Причин несколько. Во-первых, минивэны изначально рассчитаны на использование в качестве семейного автомобиля, поэтому отличаются лучшей компоновкой салона, возможностями трансформации и т. д. Говоря проще: разместить маленьких пассажиров и груз проще именно в таком автомобиле. Во-вторых, MPV (т. е. Multi Purpose Vehicle — многофункциональный автомобиль, или минивэн в общепринятой терминологии) обычно отличаются меньшей высотой посадки в салон. Использование автомобиля в качестве семейного, как правило, подразумевает, что за рулем попеременно будет то папа, то мама. И вот именно для мам более низкая «погрузочная высота» детей в салон — это самое что ни на есть преимущество, особенно если пополнение в семействе произошло недавно и очень важно следить за своим здоровьем. Наконец, в-третьих, иногда преимущество минивэна может заключаться в меньших расходах на содержание, а точнее — меньших, чем у кроссовера, затратах на мойку, шиномонтаж и т. д. И хотя последний пункт всегда зависит от конкретной модели, все же стоит признать, что и в Европе, и в Азии в качестве семейных автомобилей выбирают именно минивэны и микроавтобусы, а не кроссоверы.
Мы изучили, какой выбор есть у российских покупателей, рассчитывающих приобрести новый семиместный автомобиль, не являющийся кроссовером. Обычно перед рассказом об имеющихся вариантах мы выдвигаем четкие требования к автомобилю. Однако в этот раз нам придется сделать небольшое исключение. Все дело в том, что предложение в данном сегменте российского рынка очень специфическое! (Ниже поймете почему). Поэтому за ориентир возьмем следующие критерии: автомобиль должен обладать хорошим сочетанием цена/качество, иметь возможности для трансформации салона (чем больше, тем лучше), большой багажник и максимум опций для комфортного передвижения на дальние расстояния. Оптимальный вариант: хороший и экономичный двигатель, наличие АКП (в идеале), кондиционер, передние подушки безопасности, ESP, подогрев сидений, цвет «металлик» и, конечно, семь мест и больше. Стоимость — не более 3 500 000 рублей.
Выбор возможных вариантов не назовешь богатым, однако мы рассмотрим, какие автомобили реально есть на рынке.
Вообще-то Lada Largus — это не минивэн, а универсал. Но не включить его в наш обзор мы просто не могли. В то время как другие производители повторяют стереотипную мантру о том, что MPV в России якобы «не пользуются спросом», АвтоВАЗ предлагает не просто такой автомобиль, он еще и стоит формально меньше 1 млн рублей!
В начале 2021 года Lada Largus пережил ряд обновлений, которые сделали эту модель привлекательнее. Если говорить о семиместных модификациях, то самый доступный Largus — автомобиль в комплектации Comfort с 1,6-литровым 90-сильным двигателем в сочетании с 5-ступенчатой «механикой». Рекомендованные розничные цены на такой автомобиль начинаются с отметки 869 900 рублей. Однако мы будем ориентироваться на более оптимальное оснащение. К примеру, Largus с более мощным 1,6-литровым 106-сильным 16-клапанным мотором, двумя подушками безопасности, сиденьями с креплениями ISOFIX и подголовниками на всех рядах, противотуманными фарами, системами ABS+EBD, кондиционером, мультимедийной системой с 7-дюймовым экраном и навигацией, датчиками дождя и света, камерой заднего вида, парктрониками, подогревом передних сидений и другими опциями обойдется в 970 900 рублей (версия Luxe). Доплатив еще 30 000 рублей, покупатель получит такие полезные опции, как обогрев ветрового стекла, подогрев рулевого колеса, задние сиденья с подогревом и USB-порты для пассажиров заднего ряда. Доплата за цвет «металлик» составляет 12 000 рублей.
Таким образом, даже в самой «нашпигованной» версии Lada Largus обойдется в сумму 1 012 900 рублей. Да, психологически «Лада за миллион» дается непросто. Но, с другой стороны, мы говорим именно об оптимальной версии. К тому же за такие деньги получается довольно «много автомобиля», настолько, что остается только один вопрос: почему нет АКП? Увы, но ни за какие доплаты получить желанный «автомат» на Lada Largus нельзя. И это — маркетинговый провал АвтоВАЗа. Хотя, с другой стороны, Largus — это действительно уникальная возможность ехать большой семьей на одной машине, да еще и за разумные деньги. По крайней мере в теории.
А вот на практике все не так радужно. «Поставки семиместных Ларгусов начнутся не раньше октября», — осадил нас менеджер в одном из салонов Подмосковья, куда мы отправились поинтересоваться наличием автомобилей. Как сказал консультант, сейчас на эти машины возник дефицит, поэтому единственное, что он может сделать — оформить предзаказ. Свои слова менеджер подтвердил развернутым в нашу сторону экраном монитора, где действительно была видна бронь на машины. Впрочем, консультант взял наши контакты и сказал, что есть один автомобиль, где юрлицо ожидает одобрения лизинга. Мол, если лизинг не одобрят, то шансы взять эту машину есть. Правда, речь идет уже о Lada Largus Cross за 1 180 000 рублей… Тем не менее мы остались в ожидании. На момент данной публикации нам никто так и не позвонил.
Производитель из Вольфсбурга делает сразу две семиместных модели, идеально подходящие семьям — Touran и Sharan. К сожалению, ни один из этих автомобилей в нашей стране официально не представлен. Зато можно обратить внимание на две другие модели. Прежде всего это семиместный универсал Volkswagen Caddy Maxi, цены на который начинаются с отметки 2 440 900 рублей. Выбора силовых агрегатов у покупателей «фольксвагеновского» универсала нет — им предлагается безальтернативный 1,6-литровый 110-сильный бензиновый мотор MPI в сочетании с 6-ступенчатой МКП. Почему не предложить с этим же двигателем 6-ступенчатый «автомат»-гидротрансформатор, который успешно ставится на целый ряд моделей, включая бестселлер Polo — загадка. Тем не менее попробуем скомбинировать оптимальное оснащение. Как и на других моделях, немцы берут свое за счет дополнительных пакетов.
Итак, в базовой версии, помимо прочего, автомобиль оснащается фронтальными и боковыми подушками спереди, шторками безопасности, системой помощи при трогании на подъеме, двухзонным климат-контролем, круиз-контролем, шестью динамиками и датчиком света. Если не тратиться на окраску кузова эмалью «металлик» (доплата составляет аж 60 300 руб.!) и колесные диски, то список оборудования Caddy можно пополнить такими полезным опциями, как камера заднего вида с динамической разметкой (27 300 руб.), травмобезопасная рулевая колонка с регулировкой по вылету и наклону, а также улучшенным усилителем руля (8500 руб.), передним и задним парктрониками (14 500 руб.), сигнализацией с иммобилайзером (34 800 руб.), самозатемняющимся зеркалом и датчиком дождя (15 300 руб.), аккумулятором большей мощности (3600 руб.), окрашенными в цвет кузова бамперами (22 700 руб.) и передними сиденьями Ergo Comfort (2000 руб.). Итого — 2 567 800 рублей. Не так уж и мало, с учетом того, что мы по большому счету говорим об обычном универсале-«каблучке», к тому же «на ручке и тряпке»! С другой стороны, плюсы Volkswagen Caddy тоже очевидны, в первую очередь это максимальная практичность, удобство трансформации салона и относительная неприхотливость в обслуживании. Кстати, за 21 900 рублей на Caddy предлагается интересная опция — пакет технического обслуживания, включающий в себя два ТО до достижения 30 000 км. К тому же, в отличие от многих других производителей, Volkswagen все еще предлагает семиместную модель.
С «Транспортером» (так мы будем называть VW Transporter 6.1 Kombi) история другая. По сути, это самый простой автомобиль из линейки микроавтобусов T6.1, который стоит в нашей стране от 2 885 800 рублей. Он единственный из линейки T6.1 соответствует нашим критериям, поскольку продвинутые Caravelle и Multivan стоят существенно дороже. VW Transporter в семиместном исполнении, с 7-ступенчатым «роботом» DSG и системой полного привода обойдется минимум в 3 261 800 рублей. А дальше, как мы уже показывали на примере Caddy, начинается «супермаркет опций». Доплата за цвет «металлик» — 68 600 рублей, зато тем, кто не хочет доплачивать, предлагается аж пять цветов на выбор. Нужны легкосплавные диски? Готовьтесь выложить 74 600 рублей минимум, хотя, конечно, можно обойтись и без них. Ну и, конечно, о различных опциях нельзя забывать. На наш взгляд, более-менее сбалансированный VW Transporter обойдется в 3 507 600 рублей. В оснащение такого микроавтобуса уже войдет целый комплекс высокотехнологичных систем помощи водителю (адаптивный круиз-контроль, система предупреждения выезда из полосы, система контроля «слепых» зон, система предотвращения столкновений при выезде с парковки и другое). Стоимость пакета — 131 400 рублей. И, конечно, не стоит забывать, что Transporter обладает хорошими возможностями трансформации салона и большим багажником.
Правда, если вы решитесь купить «немца», готовьтесь к нескольким месяцам ожидания. «Поставки “семиместного” Volkswagen Caddy стоит ждать не раньше октября этого года, а Volkswagen Transporter с DSG изготавливается только под заказ, поэтому время ожидания там еще больше — от пяти месяцев», — пояснил нам менеджер автосалона в подмосковных Химках. Он также добавил, что финальная цена, которую придется заплатить клиенту, может отличаться от указанной в договоре. Это обычная практика для таких случаев, которую можно оправдать меняющимся курсом валют и инфляцией. Зато дилер ничего не говорит о дефиците или обязательном дополнительном оборудовании. «Нет-нет, вы получите ровно то, что заказали», — заверил нас консультант официального дилера Volkswagen.
Корейский микроавтобус — еще одна альтернатива традиционным минивэнам. В России Hyundai H-1 предлагается по цене от 2 549 000 рублей. Автомобиль оснащается 2,5-литровым дизельным двигателем CRDi, причем покупателям доступны только два варианта сочетаний: или 136-сильная версия в паре с 6-ступенчатой «механикой», или 170-сильная версия с 5-ступенчатым «автоматом». Третьего не дано! Для городских условий из двух возможных вариантов, конечно же, предпочтительнее минивэн с «автоматом», цены на него начинаются от 2 699 000 рублей. Из трех возможных комплектаций наиболее разумной выглядит средняя версия Family за 2 769 000 рублей. В список оснащения, помимо прочего, входят передние и боковые подушки водителя и переднего пассажира, двухзонный климат-контроль, подогрев передних сидений и руля, задние датчики парковки, датчик света, аудиосистема 2 DIN с шестью динамиками и другие опции. Доплата за цвет «металлик» — 30 000 рублей. Итого общая сумма составит 2 799 000 рублей. Плюсы «корейца» заключаются не только в его стоимости. Это — добротный и практичный микроавтобус с неплохими возможностями трансформации салона и внутреннего пространства, который уже заслужил себе место под солнцем в корпоративных парках.
Однако приобрести Hyundai H-1 не так уж и просто. «В наличии ни одного экземпляра сейчас нет, все распроданы, — развел руками менеджер автосалона Hyundai, куда мы обратились с вопросом. — Сейчас у нас настоящий дефицит. Эти микроавтобусы идут к нам из Кореи. Следующая доступная партия ожидается в начале августа, попробуйте еще раз обратиться тогда. Если хотите, можете оставить нам свои контакты, и мы вас проинформируем», — добавил консультант, отметив, что обычно они за раз резервируют одну-две машины. Возможно, нас выручит сервис онлайн-продаж? Ведь не так давно «Хендэ Мотор СНГ» запустила услугу покупки автомобиля через интернет, в рамках которой все операции, включая оплату, происходят на сайте, а клиент потом просто забирает машину у дилера. Но увы. Микроавтобусы H-1 через сайт пока не продаются. К тому же на самом сайте нас ждала информация, что все имеющиеся автомобили (других моделей) уже распроданы.
Как вы поняли по предыдущему пункту, в отсутствие классических минивэнов мы добавили в обзор еще и некоторые микроавтобусы. Причем здесь мы приводим сразу три автомобиля. И не просто так. Ведь фактически речь идет об одной и той же модели, но в разных «упаковках». И самое интересное, что именно эта модель неожиданно оказывается очень достойной альтернативой семейным универсалам и минивэнам. Не верите? Тогда смотрите. Цены и на Citroen SpaceTourer, и на Peugeot Traveller начинаются с отметки 2 589 900 рублей. В движение их приводит 2,0-литровый 150-сильный дизельный мотор HDi, который может сочетаться как с 6-ступенчатой «механикой», так и с 6-ступенчатым «автоматом». В наличии как укороченная версия, так и модификация с более длинным кузовом (XL у Citroen, Long у Peugeot). И при этом у обеих моделей есть все плюсы, присущие современным микроавтобусам: просторный салон с удобным доступом и возможностью перемещения сидений, большой багажник, практичный салон и т. д. Все то же самое можно сказать и об Opel Zafira Life, за небольшим исключением — эта модель дороже — от 2 889 900 рублей.
Если же обсуждать детали, то у Citroen привлекательнее всего выглядит версия Feel M, предлагаемая за 2 739 900 рублей. В состав комплектации входят 6-ступенчатая АКП, противотуманные фары, зеркала с обогревом и электрорегулировками, круиз-контроль, задние парктроники, двухзонный климат-контроль, фронтальные и боковые подушки безопасности, крепления Isofix и другое. Доплата за цвет «металлик» — 40 000 рублей. Итого общая стоимость неплохо укомплектованного минивэна — 2 779 900 рублей.
Точно такое же оснащение и сумма получится и в случае Peugeot Traveller, если обратить внимание на комплектацию Active в версии Standard. Правда, у минивэна Peugeot есть одна уникальная «фишка» — наличие полноприводной версии, которая предлагается за 3 059 900 рублей в стандартном и за 3 109 900 рублей — в удлиненном вариантах (о тесте этого автомобиля читайте в материале Дмитрия Кротова).
А что же Opel Zafira Life? Как мы уже говорили, этот автомобиль дороже своих собратьев. Правда, он отличается чуть более лучшим оснащением: к примеру, у Опеля уже в базовой версии идут ксеноновые фары и 7-дюймовый сенсорный экран мультимедийной системы. Но и стоимость несколько выше — 2 889 900 рублей за исполнение Innovation M, идентичное версиям Feel M и Standard Active (2 739 900 руб.). Доплата за цвет металлик — все те же 40 000 рублей.
Впрочем, самое интересное ждало нас во время визита в салон. «Вам принципиально, будет ли это Peugeot или Citroen? Ведь технически они одинаковы!», — поинтересовался менеджер официального дилера, к которому мы обратились. Получив ответ, что нам важны автомобили в наличии, он залез в компьютер и обнаружил «как минимум два экземпляра в наличии», приобрести которые можно прямо сейчас. Стоимость одного из них оказалась несколько выше заявленной на сайте — 2 860 000 рублей, но это — с учетом допоборудования (сетки решетки бампера, «брызговиков», комплекта дефлекторов для передних дверей, ковриков для салона + зимней резины). «К тому же, в случае сдачи автомобиля в трейд-ин клиент автоматически получает скидку 100 000 рублей, а при покупке автомобиля в кредит она увеличивается еще на 50 000 рублей минимум. Если вы готовы внести предоплату 10 000 рублей, то мы сразу же резервируем автомобиль за вами. Так что, будем оформлять?», — любезно поинтересовался продавец, назвав финальную сумму в 2 710 000 рублей. И, признаться честно, в этот момент рука практически потянулась за кошельком.
Большой Kia Carnival можно смело считать новинкой года в своем сегменте. Корейцы не стали рассуждать о «не том менталитете» россиян, а взяли и привезли семиместный минивэн. Хотя они и немного опасаются стереотипных ассоциаций, предпочитая называть его «кроссвэном». Как бы там ни было, на российском рынке Kia Carnival — это фактически единственный MPV в полном смысле этого слова.
О достоинствах Kia Carnival уже порассуждал мой коллега Павел Елшин во время первого тест-драйва. Поэтому давайте взглянем на комплектации. Рекомендованные розничные цены на Kia Carnival начинаются с отметки 2 799 900 рублей. Уже в базовой комплектации Comfort автомобиль отличается довольно неплохим оснащением — к примеру, есть два кондиционера (один спереди и один сзади), солидный набор подушек безопасности (фронтальные и боковые эйрбэги, шторки безопасности + коленная подушка для водителя), электрообогрев ветрового стекла и форсунок омывателя, рейлинги на крыше, мультимедийная система с 8-дюймовым экраном, камера заднего вида и, конечно же, три ряда сидений с креплением Isofix. Причем в отличие от большинства минивэнов кресел тут не семь, а восемь. В общем, для большой семьи — то что надо! Базовый силовой агрегат — 2,2-литровый 199-сильный «дизель», работающий в паре с 8-ступенчатым «автоматом». Для такого автомобиля — сочетание, не вызывающее нареканий.
Беспокойство семейного человека вызовет лишь цена — все-таки у нас далеко не каждые многодетные папа и мама могут взять и запросто выложить 2,8 млн рублей. Хотя если порассуждать без эмоций, то ничего удивительного в таких ценах нет. Например, возьмем развитый европейский рынок (скажем, немецкий), где минивэны — неотъемлемая часть предложения. К сожалению, Kia Carnival в Европе пока не предлагается. Но вот цены на самый популярный минивэн в Германии — Volkswagen Touran — начинаются с отметки 32 320 евро. То есть примерно с тех же 2,8 млн рублей.
Наиболее оптимальным выбором будет Kia Carnival в комплектации Prestige с тем же самым 2,2-литровым дизельным мотором. Дело в том, что переплачивать за прожорливый 3,5-литровый 249-сильный бензиновый двигатель нет никакого смысла. А оснащение в версии Prestige получается довольно сбалансированным. Например, в добавление к указанным опциям тут есть еще электропривод задних дверей и интеллектуальная система открытия багажника, проекционные светодиодные фары и светодиодные «противотуманки», сиденья с комбинированной кожаной отделкой, трехзонный климат-контроль и беспроводная зарядка для мобильных устройств. В общем, набор очень неплохой. Рекомендованная стоимость Kia Carnival в версии Prestige с двигателем 2.2 CRDi — 3 259 000 рублей.
Но это — в теории. «Вы же видели, что на сайте четко сказано «рекомендуемые розничные цены». Сейчас везде царит дефицит. Ценники на Kia Carnival приходится переписывать буквально каждую неделю», — поведал нам о тяжелой судьбе менеджер автосалона Kia, куда мы зашли поинтересоваться наличием желаемых «Карнивалов». По словам консультанта, это — не вина салона, ведь им приходится закладывать в цены риски. Поэтому реальная цена выбранного нами Kia Carnival будет составлять… 4 500 000 рублей! На вопрос о столь значительной разнице менеджер ответил, что кроме «рисков» на стоимость автомобиля, конечно же, влияет допоборудование — защитная сетка, коврики, «брызговики», современная сигнализация… Наше возражение, что никакое допоборудование «не тянет на 1,3 млн рублей», представитель дилера Kia парировал откровенностью: «Понимаете, вы, видимо, просто слабо знакомы с ситуацией на рынке! Сейчас везде идут наценки. Вот, скажем, Kia Rio мы продаем минимум на 300 000 дороже рекомендуемой стоимости». Одновременно с этим менеджер посоветовал не медлить с покупкой: «Ведь к сентябрю Carnival еще подорожает!». И даже отметил, что если я сдам свой автомобиль в трейд-ин или возьму кредит, то цена выбранного Carnival упадет до 4 млн рублей, а если сделать и то и другое, то стоимость автомобиля составит около 3,8 млн рублей. Как говорится, комментарии тут излишни.
Изучение рынка семиместных семейных автомобилей дало неожиданные результаты. Фактически перед нами ситуация, которая на 100% отражает происходящее в российской экономике. Судите сами: среди автомобилей стоимостью до 1 млн рублей есть только одна модель с семью местами для пассажиров, это — Lada Largus. Фактически в нижнем ценовом сегменте тольяттинский универсал единолично правит бал. Если у клиента есть сумма от 2,5–2,6 млн рублей, то ему открывается богатство выбора: хочешь — минивэн Kia Carnival, хочешь — универсал VW Caddy, хочешь — целый набор микроавтобусов — от Peugeot до Hyundai.
Но это — в теории! Потому что на практике оказывается, что в лучшем случае автомобиль надо ждать, а в худшем — еще и переплачивать почти треть стоимости! И это с учетом того, что саму сумму в районе 3 млн рублей у нас может выложить далеко не каждая семья! То есть фактически сложилась ситуация, когда даже наличие денег еще ничего не означает. А рынок нормальных минивэнов в стране де-факто отсутствует: за последнее десятилетие такие модели, как Volkswagen Touran, Ford Galaxy, Citroen Grand C4 SpaceTourer (C4 Grand Picasso) и т. д., от нас ушли. Вот и получается, что у покупателей в нашей стране и выбора-то особо нет. Богатым нужно готовиться к переплатам, небогатым приходится брать «что дают», а среднему классу — кусать локти из-за отсутствия выбора.