В 2020 году китайские бренды увеличили свою долю на российском рынке с 2,0 до 3,6%. В абсолютных цифрах это пока не кажется сногсшибательным, однако почти двукратное увеличение доли при общем падении рынка вкупе с ослаблением отечественной марки Lada дает вектор движения на ближайшие три-четыре года. Начнем с АвтоВАЗа, который, как стало ясно в январе, вскоре утратит всякую инженерную идентичность за исключением дизайна.
Будущее отечественного автогиганта окончательно прояснилось 14 января, когда Renault представил план развития концерна. АвтоВАЗ окончательно превратится в сборочную площадку альянса, хотя марка Lada сохранится — после 2025 года под таким названием будут выпускать исключительно модели на платформе CMF-B, которая уже легла в основу новых Logan и Sandero. При этом, очевидно, выпуск автомобилей на московском заводе Renault и заводе Nissan в Санкт-Петербурге прекратят, зато три ветки конвейера АвтоВАЗа в Тольятти наконец-то будут загружены. Что станет с предприятием в Ижевске, где собирают Vesta, пока неясно: несмотря на высокую текущую загрузку, АвтоВАЗ вынужден тратить большие средства на логистику по доставке туда комплектующих.
Падение продаж Xray, которое началось еще в благополучном 2019 году, вкупе с падением объемов сборки контрактных моделей альянса в Тольятти и другими причинами вылилось в невыразительные финансовые результаты компании. В 2019 году сам АвтоВАЗ показал убыток до уплаты налогов, при этом почти всего его сателлиты вроде «Лады Спорт», где по крупноузловому методу SKD-4 собирают Vesta Sport и Granta Drive Active, тоже не блещут результатами: с 2013 года та же «Лада Спорт» принесла АвтоВАЗу совокупный убыток более чем на один миллиард рублей. В то же время ключевым фактором, повлиявшим на решение менеджмента альянса Renault–Nissan по переводу всех без исключения моделей Lada на корпоративную платформу, стала очевидная неспособность АвтоВАЗа конкурировать в сегменте лоукост с моделями Xray и Vesta. Именно поэтому обе модели закончат свою жизнь в первом поколении, хотя названия еще могут быть востребованы АвтоВАЗом в дальнейшем.
Итак, как мы сказали, Xray начал терять покупателей еще в благополучном 2019 году: тогда впервые после вывода на рынок продажи упали на 16,8%. В 2020 году модель просела еще на 33,5%, таким образом, относительно уровня 2018 года, когда дилеры Lada реализовали более 34 000 Xray, интерес к модели упал без малого на 45%. В массовом сегменте это антирекорд всего российского рынка. Более того, с результатом 19 286 машин Xray стал худшей машиной Lada в 2020 году, уступив нетленной старушке «Ниве» аж треть покупательских голосов! Ничего удивительного, что Xray уступил и главному конкуренту в альянсе — Renault Sandero. Для Xray это убийственный фактор, потому что при всех достоинствах французской модели она морально устарела еще при рождении, в то время как Иксрею, по сути, не хватает только 6-ступенчатой «ручной» коробки. Вероятно, следовало бы более вдумчиво подойти и к выбору «автомата», поскольку модификация с вариатором Jatco не смогла добавить модели поклонников — на них приходится лишь 17% от всего объема продаж Xray. Короче говоря, самая дорогая модель в линейке Lada оказалась и самой неконкурентоспособной.
А что с Vesta? Относительное падение по 2020 году небольшое — чуть менее чем на 4%, но в штуках вполне себе весомо — почти на четыре тысячи. При этом единственным активом Lada остается Granta — самая доступная модель на российском рынке. Вкупе с ценой ее результаты объясняются падением доходов населения, у изрядной части которого просто нет денег ни на что другое, кроме как на Гранту. Собственно, во многом за счет Гранты и растет доля Lada на рынке.
Продажи Lada в 2020 году
Модель | Количество |
Granta | 126 112 |
Vesta | 107 281 |
Largus VP | 37 166 |
4x4 | 29 089 |
XRAY | 19 286 |
Largus VU | 11 740 |
Niva | 11 002 |
Granta VU | 1669 |
4x4 VU | 167 |
Итого | 343 512 |
У родственного бренда Renault в 2020 году доля немного упала, однако осталось весьма высокой — 8% рынка. Несмотря на перспективу закрытия московского завода, положение бренда представляется вполне устойчивым. В 2020-м дилеры Renault окончательно распродали склады двух последних легковушек, собиравшихся за границей: Koleos и Dokker, попутно завершив их историю на российском рынке. Четвертый квартал хотя и стал для Renault лучшим в 2020 году, все же оказался хуже аналогичного периода 2019 года, при этом в целом упали все модели, за исключением Arkana, однако только потому, что в 2019 году она продавалась с июля. Этот факт искусственно улучшил показатели Renault по 2020 году (-11%), при этом по сравнению со вторым полугодием прошлого года Arkana опять же потеряла, причем откровенно много — целых 15%! И это несмотря на ажиотаж в третьем и четвертом кварталах. Этот факт — весьма тревожный звонок для топ-менеджмента Renault.
Продажи Renault в 2020 году
Модель | Количество |
Logan | 32 628 |
Duster | 31 640 |
Sandero | 26 038 |
Kaptur | 20 284 |
Arkana | 16 814 |
Итого* | 128 408* |
* Здесь и ниже дана итоговая цифра продаж с учетом моделей, ушедших с рынка в 2020 году и не представленных в таблицах
Nissan упал еще больше, чем Renault — на 13%, но не это главное. Вопреки всем событиям, вроде бы говорящим о скором закрытии завода Nissan под Питером, предприятие планируют сохранить. Как сообщил редакции Дрома директор PR-службы российского представительства компании Роман Скольский, штаб-квартира подтвердила выпуск новых моделей на заводе. И не просто новых моделей, а нынешних бестселлеров. Пресс-служба не называет Qashqai и X-Trail, но сейчас у Nissan кроме этих двух моделей других бестселлеров нет. Учитывая финансовую ситуацию на заводе, заявление выглядит противоречиво. Дело в том, что с 2013 года, когда началось техническое перевооружение завода с целью двукратного увеличения мощности (с 50 000 до 100 000 машин в год), «Ниссан Мануфэкчуринг Рус» принес убытков более чем на 40 млрд рублей, поскольку введенные в строй мощности так и не были востребованы. В 2014 году, когда и было объявлено о новых возможностях, рубль рухнул вполовину, а вместе с ним — и все надежды менеджмента на загрузку конвейера. Более того, в начале 2020 года, когда о карантине еще не помышляли, менеджмент «Ниссан Мануфактчуринг Рус» начал подготовку к переходу в августе на работу в одну смену. Наконец, падение загрузки конвейера и скорая смена поколений в паре X-Trail / Qashqai с переездом на новые унифицированные платформы альянса еще более омрачили перспективы предприятия.
Помимо двух компактных кроссоверов в Санкт-Петербурге выпускают и среднеразмерный Murano. В 2020 году его продажи упали на 15%, но производство сократилось еще сильнее. Между тем, как нам сообщили в пресс-службе, это поколение Murano останется на российском конвеере до конца жизненного цикла. Таким образом получается, что машина доживает в России последние год-полтора, потому что первое и второе поколение кросссовера выпускали по пять-шесть лет, а третий Murano вошел в строй еще в конце 2014 года. В то же время российская пресс-служба Nissan не комментирует перспективы выпуска следующего поколения Murano в России. Учитывая нынешний спрос на модель, и все возрастающие требования по локализации, такое решение вряд ли будет принято.
Продажи Nissan в 2020 году
Модель | Количество |
Qashqai | 22 110 |
X-Trail | 20 237 |
Terrano | 11 178 |
Murano | 2815 |
Итого* | 56 352 |
Mitsubishi — единственный член альянса Renault–Nissan–Mitsubishi–Lada, который еще продолжает импортировать автомобили на наш рынок — речь об ASX, Eclipse Cross и L200. Кроссоверы привозят из Японии, а пикап — из Таиланда. Уже в следующем году и их продажи, и доля в общем объеме сбыта моделей Mitsubishi в России резко упадет. Дело в том, что основная масса экземпляров по этим моделям, проданным в 2020 году, была завезена в 2019-м и даже в 2018 году. В цену этих экземпляров еще не был включен тот драконовский утильсбор, который ввели с 1 января 2020 года. По первым трем кварталам продажи трех перечисленных моделей на 85% составили образцы 2018-го и 2019 года выпуска, а к концу года этот процент лишь увеличился: с получением данных о постановках на учет мы обязательно вернемся к этой теме. В этой тройке тоже имеется ярко выраженный кандидат на вылет — Eclipse Cross, отгрузки которого к концу года резко просели. В среднем каждый месяц четвертого квартала дилеры получали по 65 машин, притом что в первые три квартала этот показатель составил более 117 машин. В том числе и за счет резкого падения спроса на Outlander (-25%) весь бренд упал в 2020 году на 30%. В следующем году эта тенденция продолжится и, скорее всего, Mitsubishi станет первым бюджетным «середняком», которого обгонят Haval или Geely, а еще вероятнее — и Haval, и Geely.
Продажи Mitsubishi в 2020 году
Модель | Количество |
Outlander | 17 836 |
Pajero Sport | 4679 |
ASX | 2658 |
L200 | 1443 |
Eclipse Cross | 1252 |
Итого* | 28 153 |
Skoda стала единственным бюджетным брендом из «некитайцев», который сумел вырасти, да еще на целых 7%, однако успех достигнут экстенсивным путем: Karoq, вышедший на рынок в начале 2020 года, заместил ушедшую три года назад Yeti. Если бы не он, марка упала бы на 10%. Однако именно ситуацию Skoda можно признать наиболее стабильной: за исключением импортируемого в крохотных количествах SuperB, все остальные модели на удивление продаются ровно: разница между лидером Rapid и замыкающим Kodiaq составляет менее половины, а не в разы, как у того же Volkswagen, который формально представлен семью моделями, но лишь две локализованные — Polo и Tiguan — делают кассу, потому что на них приходится 90% всего объема. Более того, по Octavia можно даже прогнозировать и увеличение спроса относительно предыдущего поколения: все-таки мотор 1.4 TSI теперь идет с нормальным гидромеханическим «автоматом» Aisin, да еще и 8-ступенчатым, а не с тупиковой DSG. Более того, на рынок еще не вышла базовая версия с 1,6-литровым «атмосферником», так что модель будет набирать и набирать. Поколебать устойчивость Skoda могут внерыночные факторы. Как только США введут санкции против ГАЗа, где собирают все модели, кроме Rapid, бизнес, конечно, обвалится.
Продажи Skoda в 2020 году
Модель | Количество |
Rapid PA II | 26 267 |
Octavia A7 | 21 622 |
Kodiaq | 20 578 |
Karoq | 15 551 |
Rapid | 8973 |
Octavia A8 | 1111 |
Superb B8 | 530 |
Итого | 94 632 |
Теперь переходим к «китайцам», которые в массе своей совершили в 2020 году впечатляющий рывок, причем не только относительно прошлого года: два лидера Haval и Geely, равно как Changan и JAC, поставили абсолютные рекорды продаж за всю историю присутствия в России. Haval захватил лидерство в общекитайском зачете во многом благодаря кроссоверу F7/F7х. Однако в нынешнем году с запуском рестайлингового Atlas Pro, который, как и в Китае, будут продавать одновременно с прежней модельной парой Atlas/ Atlas Pro, может обойти F7/F7х. Более того, если сейчас смотреть строго «по названиям», то самой популярной китайской моделью 2020 года остается Atlas, который уверенно опережает F7. Второй по популярности китайской машиной в России тоже можно считать представителя Geely, а именно Coolray. Машина поступила к дилерам во втором полугодии и в период с июля по декабрь обошла F7! При этом структура сбыта показывает, что Haval просто обязан расширять модельную линейку, потому что даже с учетом относительно неплохого старта H5 в середине года во втором полугодии на 72% объем сбыта формируется за счет F7/F7x.
Продажи Haval и Geely в 2020 году
Haval | Geely | ||
Модель | Количество | Модель | Количество |
F7 | 6782 | Atlas | 7311 |
F7x | 4417 | Coolray | 5634 |
H5 | 2373 | Emgrand X7 | 1894 |
H9 | 1189 | Tugella | 260 |
Great Wall Wingle 7 | 113 | GS | 118 |
Итого* | 17 381 | 15 475 |
Третью строчку в китайском сегменте занимает Chery, которая не только вывела дополнительный суббренд Cheryexeed в конце года, но и практически полностью обновила линейку: с рынка ушли Tiggo 2, 3, 5 и даже 7, а вместо них пришли Tiggo 4, 7 Pro и 8. В этом смысле не стоит сомневаться, что график вывода новых моделей в 2021 году будет выдержан. У Changan — похожая картина: с рынка ушли CS35 — его заменил CS35 Plus, и CS75. С марта пошли продажи рестайлингового CS75. При этом еще одна новинка рынка CS55 показывает нестабильные результаты и замыкает тройку оставшихся на рынке моделей Changan. Этот бренд отстает по продажам от Chery, при этом еще и заметно «желтит», то есть в Ассоциацию европейского бизнеса подает данные по машинам, отгруженным дилерам, а не реально закрепленным за живыми покупателями.
Продажи Chery и Changan в 2020 году
Chery | Changan | ||
Модель | Количество | Модель | Количество |
Tiggo 4 | 5715 | CS35 Plus | 3443 |
Tiggo 7 Pro | 2133 | CS75 FL | 2017 |
Tiggo 8 | 2064 | CS55 | 1234 |
Итого* | 11 452 | 7102 |
А теперь — самое главное. Обратим внимание, что все перечисленные китайские бренды работают по совершенно различным бизнес-моделям. Haval собирает машины на собственном заводе в России, Geely владеет третью предприятия «Белджи» в Белоруссии, Chery после выпуска партий нескольких моделей на «Автоторе» полностью перешла на импорт, Changan попыток по локализации не делал, JAC, который пока не подает цифры в АЕБ, везет к нам машины из Казахстана с предприятия «СарыаркаАвтопром». И несмотря на такую разницу в подходах, результат этого года у всех ключевых «китайцев» просто выдающийся — рост, выраженный в двузначных относительных показателях: Haval — +41%, Geely — +61%, Chery — +80%, Changan — +153%. При этом в обозримой перспективе все перечисленные бренды, кроме JAC, могут переехать на завод «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус», что лишь упрочит их позиции.
Как объяснить эти китайские цифры, ведь мы достоверно знаем, что то же представительство Chery несколько лет генерирует убытки, а сколько будут окупаться инвестиции в предприятие Great Wall, вообще непонятно. Ответ простой. Дело в том, что вне зависимости от типа собственности — частная или государственная, на родине все китайские компании имеют широкую поддержку государства, которая позволяет менеджменту вообще не брать в расчет финансовые показатели российских отделений. Чего стоит одно участие генерального секретаря компартии Китая Си Цзиньпина в обустройстве судьбы Haval в России, хотя Great Wall — это в чистом виде частный бизнес. Между тем поддержка выражается и в совершенно конкретных суммах, выделяемых, к примеру, в рамках стратегической программы «Один пояс — один путь». Вероятно, эти суммы с лихвой окупают и убытки от высокого утильсбора, установленного российским правительством для импортеров, и вообще любые убытки от основной деятельности.
Именно поэтому, когда мы говорим о китайцах, со счетов нельзя сбрасывать ни один из брендов, в том числе и Brilliance, которому штаб-квартира дала задание «держать место», и Lifan, реструктуризация бизнеса которого в Китае завершилась. По данным Дрома, уже в начале марта Lifan объявит о планах на российский рынок, и не исключено, что успеет возобновить продажи в 2021 году.