Заводской музей располагается через дорогу от высотки штаб-квартиры АвтоВАЗа — на первом этаже одного из зданий комплекса корпоративного учебного центра. Помещение включает два больших зала, автомобили — это, конечно, самое захватывающее, их и посмотрим.
Пресс-служба самой компании условно разделяет экспозицию машин на четыре категории: 1) исторические, 2) концепт-кары и прототипы, 3) болиды для профессионального автоспорта, 4) юбилейные и памятные. Сразу заметим, что особой логики в их расстановке нет — экспонаты стоят вперемешку, небольшими тематическими группами.
При входе посетителей встречают именно исторические автомобили, в их числе — темно-вишневый седан ВАЗ-2101 1970 года выпуска, первый товарный экземпляр. До того, как стать экспонатом заводского музея, «Жигули» прослужили своему обладателю 19 лет — и хорошо сохранились. В 1989-м АвтоВАЗ подарил владельцу новый автомобиль в обмен на этот эпохальный образец.
Есть и прародитель «Копейки» — настоящий итальянский FIAT-124 темно-синего цвета, конца 60-х годов. Перепутать его с ВАЗ-2101 может только непосвященный, поскольку образ первых «Жигулей» до мелочей знаком каждому советскому и российскому автомобилисту: фиатовские пластиковые накладки на бамперах и дверные ручки с кнопкой сразу бросаются в глаза. На пояснительной табличке указано, что машина принадлежит частному лицу и передана в музей на временное хранение.
Бок о бок стоит элегантно сверкающий хромированным декором ВАЗ-2103 — советская версия люксового FIAT-124 Speciale. Музейный экземпляр выпущен в 1973-м (в год старта массового производства «тройки»), это юбилейный автомобиль — Lada № 1 000 000. Уточняется, что в 2020 году экспонат полностью отреставрировали — и он находится в идеальном состоянии.
У перпендикулярной стены расположены несколько интересных переднеприводных образцов, в том числе родоначальник ВАЗов с такой компоновкой — трехдверный хэтчбек ВАЗ-2108 Лада «Спутник». Этот образец выпущен в числе первых партий весной 1984 года и окрашен дефицитной для своего времени эмалью «Снежная королева». «Короткое крыло», бампер с шестью прорезями воздухозаборника, светло-коричневый салон — ранние «восьмерки» выглядели именно так. Но здесь еще и элемент особого «экспортного» шика — «дворнички» на фарах! Дизайнеры Владислав Пашко и Виктор Кряжев, создававшие в свое время образ «восьмого» семейства, постарались на славу — очень красивый автомобиль, по харизме не уступающий лучшим европейским аналогам тех лет — Lancia Delta, Volkswagen Golf II, Fiat Ritmo и др.
Необычный экспонат, который относится к категории памятных: белый седан ВАЗ-21099, исписанный фамилиями и инициалами всех сотрудников АвтоВАЗа по состоянию на июль 1991 года. Это был подарок коллективу к 25-летию завода — всего на машине напечатаны имена более 100 тысяч человек. Даже в последний год существования СССР руководству завода идеологически важно было подчеркивать единство и солидарность со всем коллективом.
Следующим в ряду стоит предсерийный демонстрационный образец седана ВАЗ-2110 сборки 1993 года. Именно этот прототип нежно-голубого цвета с диковинными сейчас многоспицевыми колесными дисками представляли на выставках в Москве. Более того, конкретно его тогдашний директор АвтоВАЗа Владимир Каданников показывал в Кремле президенту страны Борису Ельцину, о чем в онлайн-архиве Гостелерадиофонда есть даже специальный видеорепортаж.
Машина оснащена инжекторным 1,5-литровым 16-клапанным мотором мощностью 95 л.с., в котором сочетались самые передовые технологии АвтоВАЗа на тот момент. Салон — кожаный, стеклоподъемники — электрические. Внимательный взгляд может заметить внешние отличия от будущих серийных «десяток» — например, различается форма бамперов, оконные рамки окрашены в матовый серый, а задние фонари — тонированы.
«Десятое» семейство представлено также удлиненным на 175 мм ВАЗ-21108 «Премьер», мелкосерийно выпускавшимся фирмой «Супер-Авто».
В пояснительной табличке говорится, что этот экземпляр цвета «Мираж» был собран в 2000 году специально в подарок на 85-летие первому директору ВАЗа Виктору Николаевичу Полякову (легендарная личность, его в Тольятти глубоко почитают). Но тот благородно отказался — и передал стретч в музей, где он хранится по сей день.
Несколько совсем свежих образцов — первые серийные Гранта (2011 год), Ларгус (2012) и Калина II (2013), а также 27-миллионный автомобиль Lada (2012), которым является Priora-хэтчбек.
Внедорожники «Нива» представлены отдельной группой. В их числе ВАЗ-2121 раннего образца — винтажный песочный цвет и оригинальные хромированные детали несут в себе шарм эпохи, из которой происходит модель. Но обратите внимание, что решетка радиатора на этой машине не имеет серебристой окантовки, которая ставилась в 1977–1984 гг. — то ли забыли при реставрации, то ли на самом деле автомобиль выпущен во второй половине 80-х.
Красная «Нива» с нарисованными на дверях пингвинами служила на станции Беллинсгаузен на Южном полюсе в качестве разъездной машины российских ученых 12 лет — с 1990 по 2002 год. Суровые климатические условия и мокрый снег с высокой долей морской соли внедорожник выдержал достойно, до последних дней оставаясь на ходу. Наши полярники говорили, что «Нива» оказалась надежнее автомобилей Jeep, которые использовали их коллеги с расположенной неподалеку американской станции.
Золотисто-желтая «Нива» второго поколения — ВАЗ-2123 — была звездой стенда АвтоВАЗа на выставке MIMS-1998 в Москве. На самом деле это не полноценный автомобиль, а изготовленный в НТЦ ВАЗа демонстрационный ходовой макет: внешние панели у него не стальные, а отформованные из пластика. Это сделано из-за того, что без штамповой оснастки добиться высокого визуального качества стальных панелей невозможно, на момент изготовления макета на ВАЗ-2123 еще не было полноценных штампов. Пластик в таких случаях — обходной путь, который позволяет показать автомобиль во всей красе задуманной дизайнером формы, поскольку сделать матрицы для формовки высококлассных пластиковых панелей стало возможно относительно недорого.
Знаете, какому автомобилю принадлежит мировой рекорд по альпинизму на колесной технике? Правильно, «Ниве». В музее как раз стоит эта рекордсменка — оклеенная рекламой «уставшая» белая «Нива» ВАЗ-2131 из экспедиции «Тибет-99». Вместе с этой машиной российско-американская команда альпинистов использовала еще одну «Ниву» модели 2129 и минивэн 2120 «Надежда»: три автомобиля достигли высоты 5500 м над уровнем моря. «Тридцать первая» прошла дальше — и добралась до 5726 м.
Перемещаемся во второй зал. Экспозиция исторических экземпляров здесь небольшая — есть, например, изящный универсал ВАЗ-2102 красного цвета 1970-х годов выпуска. Рядом с ним — белый ВАЗ-21065, последняя «шестерка» тольяттинского производства, ее собрали в 2001 году, после чего передали производство на завод ИжМаш, где она продержалась на конвейере еще пять лет. «Шестерка» до сих пор остается самой массовой моделью Lada — в Тольятти (без учета Ижевска) их сделали почти 4,2 млн единиц.
Вот настоящий бриллиант: редчайший ВАЗ-2105 с роторно-поршневым двигателем ВАЗ-411. Производителей РПД Ванкеля в мире было по пальцам одной руки пересчитать — помимо ВАЗа это японская Mazda и немецкая NSU, остальные компании не рисковали тиражировать столь экзотическую конструкцию. ВАЗ-411 развивал 126 л.с., им оснащались мелкосерийные экземпляры «классики», которые поступали в КГБ. Роторная «пятерка» из музея — уже постсоветского производства, на пояснительной табличке говорится, что частное лицо владело ею с 1993 по 2011 год, а затем передало машину в коллекцию ВАЗа. Утверждается, что седан без капремонта прошел 300 000 км (обычно автомобили с РПД эксплуатировались не более 50 000 км).
В семействе ВАЗ-2123 планировались и грузовые модификации. Два красавца-прототипа стоят рядом друг с другом — красный пикап ВАЗ-2323 и белый фургон ВАЗ-2723 с пластиковым колпаком. Увы, пик их славы — участие в выставке MIMS-1999. Обычно внедорожные пикапы делают рамными или полурамными, но эти машины имеют несущий кузов. Грузовая платформа приварена к кабине встык, без зазора. Задние подвески здесь — с усиленными пружинами, а не с листовыми рессорами, как опять же принято у грузовичков. Свес увеличен относительно пассажирского ВАЗ-2123 на 100 мм.
СП GM-AvtoVAZ, которому в 2001 году перешел проект «Нивы-2», планировало поставить пикап на поток в 2004 году, но первые годы работы СП усложнялись производственными проблемами с исходным пассажирским внедорожником и, к сожалению, заставили отказаться от идеи выпуска пикапа, так он и остался в нескольких экземплярах. Ах да, обратите внимание на шильдик 1.8TD — под капотом у красного стоит 75-сильный 1,8-литровый турбодизель ВАЗ-3431, который по аутсорсингу для ВАЗа должен был делать оборонный завод «Барнаултрансмаш», но тоже не срослось.
У приснопамятного мелкосерийного минивэна ВАЗ-2120 «Надежда» существовала в единственном экземпляре суперлюксовая модификация под названием «Менеджер». Машина имеет высокую крышу и четырехместный салон повышенной комфортности с кожаными сиденьями, столиком и спутниковым телефоном. Предполагалось, что такой вариант будет востребован в качестве бизнесвэна. «Менеджер» показали на выставках в 1998 году. К слову, именно на этом автомобиле дебютировало обновленное оперение Надежды — с блок-фарами от ВАЗ-2110 вместо универсальных кругляшей.
А вот два прототипа проекта «Антэл» («Автомобили на топливных элементах») с двигателями на топливных ячейках. Оба оснащены электрохимическими генераторами, в которых водород путем реакции преобразуется в электричество, питающее электродвигатель, абсолютно экологически чистая технология. У образца на базе «Нивы» постройки 2001 года система занимает весь багажник, а мотор выдает 25 кВт⋅ч (34 л.с.). Прототип в кузове ВАЗ-2111 сделали в 2003 году, и он гораздо прогрессивнее — здесь баллоны только для водорода, а кислород забирается из окружающей среды специальным компрессором. Элементы установки гораздо компактнее — размещены в подполье багажника и подкапотном пространстве, мощность двигателя — 90 кВт (122 л.с.), КПД — 90%. Важно, что у обеих машин установка — полностью российской разработки и изготовления. АвтоВАЗ реализовал эти проекты совместно с РКК «Энергия» и Уральским электрохимическим комбинатом. В 2004 году программа водородных Lada, увы, была закрыта.
Рядом с водородомобилями — мелкосерийная электрическая Lada Ellada (ВАЗ-181700), она оснащена мотором мощностью 80 л.с. и литий-железо-фосфатными батареями, обеспечивающими запас хода 140 км. В 2013 году АвтоВАЗ собрал 100 таких машин, рынку они оказались неинтересны из-за высокой цены, на половину партии автогигант не мог найти покупателей еще четыре года. Кстати, Дром проводил тест-драйв Эллады в 2013 году.
Универсал ВАЗ-1117 насыщенного голубого цвета не случайно стоит с сильным боковым уклоном и демонстрирует свое подбрюшье — это экспериментальная Lada Kalina 4x4 2006 года, кроссовер. Привод — полный, через вискомуфту, спереди и сзади — подрамники, задняя подвеска — независимая, типа МакФерсон. Трансмиссия была отработана несколькими годами ранее на рабочих прототипах полноприводного универсала ВАЗ-21116, тоже экспериментального. В производство полноприводная Калина не пошла, потому что ее себестоимость из-за иностранных комплектующих получалась слишком высокой.
Есть в музее и демонстрационный неходовой макет Оки-2 (ВАЗ-1121), его показывали на выставках в 2003 году. Про историю этого проекта Дром очень подробно рассказывал отдельно. Напомним, Ока-2 создавалась вазовскими специалистами в начале нулевых годов специально по заказу Волжско-Камской ФПГ, которую в пропорции 50/50 финансировали ВАЗ и КАМАЗ. Предполагалось создание нового народного автомобиля, который массово выпускали бы на КАМАЗе и СеАЗе, входившем тогда в состав ВАЗа. В пику Оке-первой новая модель разрабатывалась нарочито молодежной и потребительской, к тому же она заметно крупнее — на 232 мм длиннее и на 174 мм шире привычной Оки. При этом имеет стильный экстерьер и интерьер. У стоящего в зале макета — пластиковый кузов на стальном каркасе и неоткрывающиеся двери. Однако существовало около десятка полноценных рабочих прототипов Оки-2 со стальными кузовами.
Пустотелый полноразмерный макет похожего на дельфина седана Lada Peter Turbo — чистый дизайнерский экзерсис без какой-либо технической проработки. Этот шоу-кар показывали в 2000 году на автосалонах в Москве и Париже. Футуристичный облик создан под началом тогдашнего шеф-дизайнера АвтоВАЗа Сергея Синельникова. Говорят, сама идея экстерьера «Питера-Турбо» зародилась еще в 1992 году с эскиза аэродинамичных корпусов зеркал, вписанных в пластику капота.
Ярко-синяя Lada Roadster — проект прогулочного молодежного спорткара длиной 3,75 м, разработанный в 2000 году. Концепт-кар построен на укороченном на 10 см шасси Калины, кузов у него — каркасно-панельный, несущая структура сварена из стальных труб, наружные панели отформованы из композитов. Глядя на Roadster, сложно поверить, что ему более 20 лет — экстерьер до сих пор выглядит свежо и оригинально. Отдельная изюминка машины — механизм складывания жесткой крыши. Г-образный остекленный верх при помощи сервопривода ложится поверх крышки багажника, но не складывается в сам отсек. С одной стороны, это позволило сделать простым и недорогим механизм складывания, с другой — сохранило объем багажника. Кстати, дизайн Родстера разрабатывал Сергей Нужный — выпускник престижной швейцарской дизайнерской школы Sbarro.
В конце 90-х, когда весь остальной мир уже переболел «биодизайном», на ВАЗе создали необычный электромобиль в этом стиле — Lada Rapan. Машина построена на агрегатах Оки, оснащена электромотором и никель-кадмиевыми батареями. Дизайн Рапана отсылает к моллюскам. Вообще об этом проекте Дром очень подробно рассказывал четыре года назад.
Многие забыли, что появлению Lada Vesta предшествовала многолетняя работа АвтоВАЗа над семейством автомобилей гольф-класса — на собственной платформе с полностью независимыми подвесками. В проработке темы автогиганту помогал известный канадский производитель компонентов Magna International. Музей напоминает о проекте C сразу четырьмя экспонатами — прототипом седана ВАЗ-2116 серии 0 2005 года, концептуальным трехдверным хэтчбеком Lada C Concept 2007 года, предфинальным седаном ВАЗ-2116 2007 года и демонстрационным макетом кроссовера Lada C-Cross 2008 года.
Все эти машины построены на едином унифицированном шасси в трех различных конфигурациях: базовая у седана, укороченная — у трехдверного хэтчбека и полноприводная — у кроссовера.
Рядом стоят макетные образцы Весты и XRAY со стеклопластиковыми наружными панелями — эти шоу-кары по матмоделям и чертежам АвтоВАЗа сделала одна из итальянских фирм. Макеты демонстрировались на международном автосалоне в Москве в 2014 году. В музее есть и настоящие серийные Vesta и XRAY, стоят чуть поодаль.
Другой интересный экспонат — прототип универсала ВАЗ-2151 «Неоклассика» постройки 2002 года. Это попытка совместить заднеприводное шасси классических ВАЗов с современным кузовом, спроектированным с нуля. Автомобиль предполагалось выпускать как «ультрабюджетник» ценой $4000–5000, однако тщательный технико-экономический анализ проекта показал, что в такие ценовые рамки «Неоклассика» не уложится, а производить ее как более дорогой продукт — бессмысленно. Зато единственный прототип обогащает собой музейный фонд.
Бросающаяся в глаза пестрой раскраской группа спортивных болидов представлена несколькими машинами, в том числе раллийными Lada Niva и Lada Samara T3. Первый автомобиль построен в 1995 году и использовался в марафоне «Париж — Москва — Улан-Батор — Пекин», второй — легендарная машина, созданная французским дистрибьютором АвтоВАЗа Жаком Пошем. От серийной 2108 монструозная Samara T3 имеет лишь фары, фонари, лобовое стекло и дверные ручки. Кузов здесь каркасно-панельный с несущей пространственной рамой, сваренной из стальных труб. Внешние панели отформованы из композитов и по дизайну стилизованы под Ладу. Компоновка болида — среднемоторная, 3,6-литровый двигатель и полноприводная трансмиссия позаимствованы у Porsche 911 Carrera 4. Samara T3 были построены в трех экземплярах, они с относительным успехом выступали в ралли «Париж — Дакар» в 1990, 1991 и 1993 годах, хотя до призовых мест не дошли. Затем Пош из-за финансовых проблем продал болиды АвтоВАЗу.
Еще один условно раллийный экспонат — полноразмерный макет болида с дизайном по мотивам «Нивы». Он был построен в 2006 году под тогдашнюю мечту АвтоВАЗа об участии в ралли «Дакар».
Красный кольцевой болид Lada Granta — это уже новейшая история, его в международном чемпионате WTCC в начале 2010-х пилотировал Роб Хафф. Рядом стоят два приземистых спорткара. Синий — выпущенный небольшой партией в 2004–2008 гг. для монокубка среднемоторный заднеприводный родстер Lada Revolution с 1,6-литровым мотором ВАЗ-21086-29 (мощность — 165–215 л.с. в зависимости от исполнения). В ярко-красный окрашен полноразмерный демонстрационный макет купе Lada Revolution-3 2008 года. По замыслу тогдашнего шеф-стилиста подразделения Lada Sport Андрея Рузанова, Revolution-3 должна была вызывать ассоциации с концепт-карами 80-х годов, такой ретрофутуризм.
Заводской музей у АвтоВАЗа — просторный и представительный, более-менее дает срез истории автогиганта. У собрания есть и запасники, поэтому экспонаты в зале время от времени ротируются — это можно заметить даже по фото, они сделаны в разные дни. Плохо, что никаких ограждений или защиты от контактов с посетителями нет. Между тем, психология обычного визитера такова: «я заплатил 100 рублей за вход, я хочу подергать все ручки и посидеть во всех машинах». Но некоторым экспонатам — макетам — просто противопоказаны контакты, они в принципе не предназначены для того. На глазах автора этих строк какой-то гость оторвал дверную ручку Оке-2 — видимо, не заметил, что двери у этого образца не открываются, потому что зазоры — не настоящие. У многих машин — вмятины и сколы на кузове. Если ВАЗ не озаботится защитой своей коллекции — лет через пять она будет представлять собой грустное зрелище.
За рамками повествования оставим расположенный рядом с АвтоВАЗом Технический музей Тольятти — он достоин отдельного рассказа.
Смотрите также фоторепортажи из музея Ульяновского автозавода (УАЗ) и музея завода ГАЗ.