Пожалуй, изо всех околоавтомобильных увлечений автозвук — самое бесполезное в практическом отношении. Динамические качества, как силовой тюнинг, не улучшает. Новые горизонты, как внедорожная подготовка, не открывает. Но вот хотят, понимаешь ли, люди громкого и качественного звука. И что делать, если за последние год-полтора стоимость отдельных комплектующих выросла на 60–70%? Не гнаться за брендами и дороговизной, а выстраивать систему по принципу разумной достаточности. Сегодня мы поговорим о том, как создать автозвук, ограничившись минимальным бюджетом.
Автопроизводители иногда позволяют себе отходить от принципов ограничения бюджета на «музыку». Например, Volvo когда-то работала с Bose. В Toyota Harrier устанавливали JBL. Subaru для Legacy раскошеливалась на McIntosh. К последнему часто обращались и немецкие автокомпании. А Pioneer специально для японского рынка создал суббренд Carrozzeria. И его продукты отличались неплохим звучанием и функционалом.
Кто-то считает, что и среди бюджетных автомобилей можно встретить примеры музыки не по статусу. Скажем, Hyundai Solaris обоих поколений в богатых оснащениях имеет отнюдь не убогое головное устройство.
Качественно проигрывают музыку «головы» Camry XV50. А вот у XV70 их звучание похуже. В общем, 80–90% потребителей уровнем этих штатных систем остаются довольны.
К сожалению, на подавляющем большинстве автомобилей (не премиальные марки и простые комплектации) «голова» установлена по принципу «есть и ладно». И хотя на современных автомобилях она уже несет все положенные причиндалы (USB, Bluetooth и, может быть, даже AUX), «бренчит» посредственно.
Что говорить о штатных устройствах прошлых лет, которые не имели даже подобного функционала. При этом все специалисты, с которыми удалось пообщаться, утверждают — приобретенная магнитола, пусть и начального уровня, будет лучше заводской. Другое дело, что еще в 2020 году цена таких начиналась от 3000 рублей. Сейчас — от 5000. Кто-то советует выбирать «голову» от компаний Alpine, JVC, Kenwood, Pioneer. Дескать, это профильные фирмы, для которых создание автомобильных устройств — основа деятельности. Впрочем, на этот счет есть и иная точка зрения. Приведем ее ниже, во мнениях специалистов.
Принцип «купили альтернативную голову, и она лучше штатной» не относится к китайским магнитолам. Как минимум не ко всем. Понятно, что «балалайки» «типа Пионер» за 1500 рублей (есть и такие!) вообще надо выносить за скобки. Но и к популярным сейчас Андроидам из Поднебесной нужно относиться осторожно. Они отличаются и по цене, и по характеристикам, и по качеству. Хотя тут тоже имеется плюрализм мнений.
И все же нам назвали пару китайских брендов, которые зарекомендовали себя неплохо — Teyes и Aura.
Что касается уровня головного устройства, то можно замахнуться на кое-что посерьезнее — взять магнитолу с кроссовером и процессором. Первый отвечает за то, что делит весь диапазон частот на низкие, средние и высокие и подает сигнал на соответствующие динамики. С помощью второго можно предельно точно настроить аудиосистему. Из именитых подобные стоят от 13 000 рублей. По мнению некоторых специалистов, хит в этом сегменте — Pioneer DEH-S5000BT. Несколько лет назад стоил в районе 11 000 рублей, теперь 18 000.
Формат размера — 1DIN или 2DIN — в плане звучания значения не имеет. Вопрос в том, как это будет выглядеть на консоли.
Интерактивный экран также никак не связан с уровнем автозвука. Но позволяет нацепить на «голову» дополнительные функции — навигацию, камеру заднего вида. Словом, если есть желание построить исключительно качественную и бюджетную звуковую систему, от этих функций можно отказаться.
Как и по головным устройствам, здесь тоже существуют определенные предпочтения автопроизводителей. Причем не только по фирмам-поставщикам, но и по расположению и количеству динамиков. На моделях не премиальных брендов, но классом повыше, можно встретить динамики внизу передних дверей. Это мидбасы, выдающие частоту в пределах 80–5000 Гц, то есть часть низких и средние частоты. А также твитеры в углах оконных рамок — высокочастотники, покрывающие диапазон от 5000 до 20 000 Гц.
Это так называемая двухкомпонентная акустика. Есть трехкомпонентная. Мидбасы внизу, среднечастотники на уровне колен, «пищалки» наверху дверных карт. Встречается на моделях всех премиальных брендов (Lexus, BMW, Mercedes-Benz, VAG, Volvo) в не пустых комплектациях. Даже на TLC Prado и на Camry — опять же в небедных уровнях.
В автомобилях/оснащениях простых спереди и вовсе по одному динамику внизу дверей. Причем, например, у бюджетных Renault они диаметром 13 см (фото внизу), хотя общепризнанный стандарт — 16 см.
На что менять заводскую акустику в том, другом и третьем случае? С последним все максимально просто. В единственные на сторону штатные места, укладываясь в небольшой бюджет, нужно устанавливать коаксиальные, то есть широкополосные динамики. Они охватывают широкий диапазон частот — от 80–100 до 20 000 Гц — и по качеству звучания уступают компонентной акустике. Однако даже самые простые устройства (от 2000 рублей) качественнее тех, что установлены на заводе.
Ставить «коаксиалки» вместо штатной компонентной акустики — преступление. С ними звучание однозначно потеряет в качестве. Так что нужно менять на компонентные — двух- или трех-, в зависимости от того, что было установлено изначально. Первые по минимуму стоят 4500 рублей.
Вторые — от 12 000. При этом можно выбрать комплект с кроссовером — порядка 8000 рублей для двухкомпонентных и 20 000 рублей для трех.
Если же в дверях одно штатное место или пара, а вы хотите поставить два или три динамика, то придется изготавливать под них подиумы. Это недешевая ручная работа, с учетом которой система перестанет быть бюджетной.
Задние динамики в этом случае надо ставить коаксиальные. Выбор в пользу двух- или трехполосной акустики существенно увеличит стоимость всей системы по той же причине — необходимо изготавливать подиумы. Да и в рамках нашей темы это не нужно. Звуковая сцена находится в районе передних сидений, а «тыл» нужен для создания фона.
Выбирать акустику можно еще и по ее типу. Помимо обычной существует так называемая эстрадная акустика. Внизу на обоих фото она справа. Как видим, традиционной диффузор имеет приличный ход, которого напрочь лишен эстрадный динамик.
Из-за этой особенности она не способна воспроизводить низкие частоты, где наличие хода и его величина имеет принципиальное значение. Диапазон работы начинается с 200 Гц. То есть со средних частот. Бывает, что в комплекте с основными динамиками продаются так называемые рупоры для высоких частот. Либо их докупают отдельно. По сравнению с обычными твитерами они подают звук широкой полосой. Главная же особенность «эстрадников» в том, что, обладая такой же мощностью, но большей чувствительностью, они значительно громче обычных динамиков. Сфера их применения — улица. Выехал на природу, открыл двери, врубил на полную. В салоне автомобиля без грамотной настройки они будут играть неприятно.
Раз уж говорим про акустику, то сразу затронем и тему сабвуфера. Его, кстати, нередко ошибочно считают одним из основных элементов аудиосистемы. Точнее, даже основным. Поставил в багажник — и наслаждаешься буханьем. На самом же деле, чтобы он хотя бы «долбил», надо в первую очередь установить усилитель. А сам сабвуфер не такой уж и обязательный элемент. Вместо него, бывает, в заднюю полку врезают «овалы» — динамики 6х9 дюймов. Они, конечно, не в состоянии его полноценно заменить, просто не способны воспроизвести такие низкие частоты. Однако как бюджетный вариант пойдут. Хотя чаще их все же устанавливают в качестве мидбасов в низ дверей. И там же они часто попадаются на новых «японцах» либо на моделях для американского рынка.
Что касается сабвуферов, то они продаются в виде отдельного элемента (от 5500 рублей).
И сразу в корпусе (от 6000 рублей). При этом зачастую последние являются активными — имеют встроенные усилители.
По корпусам есть три варианта. Самый простой — закрытый ящик.
Следующий — фазоинвертор. В нем колебания находятся не в закрытом объеме, а частично выходят через тоннель, который рассчитывается по длине и сечению.
Третий тип — полосовой громкоговоритель или бандпасс. Это симбиоз закрытого корпуса и фазоинвертора.
Теоретически каждый из них можно приобрести готовым — вместе с динамиком. Но с учетом занимаемого сабвуфером объема багажника, формы последнего и желания придать корпусу внешнюю индивидуальность бокс для «саба», как правило, предпочитают заказывать в специализированных студиях.
Наконец, усилитель обязателен не только для получения громкого звука. В реальности едва ли не основная его функция — обеспечивать четкость звучания.
Но в бюджетных системах порой можно обойтись и без него. Выслушаем мнения специалистов.
— В первую очередь нужно делать шумо- и виброизоляцию. Уже при штатной «голове» и акустике. Хотя бы четырех дверей. Поверьте, вы удивитесь, насколько качественнее заиграет ваша заводская аудиосистема.
Как понятно из видео, слоев звукоизоляции должно быть пять.
При этом нет необходимости использовать дорогой материал, как на фото ниже. Это удел отнюдь не бюджетных инсталляций.
«Шумка» четырех дверей обойдется в 12 000 рублей и добавит к массе машины 18 кг. Интересно, что, скажем, в Москве — это обычная процедура. В Сибири же воспринимается как какой-то тюнинг. Впрочем, экономить здесь не следует. Знаю, что кто-то предлагает аналогичную операцию вдвое дешевле. Но материалы в таком случае используются недорогие и некачественные. Зимой замерзают и перестают выполнять свои функции.
Головное устройство за 5000-6500 рублей будет в большинстве случаев лучше того, что установлено автопроизводителем. Например, JVC и Kenwood надо брать не дешевле 6000 рублей. В таких магнитолах уже может быть кроссовер и фильтр высоких частот (HPF), обрезающий низкие частоты. Из китайских нормальные «головы» выпускает Teyes (кстати, российский бренд). Да и все японские компании давно уже делают свою продукцию в Поднебесной. А вот брать магнитолы no name (каких много на AliExpress), категорически не советую. Они могут стоить как нормальные, а проработать буквально неделю. Китайские Андроиды стоит выбирать по верхнему ценовому уровню (порядка 30 000 рублей). Те, что стоят 10 000 рублей, внешне одинаковые, однако по характеристикам хуже — тормозят, дают плохой звук. И покупать магнитолу (как и все остальные компоненты) лучше в специализированных магазинах и студиях.
Акустику надо устанавливать вот через такие кольца из березовой фанеры, которую обязательно нужно покрывать лаком или краской — чтобы не впитывала влагу. Кольца гасят вибрации и в ряде случае позволяют дверному стеклу опускаться до конца.
Самая простая акустика — коаксиальная от 2000–3500 рублей или компонентная от 3000–5500 рублей — как правило, лучше заводской. Тем более если речь идет о каких-то недорогих автомобилях. Есть, кстати, 13-сантиметровые динамики для Renault.
Усилитель нужен в любом случае. В продаже имеются комплекты, включая двухкомпонентную переднюю акустику и «коаксиалки». Стоят 9700 рублей. Нормальный начальный уровень.
Обязательно надо заменить и проводку, причем на медную (5000 рублей). Конечно, алюминиевая дешевле (1500–2000), но она окисляется за год. Кто-то советует с ней устанавливать конденсаторы (еще 3000 рублей). Но с медной в них нет необходимости.
Сабвуфер лучше приобретать в виде открытого динамика. У корпусных невысоко качество как коробки, так и самой акустики. Так что лучше доверить изготовление корпуса специализированным фирмам. У нас закрытый ящик стоит 3000–5000 рублей. Фазоинвертор — от 6500 рублей. Бандпасс сложнее, дороже, крупнее. Его устраивают в соревновательных системах, на шоу-карах. При покупке сабвуфера надо обращать внимание на номинальную мощность. К примеру, у каких-нибудь Sony Xplod или Mystery можно найти такое значение — 1300 Вт. Но их они выдают кратковременно. А номинально имеют лишь 350 Вт.
В итоге, строя систему без сабвуфера, можно уложиться менее чем в 40 000 рублей. С ним — чуть больше чем в 50 000.
Приведем еще одну точку зрения.
— Шумоизоляция, разумеется, обязательна. Ведь автомобильный кузов, по сути, представляет собой корпус как у сабвуфера. И он должен быть заизолирован. Можно сделать в три-четыре слоя, но лучше в пять, укрыв шумо- и виброизоляцией не только металл двери, но и ее карту. В зависимости от количества слоев цена за четыре двери будет 10 000–14 000 рублей. Нет необходимости пользоваться профессиональным (на фото ниже) 4-мм материалом, который при монтаже греют паяльной лампой. Не для соревнований достаточно толщины в 2-3 мм.
Динамики, естественно, нужно устанавливать через проставочные кольца из фанеры, в обязательном порядке с их покраской. Потому что дерево впитывает влагу, и со временем от вибрации они просто развалятся.
Важно в первую очередь знать вкусы владельца — музыку каких стилей он слушает. Выбор компонентов изначально делается в сторону жанровых предпочтений. Универсальная компонентная акустика умеет воспроизводить более широкую полосу, но не особо громко. А вот эстрадная акустика удивляет максимальной громкостью, однако фактически не воспроизводит басовый диапазон.
По построению системы есть варианты. Так, головное устройство можно оставить штатным. Вообще на автомобилях подороже могут иметься вполне неплохие «головы», усилители, грамотное размещение акустики. Но система в целом собрана экономно и не раскрывает весь свой потенциал. В таких случаях в нее можно включить процессор. С ним появляется кроссовер, AUX и Bluetooth. От Best Balance и без усилителя он стоит 23 000 рублей, с ним — на 8000 дороже. Звук теперь пойдет от него, и его можно настраивать через ноутбук — в очень широком диапазоне, скажем, добиваясь задержки по динамикам. А управлять в машине — с врезанного пульта.
Можно поменять «голову». Как самый бюджетный вариант мы предлагаем Aura AMH-77DSP.
Aura — российский бренд и, несмотря на то, что выпускается в Китае, имеет неплохое качество, хорошее звучание и функционал. AMH-77DSP, помимо этого, обладает процессором. А стоит всего 5500 рублей. Сопоставимые по характеристикам Pioneer, Alpine, JBL и прочие заметно дороже — от 16 000 рублей. При этом того качества звучания, что было прежде, уже не дают.
Китайские Андроиды вообще ставить не рекомендую — ни дешевые, ни дорогие. Люди вынуждены их покупать, желая расширить сильно урезанный функционал штатной магнитолы.
К примеру, в Lexus RX кроме Android ничего не поставишь — нет накладок, нет крепежа. Клиенты с целью экономии заказывают Андроиды с популярных сайтов типа «АлиЭкспресс». Но продавцы отправляют магнитолы без должного набора проводки и блоков Canbus, что приводит к невозможности корректного подключения. В 50% случаев такое устройство ляжет мертвым грузом где-нибудь дома. Или после монтажа не будет работать автомобильный бортовой компьютер или климат-контроль. Такое встречается, например, на Nissan и Infiniti. В 60% случаев заставить его работать без потери бортовой электроники не получается.
В подобных ситуациях как раз и нужно устанавливать отдельный процессор или Bluetooth-модуль. Звук пойдет уже от них.
Есть альтернативный вариант — установка дополнительной магнитолы, например, в бардачок. Той же процессорной Aura (вся инсталляция стоит порядка 10 000 рублей). В таком случае сохраняется заводской вид консоли и весь ее функционал. А управляется установленная магнитола со штатных кнопок на руле, для чего в систему внедряется коммутатор.
Наконец, при замененной или дополнительной магнитоле можно установить усилитель (от 4000 рублей). Что касается акустики, то, безусловно, даже самая бюджетная — коаксиальная DL Audio за 1890 рублей — в большинстве случаев лучше штатной. Двухкомпонентные Best Balance стоят от 5000 рублей, трехкомпонентные — от 12 000. С кроссовером — от 20 000.
Проблема при постройке бюджетной системы в том, что для получения качественного звука надо менять штатные места. Расположение трехполосной — мидбасы внизу, «среднечастотники» на уровне подушек сидений и твитеры в углах оконного проема — неправильное. Последние сильно разнесены, среднечастотные играют в колени. Их необходимо поднимать вверх, устанавливая рядом с «пищалками». А это — изготовление подиумов и иной бюджет.
Но и при двухкомпонентной те же твитеры нужно разворачивать в сторону звуковой сцены. На Ford Explorer мы отказались от штатной трехполосной. Вместо нее вниз установили овалы 6х9 и в новых корпусах повернули твитеры.
Эстрадная акустика хороша для уличного применения. Но если использовать процессор, то ее можно зажать в определенном диапазоне частот, и она будет хорошо звучать в салоне автомобиля.
Сабвуфер дает глубину звука. Когда система правильно отстроена, вы не будете знать, что он есть — звук будет идти словно из передних динамиков. Активные сабвуферы, то есть те, что продаются уже в корпусах и с усилителем, брать не стоит. Там используются самые дешевые компоненты, и со временем владельцы от них отказываются. Корпус для закрытого у нас стоит в районе 3000–5000 рублей. Фазоинвертор — от 6000 до 16 000 рублей.
В нем уже нужно высчитывать сечение и длину тоннеля — это работа для специалистов. А бандпасс — еще более сложное и дорогое развитие «фазика». Не укладывается в рамки бюджетного автозвука. В последнее время мы отказываемся от карпета как обивочного материала. Используем гравировки, лаки, пропитки.