И «ЭлектроТранс», и «CityBus» — выставки с определенной историей, первая вообще проводится с 2009 года. Но никогда они не приближались масштабами к «Комтрансу» и «Busworld Russia», оставаясь местечково-тусовочными, для своих. В этом году это едва ли не первое выставочное мероприятие в области транспорта, и можно было предположить, что как раз сейчас производители всяких электрических штук скопом ринутся напоминать о себе. Как это произошло на недавней выставке «Мотовесна»-2021, куда слетелись едва ли не все кастомайзеры России и ближнего зарубежья. Но — нет, не случилось, «ЭлектроТранс» и «CityBus» сохранили свою скромность и лапидарность, с выраженным креном в профессиональность. Это по-прежнему мероприятие для продавцов и их потенциальных покупателей, всяких аналитиков-маркетологов и представителей прочих непраздных профессий. Тут даже мед не продавали, что говорит о совсем академическом характере действа! Мы обозначаем его в единственном числе — потому что разделить две выставки и деловую программу «Недели» не представляется возможным, все это уместилось в одном павильоне, без какого-либо разграничения. Давайте посмотрим самые любопытные экспонаты. Но предупреждаем: это не шоу с картинками. Это больше про железки.
Эта московско-питерская фирма, известная москвичам как поставщик трамваев «Витязь», не так давно де-факто стала владельцем саратовского завода «Тролза». Но с «Тролзой» работники «Транспортных систем» предпочитают себя не ассоциировать, говоря, что «мы просто развернули производство на их площадке». Получился «Энгельсский завод электрического транспорта». Его новейшая модель — троллейбус с автономным ходом «Адмирал» 6281.01, которая раньше проходила под условным индексом 2020 (намек на год начала разработки).
Это полностью низкопольная трехдверная модель длиной 12,3 метра и вместимостью 96 пассажиров (30 сидячих мест, есть вариант планировки с 34 креслами). Представитель завода Денис Фролов назвал этот троллейбус «идеальным», но ни по набору агрегатов, ни по техническим решениям в нем нет ничего особенного. В качестве «базы» использован перепроектированный кузов троллейбуса «Тролза»-5265.02 «Мегаполис». Асинхронный 170-киловаттный двигатель Псковского электромашиностроительного завода применяется уже много лет. Некоторым ноу-хау можно, вероятно, назвать компоновку литий-ионной тяговой батареи и системы ее управления: утверждается, что КПД использования запасенного электричества возросло со стандартных 70% до 96%. В результате на очень скромной по емкости батарее «Адмирал» проезжает до 20 км (15 км при включенной системе отопления).
На сегодняшний день построено 12 новых «Адмиралов», это первая опытно-промышленная партия. Еще ни одной такой машины не продано. Сам завод в Энгельсе может производить около 200 троллейбусов в год, были бы заказы. Пока их нет, несмотря на то, что «Адмирал» 6281.01 в закупке стоит на 7,5 млн дешевле, чем электробус со сверхбыстрой зарядкой (данные производителя).
В прошлом году несколько сотрудников вологодского троллейбусного завода «Транс-альфа» решили работать самостоятельно и зарегистрировали в особой экономической зоне Моглино Псковской области ООО «Алькор». С прицелом производить общественный транспорт собственной разработки. При этом алькоровцы по-прежнему считают себя вологодскими машиностроителями. Они уже успели показать троллейбус, который планируют производить для Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления. Причем там же, в Краснодаре. И вот на базе этого троллейбуса вологодско-псковско-краснодарские специалисты создали электробус.
Это низкопольная машина длиной 12,3 метра, вместимостью 86 человек (35 мест для сидения). Концепция — электробус с «ночной» зарядкой, то есть с аккумуляторами большой емкости и пробегом в 180 км. Кузов — композитный, с наружной обшивкой из стеклопластика. Агрегаты более-менее стандартные: мосты ZF (непортальные!), китайские аккумуляторы, псковский двигатель, система управления от новосибирского НПФ «Арс Терм».
Данный экземпляр, как сообщил представитель «Алькора» Иван Лаптев, собран для того же Краснодара, хотя официальный тендер еще не объявляли. И сертификацию электробус пока не прошел.
Горьковский автозавод продолжает показывать прототипы электрических ГАЗелей. Очередной экземпляр — в NN-дизайне и вроде как почти готовый к производству на заказ.
GAZelle e-NN построена на «тяжелой» платформе полной массой 4,6 тонны. Но характеристики по-прежнему скромные: пробег на одной зарядке 120 км, емкость тяговых батарей — 48 кВт⋅ч, максимальная скорость — 100 км/ч. Этот конкретный микроавтобус может перевозить до 17 человек. А по отдельному заказу установят и батарею большей емкости, на 200 км пробега. Это уже сопоставимо с обычными электробусами.
Микроавтобус ГАЗель Citi — уже не очень новинка, поскольку производится с конца прошлого года. Вместимость от 19 до 22 пассажиров даже позволяет убрать префикс «микро»: это полноценный автобус! Причем с весьма необычной компоновкой салона, очень дружелюбной к инвалидам.
И сугубая новинка этого сезона — автобус «Вектор» Next 8,8 CNG с метановыми баллонами на крыше. Там 23 посадочных места, двигатель ЯМЗ-534 в 170 л.с. и запас хода на одной заправке в 600 км.
Наверное, этот стенд не стоил бы внимания, кабы не уникальная электромашина — стартер-генератор для платформы НАМИ ЕМП, более известной как «Аурус». Да-да, один из старейших радиотехнических заводов России делает сложный агрегат для лимузинов. Правда, пока не очень серийных, но все же. Это часть гибридной системы привода «Ауруса», добавляющий 28 кВт мощности (46 кВт в пике) и весящий скромные 55 кг.
Упоминаемый выше вологодский производитель троллейбусов, пройдя несколько лет назад через процедуру банкротства, воспрял и пытается завоевать рынок электробусов.
Новая модификация низкопольного электробуса «Сириус», впервые показанного в 2019 году, имеет слегка измененный дизайн и переработанную начинку. Автономный ход — 240 км, заряжается всего четыре часа. Кузовные внешние панели из 1-миллиметровой «нержавейки» (шведской!), мосты ZF, псковский электромотор, NMC-батареи. Причем тяговые батареи расположены под полом, для улучшения развесовки и устойчивости. И для удобства обслуживания, конечно: аккумуляторы поделены на блоки, количество которых может быть до девяти! Но на выставочном экземпляре стояли всего два блока АКБ, обеспечивающие пробег в 60 км. Соответственно, нетрудно экстраполировать большее количество блоков в потенциальный запас хода. Конечно, электробус «Транс-Альфы» построен на базе кузова троллейбуса «Авангард», но его переработали как раз под установку батарей.
Этот электробус существует в двух экземплярах и в данный момент проходит сертификацию. «Транс-Альфа» может производить до 60 (!) таких машин в месяц: там два независимых конвейера, в отличие от стапельной сборки на многих других автобусных заводах.
Не очень известный в Москве завод представил относительно новую модель троллейбуса с автономным ходом «Горожанин» УТТЗ 6241.01. 68 таких машин уже работают в Чебоксарах, а десять — в Уфе.
Кузов уфимцы используют автобусный мазовский, довольно уже «пожилой». Шасси, естественно, ZF. Мотор, естественно, псковский. Тяговые аккумуляторы расположены под полом, по бокам кузова. Автономный ход — 25–30 км.
УТТЗ стоял на одном стенде с МАЗом, что логично: партнеры все-таки. Белорусы привезли машину сезона-2020, десять штук таких с недавних пор работают в Минске. «Начинка» МАЗа 303Е10 вполне европейская: двигатель ZF CeTrax пиковой мощностью 300 кВт, литий-железо-фосфатная АКБ емкостью 285 кВт⋅ч, дающая запас хода до 300 км. То есть это классический электробус с ночной зарядкой. Мазовцы отдали одну машину в опытную эксплуатацию в Питер и надеются, что город у них купит 300 электробусов.
Мы часто упоминали асинхронные псковские электромоторы ДТА и АТД-3, используемые большинством отечественных производителей троллейбусов и электробусов. Но завод не почивает на лаврах монополиста и подготовил новинку на замену «классике» — мотор ДВТ-160 (в цифровом индексе зашифрована максимальная мощность в киловаттах). Это вентильный агрегат на постоянных магнитах и с жидкостным охлаждением. Номинальная мощность — 117 кВт, рабочее напряжение — 400 вольт. Отличие от предыдущих моделей — в массе и компактности. Псковский завод сейчас сам разрабатывает систему управления для ДВТ-160 и надеется на большую востребованность нового мотора.
Продавец электробайков показал хоть и не совсем новую, но любопытную модель кроссового электромотоцикла на полностью алюминиевой раме от российской компании «EMAX laboratory». Эти байки делают и собирают в России, хотя некоторые комплектующие, разумеется, китайские. Уже продали порядка 100 экземпляров. Съемный аккумулятор обеспечивает 110 км пробега по нормальной дороге и порядка 50 км — в режиме эндуро. Пиковая мощность — 25 кВт.
THOR — выхлопная система для электромобиля. Шутка. Это, конечно, имитация. Проект начался как библиотека звуков двигателей различных «аналоговых» автомобилей, по-преимуществу спорткаров. Устанавливаете специальный акустический резонатор в свою Lada Granta — и наслаждаетесь звучанием какой-нибудь Ferrari 812 или Lamborghini Aventador, управляя системой со смартфона. Но теперь THOR пошел дальше и представил коллекцию умиротворяюще-предупреждающих звуков для электромобилей. Которые, по мнению создателей, тоже должны «звучать».
Отечественные производители зарядных устройств для электромобилей все время показывают новые разработки. Но установка их продукции идет слишком медленно.
Конференции в рамках «Недели транспорта» проводились в общем зале, никак не изолированном от выставки акустически. Разобрать, что там говорили, было очень сложно. Это серьезный прокол организаторов: собрать хороший пул спикеров, обозначить десятки актуальных тем — и сделать участие в мероприятии максимально некомфортным.