Patrol, Land Cruiser и Pajero — святая троица японских внедорожных легенд. Народная молва приписывает им вечные моторы, неубиваемые коробки и живучую трансмиссию. В реальности все не так радужно. На живом примере разбираемся в мифах, окружающих Nissan Patrol Y61.
Patrol, как Land Cruiser и прочие Pajero, естественно, ржавеет. С одной стороны, очаги появления «рыжей болезни» типичны для «пожилых» автомобилей: крылья, капот, низы дверей, рамка лобового стекла плюс металл под накладками на крыльях и порогах. Ржавеющий хромированный декор экстерьера часто менялся еще в гарантийный период. С другой — проблем в сумме может быть довольно много. Ведь Patrol обычно используется по прямому внедорожному назначению. К тому же заводская гарантия от сквозной коррозии для внедорожника составляет не 12 лет, как для многих других Ниссанов, а всего шесть, что как бы намекает.
Данный Patrol 2008 года выпуска, найденный в Брянске с пробегом в 153 000 км и в заводском черном цвете, этих проблем избежал. Он не жил в столицах, его не мучили на бездорожье. Собственно, поэтому внедорожник и был куплен, причем за вполне вменяемые по меркам 2018 года 900 000 рублей. Другие варианты в Санкт-Петербурге и близлежащих городах стоили минимум на 100 000 дороже, а при диагностике на сервисе огорчали коррозией и течами всего и отовсюду.
В общей сложности под капотом пятого Патруля побывало шесть вариантов двигателей — от скромных атмосферных дизелей до рядных «шестерок» объемом, как у иного V8. Самый распространенный мотор на нашем рынке — 3,0-литровый четырехцилиндровый дизель серии ZD30. Это подтверждает и статистика Дрома. Из почти трех сотен объявлений о продаже Патрулей примерно 200 внедорожников оснащены этим мотором.
В теории ZD30 довольно хорош. У него надежный и долговечный цепной привод ГРМ. Ресурс навесного оборудования как минимум 200 000 км. Турбина потребует к себе внимания только после 150 000 км. Казалось бы, что может пойти не так?
Оказывается, много чего. ZD30 известен склонностью к появлению трещин в ГБЦ. Немало ранних Патрулей пострадали от прогара поршней из-за конструктивных просчетов с их смазкой и охлаждением. Была даже отзывная кампания по замене двигателя целиком. Помогло не очень. Более-менее решить проблему смогли только в ходе модернизации 2005 года. Собственно, поэтому покупка Patrol с этим мотором до 2004 года выпуска — рискованная затея.
Других хлопот тоже хватает. В жару ZD30 склонен к перегреву. В холода есть риск выдавливания сальника коленчатого вала из-за замерзших трубок, отводящих картерные газы. Нередко заклинивает ролик натяжителя поликлинового сервисного ремня. Быстро выходит из строя датчик массового расхода воздуха. Часто возникают проблемы с ТНВД.
Менее распространенный дизель RD28T объемом 2,8 литра мощностью 128 л.с. не такой проблемный. Но к перегреву склонен и он, поскольку работает на пределе возможностей. Тем не менее ресурс турбины у него не меньше 200 000 км, а при аккуратном обращении — в два раза больше.
Дизель TD42 — самый желанный для Patrol двигатель. Вместо ремня или цепи он оснащен практически вечным шестеренчатым приводом ГРМ. Тяговитый, неприхотливый к качеству масла и топлива, с неоднократно подтвержденным ресурсом в миллион км — этот мотор заслуженно легендарен, но очень редок. У нас на рынке внедорожники с этим мотором официально не продавались.
Бензиновые Patrol в наших краях тоже редкость. Внедорожники с рядной «шестеркой» TB45 (4,5 л; 200 л.с.) — в основном пришельцы с Ближнего Востока. Агрегат надежный, но для Патруля слабоват. 245-сильный TB48, продававшийся в России официально, мощнее, но очень уж прожорлив, более 30 л/100 км.
Данный Patrol с самого рождения был оснащен дизелем ZD30. С виду, на слух и запах мотор производил впечатление вполне живого агрегата, но сломался, едва успев отъехать от МРЭО. Сначала из трубы повалил еле заметный белый дым. Спустя 100 метров дымовая завеса стала напоминать туман, а обороты двигателя устремились в красную зону. Дефектовка на сервисе показала, что имеется приличный люфт у турбины и необходима замена картриджа и балансировка.
Надежды, что на этом все закончится и можно будет двинуть домой, не оправдались. Уже с новой турбиной, едва отъехав от СТО, Patrol снова задымил. Оказалось, что на последнем обслуживании, еще при прошлом хозяине, чьи-то кривые ручки не закрутили один болт под клапанной крышкой. В итоге через него масло кидало под саму крышку и далее давило через сапун во впуск. «Ну, извини» — был ответ виновников этого дурдома. Вся эпопея езды по брянским сервисам заняла неделю. С предыдущего хозяина удалось получить небольшую компенсацию (итоговая сумма покупки составила 830 000 рублей), но нервные клетки уже не вернуть.
Поскольку заказанный ранее эвакуатор был отменен (надежда умирает последней), пришлось ехать домой в состоянии «как есть». Это был долгий и трудный путь. Patrol чихал, дымил, троил и еле полз. Уже на подъезде к Санкт-Петербургу вдруг пропало усилие на педали тормоза. Последующее вскрытие показало, что умер вакуумный насос, а причина, похоже, в клине правого вала балансиров. На последнем издыхании Patrol сумел-таки преодолеть 1000 км пути. Для внедорожника, у которого сцепление можно заменить в поле без всякой ямы, эта история не является чем-то удивительным. Для Патруля не проблема даже проехать пару тысяч километров с лопнувшими пружинами и лежащим на отбойниках мостом.
Судя по отзывам владельцев, обслуживать, а тем более ремонтировать Patrol нужно исключительно в специализированном сервисе. В других местах просто не в курсе, что делать с такой, казалось бы, простой машиной. Только некоторые боятся в этом признаться, делают все неграмотно, а денег за свою работу просят много.
По возвращении в Питер приключения с двигателем продолжились. Приезд к официальному дилеру на час парализовал работу всего сервиса. Поглазеть на невиданное ископаемое собрались почти все сотрудники. В ремонте деликатно отказали, намекнув, что это будет долго и дорого, то есть неинтересно ни одной из сторон. В обычных СТО ситуация была не лучше. Да, сделали диагностику, найдя под капотом много всего интересного: не были подключены свечи накала, некоторые трубки перепутаны или вообще не подсоединены. Например, турбина вообще была без вакуумного насоса. Озвученная стоимость работ отпугивала — 80 000 просили только за замену балансирных валов. И никаких гарантий, что после этого можно будет расслабиться.
Обстоятельства прямо намекали, что единственный верный выход из сложившейся ситуации — свап. Через это проходят многие владельцы Патрулей. Но на что? Ставить даже приведенный в порядок ZD30 не хотелось. Дорого и никаких гарантий на долгую и счастливую жизнь. Тот самый легендарный TD42 был еще дороже. К тому же три года назад на эти моторы был колоссальный спрос. Сейчас ажиотаж спал.
Мысли о тойотовском UZ были недолгими, хотелось именно дизель. В итоге выбор пал на ниссановский QD32, который, в частности, ставили на Terrano. Проигрыш в характеристиках получился незначительный. Было 160 л.с. и 354 Нм, а стало 150 л.с. и 330 Нм. Подготовительный этап, включающий покупку мотора, занял почти месяц. А сама процедура свапа был завершена за неделю. Сервисмены решили поставить рекорд и все сделали без потери качества. С учетом покупки мотора все работы под ключ обошлись в 320 000 рублей.
Помимо кузова, у Патруля корродируют также днище и рама. Хуже то, что в числе слабых мест числятся чашки задних пружин, которые могут треснуть в месте приваривания к раме. А ведь над правой задней чашкой проходит пучок тормозных трубок. При полном отрыве возможны печальные последствия. Есть мнение, что это болезнь лифтованного, вечно перегруженного Патруля, но проблема коснулась и данного внедорожника, который никогда не использовали в качестве навьюченного верблюда. О беде известил стук в задней подвеске.
В принципе, все можно было решить локальным ремонтом. Опора притягивается на место стяжкой, приваривается и усиливается. Работы минут на 40. Есть примеры, когда эта проблема решалась в пути, силами деревенской СТО и без дальнейших последствий.
Но при детальном осмотре выяснилось, что трещина уже пошла по раме. В питерских сервисах никто не хотел ввязываться в это мероприятие или выставляли ценник более 100 000. В итоге владелец внедорожника решил поступить радикально и полностью отреставрировать раму в сервисе, специализирующемся именно на Патрулях.
Фронт работ был огромный. Вначале раму отделили от кузова. Потом ее несколько раз тщательно промыли, отпескоструили, обработали антикором и покрасили. Помимо злосчастных задних чашек были отремонтированы опоры подушек и сделано усиление этих мест. Сами подушки кузова, естественно, заменили. Дополнительно был сделан перенос топливной магистрали и проводки, а также вывод и прокладка артерий всех сапунов. Всю выхлопную систему заменили на нержавейку. Только за работы по раме было заплачено около 150 000 рублей.
Поскольку кузов был снят, грех было не воспользоваться такой возможностью и не привести его в порядок. Это было сделано с заменой цвета. Вместо родного черного Patrol на свет явился синий, с покрытием Raptor. За основу был взят оттенок, в который красят Skoda Kodiaq и Audi Q5.
Подвеска у Patrol самая простейшая — два моста на пружинах. Оригинальные стойки и втулки стабилизаторов ходят по 60 000 км, амортизаторы живут как минимум в два раза дольше. Внедорожные вылазки сокращают ресурс вдвое. Пружины, если не съезжать с асфальта, прослужат вечность. Омрачает картину только отключаемый задний стабилизатор поперечной устойчивости. Узел не слишком надежен, требует чистки от грязи и сырости, да к тому же недешев в ремонте. При поломке его часто удаляют или меняют на обычную стойку. На поведении Патруля — с его длинноходной подвеской и блокировкой заднего дифференциала — это практически никак не сказывается.
Трансмиссия тоже без изысков: классический «part-time» без межосевого дифференциала в раздатке. Передние ступицы подключаются полуавтоматическими муфтами, в которых нужно регулярно обновлять смазку. В остальном мосты надежны, карданы и рулевой редуктор — тоже.
Ассортимент коробок передач Патруля состоит из 5-ступенчатой «механики» и пары «автоматов» Jatco на четыре или пять ступеней. Все агрегаты не имеют выраженных слабых мест и ходят не менее 300 000 км. Хотя пара экстремальных внедорожных вылазок способна прикончить фрикционы в АКП.
Электрические проблемы Патруля имеют место быть в основном из-за сырости и коррозии открыто проложенной под днищем проводки. С последней владелец Патруля разобрался еще во время реставрации рамы. А чтобы закрыть вопрос с электрикой надолго, было решено разобраться с лишними проводами в машине. Остатки питания от радар-детектора, непонятно куда идущий моток на стяжке около педального узла — все это ужасно раздражало. После демонтажа передней панели все лишнее было вырезано, а остатки собраны, подвязаны стяжками и упакованы в виброгасящий поролон.
Подвеска у данного Patrol была в приличном состоянии. Менялись сайлент-блоки в передней тяге Панара, ступичные подшипники. Передняя рулевая тяга была родная, неразборная и уже начала постукивать. На ее место встала усиленная, регулируемая, cо сменными наконечниками. Такие детали для Y61 делают мастера из Томска. С тех пор за почти три года менялись только стойки стабилизатора и их резинки. Сайлент-блоки в тяге моста и задней тяге все еще родные. Все узлы трансмиссии приняли новый двигатель как родной, дополнительных переделок не потребовалось. Аналогично и с автоматической коробкой — никаких проблем.
Без проблем найти cтоковый Patrol можно только в последнем на данный момент кузове Y62. Все его предки в большинстве своем доработаны и переработаны по нескольку раз. C Y61, помимо иногда вынужденного свапа, все обычно сводится к лифту и усилению подвески, установке силовых бамперов, больших колес и прочим мероприятиям по усилению внедорожных качеств.
Тюнинг синего Patrol достаточно скромен. Лифт подвески составляет 2,5 дюйма. Под усиленные пружины (перед +100 кг, зад +300 кг) подобраны соответствующие амортизаторы KYB Skorched4´s. Установлены дропбоксы, чтобы вернуть геометрию лифтованной подвески к заводским параметрам. Для большего комфорта на бездорожье стоит рулевой демпфер. Диаметр резины всего лишь 33 дюйма. В среде патрулеводов это считается стоковым размером, большинство внедорожников имеют резину в 35’’ и выше. Из внешних аксессуаров добавились только силовые бамперы, лебедка и шноркель.
Примерно так может сказать Патруль «Крузаку». При схожих основных качествах и несмотря на нюансы достаточно высокой надежности, ниссановский внедорожник уступает Тойоте на вторичке. Выбор Land Cruiser — как минимум в два раза больше и цены выше. Да, основная часть внедорожников стóит в пределах миллиона-полутора. Но потолок цен на Patrol — три миллиона. Для Тойоты это далеко не предел. Есть Land Cruiser в полтора и даже два раза дороже.