Скажем сразу, ничего сверхъестественного, ничего критичного и ужасного не произошло ни у нас, ни на всем остальном глобусе — были катаклизмы и покруче, к примеру, нефтяной кризис конца 1973 — начала 1974 года, когда арабские страны-экспортеры нефти вместе с Египтом и Сирией отказались продавать «черное золото» США, Канаде, Великобритании, Нидерландам и Японии, или тот же кризис 2008-2009 годов, когда продажи новых машин в США упали настолько, что Китай вырвался вперед и с тех пор остается лидером. Однако, как показывает вся послевоенная глобальная история, какие бы неурядицы и недуги ни одолевали экономику, после откатов и спадов неизбежно наступала волна роста, потребительская активность восстанавливалась и продажи шли в гору.
В 2020 году, по данным Международной организации производителей автомобилей (OICA), выпуск легковых и коммерческих машин упал на 15,8% — до 77,6 млн шт., однако в конце 90-х и эта цифра показалась бы колоссальной, потому что в том же 1998 году, когда за несколько погожих августовских дней наш рубль подешевел по отношению к доллару аж в пять раз, вся мировая автомобильная промышленность произвела менее 53 млн машин. Другое дело, что нынешний кризис — сколь долгоиграющий, столь и всеобъемлющий. Он изменил и ритм жизни, и привычный ход вещей. Между тем, было бы странным и безответственным списывать на коронакризис все метаморфозы автоиндустрии, и пример тому — автосалоны. Еще до мировой пандемии многие из них объявили о пересмотре формата мероприятия и сроков (тот же Детройт), какие-то переехали в новое место — немецкий IAA после многолетнего присутствия во Франкфурте будет проходить в Мюнхене. Женевский салон действительно отменили из-за коронакризиса в нынешнем и прошлом году, но сам по себе смотр, который проводят с 1905 года, преспокойно пережил две мировые войны, жив-здоров и после перерыва непременно откроет свои двери. Там, где это возможно, даже в условиях пандемии салоны не отменяют, скажем, в этом году автосалон в Нью-Йорке, который прежде ежегодно проходил весной, стоит на август и пока не отменен. Такая же история была в прошлом году в Китае с Пекинским автосалоном — передвинули с весны на осень, но провели.
Кроме того, воспринимать весь мир как единое экономическое целое совсем неверно. Скажем, автомобильный рынок Бразилии в последние 15 лет регулярно «колбасило» исключительно под воздействием внутренних причин, а Китай, который уж как лет восемь «вышел на плато» по производству в ежегодном объеме около 24 млн машин, такое ощущение, что вообще не заметил ковида: по данным той же OICA, производство легковушек, грузовиков и автобусов в Поднебесной в 2020 году составило 25,2 млн единиц, что всего на 2% меньше, чем в 2019 году. Похожая ситуация и с продажами: сбыт легковых моделей упал на 6% (по данным Китайской ассоциации автопроизводителей), а общие продажи автомобильного рынка сократились лишь на 1,9%.
В Европе ситуация куда как тяжелее. Так мало машин здесь не продавали с начала 90-х, и даже продажи кризисного 2008 года кажутся неплохими относительно прошлогодних: в 2008 году в странах Евросоюза, в который тогда входила Великобритания, и EFTA (Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн), купили более 14,7 млн машин, а в 2020-м — только 11,9 млн. Ключевые европейские экономики резко сократили потребление новых машин. Скажем, в Великобритании (по данным ACEA) продажи по сравнению с 2019 годом упали на 29,4%, в Германии — на 19,1%, во Франции — на 25,5%, в Италии — на 27,9%.
Автомобильная Россия на этом фоне выглядит островком стабильности, однако это только видимость и лучше бы у нас все упало, как в Европе. За 2020 год падение спроса составило всего 9%, а с апреля 2020 по март 2021, то есть в «первый ковидный год» — 11,1%, но все равно это ниже среднеевропейских 24,3%. Несмотря на фактическое отсутствие поддержки населения, возникший дефицит новых автомобилей российской сборки вкупе с падением рубля привел к тому, что россияне наперегонки рванули в автосалоны, извлекая скудные сбережения из кубышек и влезая во всевозможные кредиты. «Деревянный» продолжает падать, поэтому покупка любого товара длительного пользования (не только автомобиля) — это лучшая инвестиция. Проще говоря, ажиотаж конца предыдущего — начала нынешнего года — передутый, неестественный, спровоцированный. Мы уже устали писать, что истинные масштабы бедствия мы увидим после того, как Минпромторг поднимет утильсбор на 25%. Напомним, это решение анонсировано министром Мантуровым и, по данным редакции Дрома, должно произойти до начала лета. К тому времени кубышки опустеют, последний бедняк купит себе Lada Granta в ипотеку, тут и случится рыночный коллапс. В этом смысле второй квартал 2021 года еще продолжит тенденции конца прошлого — начала нынешнего календарного года, но летом начнется мертвый сезон в прямом и переносном смысле этого слова. Проще говоря, мы подводим к тому, что в России два кризиса — коронавирусный и правительственный (утильсбор и падение рубля). И, кстати, в грядущем уходе с российского автомобильного рынка Honda ковид никоим образом не виноват.
Самое время перейти от средней температуры по больнице к показателям каждого больного в отдельности, тем более что у одних больных наблюдается сильный жар, у других — подозрительный прилив энтузиазма. Не сидят ли эти больные на сильных возбуждающих таблетках? Интересно, что вся эта группа состоит сплошь из «китайцев», и тон в ней задает Haval, который наращивает производство на заводе в Тульской области в том числе и за счет расширения модельной гаммы — на днях пошла сборка компактника Jolion, а вскоре компанию ему составят, вероятно, еще две модели.
Интересно, что, согласно реестру специальных инвестиционных контрактов, в 2021 году «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» должен освоить одну-единственную модель, которая обозначена в документе как H4. Свой СПИК китайский завод заключил 23 сентября 2020 года, при этом весь предыдущий график запусков на заводе был соблюден, а здесь — замена. По поводу этой нестыковки мы направили в представительство Haval наш запрос и после поступления ответа ознакомим с ним читателей. Между тем, отметим, что коронакризис совершенно не изменил китайских планов по расширению номенклатуры производства: напомним, что СПИК завода Хавейл был утвержден на межведомственной комиссии в правительстве РФ еще в августе 2019 года, то есть когда вирусом не пахло даже в самой Поднебесной.
А теперь вспомним еще об одной позиции китайского СПИКа, которая по непонятным для нас причинам не стала предметом всеобщего интереса. Завод Great Wall в Тульской области взял на себя обязательства достичь локализации в 7000 баллов. У тех, кто хорошо знаком с Постановлением Правительства РФ № 719 от 17 июля 2015 года и изменениями к нему (это постановление и регламентирует начисление баллов), эта цифра вряд ли уложится в голове. Почему — мы вскоре поговорим об этом, а пока напомним, что целевой уровень локализации, установленный Министерством промышленности и торговли на 2028 год, составляет 5400 баллов для легковых автомобилей, и тем инвесторам, кто достигнет или перекроет этот уровень, правительство РФ полностью компенсирует утильсбор. В свою очередь компенсация утиля станет ключевым фактором выживаемости автомобильного бренда в России, ведь, по прогнозам некоторых экспертов, к тому времени «утиль» может достичь совершенно немыслимых размеров — и 300 000, и 350 000 рублей за машину с мотором рабочего объема от литра до двух.
Так вот, вернемся к 7000 баллам. В переводе на бытовой язык картина выглядит так: приходит покупатель на рынок и спрашивает, сколько стоит килограмм говяжьей вырезки? Ему отвечают — 540 рублей. После этого покупатель говорит: «Хорошо, я с радостью куплю у вас мясо, и много, но только за 700 рублей за кило». Зачем, с какой целью Haval взял на себя такие обязательства, нам сказать трудно. Вероятно, речь идет не о баллах за одну отдельно взятую модель Haval, а о всех операциях, запланированных к освоению на российском заводе Great Wall и запроектированных для этих операций материалов российского производства. В любом случае тот вопрос мы также задали пресс-службе Haval в России, и обязательно донесем ответ компании до наших читателей. А пока для сравнения дадим всего лишь одну цифру. Согласно реестру промышленной продукции, самым локализованным российским автомобилем считается модель Lada Granta нескольких модификаций, например, 219110. Ее локализация оценивается в 4638 баллов.
Собственно, первый пандемийный год не стал помехой не только для производственных планов Haval в России, но и для роста сбыта: с апреля 2020 года по март 2021 года дилеры бренда реализовали почти 20 000 машин (см. таблицу в конце материала), что на треть больше, чем за аналогичный период 2019-2020 годов. Однако у Haval в России есть свой завод, а как дела у остальных? У Chery завода нет, однако с увеличением утильсбора и дальнейшим падением рубля бренд неминуемо возобновит российскую контрактную сборку — как говорят наши собеседники в российском представительстве, вариантов иного развития событий просто нет. Между тем, уже много лет российское представительство Chery находится в убытках, при этом выстреливает новинками как из пушки, поражая рынок низкими ценами. Пока стратегию следует считать состоятельной, поскольку в первый пандемийный год Chery показала прирост аж в 135%. Однако ж пока неясно, какой у Chery запас прочности: сколько времени штаб-квартира продолжит вкладывать в наш рынок. Не исключено, что много, ведь Chery — это государственная компания.
Ноздря в ноздрю с Chery идет Geely, который выпускает машины в Белоруссии и которому правительство Белоруссии пока компенсирует «российский» утиль, поэтому Geely чувствует себя уверенно, допуская повышение цен. Если за последний год стартовая цена на Haval F7 выросла менее чем на 4%, то цены Atlas возросли на 11-12%, что, по данным агентства JATO Dynamics, соответствует среднему подъему цен на новые автомобили за первый пандемийный год.
Мы видим, что Haval, Geely и Chery образовали на российском рынке «большую китайскую тройку», но где же Changan? Этот бренд мог бы присоединиться к упомянутым, тем более что весь прошлый год отчитывался о колоссальной динамике, да и промежуток с апреля-2020 по март-2021 Changan закончил с ростом более чем в 80%. Увы, здесь картина тревожная, потому что в четвертом квартале «пандемийного года», то есть в первом квартале календарного 2021 года, продажи Changan пошли на убыль, притом что «тройка» росла как на дрожжах. Вполне возможно, что штаб-квартира решила поменять стратегию и перестала вкачивать деньги. Кстати говоря, в предыдущие два года Changan изрядно «желтил», то есть отчитывался отгрузками дилерам, а не конечными продажами клиентам, так что реальную картину по этому бренду мы дадим с получением данных постановок на учет. Что касается Haval, Geely и Chery, вероятно, они решили по возможности увеличить свою долю в РФ, как раз воспользовавшись ситуацией: дефицитом и подъемом цен на модели других брендов.
А что у остальных? За счет господдержки красиво выглядит прирост продаж УАЗа, Skoda за счет обновления Rapid и Octavia показывает уверенный рост, BMW осталась в нулях. Остальной немецкий премиум-сегмент и примкнувший к ним Lexus потеряли меньше, чем в рынок в общем. Ситуация средней тяжести сложилась у Renault: московский завод долго простаивал без комплектующих, а запуск рестайлинговой версии Duster еще не успел принести ощутимых результатов.
Больше всех в первый пандемийный год на российском рынке пострадали «японцы», при этом по некоторым брендам ситуация более чем тревожная: если той же Mazda первый квартал 2021 года принес долгожданный рост, то у Mitsubishi и Nissan падение только усилилось.
Итак, резюмируем. Вне всякого сомнения, вирус нанес большой урон российскому авторынку, однако не только он один: падения рубля, увеличение утиля в 2020-м и новое увеличение в 2021 году сделают свое дело, поэтому, увы, наш прогноз на 2021 год невеселый. В следующих публикациях мы подробнее поговорим по каждому бренду в отдельности.
№ п/п |
МАРКА | 04.2020–03.2021 | 04.2019–03.2020 | Изменение, % | Изменение за 2020 г., % |
Изменение за 1-й квартал 2021 г. |
1 | Lada | 347 820 | 359 593 | -3,3 | -5 | 5 |
2 | KIA | 201 481 | 224 789 | -10,4 | -11 | 0 |
3 | Hyundai | 161 790 | 178 960 | -9,6 | -9 | -3 |
4 | Renault | 126 716 | 147 696 | -14,2 | -11 | -5 |
5 | VW | 98 354 | 106 103 | -7,3 | -4 | -8 |
6 | Skoda | 96 433 | 91 777 | 5,8 | 7 | 9 |
7 | Toyota | 87 618 | 109 220 | -19,8 | -12 | -15 |
8 | Nissan | 51 854 | 63 914 | -18,9 | -13 | -25 |
9 | BMW | 42 727 | 42 715 | 0,0 | 3 | 0 |
10 | Mercedes-Benz | 39 887 | 43 444 | -8,2 | -8 | 10 |
11 | УАЗ | 34 809 | 38 451 | 9,5 | -6 | -23 |
12 | Mazda | 26 859 | 31 588 | -15,0 | -14 | 6 |
13 | Mitsubishi | 24 019 | 38 551 | -37,8 | -30 | -45 |
14 | Lexus | 21 169 | 23 020 | -8,0 | -8 | 13 |
15 | Haval | 19 892 | 14 879 | 33,7 | 41 | 62 |
16 | Geely | 16 499 | 10 502 | 57,1 | 61 | 42 |
17 | Chery | 16 073 | 6 818 | 135,7 | 80 | 274 |
18 | Audi | 15 418 | 16 911 | -8,8 | -7 | 4 |
19 | Volvo | 8 122 | 8 932 | -9,0 | -9 | 6 |
20 | Suzuki | 8 036 | 8 546 | -6,0 | 3 | 4 |
21 | Changan | 7 000 | 3 854 | 81,6 | 153 | -8 |
22 | Subaru | 6 120 | 7 775 | -21,3 | -19 | -7 |
23 | Land Rover | 6 020 | 8 530 | -29,4 | -26 | -20 |
24 | Porsche | 5 930 | 6 441 | -7,9 | -5 | 16 |
25 | Peugeot | 5 091 | 4 849 | 5,0 | -4 | 55 |
ВСЕГО по рынку | 1 587 629 | 1 766 400 | -11,1 | -9 | -2,8 |