Поиск четырехколесных героев военных лет на Дроме привел меня в настоящую сокровищницу. Редкие бронированные «Волги», правительственные лимузины, амфибии, ГАЗ-24 Путина (есть ПТС), спецфургон АЗЛК 2901, раллийная «Нива» Poch — чего только нет в реставрационных закромах под Петербургом. Наживы ради? Нет, схема «отреставрировал, продал, забыл» — не пройдет. Заветная цель хранителей лучших образцов отечественной автомобильной инженерной мысли — стать у истоков нового автомобильного музея. Компетенций навалом, не хватает только внимания нужных людей. Экспонатов на первоначальную экспозицию хватит с лихвой — вот лишь некоторые из них.
Первый в мире полноприводный седан. Создан конструктором В. А. Грачевым в 1941 году на замену трехосному пикапу ГАЗ-21 (к 21-й «Волге» этот автомобиль не имеет никакого отношения). Изначально модель задумывалась с кузовом фаэтон. ГАЗ-61-73 — пример удачного использования испытанных годами эксплуатации узлов и агрегатов: 6-цилиндровый двигатель ГАЗ-11 (85 л.с.), 4-ступенчатая коробка передач от ГАЗ-АА. Седан был неприхотлив в обслуживании, прост в ремонте, отличался проходимостью, комфортом и достойной динамикой. В этом отношении «лендлизовским» автомобилям было до него далеко.
ГАЗ-61-73 использовался исключительно высшими чинами Красной армии и стал любимцем генералов. На таких машинах передвигались маршалы Рокоссовский, Жуков и Конев. В общей сложности выпустили 171 экземпляр. Часть из них являлись результатом переделки фаэтонов ГАЗ-61-40, на которые были установлены закрытые кузова от родственных ГАЗ-11-73 или М1.
Представленный экземпляр большую часть жизни провел в Новосибирской области. До 1952 года седан служил в Наркомате тяжелой промышленности, затем в Облпотребсоюзе. В 1962 году списанный вездеход был выкуплен механиком гаража, после чего бережно хранился одним новосибирским энтузиастом. В 2012 году ГАЗ попал в известную реставрационную мастерскую В. Б. Курдюмова. Был тщательно восстановлен, стал призером выставки «Автосиб»-2014 и впоследствии переехал в Санкт-Петербург, где и получил свой финальный облик. Небольшие доработки свелись к установке оригинального внешнего хромированного декора и родных колес.
Одна из самых интересных модификаций легендарной «полуторки». Вообще первые попытки перевести автомобиль на газ начались почти сразу с появлением двигателя внутреннего сгорания. Активно газогенераторный транспорт стал развиваться в 30-х годах, особенно в Германии. СССР старался не отставать, возникла идея «газифицировать» грузовики и тракторы.
Опыт очень пригодился в военное время, особенно в тылу, когда был ценен каждый литр топлива. Огромную роль «газгены» сыграли в подвиге блокадного Ленинграда, где в 1944 году около 80 процентов грузового парка перевели на газ. Большинство «полуторок», доставляющих хлеб по Дороге жизни в осажденный город, имели газогенераторные установки. Пришлась ко двору подобная техника и во времена послевоенной разрухи.
На газогенераторную сущность грузовика прямо указывают стоящие за кабиной цилиндрические «котлы». Тот, что побольше — газогенератор. Его основную часть занимает бункер, через который насыпались специально изготовленные (обязательно хорошо высушенные) деревянные чурки или уголь. Вырабатываемый при их горении газ после первичной очистки и охлаждения попадал в очиститель, находящийся во втором «котле». Оттуда, освобожденный от золы, шлаков и мелкой топливной пыли, уходил в смеситель. Который играл ту же роль, что и обычный карбюратор: смешивал генераторный газ с воздухом в пропорции, необходимой для нормальной работы двигателя.
И это не просто еще один участник экспозиции, подготовленной в ретромастерских к 70-летию Победы. Это «полуторка» образца 1936 года — то есть один из первых экземпляров, оснащенных газогенераторной установкой. Более массовый ГАЗ-42, работающий на газе, встал на конвейер в 1939-м. Автомобиль на 63% достоверно воссоздан с использованием обнаруженных во время поисковых экспедиций по местам боев Великой Отечественной войны останков машин и запчастей. На последнем этапе реставрации «полуторка» получила счетверенную зенитную установку конструкции Токарева, которая встала на вооружение Красной армии в 1931 году.
Самый массовый советский броневик военного периода, оснащенный полным приводом. Общий тираж — 9110 экземпляров. Проектирование исходной модификации БА-64 на базе полноприводного ГАЗ-64 начал конструктор Г. М. Вассерман на Горьковском автозаводе в 1941 году. Уже летом следующего года серийные броневики показали себя в боях на Брянском и Воронежском фронтах, а позднее — в Сталинградской битве. В 1943 году появилась доработанная версия БА-64Б на базе ГАЗ-67 с увеличенной колеей (1446 мм против 1240), что помогло решить проблему с недостаточной боковой устойчивостью исходника.
Несмотря на наличие пулемета Дегтярева (боекомплект на 1260 патронов калибра 7,62), броневик не мог похвастаться большой огневой мощью. Но возможность вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям (на дистанции до 500 м), плюс 50-сильный двигатель ГАЗ-MM (максимальная скорость до 80 км/ч) делали БА-64 отличным десантником, разведчиком и уличным бойцом. Живучесть броневика увеличивали пулестойкие шины и пуленепробиваемые стекла, которыми с ним поделился танк Т-60.
Эти качества БА-64Б отлично продемонстрировал в 1944 году во время знаменитого рейда группы генерала Баранова. Броневик обошел захваченный фашистами город Немиров и ворвался в него с неожиданного для противника северо-западного направления. Экипаж бронеавтомобиля уничтожил расчеты двух противотанковых вражеских пушек, поджег три грузовика с солдатами и помог основным силам освободить город.
Данный экземпляр вместе со своими собратьями БА-64 и бронетранспортером БА-64Е вошел в серию проектов, подготовленных для участия в торжественных мероприятиях к юбилею Победы. Основные останки этой боевой машины были обнаружены при раскопках в Белгородской области. Далее броневик доукомплектовывался частями, найденными при аналогичных обстоятельствах по всей нашей необъятной стране. На завершающем этапе реставрации был установлен демилитаризованный пулемет ДТ-29 военного периода.
БА-64Б был предназначен для торжественного вручения в честь юбилея Дня Победы участнику Великой Отечественной войны, воевавшему в партизанских отрядах Ленинградской области Ораниенбаумского района. Достоверно известно, что броневики использовались партизанскими отрядами на Смоленщине и Орловщине. Броневик оформлен в виде парадного автомобиля. Двухцветный камуфляж — исторически достоверный. Патриотические лозунги — дань памяти героям. На кузове памятная надпись, сделанная ветераном партизанского движения Ф. В. Архиповым, — «Мир без войны», 2015 год.
Другое детище конструкторского гения В. А. Грачева — первый серийный внедорожник родом из СССР, ставший затем основой для многих советских вездеходов. Армии нужен был легкий полноприводный автомобиль, и она его получила. Четырехместный вездеход с открытым кузовом без дверей и на укороченном шасси ГАЗ-61 был готов в кратчайшие сроки. Спустя всего семь месяцев после начала проектирования было запущено серийное производство по временной технологии — жестяные кузовные панели изготавливались вручную.
Внедорожник должен был нести службу в качестве командирского автомобиля и легкого артиллерийского тягача. Но в реальности ГАЗ-64 активно служил в пехоте. Там он оказался незаменим благодаря невиданному по тем временам сочетанию отменной проходимости, хорошей динамики и высокого комфорта. Тяговитый 50-сильный двигатель ГАЗ-ММ и мягкая подвеска позволяли без проблем передвигаться по бездорожью со средней скоростью в 25 км/ч. За упрямство в преодолении любых дорожных препятствий красноармейцы дали ГАЗ-64 прозвище «Козлик».
ГАЗ-64 — автомобиль исторически ценный и редкий. Всего до конца 1941 года выпустили 601 внедорожник. Часто «восстановленные» ГАЗ-64 в продаже — результат переделки массового ГАЗ-67Б. Наш экземпляр, естественно, оригинальный. Его останки были обнаружены в Самарской области, там же он проходил первоначальную реставрацию.
Свой окончательный вид ГАЗ-64 приобрел при участии питерских реставраторов. Проект вдохновлен легендарной серией фото 1941 года, на которых солдаты из расчета старшего сержанта П. Корнетова расстреливают вражеский самолет из пулемета, установленного в кузове ГАЗ-64. Был найден «Максим» калибра 7,62 мм с пулеметной лентой и специальным коробом для транспортировки. Для установки пулемета в кузов внедорожника на основе архивных чертежей был сделан вертлюг. Также появились оригинальные колесные колпаки и штатное крепление для канистры с водой, необходимой для охлаждения пулемета. Ее роль исполнила трофейная немецкая канистра.
Наследник ГАЗ-64, пошедший в производство с 1943 года. За его создание конструктор В. А. Грачев был представлен на соискание Сталинской премии. Первые версии ГАЗ-67 отличались от предшественника более мощным двигателем и расширенной колеей. В 1944 году была проведена более масштабная модернизация, затронувшая раму, подвеску, трансмиссию, экстерьер и мотор. В таком виде внедорожник продержался на конвейере до 1953 года, после чего сдал пост ГАЗ-69.
ГАЗ-67, прозванный народом Иван-Виллис, стал одним из самых массовых советских внедорожников. Он служил в милиции, трудился в колхозах, экспортировался в дружественные страны Европы, Китай и Северную Корею. Помимо броневика БА-64 на основе ГАЗ-67 было построено около сотни амфибий ГАЗ-011 (она же МАВ 67).
Ввиду своей массовости ГАЗ-67 — частый гость на мероприятиях, приуроченных ко Дню Победы. Не обделен он и вниманием коллекционеров. Данный экземпляр более ценен благодаря ряду уникальных штрихов. Сам внедорожник был найден в Нижнем Новгороде, после чего отправился на реставрацию к мастерам из Старого Оскола.
Компанию реанимированному вездеходу составила отреставрированная 45-миллиметровая противотанковая пушка образца 1937 года, с зарядным ящиком и комплектом шанцевого инструмента. Пушка установлена на орудийный передок — двухколесную подрессоренную повозку с коробом под инструменты и боеприпасы (емкость 50 патронов). Не полностью комплектный передок был найден в Старом Осколе и восстановлен. Боевые отметины в виде осколочных отверстий на кузове сохранены. В коробе хранятся пять демилитаризованных боеприпасов к пушке и пара агитационных плакатов военного времени.
Экспонат выделяется своим окрасом. Это оригинальный, воссозданный по архивным документам зимний камуфляж, который использовался в Красной армии на Ленинградском фронте в 1944 году. Конечно, в то время вездеходы красили по самым примитивным технологиям, зачастую чуть ли не веником. К такой аутентичности реставраторы решили не прибегать и использовали глянцевый вариант окраски эмалями. Это придало ГАЗ-67 парадный вид, но нисколько не умаляет исторической достоверности его облика.
Газогенераторный коллега аналогичного ГАЗ-АА, созданный на базе ЗИС-5 в 1936 году. Экономичный, простой, очень функциональный и надежный грузовик. Для его ремонта требовалось минимум инструментов. В грузовой платформе ЗИС-21 можно было разместить 25 человек. За возможность перевозить в кузове до трех тонн груза он получил прозвище «трехтонка». Но ЗИС-21 мог легко потянуть даже четыре, а то и пять тонн. Красноармейцы, для которых грузовик служил тягачом полковых и дивизионных пушек, уважительно величали его — «Захар Иванович». По масштабам выпуска ЗИС-21 уступал лишь газовской «полуторке» и сыграл свою роль не только на полях сражений, но и в процессе восстановления страны после войны.
ЗИС-21 обладал большей грузоподъемностью, был проще и надежнее, чем аналогичная техника немецких войск. Поэтому немало захваченных советских грузовиков воевало на стороне вермахта.
Вот почему конкретный ЗИС-21 окрашен в серый вражеский цвет. Перечеркнутый германский крест говорит о том, что впоследствии грузовик снова вернулся под знамена Красной армии. Заново перекрашивать технику в условиях военного времени было не принято.
В образ дважды трофейного автомобиля органично вписалась найденная при раскопках в Карелии и отреставрированная реактивная немецкая установка SWG-41. Но самое яркое дополнение — алеющий на борту транспарант из бархата производства 40-х годов. На нем золотыми буквами увековечена память о подвиге бойцов 129-й Орловской дивизии на Курской дуге.