Сегодня мы не будет затрагивать избитую тему перегона машин с Дальнего Востока и трудностей работы перегонщиков. Об этом мы говорили много и подробно. Притом что заградительные пошлины свое дело сделали — бурная река «прулей» превратилась в ручеек и этот бизнес практически умер. Такая же ситуация и с машинами из Европы: их ввозят все меньше и меньше, так что услуги по перегону или перевозке автомобиля из Германии или хотя бы Польши становятся вымирающими.
Но Россия — это не только Дальний Восток и Москва. Машины покупают и продают по всей стране, а с ростом числа перекупщиков возникают новые явления, которые назвать бизнесом язык пока не поворачивается. Тем не менее автомобили продолжают перегонять и перевозить между городами. А если продолжают, то есть и перегонщики, и перевозчики. Кто из них лучше? Смотря что и куда везти.
Есть несколько важных вопросов, которые вынужден решать каждый желающий пригнать или привезти себе машину. Коротко они звучат так: сколько это будет стоить, сколько займет времени и какие риски я несу? Вопросы из разряда «быстро, качественно или дешево»: все три компонента никогда не встретятся вместе. Поэтому придется идти на компромисс, жертвуя чем-то одним: временем, деньгами или спокойствием за машину. Начнем с последнего.
Страх за только что купленную, но еще не полученную машину, само собой, естественен. Мало того, он еще и оправдан.
Поиск перегонщика — настоящий квест. Хорошо, если найдется знакомый знакомого, который кому-то из знакомых когда-то что-то пригонял. Еще лучше, если его поездка закончилась успешно. Но так бывает не всегда, и тогда начинаются муки поиска. Разумеется, уютнее всего эти муки чувствуют себя в интернете. Тут можно пойти двумя путями: искать специализированные форумы или шерстить объявления.
Форум — это наиболее надежный способ найти нужного человека. Можно почитать отзывы тех, кто его услугами пользовался, можно почитать, что пишет он сам. Полезно и то, и другое. Во-первых, только тут можно заранее, пусть и заочно, хотя бы как-то познакомиться с человеком, которому вы собираетесь доверить свою дорогую вещь (а если говорить прямо, то свои деньги). Манера его общения, истории о том, как борт его Чайзера в 90-е прошивали братки из «калаша», флуд не по теме — все это помогает хотя бы в первой итерации нарисовать его портрет. Во-вторых, можно навести справки у других участников форума, выяснить, пользовался ли кто-то услугами этого человека и как все это прошло. Так что «курить» форумы — занятие правильное. Но есть и недостатки. Самый главный — возможная географическая отдаленность перегонщика. Вроде бы удобно, если и он, и машина обитают, например, во Владивостоке. Но сможете ли вы с ним встретиться, если живете, например, в Казани? Сложно. Отправить ему деньги, пусть сам выберет, купит и пригонит? Ну, такое… Времена сейчас не те. В общем, нужен человек из своего города.
Нужен он хотя бы для того, чтобы подписать с ним договор. Письменный договор (или договор транспортной экспедиции) нужен не только клиенту, но и самому перегонщику. И нет ничего странного, что часто инициатором подписания документа становится именно он, а не его клиент. В дороге бывает всякое, да и клиенты встречаются не всегда адекватные, поэтому в договоре перегонщик может прописать все: от стоимости его питания до компенсации посещения шиномонтажа и невиновности в появлении сколов на лобовом стекле. В общем-то, это правильно.
Клиенту этот договор еще более необходим. Понятно, что тут прописывают вполне обычные и стандартные вещи об ответственности и бережном отношении перегонщика к автомобилю, но этого иногда бывает недостаточно. Размытые формулировки — вещь опасная, особенно в договоре. Поэтому пишут все: что нельзя ехать без антифриза, что нельзя по дороге править литой диск диск молотком, что вредно протирать фары сухой грязной тряпкой, а машину надо пригнать к дому заказчика, а не к своему. Теоретически сейчас уже есть довольно неплохие типовые договоры транспортной экспедиции, так что проблем с этим быть не должно. Но если страх сильнее, есть другой путь — найти фирму-перегонщика.
Да, юрлица — это те самые перегонщики, которые встречаются в объявлениях чаще, чем перегонщики-индивидуалы (простите за сравнение). И у этих ребят есть свои преимущества перед физическими лицами.
Договор с фирмой в целом похож на договор с физлицом, но у него есть нюансы. Хотя бы в виде приложений: акта приема-передачи, оценки автомобиля и сметы или предварительного счета. Акт позволяет описать все повреждения и в случае появления новых — компенсировать стоимость их устранения. Правда, в договоре всегда прописывают некоторые детали, которые значительно снижают вероятность таких выплат. Что-то вроде того, что если повреждение было нанесено по не зависящим от перегонщика причинам, компенсации не будет. То есть летящий в лобовое стекло камень, гнутые из-за ямы рычаги подвески, битые диски, сколы от камней — все это придется ремонтировать и менять за свой счет. А если водитель попадет в ДТП, то юристы компании костьми лягут в борьбе за то, что все это произошло по тем самым, не зависящим от перегонщика причинам.
Оценка автомобиля необходима для того, чтобы знать, сколько вы получите в том случае, если перегонщик все-таки угробит машину по своей вине. Документ хороший и правильный.
В целом вариант с юридическим лицом предпочтительнее: в случае, если машине будет причинен ущерб, возможность получить компенсацию заметно выше, чем в варианте с физическим лицом. У частника вся собственность может быть записана на тещу, дядю и троюродную сестру, а сам он официально может быть безработным. И получить с него хотя бы что-то даже по решению суда будет очень проблематично.
К сожалению, среди фирм, предлагающих услугу перегона, есть и недобросовестные. Поэтому тут тоже придется читать отзывы и быть готовым к риску.
Разумеется, перевозка на автовозе — наиболее безопасный способ доставки автомобиля. Но и он не дает стопроцентной гарантии. Конечно, наиболее распространенная причина — ДТП с участием автовоза. В этом случае остается только надеяться на прозрачность договора с перевозчиком, который теоретически несет полную ответственность за груз. Случаи, когда перевозчик пытается переложить вину на какие-то странные факторы и форс-мажор («мы не виноваты, что у автовоза лопнуло колесо, он перевернулся и ваша машина погибла где-то около Белорецка»), крайне редки. Конечно, если при этом есть договор. А его может и не быть…
Да-да, такое бывает! Дело в том, что заказывать хотя бы эвакуатор для перевозки одной машины — очень дорого (подробнее о ценах поговорим чуть ниже), и часто люди ищут варианты «догруза». В этом случае уже есть какой-то груз, но, например, на шаланде осталось свободное место. Владелец тягача с радостью соглашается за заметно более скромную цену докинуть до места машину, но юридическая сторона дела его не интересует. Если цена действительно заманчивая, то эта сторона иногда не интересует и клиента. Тут что победит: разум или жадность. Если победит жадность, остается только верить в то, что машина доедет целой. Ну, или доверить ее знакомому перевозчику.
Вторая неприятность — очень редкое, но теоретически вероятное исчезновение автовоза вместе с автомобилем. Само собой, это исключение и нарваться на него достаточно сложно.
Второй фактор, определяющий выбор способа транспортировки автомобиля, это время. Тут, конечно, у перегонщиков есть большое преимущество: быстрее них машину никто не доставит. И дело не только в том, что перегонщики сами по себе любят гонять быстро (без этого никак: время — деньги), а в том, что ни один грузовой автомобиль не способен ехать так быстро, как это может делать легковушка. Поэтому перегон своим ходом — это, конечно, очень быстро.
Кроме того, есть еще одна штука: время поиска и отправления автовоза (под автовозом я имею в виду не только именно автовоз, но и все, на чем можно увезти машину — полуприцеп, эвакуатор и все остальное). Конечно, можно позвонить в первую попавшуюся фирму и попросить отправить машину «прямо сейчас». Скорее всего, ее отправят, но это будет стоить космических денег. Гораздо выгоднее экономически искать какую-то попутную машину из варианта приличного «догруза». Попутный груз могут искать и очень порядочные перевозчики, которым можно верить. Получится вполне качественно, надежно и недорого, но… Но непонятно, когда все это получится. И сколько еще будет ехать до точки — тоже не всегда понятно (особенно если груз сборный). Так что если время вы цените больше денег, а в крови еще есть тяга к риску, лучше искать перегонщика.
Теперь перейдем к наиболее интересному вопросу: а что получится дешевле? Однозначного ответа тут нет. Начнем с перегонщиков.
Цены на их услуги кажутся смешными. Подумаешь, пять рублей за километр… Москва — Питер? Легко. 700 х 5 = 3500 рублей. Бесплатно! Ага, только такого не бывает. Нет-нет, стоимость в пять рублей действительно встречается, но не для трассы Москва — Питер. Смотрим, как складывается стоимость услуги.
Цену в пять-шесть рублей, конечно, надо поискать, проще найти сразу 12 рублей за километр. Но все же найти можно. Вот только такие смешные цифры указывают для перегона на дистанцию от 1500–2000–2500 км. А если надо перегнать машину, например, на те же 700 км, то расценки заметно повышаются. В среднем это будет стоить 14 рублей за километр. Уже на этом этапе стоимость нашего перегона возрастает до 9800 рублей. Вроде терпимо, но… А дальше надо позвонить по объявлению. Мне не захотелось перегонять какой-нибудь Рио или Солярис и я сразу замахнулся ради интереса на старый Mercedes-Benz W140, будто бы купленный в Москве и требующий перегона в Питер. Простите меня, незнакомый человек, которому я парил мозг вопросами! Мне очень нужна была информация…
Итак, к цене нужно приплюсовать следующие расходы: бензин, питание, проезд по платной трассе М11 и билет на ночной поезд. И еще — опять вырос тариф. Тут у меня возникли вопросы. Понятно, что за бензин я должен заплатить (это около 4000 руб.). Допустим, за питание тоже. Но не много ли тысячу рублей? Оказывается, стандарт — тысяча в сутки. Я, если честно, в сутки столько не проедаю. Ну ладно. Теперь «платка» М11 «Нева». Сумма будет не очень большой (около 1500 руб.), но, может, я не желаю ее оплачивать? Может, я желаю, чтобы моя машина ехала по старой доброй М10? Ан нет, это будет дороже, потому что господин перегонщик ездит только по платным дорогам. И у него есть свой транспондер. Время — деньги, ничего личного. Ну и последнее: с фига ли вместо 14 рублей стало сразу 16? Оказывается, это премия за риск. Лучше гнать новый Солярис, чем старый W140. Обидно, но вынужден согласиться. Тем более если переть всю дорогу по «платке» со скоростью за 150 км/ч… Вот только опять возникает вопрос: зачем так много на еду? Хотя кафешки на М11 сейчас действительно есть, а значит, есть куда потратить эту штуку. Ладно, черт с ним, считаем.
Зарплата стала уже не 3500, и даже не 9800, а 11 200 (странно еще, что расстояние до Москвы не выросло). 1000 — питание, 1500 — платная трасса, 4000 — бензин, 2100 — билет на поезд (я расщедрился на купе, потому что вряд ли этот человек поедет в плацкарте, а уточнить этот вопрос забыл). Итого — 19 800 рублей. Такова стоимость работы частника, и в итоге получается, что километр обойдется мне в 28,3 рубля (19 800/700). Ну и где тут обещанные шесть рублей? Где хотя бы 14? Эх…
Теперь узнаем то же самое в фирме, которая попалась первой по запросу в интернете.
Что приятно — цену назвали сразу, не спрашивая, какую перегонять машину. Причем в нее включены не только бензин и платные дороги, но и временный полис ОСАГО на 20 дней. И цена порадовала — 24 000 рублей (чуть больше 34 рублей за километр). Не сильно дороже частника, если честно… Но тот вообще не интересовался полисом ОСАГО.
Интересно, а насколько выгоднее будет автовоз? И опять придется разбираться. В первой же компании предложили сразу несколько вариантов. Самый быстрый, но дорогой — это эвакуатор. От адреса до адреса — 40 000. Дороговато (примечание: оказывается, нет — в другом месте заломили 50 000).
Второй — автовоз. Стоимость — 11 000. Да ну! Это же прекрасно! Однако есть небольшое но: машину в Москве надо привезти на базу компании, а в Питере — самостоятельно забрать с местной базы. Хорошо, если машина на ходу: можно попросить продавца угнать ее по адресу (за МКАД). А тут, в Питере, самому ее забрать. А если нет? Если нет, то вопрос решается за 10 000—5000 в Москве и 5000 в Питере. В этом случае заберут по адресу и доставят до двери подъезда (или парадной, если говорим про Питер). Всего — 21 000. Неплохой вариант, учитывая, что перегон обойдется минимум в 20 000. Минус — долго ждать, потому что автовоз собирает клиентов. Точную дату отправки сказать не могут, обещают решить вопрос за три-четыре рабочих дня. Вроде бы неплохо, но очень хочется халявы. Звоним другу, который занимается грузоперевозками. И радуемся: друг не подвел. Выслушав вопросы, он ответил так: если будет место на шаланде, то 10 000 (цена не по блату, а для всех). Гонять специально дорого: эвакуаторов у него нет, а в Москву дешевле, чем за 70 000, он на своих Вольво с шаландами не ездит. В общем, 10 000 — этот тот минимум, на который можно рассчитывать. Но что-то мы зациклились на этих Москве и Питере. Есть же и другие города!
Честно говоря, я не смогу назвать стоимость всех перевозок. Они заметно отличаются, а как сказал один из знакомых, есть города, куда его «кренделем небесным не заманишь». Речь об автовозах — плохие дороги они не любят.
В целом ситуация с Москвой и Питером оказалась очень показательной: на расстоянии 500–700 километров цены между перегоном и перевозкой условно сравниваются (условно — потому что есть существенный разброс), и выбирать по стоимости тут сложно. А вот до 500 км перегон обычно получается не то чтобы сильно дешевле, но заметно проще и быстрее. А вот если машину надо гнать на 1000 км и дальше — лучше искать перевозку. Во-первых, она вряд ли получится дороже услуг перегонщика (вы же помните про догруз и попутку?), а во-вторых, заметно безопаснее. Особенно если речь идет о перегоне далеко не новой машины, купленной у очень хитрого «перекупа». У меня тут один знакомый недавно из Карелии пытался перегнать в Воронеж блестящий с виду BMW E39… Мда, зря он так: автовоз ему обошелся бы не только дешевле, но и гораздо менее хлопотно.
В общем, нужно трезво оценивать возможности автомобиля перед тем, как отправить его с незнакомым человеком за рулем за сотни или тысячи километров. Сломаться может все. Да и толковый перегонщик просто откажется гнать ведро с болтами, рискуя собственной жизнью. Бестолковый, может, и не откажется, но заломит за это несусветную цену.
При перегоне надо помнить и о некоторых мелочах, которые не волнуют при перевозке. Например, вполне нормальным требованием перегонщиков (обычно — фирм, но и частники тоже часто требуют) может быть наличие запасного колеса («докатка» тоже не всех устраивает), домкрата, баллонного ключа, аптечки, огнетушителя, буксировочного троса, знака аварийной остановки. Помимо этого существуют и чисто юридические ограничения. Будет очень трудно найти желающего гнать машину без ОСАГО, а тем более если на нее наложены какие-то запреты (не только на эксплуатацию, но и на регистрационные действия). Например, от судебных приставов или банка-кредитора. За машиной не должно числиться никаких долгов по штрафам, а в ПТС должно быть вписано имя того, кто заказывает и оплачивает перегон. Есть, конечно, лихие люди, согласные на все, но доверять им будет себе дороже.
Одно замечание: даже перевозка на настоящем автовозе — мероприятие достаточно рискованное. Хотя бы потому, что камню от встречной машины совершенно без разницы, куда лететь. Он может попасть и в новенький автомобиль на автовозе. Так что если вы везете какую-то редкую, дорогую или просто новую машину, обговорите возможность ее защиты. Чехлом, пленкой — как получится.
Ну а все-таки: на что именно нужно обратить внимание при выборе компании по перевозке? Как ее выбрать?
С этим вопросом я обратился к друзьям, которые вынуждены довольно часто перевозить свои автомобили (редкие и дорогие) по стране для участия в различных мероприятиях. Правда, надо сделать две ремарки. Первая — протяженность маршрутов. Они не самые длинные и ограничены северо-западной и центральной частью страны (Питер — Ярославль, Питер — Владимир, Питер — Рязань, Питер — Казань). Вторая — последние пару лет пользуются услугами одной транспортной компании. Но искать достойную пришлось долго, и несколько дельных советов получить от друзей все-таки удалось. Правда, насколько дельных, настолько и банальных.
В первую очередь надо искать тех, кто пользовался услугами компаний. И очень желательно найти их среди своих знакомых, а в крайнем случае — среди знакомых знакомых. Само собой, такие находятся не всегда, поэтому переходим на следующий этап — смотрим, как долго компания-перевозчик работает. Очень хорошо изучить компанию: у нее обязательно должен быть свой автопарк (иногда можно встретить организацию, которая не имеет своих машин совсем, а нанимает, по сути, случайных исполнителей). Если на сайте есть реквизиты фирмы, то нет никаких сложностей проверить ее хотя бы по ИНН. Если в запросе по ИНН указаны «уставный капитал 10 000 рублей» и «среднесписочная численность работников — два человека», есть повод сомневаться. Заодно там же можно посмотреть, как давно зарегистрирована организация. Чем дольше — тем лучше.
Хороший способ найти достойную компанию — искать отзывы или просить совета в пабликах социальных сетей, темы которых связаны с янг- и олдтаймерами. Именно эти машины чаще всего сейчас путешествуют на автовозах (своим ходом гонять их жалко и не всегда возможно, а география поиска машин у участников профильных групп очень широкая, отчего междугородные перевозки машин для них — дело абсолютно привычное). Люди там обычно отзывчивые, личный опыт у них большой, с выбором компании обязательно помогут.
Очень важный момент — поиск компании, которая работает именно в конечном пункте или хотя бы в городе отправки. Почти всегда сроки будут меньше, а тариф — ниже. Хотя с тарифами не все так однозначно…
На одном из сайтов компании я решил проверить: действительно ли есть разница между направлениями запад — восток и восток — запад? Ради интереса перевезем Фиат Альбеа из Москвы в Иркутск (хотя зачем таскать это чудо на такие расстояния — я не знаю, просто ради эксперимента). Средняя цена получается 49 000 рублей (мы сейчас не заморачиваемся по поводу сроков, страховки и всего прочего. Интересует только тариф). Теперь меняем местами города отправления и прибытия и смотрим цену. Тариф тот же самый, но стоимость стала всего 27 500. С чего бы? Еще раз отправляемся за комментариями к товарищу из транспортной компании.
Оказывается, причина такой разницы не в том, что на автовозах из Москвы нет мест (хотя такое бывает), а в том, что из Иркутска в Москву просто нечего везти. Найти груз в обратном направлении — задача сложная, поэтому перевозчики готовы перевезти машину из региона в Москву намного дешевле. Разумеется, дело не в Иркутске, а в Москве: направление «домой» транспортная компания всегда оценит дешевле. Ну, давайте ради интереса отправим этот несчастный Фиат куда-нибудь на юг. Например, в Анапу. Москва — Анапа — 25 400, Анапа — Москва — 17 500. Очень наглядно.
При этом надо учитывать, что отправка из региона в Москву или Питер обычно занимает больше времени, чем отправка из этих городов. Причина та же: сложнее собрать груз, поэтому ожидание вместо обещанных дня, максимум трех, может занять неделю. И всю неделю вам могут «ездить по ушам»: машина сломалась, водитель заболел, погода нелетная и т. п. Врут. Просто нет обратного груза.
А вот тут есть свои заморочки. «Российские железные дороги» — прекрасный образец монополистов. Откуда они берут расценки и где черпают вдохновение для сочинения своих условий — большая загадка.
Итак, с исполнителем все ясно — выбирать некого. Но вот в чем подвох: на сайте этот исполнитель предлагает только один способ перевозки автомобиля — автомобилевозом. Это такой специальный вагон, оборудованный приспособлениями и упорами для крепления автомобилей и системой пожарной сигнализации и охраны. Плохо, что список направлений для этих вагонов довольно скудный. И, например, из Москвы в тот же Иркутск рейсов нет вообще. Тариф зависит от веса автомобиля, что тоже не всем понравится. Но все-таки попробуем отправить машину весом до 1,5 т, например, в Красноярск. Получается приблизительно 34 000 рублей. Ради интереса проверим стоимость этой перевозки на автовозе. Тут ориентировочная цена получается 42 000. Но! Если везти машину из Красноярска в Москву поездом, то стоимость РЖД выдает ту же — 34 000. А вот автовозом та же фирма оценивает услугу в 25 000 (ага, сложности с загрузкой обратного рейса). Так что есть смысл подумать, в какую сторону ехать.
В любом случае с ЖД есть один неприятный момент: из-за ограниченного списка направлений машину могут довезти не до желаемого места, а до того города, куда ходят вагоны-автомобилевозы. Дальше — либо своим ходом, либо на автовозе. Такая «пересадка» — дело хлопотное.
А вот существует ли практика перегрузки машин на попутные автовозы в случае сложного маршрута, выяснить не удалось. Мои знакомые с таким не сталкивались, а перевозчики на эту тему говорят однозначно — нет. Есть подозрение, что это не совсем так.
Давайте все-таки подведем некоторые итоги, составив сводную таблицу по расценкам и направлениям. Так будет проще сравнить стоимость всех видов перевозок на короткие, средние и дальние маршруты. Так как перегонщики любят повышающие коэффициенты на редкие или старые автомобили, будем узнавать цену для Киа Рио 2019 года (а называть машину все равно придется, потому что это первый вопрос по телефону — какая машина?). По результатам звонков получится приблизительно следующее.
Способ перевозки | Маршрут | ||
Москва — Ростов-на-Дону |
Новосибирск — Санкт-Петербург |
Благовещенск — Сочи |
|
Перегон | 28 400 | 62 800 | 160 000 |
Автовоз | 23 160 | 34 000 | 90 000–100 000 |
ЖД | 14 700 | – | – |
Прокомментируем все данные.
В стоимость перегона входит не только непосредственно работа, но и бензин, билет на самолет и питание. Все перегонщики — разные (узнавать у одного и того же про разные направления не стал — слишком подозрительно, а насчет Благовещенска — Сочи спросил у знакомых, которые оценили поездку приблизительно — сказали, что эта идея попахивает идиотизмом).
Если цены на перевозку автовозом по первым двум направлениям озвучили сразу, то с последним маршрутом тоже были загвоздки. Из Благовещенска посоветовали подождать машину из Хабаровска! Мол, попутно, может быть, и заберет, если вообще такая машина будет. Это очень странно, потому что я был уверен, что там будут рады любому попутному грузу. Но, оказывается, все просто: направление это водители не любят, а зимой — тем более. Посоветовали особо не надеяться. Жаль.
Кстати, по направлениям Москва — Ростов-на-Дону и Новосибирск — Санкт-Петербург в цену входит загрузка от адреса и доставка до точки. Эта услуга стоит в среднем 8000–10 000 рублей за обе точки. Еще одно наблюдение: если отправить машину из Питера в Новосибирск, а не наоборот, то стоить это будет уже 55 000 минимум. Так что имейте это в виду при выборе направления.
А вот с железными дорогами вообще все плохо. Рядом с нашими конечными пунктами нет ни одного города, куда могли бы довезти машину. С РЖД повезло только москвичам, и то не очень.
И последнее. Если вы вдруг надумаете воспользоваться услугами перегонщиков (что в некоторых случаях, как я говорил, оправданно), помните: они частенько увеличивают стоимость оплаты своей работы по погодным и природным причинам. Зимой цена может быть выше из-за сложности езды по зимним трассам, а иногда придется переплатить за рельеф, мороз или желание перегонщика ехать по какому-то определенному любимому маршруту. Путь перегонщика может показаться вам более долгим (а значит, и дорогим), но ему обычно виднее: он этим зарабатывает себе на жизнь. Впрочем, есть подозрение, что эта работа скоро окончательно останется в прошлом. И только перекупщики будут гонять ушатанные Киа из Рязани в Москву, а из Москвы — в Ростов. Потому что при перепродаже им иногда это выгодно, а нам при покупке машин в других регионах станет проще пользоваться перевозкой.