в прениях. Юрий Аронович весьма ревностно относился к подобного рода проектам, что стало ясно из его выступления. Дело в том, что он только-только закончил работу над автомобилем НАМИ-013, который хотя и не был конкурентом РЭАФ-50, однако конкурировал с проектом Бахчиванджи за ресурсы, при этом Бахчиванджи только на первом этапе получил финансирование в размере полумиллиона рублей. Кроме того, Долматовский уже вовсю думал о «Белке», которая по потребительским качествам и должна была соперничать с РЭАФ-50. Еще одним важным выступающим в прениях стал Александр Федорович Андронов, который к тому времени уже стал полноценным — без приставки «и.о.» — главным конструктором Московского завода малолитражных автомобилей. Он тоже раскритиковал РЭАФ-50.

Многие из присутствовавших оказались не знакомы с конструкцией автомобиля Бахчиванджи. Дело в том, что РЭАФ-50 не разрабатывали в системе Минавтопрома, поэтому автомобиль не прошел тех стадий, какие обычно проходят все разработки: экспертизу технической идеи, обсуждение технического проекта и так далее. С одной стороны, это вызвало ревность у многих министерских сотрудников, с другой — плохие результаты испытаний многие связали именно с таким положением дел, отмечая, что ознакомься они с РЭАФ-50 на стадии разработки, они никогда не допустили бы машину до стадии производства опытного образца без коренных изменений конструкции.

Вот так, «с толкача», приходилось заводить двухцилиндровый мотор РЭАФ-50 после того, как автоматическое сцепление вышло из строя

Общее мнение по этому вопросу высказал старший научный сотрудник автомобильной лаборатории Академии наук СССР Великанов. «Я думаю, что автор этой машины т. Бахчиванджи действительно попал в очень неприятное положение. Он много лет затратил, много творческих идей вложил в создание автомобиля, а в результате мы вынуждены констатировать, что автомобиль не выдерживает критики с точки зрения современного уровня автомобильной техники». Далее Великанов отметил, что в условиях социалистического хозяйства нельзя в полукустарных условиях, в отрыве от организованной автомобильной промышленности пытаться создавать принципиально новый автомобиль — это неизбежно заведет в тупик, и РЭАФ-50 «полностью это подтверждает». Затем Великанов напомнил, что одно время автомобильное министерство поощряло «изготовление автобусов на местах — районными и областными управлениями, на авторемонтных заводах и т. д. В итоге вместо автобусов получались ублюдки», которые еще и стоили существенно дороже, чем выпускаемые промышленностью серийные автобусы, и с точки зрения техники критики не выдерживали.

Сам Бахчиванджи два раза брал слово: с одной стороны, он признал, что перед началом работ не потрудился составить и утвердить технические условия или техническое задание на РЭАФ-50, поэтому он попытался вкратце донести до собравшихся идеи, заложенные в конструкцию машины, и доложить о тех изменениях и модернизациях, которые были проведены уже после испытаний. Всеволод Евгеньевич надеялся, что сможет переломить мнение выступавших, однако большинство из них были настроены не просто скептически, но и враждебно: призывали не тратить время и сразу «поставить точку на проекте», поскольку результаты испытаний были «уничтожающими». Этого мнения придерживался и Долматовский: «Говорить о результатах испытаний мне кажется малоцелесообразным. Результаты, к сожалению, печальные. Если только по результатам судить, надо было покончить с этим вопросом. Но мы все-таки пытаемся выяснить, что же нужно делать дальше с такой работой». Андронов, в свою очередь, отметил, что Бахчиванджи напрочь игнорировал и советский, и мировой опыт автомобилестроения и именно поэтому «проект оказался сырым и негодным для рекомендации какого-либо продолжения этой работы».

Обрыв болтов шпилек крепления поперечной рессоры. К слову, амортизаторы на РЭАФ-50 не ставили

Короче говоря, понимая, что дело пахнет керосином и больше никаких денег на свои поделки Бахчиванджи не получит, автор РЭАФ-50 решил взять уважаемых членов Научно-технического совета министерства и других присутствовавших «на слабо»: он стал утверждать, что «постановление об изготовлении двух автомобилей подписано лично товарищем Сталиным» и негативный отзыв министерства входит в противоречие с решением правительства. Это было неправдой. Сталин не подписывал и не мог подписать документы Совета Министров СССР по РЭАФ-50, хотя в те годы он действительно был председателем правительства. Дело в том, что председатель подписывал исключительно «постановления», да и то не всегда, а «распоряжения» — документы, стоящие рангом ниже «постановлений», визировали в лучшем случае его заместители, а часто они просто скреплялись печатью. Однако маневр Бахчиванджи едва не оказался успешным — в стройных рядах критиков, в том числе и среди членов Научно-технического совета министерства, которые и должны были «зарубить» проект РЭАФ-50, на несколько минут возникло легкое замешательство — времена стояли суровые, но здравый смысл все же взял верх.

Секция Научно-технического совета Министерства автомобильной и тракторной промышленности зафиксировала следующее. Несмотря на небольшой объем испытаний, комиссии удалось составить представление не только о динамике и эргономике автомобиля, но и достаточно ясно осветить вопрос надежности. Образцы автомобиля РЭАФ как по замыслу, так и по исполнению не отвечают идее создания простого и удобного в управлении дешевого автомобиля. Технические идеи, положенные в основу конструкции РЭАФ-50, «являются или отсталыми — двигатель, рамная конструкция, тормоза не на всех колесах, или ошибочными», особенно в части гидромеханической передачи, ведущего моста, системы охлаждения и планировки пассажирских мест. И конкретно: конструкция двигателя не обеспечивает равномерности крутящего момента и необходимой уравновешенности. Системы смазки и охлаждения — не работоспособны. Схема и конструкция трансмиссии хотя и представляют в автостроении новизну, но не могут быть положительно оценены вследствие неудовлетворительной работы и нерационального использования свойств гидродинамической муфты.

А вот очень интересный график зависимости расхода горючего от температуры охлаждающей жидкости, которая была очень нестабильной: при понижении температуры до 45–50 градусов расход удваивается по сравнению со случаем поддержания рабочей температуры ОЖ в 95 градусов!

После этого на имя Сталина был подготовлен проект записки от лица Председателя Латвийской ССР Лациса, Председателя Гостехники Вяткина и министра автомобильной и тракторной промышленности СССР Хламова. Авторы отметили, что «идею создания простого, удобного и дешевого народного автомобиля следует считать правильной», но рекомендовать опытные образцы РЭАФ-50 «для доработки не представляется возможным». Вместе с тем автомобильному министерству предлагалось, «заложив в основу идею автора, разработать и подготовить для массового выпуска малолитражный автомобиль, полностью отвечающий данной идее». Через несколько лет таким автомобилем станет «Запорожец»…

Последняя попытка

Неудача ничуть не обескуражила Бахчиванджи, и через несколько лет Всеволод Евгеньевич нашел новый повод дойти до «самого верха». Во второй половине 50-х правительство вело переговоры с Фиатом о постановке на производство в СССР модели Фиат-600. Бахчиванджи понял, что может снова претендовать на ассигнования. На сей раз он поступил мудро — заручился поддержкой очень влиятельной по тем временам организации — Советского комитета ветеранов Великой Отечественной войны. И вот от лица ветеранов в правительство пошли письма с требованием отказаться от постановки Фиата-600 в пользу имеющейся советской микролитражки. К тому времени Бахчиванджи сумел «по заказу Совета ветеранов» действительно создать ее ходовой макет. На сей раз машину собрали в Ленинграде при поддержке маршала Советского Союза Василевского, однако тогдашний заместитель председателя Госплана Строкин (бывший министр автомобильной промышленности) и некоторые сотрудники аппарата ЦК КПСС якобы «скрыли машину во время правительственного просмотра». В одном из писем, которое подписали и влиятельные ветераны, и сам Бахчиванджи, авторы просят «изготовить установочную партию микролитражных автомобилей» и «одобрить инициативу Совета Министров Украинской ССР, Госплана УССР и Киевского городского комитета партии, поддержавших предложение об организации конструкторского бюро и опытного завода с выпуском 15 000 автомобилей в год в городе Киеве». В последнем абзаце Бахчиванджи снова пытается манипулировать: «При срочном решении этого вопроса установочная партия автомобилей может быть изготовлена к открытию XXI внеочередного съезда КПСС». Он прекрасно знал, как бывало важно партийцам отчитаться о производственных успехах, что в сочетании с заботой о ветеранах могло возыметь успех.

Фрагмент заключения НТС автомобильного министерства с подписями ответственных лиц

Однако вопрос с места не сдвинулся. Тогда Бахчиванджи пишет снова — на сей раз главе государства первому секретарю компартии Никите Сергеевичу Хрущеву, на дворе — 30 декабря 1958 года. Бахчиванджи жалуется, что его предложения «всегда попадали на рассмотрение к одним и тем же лицам, которые, будучи руководителями автомобильной промышленности, рассматривали их как подрыв собственного авторитета». При этом горе-изобретатель нажимает на все рычаги, какие только можно, например, ссылается на успешный китайский опыт, умалчивая о том, что кустарные микролитражки в КНР использовали исключительно по бедности. В своем письме Бахчиванджи утверждает, что окончательно финансирование по пуску в Киеве микролитражек упрощенной конструкции зарубил сотрудник Отдела машиностроения ЦК КПСС Григорьев. «Будучи твердо уверенным в рациональности наших предложений, мы не прекращаем работу в области создания новой технологии, хотя поставлены в исключительно тяжелые условия».

Эпизод пробега: движение по щебеночному шоссе. На первом плане — ГАЗ М-20 «Победа», за ней — РЭАФ-50 с кузовом купе, за ним — «Москвич-400», далее — машина сопровождения ГАЗ-61

Конфуз заключается в том, что никакие письма на имя Хрущева, конечно, не могли дойти до адресата, миновав сложную систему фильтрации. Поскольку в письме Бахчиванджи речь шла об автомобиле, послание отсортировали как раз в Отдел машиностроения ЦК КПСС, где упомянутый Григорьев внимательно изучил его. Ровно через три месяца, 28 марта 1959 года, заведующий отделом машиностроения ЦК КПСС Василий Семенович Фролов составил следующую короткую справку, из которой следует, что вопросы, поставленные т. Бахчиванджи, рассмотрены в отделе с участием автора, представителей заводов, научно-исследовательских институтов и других организаций еще в ноябре 1958 года. Далее Фролов отмечает, что в последнем письме Бахчиванджи «…новых вопросов не выдвигает. О результатах рассмотрения этого письма товарищу Бахчиванджи будет сообщено по установлении его места жительства».

Через некоторое время первые советские промышленные микролитражки начнут сходить с конвейера автомобильного завода в Запорожье, а в 1966 году СССР возобновит переговоры с Фиатом, но на сей раз — о строительстве предприятия по выпуску малолитражного Фиата-124. Надобность в «народной инициативе» отпадет окончательно и более правительство СССР к рассмотрению производства автомобилей системы псевдоинженера Бахчиванджи не возвращалось.

Комментарии

   
Поребрик Сити
Сообщений: 20235
Пацан к успеху не пришел.

Лютая тачка. Жрет, не едет и любит голову.
А создатель упертый. Его бы упёрство да в годный проект.
Некроводство течет во мне и я един с некроводством.
271
9
Ответить
   
Поребрик Сити
Сообщений: 20235
Не слышал даже про такую тачку. Дром, спасибо!
Некроводство течет во мне и я един с некроводством.
210
12
Ответить
Руслан
Анапа
Ивановка
Не слышал даже про такую тачку. Дром, спасибо!
Аналогично. Интересная статья. Больше таких.
130
5
Ответить
Ну да. Только "бывший" министр автомобильной промышленности Строкин оказался в той же должности в 1964 году и запустил Дмитровский автополигон. Что-то не сходится...
14
1
Ответить
Владимир Р
Так вот из-за кого фиаты не в Запорожье, а в Тольяти выпускают!
37
7
Ответить
 
иркутск
Сообщений: 6220
Конечно кустарное производство не конкурент серийному с его людскими ресурсами и производственными мощностями. Бахчиванджи переоценил свои возможности на пути к успеху, но все равно респект ему за его труд.
Мой отзыв: Mitsubishi Pajero 2012
83
15
Ответить
 
Резиновая Столица Деревень
Сообщений: 7383
статья - огонь
страсти - шекспировские
Шнива - ракета
82
3
Ответить
 
Резиновая Столица Деревень
Сообщений: 7383
"Обрыв болтов шпилек крепления поперечной рессоры. К слову, амортизаторы на РЭАФ-50 не ставили" (с)

судя по фотке, у изобретателя с головой совсем бобо
даже с дивана очевидно,что будут запредельные нагрузки на эти шпильки
151
7
Ответить
     
Якутск
Сообщений: 81
Завёрнутых в скатерть проектов было много, посмотрите интересные авто на обложке задней части обложки журнала "За рулём"
39
5
Ответить
   
Владивосток
Сообщений: 19038
Еще один непризнанный шедевр советского автопрома.
NO DELICA, NO LIFE!
Goodbye, Indian Ocean!
16
36
Ответить
Министр автомобильной и тракторной промышленности СССР Хламов.... Фамилия, прям, говорящая.
71
25
Ответить
Интересно , как сложилась судьба самих машин и самого Бахчиванджи , сейчас его " автомобили " могут стоить каких - то денег как штучные самоделки , типа Москвич 3-5 -5.
14
9
Ответить
 
Резиновая Столица Деревень
Сообщений: 7383
Вадим Некрасов
Министр автомобильной и тракторной промышленности СССР Хламов.... Фамилия, прям, говорящая.
в председатель комиссии Арманд, это как?
не хватает только Каплана)
ну и у изобретателя тож фамилия говорящая, что его уровень - стоять продавать арбузы
48
22
Ответить
Сыгда
Самара
У автора талант конечно был, делать деньги из вакуума. Полное отсутствие инженерной мысли и образования.
Ож в раме и крепление рессоры это вообще шедевр.
115
6
Ответить
     
Иркутск
Сообщений: 2936
А показать восстановленную (практически заново) эту машину?
Первый раз узнал об этой машине из замечательной книги "РАФ" А. Говорухи и М. Шелепенкова.
Конечно, авантюра та ещё была
Книга "Иркутяне за рулём" издана!
30
2
Ответить
     
Иркутск
Сообщений: 2936
Для примера
Книга "Иркутяне за рулём" издана!
49
2
Ответить
    
Новосибирск
Сообщений: 46728
Ивановка
Пацан к успеху не пришел.

Лютая тачка. Жрет, не едет и любит голову.
А создатель упертый. Его бы упёрство да в годный проект.
Ага, в Сибирь снег убирать.

Очередной показатель, что нечего не грамотных к управлению допускать.
Аферист какой-то.
Из-за таких Бендеров нормальные инженеры не могли пробиться.
Кто не матерится - тот не работает!
120
10
Ответить
    
Сообщений: 1069
"А всё, что вы делаете РУКАМИ - очень, очень плохо..."
"Пусть стены этого сортира украсят юмор и сатира!" Daihatsu Mira :-)
Mark_X GRX120 & Yamaha MT-01
38
1
Ответить
Alex Samedi
Ну как бы для 1950 года выглядело это не так уж плохо...
16
12
Ответить
10571931
Сыгда
У автора талант конечно был, делать деньги из вакуума. Полное отсутствие инженерной мысли и образования.
Ож в раме и крепление рессоры это вообще шедевр.
Согласен!
19
1
Ответить
   
Иркутск
Сообщений: 707
Одно слово - грузин.
Придумать что попало, обойти проверку умными людьми, по блату найти денег, пугать проблемами проверяющих, наврать, помешать, оболгать и пр.
С 90-х такие расцвели.
204
10
Ответить
 
54/55
Сообщений: 233
Бахчиванджи был авантюристом конечно, но и дух изобретателя в нем был.
43
7
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 5115
EsaulZ
Одно слово - грузин.
Придумать что попало, обойти проверку умными людьми, по блату найти денег, пугать проблемами проверяющих, наврать, помешать, оболгать и пр.
С 90-х такие расцвели.
не, это не грузинская фамилия. Скорей грек.
была Mazda Tribute, 2.3, 4wd, 2007г, есть Ford Kuga, 2.5, Fwd, 2018
21
7
Ответить
  
Академ
Сообщений: 16321
Остап Бендер и антилопа Гну)))
Архитектор всея Руси
44
1
Ответить
12962312
Набережные Челны
Испанский стыд!
28
1
Ответить
12962312
Набережные Челны
Индийская повозка от индийского инженера.
16
2
Ответить
19712387
А где же комменты "Он родился не в той стране, в США или Японии с руками бы оторвали"???
54
8
Ответить
    
Сообщений: 52
19712387
А где же комменты "Он родился не в той стране, в США или Японии с руками бы оторвали"???
Еще не вечер
17
2
Ответить
     
Владивосток
Сообщений: 2678
Бендер Задунайский
Всё, что ни делается - всё к лучшему. Просто, может быть, не к вашему.
16
1
Ответить
     
Магадан
Сообщений: 2549
Все, что касается истории-у дрома неплохо выходит, как написать что-то свое-типа ошибки тунинга, так беда прям.
Фарш невозможно провернуть назад.Titan 1983.
24
1
Ответить
    
Где-то близко к МКАД
Сообщений: 1622
Так вот в честь кого целую станцию жд назвали на ярославском направлении
nicoa.ru - рубашки для больших (размер 50-62, шея 42-49, до 144 грудь, рост до 2м). По России
4
5
Ответить
Нда. Автор просто опередил свое время. Это же ясно. В 21 веке был бы министром автопрома, не меньше.
34
5
Ответить
Иван
Новосибирск
Страдальческое по музейным экспонатам.
Будто граждане сегодня не могут жить без разработок тогдашних конструкторов.
4
23
Ответить
vershila
Химки
В одно лицо и без опыта проектировать и двигатель, и трансмиссию, и кузов и ходовую часть-это сильно, конечно. Советские самодельщики 70-х годов, в основном, делали только кузова. Все агрегаты были серийными. А тут...
39
9
Ответить
kashka malashka
Вот это хорошая, годная статья! Ещё таких да побольше
24
1
Ответить
9930850
Севастополь
> А вот очень интересный график зависимости расхода горючего от температуры охлаждающей жидкости

Он для любого двигателя будет примерно такой же, это термодинамика)
31
 
Ответить
9930850
Севастополь
История интересная.
Упорный изобретатель - это целый психологический типаж на все времена, и на тех, у кого получилось, приходится гораздо больше неудачников.

Бахчиванджи - мастер манипуляций, судя по всему. Найти могущественную "крышу" в двух нацреспубликах, выбить финансирование, задействовать ветеранов... Обратите внимание, в разгар "борьбы с космополитизмом" автомобиль в чертежах называется "REAF-1950". Удивительно, что он испытателей и составителей отчета не охмурил. И хоть рассказывают, что "раньше порядок был", но таких Бендеров на самом деле промышляла масса.
48
 
Ответить
19712387
vershila
В одно лицо и без опыта проектировать и двигатель, и трансмиссию, и кузов и ходовую часть-это сильно, конечно. Советские самодельщики 70-х годов, в основном, делали только кузова. Все агрегаты были серийными. А тут...
Так не факт, что он в одно лицо это делал. Наверняка дали в подчинение безымянных инженеров, которые тратили свое время вот на эту хрень...
33
2
Ответить
   
Сообщений: 999
kamakama
Так вот в честь кого целую станцию жд назвали на ярославском направлении
Названа она в честь героя советского союза, летчика Бахчиванджи, который жил в том районе. К сыну турецко-подданного из статьи отношения не имеет
68
1
Ответить
dayton701
Москва
Между тем, прошёл без малого месяц со времени презентации нового Мохаве. Слоупоки от автожурналистики держались как могли, но молчали.🤐
Тест-драйв?! Да не, ну нафиг... Напишем-ка лучше про упёртого Бахчиванджи. Или Мицуоку в Японии. Всяко актуальнее, дааа...
7
51
Ответить
   
Сообщений: 999
А история эта - прекрасный пример обратной стороны совкового формализма. Да, он душил перспективные разработки и можно было 3 пары железных сапог стереть, ходя по кабинетам (знаю по рассказам старожилов, хоть и из другой сферы), но и подобных шарлатанов выявляли на раз-два. А смелость технических решений, типа охлаждения по раме, не может служить оправданием их технической безграмотности. Любые решения должны разрабатываться, да-да, сейчас будет избитая фраза,, "с учетом передового отечественного и зарубежного опыта в части создания..."
39
7
Ответить
     
Хабаровск
Сообщений: 2618
Статья для унижения псевдоинженера написана?
10
25
Ответить
Феерически невезучий машин. Но, как говорится, через тернии к звёздам!..
5
2
Ответить
   
Ульяновск
Сообщений: 27
Е-мобиль 50-х.Если бы автор так в 30-х конструировал,в лучшем случае к Туполеву,в худшем к Бехтереву
26
1
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 5115
kamakama
Так вот в честь кого целую станцию жд назвали на ярославском направлении
Нет.
С такой фамилией был летчик-испытатель.
Один из первых кто испытывал отечественные реактивные самолеты.
была Mazda Tribute, 2.3, 4wd, 2007г, есть Ford Kuga, 2.5, Fwd, 2018
31
1
Ответить
    
Москва
Сообщений: 1893
Вася Иванов-Петров
Названа она в честь героя советского союза, летчика Бахчиванджи, который жил в том районе. К сыну турецко-подданного из статьи отношения не имеет
Лётчик Бахчиванджи - испытывал первый советский самолёт с жидкостным ракетным двигателем БИ-1.
Погиб в 1943 году при испытаниях этого самолёта.
Subaru OUTBACK, 2003 ПР, 24 регион
Mitsubishi Delica D:5, 2010 ПР, 50 регион
28
1
Ответить
19023015
Москва
Повезло ему, при Сталине за такой расход средств и пустой выхлоп на выходе могли спросить понастоящему..
40
5
Ответить
Москва
Kroshig
Ага, в Сибирь снег убирать.

Очередной показатель, что нечего не грамотных к управлению допускать.
Аферист какой-то.
Из-за таких Бендеров нормальные инженеры не могли пробиться.
ТочнО! как раз хотел написать, что Бендер переквалифицировался в управд.... в инженера-автопроизводителя.
Да еще ж какой шустрый, именем Сталина, Совета Ветеранов и "к открытию XXI внеочередного съезда КПСС».
Хорошо, что победил здравый смысл, а не идеология, щёлкнули по носу
22
1
Ответить
   
Новгород
Сообщений: 696
Статья конечно интересная, НО ОЧЕНЬ ОДНОБОКАЯ И КОРЯВАЯ. Бахчиванджи представлен каким жуликом и более никем. Однако если полистать интернет, то вдруг выясняется что у него более 500 изобретений и интересные моменты в жизни. Автору нужно было написать более развёрнуто о этом человеке.
Одно то, что изобретатель смог построить автомат и трансмиссию на микролитражку в то время - о многом говорит. И никаким Остапом Бендером тут не пахнет. Конечно в отрыве от общего конструкторского курса получилась такая вот сырая машина. НО
Москвич 21412 1989
35
15
Ответить
   
Новгород
Сообщений: 696
В ТО ВРЕМЯ СДЕЛАТЬ ТАКОЕ МНОГИЕ ЛИ СМОГЛИ БЫ?
Москвич 21412 1989
14
7
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 5115
MDN_51
Статья конечно интересная, НО ОЧЕНЬ ОДНОБОКАЯ И КОРЯВАЯ. Бахчиванджи представлен каким жуликом и более никем. Однако если полистать интернет, то вдруг выясняется что у него более 500 изобретений и интересные...
Не знаю что у него в багаже изобретений и из какой области знаний, но конструкция машины максимально безграмотная!
Если какие-то вещи можно отнести за счет неграмотного воплощения, но очередность работы цилиндров двухцилиндрового мотора не через 360 градусов, а через 180 и 540 говорит о полной безграмотности конструкции. Это не спишешь на косяк реализации.
Непонятно - почему они "втихую" не накрутили ту же тысячу-две километров вокруг своего завода, чтобы самим выявить и устранить недостатки и не лажать так при посторонних.
Я с некоторым пренебрежением относился к Ю.Долматовскому с его вагонными идеями - но у него машины ездили и красивые были, в кино снимались. Но этот изобретатель - просто огонь!
была Mazda Tribute, 2.3, 4wd, 2007г, есть Ford Kuga, 2.5, Fwd, 2018
42
2
Ответить
 
Курган
Сообщений: 174
А РАФик кто придумал?
1
4
Ответить
19645002
19712387
А где же комменты "Он родился не в той стране, в США или Японии с руками бы оторвали"???
Ага. Руки бы оторвали за расход денег акционеров на непонятные прожекты.
9
2
Ответить
А вот сейчас вообще изобретать автомобиль не надо , просто можно копировать решения "Тойоты" , как это делали первое время китайцы... Тойота в суд не обращается , в отличие от БМВ и Фиатов... А Бахчиванджи надо было на кузове удобном , типа минивена , сосредоточиться , а подвеску , двигатель , коробку и электрику брать от серийных "Побед" , "Москвичей". Тот же Долматовский был бы в восторге сразу.
7
4
Ответить
Вадим
Красноярск
Ну строго говоря концептуально замысел неплох, но уж больно много "острых" мест. У меня был китайский мопед Дельта, копия Хонды Супер-Каб, как раз с центробежным сцеплением, и оно прекрасно работало. Москвичевский мотор+простенький вариатор (или гидромуфта с МКПП как на ЗИМе)+пластиковый кузов "универсал" было бы огонь для ветеранов. Но в совке нельзя было фантазировать и иметь больше 3 брюк, иначе расстрел.
9
26
Ответить
zogar-zag
19712387
А где же комменты "Он родился не в той стране, в США или Японии с руками бы оторвали"???
Не "с руками бы оторвали", а руки бы оторвали.
13
1
Ответить
DenisS
Москва
Ивановка
Пацан к успеху не пришел.

Лютая тачка. Жрет, не едет и любит голову.
А создатель упертый. Его бы упёрство да в годный проект.
Не, таких товарищей от производства надо подальше держать. Ошибок не видит, критику не слышит. Технические основы изучать не хочет.
Такого "Незнайку" куда не поставь, везде напортачит.
30
1
Ответить
 
Сообщений: 7875
Сколько ж было всяких авантюристов
7
 
Ответить
    
Кемерово
Сообщений: 1452
19023015
Повезло ему, при Сталине за такой расход средств и пустой выхлоп на выходе могли спросить понастоящему..
Королёв, кстати, именно так в лагерь и попал. Деньги дали на одно, по факту занимался другим и успехов там не достиг.
Subaru Outback 2018 2.5 CVT
20
3
Ответить
 
Екатеринбург
Сообщений: 5963
Чем-то это история мне напомнила недавно прочитанную про одного липового бразильского футболиста Карлоса Кайзера, который за 10 лет своей карьеры в профессиональных клубах не сыграл ни одного матча. То у него травма, то теща приехала, то собака рожает, а если ничего не помогает - можно подраться м болельщиками. Зато языком молоть мастак. Спалился на том, что договаривался о контракте с конкурирующим клубом по муляжу мобильного телефона на английском языке, которого не знал. А клубный врач, оказавшийся рядом, знал. Неувязочка вышла.
И что вы думаете? По окончании карьеры в большом спорте теперь тренером работает )
Swift II седан 97 G13
Sidekick 96 TD03V 5D G16T АКПП
Логан 1,6 '07
Ноут 1,6 '12
31
 
Ответить
 
Сообщений: 139
Кто хочет узнать больше по советских авантюристов, то почитайте про Трофима Лысенко, Бахчиванджи даже рядом не стоял.
Кто с мечом к нам придёт того проще застрелить.
17
1
Ответить
Дмитрий Р
Все как всегда-кумовство на первом месте
6
1
Ответить
 
Tomsk
Сообщений: 5962
EsaulZ
Одно слово - грузин.
Придумать что попало, обойти проверку умными людьми, по блату найти денег, пугать проблемами проверяющих, наврать, помешать, оболгать и пр.
С 90-х такие расцвели.
занятная история. сейчас такие тусуются по сколковым и роснанам. сейчас еще вот рфпи появилрсь. сколбко там денег *****ывается на проекты без нормальной профессиональной экспертизы - уму непостижимо.
13
 
Ответить
     
Хабаровск
Сообщений: 4068
Alexander_Ch
не, это не грузинская фамилия. Скорей грек.
Индус. И конструкция индусская.
7
1
Ответить
9067442
Ивановка
Пацан к успеху не пришел.

Лютая тачка. Жрет, не едет и любит голову.
А создатель упертый. Его бы упёрство да в годный проект.
"Жрёт, не едет и любит голову" В СССР такую не пропустили в производство - а у нас сейчас таких - довольно много, и ведь утверждают же такие проекты и ставят на поток..)))) ..а мы потом на дроме обсуждаем и удивляемся, мол, ну что за проблемная тачка, ну как можно было так ее сделать!))) У этой тачки - проблемная коробка, а у этой - двигатель... Да ёманаврот, ну не делайте их, раз не смогли довести до ума на стадии разработки. Учитесь у СССР...
6
4
Ответить
9067442
"Жрёт, не едет и любит голову" В СССР такую не пропустили в производство - а у нас сейчас таких - довольно много, и ведь утверждают же такие проекты и ставят на поток..)))) ..а мы потом на дроме...
Рынок порешает, плохой авто хорошо продаваться не будет.
2
4
Ответить
Kroshig
Ага, в Сибирь снег убирать.

Очередной показатель, что нечего не грамотных к управлению допускать.
Аферист какой-то.
Из-за таких Бендеров нормальные инженеры не могли пробиться.
Нормальным инженерам не давал пробиться советский режим с плановой экономикой.
2
7
Ответить
Андрей
Новосибирск
Alexander_Ch
Не знаю что у него в багаже изобретений и из какой области знаний, но конструкция машины максимально безграмотная! Если какие-то вещи можно отнести за счет неграмотного воплощения, но очередность работы...
С коленвалом как раз понятно, от какого-то серийного мотора коленвал отпили на два цилиндра, поэтому такие градусы работы получились.
11
 
Ответить
10988656
Барнаул
Системой охлаждения порадовал конечно))) Идиот, с высшим техническим образованием!
10
4
Ответить
  
Сообщений: 16100
Quaestor
Конечно кустарное производство не конкурент серийному с его людскими ресурсами и производственными мощностями. Бахчиванджи переоценил свои возможности на пути к успеху, но все равно респект ему за его труд.
За что спасибо-то? За то что благодаря кумовству в обход все процедур получил финансирование и спустил огромные деньги в унитаз? За то, что пытался обманом выбить еще деньги? За то, что при этих попытках писал кляузы на людей, которые пытались оградить бюджет от финансирования этого бесталанного самоделкина?

Вот уж труд так труд - пилить гос. бабло на заранее обреченном (в силу профнепригодности разработчика) проекте.
Люблю музло потяжелее и Korn и Slayer и Slipknot
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело
22
3
Ответить
  
Сообщений: 16100
Вася Иванов-Петров
А история эта - прекрасный пример обратной стороны совкового формализма. Да, он душил перспективные разработки и можно было 3 пары железных сапог стереть, ходя по кабинетам (знаю по рассказам старожилов,...
> Да, он душил перспективные разработки, но и подобных шарлатанов выявляли на раз-два.

Поэтому и проиграл капитализму вчистую, т.к. в других странах и перспективные разработки никто не зарубал и шаралатаны вылетали в трубу самостоятельно - как только инвесторы не видели что из разработки фуфел. И их нельзя было напугать фамилией президента для продолжения финансирования.

И в итоге стороны-то было две - но одна сторона была ничем не лучше альтернативной (рыночной), а вторая и вовсе была гораздо хуже.
Люблю музло потяжелее и Korn и Slayer и Slipknot
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело
5
7
Ответить
Владимир
Сейчас таким "Бахчиванджи" везде дорога, например:
https://tjournal.ru/stories/241210-vlasti-muroma-zaplatili-113-mln-rubley-izobretatelyu-vechnogo-dvigatelya-uchenye-sochli-ego-moshennikom-no-sud-opravdal
3
2
Ответить
  
Красноярск
Сообщений: 14150
Хорошо, что не расстреляли вредителя))
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
2
 
Ответить
    
Железногорск
Сообщений: 1254
Многовато текста для грузинской самоделки..
2
5
Ответить
  
New-Sibirsk
Сообщений: 9514
П@Ч@Н
Многовато текста для грузинской самоделки..
смотри видюшки на ютубе, если текст сложно читать
Добрым словом и пистолетом можно добиться большего, чем одним добрым словом.
5
2
Ответить
  
New-Sibirsk
Сообщений: 9514
Отличная статья, надо больше таких!
Добрым словом и пистолетом можно добиться большего, чем одним добрым словом.
3
1
Ответить
Мужик встал с дивана и придумал автомобиль, да не без косяков, но я уверен, что он старался.
И он встал с дивана и что то сделал
В отличии от комментаторов на дроме
7
6
Ответить
 
иркутск
Сообщений: 6220
JumanGEE
За что спасибо-то? За то что благодаря кумовству в обход все процедур получил финансирование и спустил огромные деньги в унитаз? За то, что пытался обманом выбить еще деньги? За то, что при этих попытках...
Нам тут сейчас просто судить о том, что было 60 лет назад. Если почитать о развитии нашей автомобильной, авиационной, танковой, ракетной и других промышленностей, везде шла жесткая конкурентная борьба между КБ, школами проектирования. Главных конструкторов этих КБ лично знали первые лица государства. Куда пойти можно было простому инженеру, у которого был свой взгляд на проектирование и руки росли к примеру из нужного места? Только в одно из таких КБ, где за тебя будут все решать другие умные головы. До войны, когда все только начиналось, государством выделялись огромные средства на передовые по тем временам разработки в области вооружения и участвовали в них и обычные шарлатаны и талантливые конструкторы. В 37-м многих из них посадили за распил госбабла. Поэтому если Бахчиванджи не посадили, значит он все делал правильно и этот авто действительно что-то стоил)
1
9
Ответить
nbt
 
Сообщений: 4877
Юлиан Юлианов
А вот сейчас вообще изобретать автомобиль не надо , просто можно копировать решения "Тойоты" , как это делали первое время китайцы... Тойота в суд не обращается , в отличие от БМВ и Фиатов......
Долматовский никогда бы в восторге не был - ты чё, хлеб у еврея отбивают!
Кстати, у самого Долматовского тоже дальше экспериментальных образцов не пошло.
4
2
Ответить
nbt
 
Сообщений: 4877
Вадим
Ну строго говоря концептуально замысел неплох, но уж больно много "острых" мест. У меня был китайский мопед Дельта, копия Хонды Супер-Каб, как раз с центробежным сцеплением, и оно прекрасно работало....
Зато сейчас сиди вообще без брюк (ибо работы=денег нет) и фантазируй сколь хошь, пока с голоду не помрешь.
2
2
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 5115
Андрей
С коленвалом как раз понятно, от какого-то серийного мотора коленвал отпили на два цилиндра, поэтому такие градусы работы получились.
Ну негодное же решение - цилиндры новые отлить ума хватило, а новое "колено" сделать - нет?
была Mazda Tribute, 2.3, 4wd, 2007г, есть Ford Kuga, 2.5, Fwd, 2018
3
1
Ответить
 
Омск
Сообщений: 179
...почасовая «раскадровка» пробега по маршруту Рига — Каунас — Вильнюс — Москва протяженностью 1348 км, который занял 87 часов...

На велосипеде быстрее проехать.
3
1
Ответить
Андрей
Новосибирск
Alexander_Ch
Ну негодное же решение - цилиндры новые отлить ума хватило, а новое "колено" сделать - нет?
Цилиндры да самодельные, но они алюминиевые были с заводскими стаканами из чугуна
При этом он не смог ни охлаждения, ни смазку двигателя в своих цилиндрах сделать
Может быть пытался и коленвал сделать, но не получилось
Я думаю что у него не все станки/оборудование были для производства на его "базе"
А с нормальными заводами он не сотрудничал
 
1
Ответить
Илья Каплан
Лобня
Долматовский версии 2.0.
Упоротая идея, упоротый изобретатель.
3
 
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 5115
Андрей
Цилиндры да самодельные, но они алюминиевые были с заводскими стаканами из чугуна При этом он не смог ни охлаждения, ни смазку двигателя в своих цилиндрах сделать Может быть пытался и коленвал сделать,...
И при таком уровне (полный ноль) знаний о ДВС еще и "топырился" что-то доказывать, "справедливость" какую-то искать.
была Mazda Tribute, 2.3, 4wd, 2007г, есть Ford Kuga, 2.5, Fwd, 2018
4
1
Ответить
   
Сообщений: 27932
dayton701
Между тем, прошёл без малого месяц со времени презентации нового Мохаве. Слоупоки от автожурналистики держались как могли, но молчали.🤐
Тест-драйв?! Да не, ну нафиг... Напишем-ка лучше про упёртого Бахчиванджи. Или Мицуоку в Японии. Всяко актуальнее, дааа...
а за мохавом очереди выстроились?
кстати в сети наверняка полно о нём отчётов или от лисы которая рулит или от чудика который машины разбирает..или тебя на ютубе заблокировали?
5
 
Ответить
Москва
Shepster
"А всё, что вы делаете РУКАМИ - очень, очень плохо..."
это из за одного Самоделкина - клеймить всю страну? дурацкой фразой из тупого "анекдота".
А кто ракеты космические делает, МКС, всю военку, одну из лучших, если не лучшую в мире? кто сделал Петербург, Исаакий, Казанский, Собор Василия Блаженного, баболовские чаши? выбросьте тупые анекдоты из головы, это мусор
2
1
Ответить
Москва
gates
Бахчиванджи был авантюристом конечно, но и дух изобретателя в нем был.
это скорее графоман в изобретательстве
1
1
Ответить
Москва
Кирилл Беляев
Нда. Автор просто опередил свое время. Это же ясно. В 21 веке был бы министром автопрома, не меньше.
или вместо журналиста и певца Рогозина Роскосмос возглавлять
1
1
Ответить
Москва
vershila
В одно лицо и без опыта проектировать и двигатель, и трансмиссию, и кузов и ходовую часть-это сильно, конечно. Советские самодельщики 70-х годов, в основном, делали только кузова. Все агрегаты были серийными. А тут...
Вопросы количества и качества. и САМОМНЕНИЯ. Всё таки, специализация и опыт - не пустые слова.
1
1
Ответить
Москва
Юлиан Юлианов
А вот сейчас вообще изобретать автомобиль не надо , просто можно копировать решения "Тойоты" , как это делали первое время китайцы... Тойота в суд не обращается , в отличие от БМВ и Фиатов......
так унификация узлов (то, что сегодня делает весь мировой автопром) у нас была тогда. Москвич-2141, с фарами от Волги - 029, с двигателем ВАЗ и кучей других менее заметных унифицированных деталей. НИВА, склёпаная из узлов ВАЗ и фонариков от автоприцепа.. Ит.д. Это грамотный подход, но у все своё преследуют, кто то на пользу стране и невидим, кто то - чтоб слава, медные трубы, статьи в газетах
2
1
Ответить
Москва
Quaestor
Нам тут сейчас просто судить о том, что было 60 лет назад. Если почитать о развитии нашей автомобильной, авиационной, танковой, ракетной и других промышленностей, везде шла жесткая конкурентная борьба...
насчёт "руки из нужного места" - сомнительно, ни одно из его решении не пошло в мировой автопром. Вот если братья Рено придумали карданный вал вместо цепи, свечи зажигания, тормоза на 4 колеса и саму конструкцию барабанного тормоза, турбонаддув, гидравлический амортизатор-так это всё принято автомиром и применяется. Что от "новинок" от Бахчиванджи автомиром принято? Тосол по раме, весь вес авто навалить на резьбу тонкой шпильки, еще чего?
А не посадили, потому что нет статьи за "не шмогла", а нецелевого не обнаружено. Пишут вот, что Королёва посадили за нецелевое - и это серьёзный повод, в госстроительстве нельзя так, казна даёт деньги на поставленные задачи, а он спускает их на другое, на "хобби", которым думает потом удивить и получить лавры и "победителей не судят". В итоге и "хобби" не сделал и порученное изделие, оплаченное из казны - это растрата и подлог, статьи справедливые. Бахчиванджи же - "не шмогла" и всё, гуляи вася.
6
 
Ответить
  
Волгодонск
Сообщений: 15
Удивительно, что этому горе-изобретателю в те суровые времена удалось выйти сухим из воды и даже никак не пострадать за расходование социалистических средств на свои поделки. Тысячи его коллег трудились на благо страны в шарашках за тарелку баланды.
А ведь пострадать было за что: с таким двигателем, трансмиссией и системой охлаждения у автомобиля не было возможностей для модернизации. Проще было их просто выкинуть и начать разработки с нуля.
Интересно, а как изобретатель собирался обслуживать систему охлаждения, проложенную внутри полостей рамы, в случае течи?
1
 
Ответить
 
Щёлково
Сообщений: 5014
Зачем это здесь?
 
3
Ответить
 
иркутск
Сообщений: 6220
Т Д
насчёт "руки из нужного места" - сомнительно, ни одно из его решении не пошло в мировой автопром. Вот если братья Рено придумали карданный вал вместо цепи, свечи зажигания, тормоза на 4 колеса...
Еще раз повторяю, что это только у нас тут все просто. В промышленности, прежде чем отдать изделие в серийное производство проводят его испытания. Не испытание, а испытания с последующей доработкой конструкции, в том числе и на технологичность конструкции и на это уходят годы и куча бюджетных средств, когда у государства существует в этом потребность. Надеюсь не надо напоминать о истории создания отечественной техники и вооружения? Самый быстрый способ запустить в серию это скопировать. Китай кстати так и делает. Автомобиль Бахчиванджи был никому не нужен, поскольку на момент его создания уже были лучшие промышленные аналоги с более дешевой себестоимостью.
1
1
Ответить
Мельниченко Александр
Нижний Новгород
Забытые нынче понятия: надёжность и проходимость. Да и нет такой задачи сегодня - создать надёжную проходимую практичную малолитражку. Даже свою конструкторскую школу *****или. Никому ничего не надо, сидят чиновники на местах и ставят "галочки" в отчётах "на верх".
Вместо развития своей конструкторской школы нам наши бухгалтера в правительстве всучило румынские повозки для стран третьего мира, но по нереальным ценникам.
 
1
Ответить
19357150
Так вот у кого SААВ дизайн украл.
 
 
Ответить
  
Железнодорожный мо
Сообщений: 426
Количество листов в рессоре впечатляет, как будто не малолитражка, а полноценный грузовик. Хотя тогда наверное это было в порядке вещей.
Волга, Газель-Спортедж I-Гранд Витара New-Соренто R
 
 
Ответить
Михаил
Новосибирск
Вован-70
"Обрыв болтов шпилек крепления поперечной рессоры. К слову, амортизаторы на РЭАФ-50 не ставили" (с)

судя по фотке, у изобретателя с головой совсем бобо
даже с дивана очевидно,что будут запредельные нагрузки на эти шпильки
Это весь двигатель жестко прямо на колесах! Он еще и консолью к мосту и все это по дороге едет-скачет, вся его вибрация и дороги идет на подвеску! Похоже у Бухашвилли были хорошие поставщики отличной травки) Детство было трудное, без машинок игрушечных, и природа его ничему не научила ... Но как удалось пробиться так высоко за финансированием?
1
1
Ответить
 
Омск
Сообщений: 7292
vershila
В одно лицо и без опыта проектировать и двигатель, и трансмиссию, и кузов и ходовую часть-это сильно, конечно. Советские самодельщики 70-х годов, в основном, делали только кузова. Все агрегаты были серийными. А тут...
Товарищ явно не один работал. Полмиллиона рублей - сумма по тем временам нешуточная. Проектная группа явно была, но, видимо, полностью состояла из его прихлебателей. Технические решения просто поражают своей бредовостью.
Только Омск, только победа!
1
 
Ответить
 
Омск
Сообщений: 7292
9930850
История интересная. Упорный изобретатель - это целый психологический типаж на все времена, и на тех, у кого получилось, приходится гораздо больше неудачников. Бахчиванджи - мастер манипуляций, судя...
В общем ты, конечно, прав, только космополитизм здесь не при чем. Дело было в Латвии, документы были составлены на государственном языке республики. А латыши пишут на латинице.
Только Омск, только победа!
 
 
Ответить
 
Омск
Сообщений: 7292
Вася Иванов-Петров
А история эта - прекрасный пример обратной стороны совкового формализма. Да, он душил перспективные разработки и можно было 3 пары железных сапог стереть, ходя по кабинетам (знаю по рассказам старожилов,...
Как раз наоборот. Советский формализм часто душил реально перспективные разработки, однако позволял "далеко пойти" таким вот псевдоконструкторам, как сабж. Он получил полмиллиона рублей на свои экзерсисы, несколько лет проводил изыскания задействовав государственные ресурсы и за государственные же деньги, и дошел до довольно высокой комиссии. Был шанс пройти и через комиссию...
Нормальный капиталист, который тратит на разработку свои деньги не только не довёл бы дело до государственных испытаний, но и вообще не дал бы этому убожеству появиться в железе.
Только Омск, только победа!
 
1
Ответить
9930850
Севастополь
Механизатор из Сибири
В общем ты, конечно, прав, только космополитизм здесь не при чем. Дело было в Латвии, документы были составлены на государственном языке республики. А латыши пишут на латинице.
Это понятно, но остальной текст-то на русском. В журналах "За рулем", например, чуть ли не до 90-х писали в стиле "Хонда представила новую модель Эн Эйч Екс"
 
 
Ответить
Strange Hunter
Механизатор из Сибири
Как раз наоборот. Советский формализм часто душил реально перспективные разработки, однако позволял "далеко пойти" таким вот псевдоконструкторам, как сабж. Он получил полмиллиона рублей на свои...
У капиталистов какой только хрени не получалось. Вспомнить хоть Такера с его "опередившим время" драндулетом имевшим мотор от вертолёта, хоть Делориана, хоть сэра Клайва Синклера успешно перекачавшего государственное бабло выделенное "на поддержку отечественного производителя" в убогую трёхколёсную тележку которую он считал перспективных электромобилем(да, Клайв Синклер грубо кинул английское государство, но ему потом всё равно звание "сэра" присвоили, не за "электромобиль", конечно).
 
 
Ответить
Штольц Шульц
Совки не умеют в автомобили.
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!