Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
Как говорится, ничего не предвещало. Даже в разгар так называемых «оплачиваемых выходных» работы хоть и стало ожидаемо меньше, но ее характер почти не изменился. А ведь именно тогда прозвучали первые приветственные звоночки от нашей «новой реальности», просто в тот момент я не придал им большого значения. Ну, подумаешь, сразу несколько клиентов, собиравшихся поменять свои машины, отложили эти планы на не очень определенное будущее. Что тут такого, дело-то житейское? К примеру, помните безжалостно терзаемую «десятку» из рассказа о принце и нищем или Опель Астра, давший приличную часть апрельской выручки?
Тогда, в марте, их хозяева всерьез задумались о продаже своих машин, но... Я в итоге только выиграл — и Опель, и «десятка» приезжают на ремонт до сих пор.
Прошедшим летом, когда о вирусе слегка подзабыли, а поток оживившихся клиентов стал напоминать доковидные времена, в рабочей суете я не сразу обратил внимание на новую тенденцию в местном гаражном ремонте. Оказалось, что сейчас многие автовладельцы готовы потратить на свои старенькие машины неожиданно серьезные деньги, порой вполне сопоставимые с остаточной стоимостью этих пока еще самобеглых колясок. Ну вот как хозяин этой «классики», которую назвать «нестареющей» язык не повернется.
В те годы, которые принято называть «тучными», машины и получше этой запросто отправляли на утилизацию. Но не так давно эта «копейка» получила новый двигатель. Подчеркиваю: не б/у с разборки, а именно новый, стоимостью в три-четыре таких автомобиля. Как-то окупить подобные «расходники», продавая машину, конечно же, не получится. Такие затраты оправданны лишь в одном-единственном случае — когда возможная продажа автомобиля вообще не рассматривается. Особо отмечу, что это был первый случай за все время существования мастерской, когда клиент купил новый мотор для настолько старого ВАЗа.
А на эту 25-летнюю «шестерку» сосед по гаражу решил поставить новую коробку передач, хотя старая еще работает. Да, она шумит, и былой четкости переключений нет, но ездить-то можно!
Однако хозяин настоял на замене, и его не остановило, что цена новой заводской коробки не намного меньше, чем стоимость его машины. Заманчиво недорогие варианты с автосвалок …. ох, извините, с авторазборок, он даже не рассматривал. Что ж, 2600 рублей за полдня очень неторопливой и привычной работы мне не лишние (хоть я такие вложения в старые машины и не одобряю).
А когда последний раз кто-нибудь из моих «подопечных» покупал новую коробку на ВАЗ-2101…2107? Пожалуй, лет пятнадцать назад, и это была актуальная для тех времен «четверка», использовавшаяся большой семьей как дачный грузовик. Последние годы клиенты на старой «классике» обычно обращали внимание на коробку только в таких случаях:
«Лечение» чаще всего сводилось к покупке коробки б/у и подешевле, ведь все равно эти машины считались вымирающим видом.
Но в 2020-м мне пришлось ремонтировать какое-то невообразимое количество старых «Жигулей». Именно «жигулей» — название Лада в данном случае совершенно не годится. Создалось впечатление, что народ стал доставать из загашников дедовские машины, до поры мирно ржавевшие в гаражах и неожиданно получившие возможность начать новую жизнь.
Обстоятельства, заставившие дать этому антиквариату второй шанс, у всех разные. Например, хозяин той обшарпанной «копейки» с новым мотором таким образом сохраняет свою дилерскую Короллу, на которой почти не ездит. И хотя мне как механику это выгодно, я такой подход не одобряю — второй жизни у людей, в отличие от машин, не будет.
Синяя «шестерка» на фото выше зарабатывает деньги на восстановление почти новой Лады, разбитой в крайне обидной аварии. Машина в начале зимы получила дорогостоящую обновку — новый карданный вал за 7000 рублей (плюс 500 рублей за замену).
И снова я с трудом вспоминаю, когда же такое было в прошлый раз. Году этак в 2007-м?
А кульминацией этого ренессанса вазовской «классики» стал капитальный ремонт двигателя на потрепанной «семерке».
До прошлого года такая работа была вымирающим видом даже среди «гаражников». Уже лет пять я разве что головки блока ремонтирую да иногда поршни-кольца меняю, причем в основном на переднеприводных Ладах. А уж чтобы владелец настолько «уставшего» ВАЗ-2107 решил сделать полноценную «капиталку»… Да я не помню подобного с кризиса 1998 года!
Причина проста — стоимость капремонта двигателя превышает цену таких машин. Серьезный ремонт агрегатов, на мой взгляд, оправдан лишь в том случае, если кузов в отличном состоянии. Ведь сейчас при капремонте мотора ВАЗа только моя работа потянет на 16 000−18 000 рублей плюс расходы на расточку блока и шлифовку коленвала, плюс постоянно дорожающие запчасти. К тому же у клиента есть большой соблазн попутно профилактически заменить что-нибудь еще, например, сцепление. В итоге общий бюджет такого ремонта даже для стареньких ВАЗов легко переваливает за 30 000 рублей. Стоит ли эта потрепанная овчинка такой недешевой выделки? Хозяин машины уверен, что стоит.
Кстати, причина проблем с «семеркой» проста и поучительна. Вскрытие показало, что маслоприемник мотора был забит резино-металлической кашей. Вот она, в поддоне — с четким отпечатком от сеточки маслоприемника.
На самом маслоприемнике ее тоже хватает.
Оставшиеся в результате без масла вкладыши коленвала не выдержали.
Магнит, заботливо установленный хозяином на масляный фильтр, от такого количества стружки не спас.
Эта каша в поддоне да пара мелких стальных обломков — все, что осталось от расколовшегося успокоителя цепи, не извлеченного вовремя из двигателя. Классическая беда «классики».
Мой личный рекорд — извлечение кусков сразу трех успокоителей, когда-то забившихся между цепью и стенкой блока цилиндров на одном ВАЗе. Тому хозяину повезло больше, болтающийся в моторе лишний металл никакого вреда причинить не успел.
Несмотря на проблемы с давлением масла и характерный стук шатунов, многострадальная «семерка» прибыла на ремонт своим ходом. Правда, вал в итоге пришлось шлифовать сразу во второй ремонтный размер.
Хозяин машины — фрезеровщик на одном из местных заводов. Спрашивать о зарплате неловко, но очевидно, что на ремонт машины он зарабатывает, а вот на покупку новой — похоже, не очень.
А вскоре меня не меньше удивила замена сцепления на Форде Фьюжн хороших постоянных клиентов.
Нет, работа прошла как обычно, да и взял привычные 5000 рублей. На Гранте/Калине, кстати, с января за замену сцепления беру 3000, а до того лет пять было по 2500.
Странным оказался подход клиентов к запчастям — весь комплект был куплен б/у. И вновь повторюсь: такого не было с… Да я даже и не вспомню, с какого года!
Разумеется, я ставил на иномарки сцепления с разборок, причем даже на свои собственные машины, но это было в середине 1990-х годов, в период, который я бы назвал проблемным даже для простого физического выживания.
Я настоятельно порекомендовал клиентам купить новые запчасти, упирая на то, что на этом Форде даже для замены рабочего цилиндра сцепления, совмещенного с выжимным подшипником, надо будет опять снимать коробку передач. Вот он, пластиковый одноразовый «герой».
Но разница в стоимости деталей оказалась весомее моих аргументов. Что ж, дело хозяйское. Попутно меня попросили поменять крайне изношенный педальный узел, конечно, тоже на б/у. В сборе с педалями идет главный цилиндр сцепления — тоже пластиковый, как и рабочий. Заменить его отдельно, не сняв весь блок педалей, не получится.
Через некоторое время этот главный цилиндр напугал хозяйку машины неожиданно провалившейся педалью сцепления. Дело в том, что пластиковая трубка (ох уж этот автопластик!), соединяющая главный и рабочий цилиндры сцепления, фиксируется в них неприметными скобочками. При очередном нажатии на педаль сцепления скобка в главном цилиндре трубку не удержала. Мелочь? Да, но попробуйте найти такой же фиксатор получше, а потом заменить его, когда главный цилиндр не в руках вместе с педалями, а уже установлен на машине!
Штуцер главного цилиндра, к которому подходит выскочившая трубка, находится где-то в-о-о-о-н там, между аккумулятором, вакуумным усилителем и стаканом кузова.
Чтобы его увидеть, машину надо немного подразобрать 😊
Шучу, шучу! Не до такой степени, конечно, но кое-что из моторного отсека удалить придется. Вот только даже после этого дотянуться до соединения все равно очень трудно.
Для сравнения — так этот же узел выглядит на Солярисе. Стальная трубка, резьбовые соединения, для доступа достаточно просто открыть капот. Почувствуйте разницу!
Ну а с Фордом выручили длинный медицинский зажим, скобочка из старого рабочего цилиндра и собранные в кулак нервы в сочетании с ненормативной лексикой. Интересно, надолго ли хватит запчастей из автомобильного секонд-хенда?
А тем временем странные ремонты, возвращавшие меня в давние и не самые лучшие времена, продолжались.
На этот раз приехал давнишний клиент, которому когда-то я отремонтировал ГБЦ его «девятки». Попал тогда он ко мне случайно — я оказался одним из немногих, кто предположил, что ремонт «троившего» мотора может ограничиться только заменой выпускных клапанов и их направляющих, а не непременной «капиталкой» двигателя. На этот раз он решил основательно «перетряхнуть» ходовую, заменить радиатор печки, кран и полностью раскрошившуюся панель приборов. Работы и запчастей набегало тысяч на 20−25, если не больше. Вроде бы обычный ремонт? Да, если бы не состояние кузова этой «девятки»!
Те непростые времена, когда такие машины были привычны на наших дорогах, даже вспоминать не хочется. Обычно в подобных случаях я рекомендую клиентам вообще не тратиться на ремонт, а свободные деньги отложить на покупку следующей машины. Все-таки автомобиль жив, лишь пока жив кузов. Но у хозяина этой «девятки» работа сезонная, зимой ее не будет, а появится ли другая, пока неясно. Небольшой заначки на ремонт ему хватит наверняка, а вот на машину получше — заведомо нет. Решение окончательное и обжалованию не подлежит. Что ж, приступим!
Оказалось, что панель приборов будет не новая, и отдали ее за символические 100 рублей при условии самостоятельного демонтажа. Примерно таким же способом был приобретен и отопитель. В итоге пришлось разложить в мастерской все детали передней части салона двух машин, чтобы выбрать те, которые можно хоть как-то использовать.
Вот какую накладку «торпедо» поставить? А других и нет...
В результате «осанка» машины исправилась, пластикового грохота в салоне стало меньше, а тепла — больше. Прибавила ли «девятка» в цене после этих затрат? Сомневаюсь, но это и не важно — продавать ее еще долго не будут.
Апофеозом же стала сборка Киа Рио первого поколения, которую сосед восстанавливал после ДТП. Машина в состоянии «на ходу» была куплена за 40 000 рублей и худо-бедно перемещала хозяина, пока не попала в аварию. Ее отремонтировали недорого, «по дружбе», взяв за кузовные работы вместе с разборкой моторного отсека всего лишь 2500 рублей. Но ТАКОГО ремонта и ТАКОЙ разборки я не видел никогда прежде. Сосед, наверное, тоже, раз не рискнул связываться со сборкой сам и предоставил это «почетное» право мне.
Машина прибыла в бокс на тележке вместо передней подвески.
Ремонт отчасти напоминал описанный Пушкиным русский бунт, такой же бессмысленный и беспощадный. Например, вместо поврежденной нижней части передней панели был вварен кусок прямоугольной трубы. Добавить бы к ней закладные гайки для крепления радиатора и деталей подвески…
Сгнившие участки стаканов и лонжеронов подлатали, при этом тоже напрочь забыв про крепежные отверстия, шпильки и скрытые в полостях гайки для сборки начинки моторного отсека. С другой стороны, учитывая смешную стоимость ремонта, удивительно, что даже это сделали.
Следы старых ремонтов Рио тоже не украшали. К примеру, вот здесь на самом деле когда-то был лонжерон пола. Стрелка указывает на бывшую скрытую, но давно уже полностью открытую полость в лонжероне, где раньше была установлена закладная гайка крепления оси левого переднего рычага.
Это был вид изнутри, со стороны моторного отсека. Вид снаружи — ничуть не лучше. Причем по состоянию ржавого железа понятно, что Киа с таким «лонжероном» ездит уже давно.
Правый лонжерон уцелел, и даже рычаг подвески был на месте. При разборке его попытались снять, но когда закладная гайка провернулась, зачем-то срезали головку болта, крепящего рычаг, лишь усугубив проблему.
Передние стойки в прошлом пережили сварочные работы в основаниях опорных чашек пружин, но оторванные или отгнившие кронштейны крепления тормозных шлангов так и не появились.
Тормозные диски изношены крайне неравномерно. Причина очевидна — заклинившие поршни тормозных цилиндров.
Правый порог Рио «починили» монтажной пеной.
А левому порогу это только предстоит.
К машине прилагалось много разнообразного железа и банок с болтами.
Выпускной коллектор так и не нашли.
Крепежа ожидаемо не хватило, и пришлось воспользоваться своими запасами. В дело пошло, как говорилось в классической комедии, «все, что нажито непосильным трудом» 😊
Конечно, на своем веку я повидал всякое. Но эта Киа оказалась настоящей машиной времени. Она вернула меня в самое начало 1990-х, в тот самый период «шоковой терапии», когда, проснувшись однажды утром, я узнал, что мой оклад инженера в ракетном КБ равен стоимости пяти килограммов сливочного масла. Тогда мне пришлось восстанавливать свою «копейку», разбитую угонщиками, примерно такими же методами. А куда деваться — стоимость замены переднего лонжерона на вазовской станции техобслуживания в те времена была как моя зарплата за несколько месяцев!
Я убеждал хозяина не возрождать Киа, тем более что от машины и до аварии почти ничего уже не оставалось. Но новенькое лобовое стекло и черновая подготовка к покраске доказывали всю серьезность его намерений. Сошлись на том, что я соберу подвеску, тормоза и моторный отсек, насколько это получится, а мелочи хозяин потом доделает сам. Поехали!
Сборку Киа, как в старой шутке про квартирный ремонт, пришлось не закончить, а лишь остановить в состоянии «можно перекатывать».
С одной стороны, ремонт этой машины вызвал ассоциации даже не с работой классического доктора Франкенштейна, а с методами более хардкорного Реаниматора из «ужастика» перестроечных времен. С другой стороны, еще с античности известно, что деньги не пахнут не только из-за ковида, а зимний сезон 2020−2021 работой не баловал. В моей провинции 4000 рублей за десять рабочих часов — это все еще деньги, даже если они зарабатываются таким несуразным способом. Выкатывая Киа из бокса, я вроде бы убедил хозяина все-таки избавиться от этой машины.
Да, эти странные ремонты наглядно показали всю шаткость таких понятий, как «благополучие» или «уверенность в завтрашнем дне». Остается верить лишь в то, что этот шаг назад в недавнее прошлое — краткая случайность, о которой мы все скоро забудем. Все же я неисправимый оптимист.