Мотовесна-2021 — не столько выставка, сколько шоу. Байкеры любят из всего устроить тусовку, железный марш и сверкающий глянец. Поэтому академически безупречных мировых премьер тут почти не было. Одно из исключений: Harley-Davidson именно в Москве решил показать свою модель Pan America 1250 из новой серии Adventure Touring. Или, по-русски говоря, кроссовер.
В 2020 году американцы показали прототип, дорога к конвейеру которого заняла времени больше, чем рассчитывали. Ну, понятно почему. Мировая онлайн-презентация прошла совсем недавно — 22 февраля. И вот Pan America красуется на подиуме Экспоцентра. Не по-харлеевски сдержанный дизайн, V-образный алюминиевый 152-сильный мотор V-twin Revolution Max и довольно скромная масса (258 кг). А еще — цепной привод, интеграция двигателя в несущую структуру рамы (непосредственно к картеру крепятся рулевая колонка, задний подрамник и задний маятник). «Фишка» модели — в умении «приседать» при остановке, реализованная умной активной подвеской.
Очевидно, что это прямой конкурентный плевок в сторону BMW R1250GS, который на 16 л.с. слабее, хотя и немного тяговитее. Цены уже известны: базовая Pan America предлагается за 1,6 млн рублей, а версия Special c активной подвеской, настраиваемой педалью тормоза, фарой Daymaker, подсвечивающей повороты в наклоне, и некоторыми другими опциями тянет на 1,8 млн. Продажи в России предполагается начать в июле.
Интересно появление в Москве и Yamaha Niken, модели 2019, продажи которой в России стартовали совсем недавно. Niken вроде и не трицикл, а просто трехколесный мотоцикл: два передних колеса у него разнесены всего на 40 см, по схеме Аккермана. Сама Yamaha называет такую компоновку двухколесной передней подвеской.
Преимущества независимой подвески каждого из двух передних колес — в устойчивости в поворотах даже при критических кренах. А еще трапеция двухосевой схемы обеспечивает независимость траектории от торможения.
Niken имеет «гибридную» раму, состоящую из стальных и алюминиевых труб и легкосплавных элементов подрамника и маятника. Мотор рядный трехцилиндровый, 850 «кубиков»/115 л.с. Но машина получилось ожидаемо тяжелой, 263 кг. И недешевой — 1 384 000 рублей.
Та же Yamaha показала и новейший четырехместный мотовездеход Wolverine RMAX4 1000 SE. Который вот прям совсем внедорожник, на колесах внешним диаметром 29 дюймов и с регулируемой подвеской Fox 2.0 QS3. Мотор литровый, 109 л.с.
Байк-культура — это в той или иной степени поклонение железу. Именно байкеры возвели в культ кованые, литые, сварные поделки, которые иногда ужасают брутальностью, а порой тянут на произведения искусства. К последним можно отнести работы Семена Пежара, художника по металлу из Калуги. Его работы непросты технически, а с точки зрения вкуса — безупречны. Даже модельки в стиле нарочитого примитивизма притягивают взгляд, что уж говорить про фантазии на свободные темы.
Семен делает свои скульптуры как от души, так и на заказ. Удовольствие недешевое, но покупатели находятся, даже просят выполнить идеально детализированные копии реальных мотоциклов.
Любопытно было увидеть на выставке английский автомобиль Morgan 3 Wheeler.
Впрочем, почему автомобиль? Это трицикл, для которого нужны права категории А. Этот конкретный экземпляр выпущен в 2017 году, но вообще фирма производит такие «недомотоциклы» с 2011 года. Хотя, по сути, это воспроизведение на современном уровне конструкции аж 1953 года. Мотор делает английская фирма S&S, поставляющая агрегаты в том числе для Harley-Davidson и Indian. Двухлитровый 82-сильный V-образный «воздушник» разгоняет 525-килограммовый родстер до 100 км/ч за 6 секунд. А «максималка» составляет страшноватые для такого трицикла 185 км/ч.
Владельцу этот Морган с доставкой из Англии обошелся в 5,5 млн рублей.
А вот вам немного приключений: команда мотопутешественника Александра Юнанова задумала покорить… Антарктиду! В качестве разминки в 2022 году они отправятся на Северный полюс, а годом позже и на Ледяной континент. На трициклах Зубр, которые мелкосерийно строятся в подмосковных Островцах. Интересно, что трайки оснащаются примитивнейшими карбюраторными моторчиками Honda от портативных генераторов. Но зато, говорят, они очень надежны и могут молотить месяцами. Для полярных путешествий стандартные Зубры усилили по подвеске и доработали с учетом низких температур. Как рассказал один из участников грядущих экспедиций Игорь Головатый, в Антарктиду поедут три машины и шесть человек. Вся затея рассчитана примерно на неделю и 300 км: выезжают с базы Барнео, на нее же и возвращаются. Это пробная поездка, только для того, чтобы объявить о первом мотопутешествии по Антарктиде. Поэтому едут не на более пригодных квадроциклах, а именно на трайках, которые формально суть мотоциклы. Но даже на этот первый заход ребята потратят, без учета стоимости техники, где-то 15-20 млн рублей.
Одна из новинок BMW — рестайлинговый «турист» R 1250 RT. Теперь тут светодиодная фара, подсвечивающая повороты, полностью электронная «приборка» с навигацией, новая «музыка», активный круиз-контроль и даже площадка для бесконтактной зарядки смартфона. По «железу» мотоцикл не изменился, но дизайн стал эффектнее.
К следующему экспонату стоит присмотреться, если вам недостаточно свойств серийного суперкара и хочется «такого-эдакого». Вот, к примеру, Audi R8. Это не просто измененный дизайн. Это машина, в которой все металлические и пластиковые лицевые панели заменены на карбоновые. Московская фирма Carbon Factory имеет свою производственную базу для работы с углепластиком и выполняет заказы для различных отраслей — от мебельной до авиационной. Ну и для автомобильной, конечно. Все карбоновые детали размерами соответствуют стоковым, в том числе по толщине и местам крепления. Так что можно заказать, допустим, отдельный капот: прикрутил и поехал. В данном проекте ребята не отказали себе в удовольствии провести машине небольшой фейслифтинг, изменив бамперы, пороги, задний диффузор и спойлер. Про цену говорят осторожно: «миллиона полтора-два». Кроме получения эффектного вида машина сбрасывает около 70 кг массы. Никаких изменений в ПТС такая переделка не требует (по словам представителя фирмы), но, по-хорошему, параметры безопасности тут явно изменились и машину надо испытывать заново.
Одна из очевидных странностей нынешней Мотовесны — почти полное отсутствие электробайков. Если электровелосипеды и были представлены в некотором количестве, то полноценные электромотоциклы надо было поискать. Что это — инертность промышленников и продавцов, не поспевающих за якобы мировым трендом, или игнорирование этого навязанного тренда реальной жизнью? Ответ даст только время. Пока же — один из очень немногих электробайков выставки, от новосибирской фирмы Эко Колесо, которая заказывает свою продукцию в Китае. Это простейший аппарат с максимальной скоростью в 65 км/ч и запасом хода до 80 км. 60-вольтовая съемная батарея на 30 А.ч весит чуть более 10 кг. Но уже летом планируют продавать модификацию с АКБ на 45 А.ч. С действительностью примиряет лишь цена этого одноместного электроскутера — 190 тыс. рублей.
На Мотовесне проводилось очередное CustomTuningShow. Да и вообще работ кастомайзеров было едва ли не больше, чем серийных байков. Некоторые экземпляры прямо-таки поражали аккуратностью изготовления и смелостью форм. Уровень русского кастомайзинга сейчас весьма высок, есть чем гордиться и есть куда посмотреть состоятельному человеку, которого не очень устраивают тиражируемые заводские конструкции.
Вероятно, самый эффектный кастом Мотовесны — вот этот экземпляр Дмитрия Голубчикова, руководителя студии Zillers Motorcycles.
Машина эта не нова, ее построили в 2019-2020 годах и уже много где показывали. Она даже успела выиграть чемпионат мира по кастомайзингу AMD. Но актуальности своей не теряет. Название дано по марке двигателя, который тут использован — Vincent HRD 1950 года. Не оригинал, конечно, а реплика, созданная одной английской фирмой.
В этом проекте много оригинальных технических решений. Чего стоят тормоза, которые даже не дисковые, а кольцевые, с неподвижными суппортами! Такое решение почти неизвестно в мотоциклетном мире, хотя и запатентовано. Для Vincent его «переизобрел» инженер проекта Андрей Степанов, работавший в свое время на ЗиЛе и известный как главный конструктор футуристического броневика Каратель/Фалькатус.
Zillers Motorcycles строит необычные мотоциклы и на базе серийных BMW R nineT, меняя полностью внешний вид. Причем детали делают не из пластика, а из алюминия!
Еще один фантастический кастом — от подмосковной мастерской Leo Brutal Motorcycle. Она известна серией работ ПВГ, 7.62 и BrOO, созданных по классическим лекалам, с вычурностью, переходящей все пределы. А новый байк от L.B.M. подчеркнуто лаконичен, даже лапидарен. Тем и подкупает. Кстати, тут тоже нет пластика, все сделано из алюминия.
Смотришь — вроде Ява. Но приглядишься….
Давайте посмотрим на другие работы по кастомайзингу, за которые зацепился наш взгляд.
Кастомными бывают не только мотоциклы. В веломире это явление не менее распространенное, хотя держится больше на энтузиазме, чем на эффективной модели бизнеса. Как вам велосипеды с рамами из фанеры и деревянных реек?
Этот странный трехколесный веломобиль — мелкосерийное творение известного в веломире изобретателя Владимира Штракина. Главное преимущество такой компоновки — удобство посадки. Ну и безопасно: не упадешь. Достаточно большие колеса (24 дюйма) обеспечивают хорошую плавность хода. И цена «хорошая» — 150 000 рублей. В основе рамы — дюралевая клепаная труба Д-16, эта технология взята из авиации. Но формовка такой трубы разработчику технологически более недоступна, поэтому при повторении этой конструкции впредь будет использоваться классическая сварка.
Всего подобных велосипедов сделано и продано примерно 160 штук — неплохо для кустаря-одиночки, который делает одну машину месяц-два.
Мотовесна-2021 и сопутствующие ей выставки получились очень зрелищными, с обилием оригинальных мотопроектов. И что важно: в Экспоцентре не было тесно, как несколько лет назад в Сокольниках, места хватало всем. В общем, классное вышло мероприятие: и тусовка, и шоу.
Мы попросили известного мотожурналиста Александра Астапова высказать свои впечатления от увиденного.