Если перенести понятия добра и зла в сферу торговли подержанными автомобилями, то первое — это подборщики, а второе — «перекупы». Исключения существуют — мошенники давно проникли в стан специалистов по подбору, а добросовестные продавцы присутствуют и среди «перекупов». В любом случае автомобильное сообщество жестко развело профессии по разным углам ринга. Позиция понятна и непоколебима. Но…
Моя первая работа после окончания железнодорожного института — копать ямы в мерзлой земле и бороться со снегом на перегоне Иня-Восточная. Каждый удар ломом в искрящийся от стали щебень наталкивал на мысль, что диплом железнодорожного инженера — филькина грамота, и спустя полтора года мучений я покинул Транссибирскую магистраль.
Работу по специальности нашел быстро и через два месяца сделал еще один вывод, уже относительно образования — в вузах готовят статистиков-теоретиков, эффективность которых на практике равна нулю. Стыд и позор первых месяцев работы в компании-провайдере интернета прошли с приходом опыта, и меня назначили бригадиром группы связистов-монтажников с окладом в 17 тысяч рублей. «Искрометная» карьера и рост зарплаты вселили уверенность, и я купил первый автомобиль — ВАЗ-21099 цвета «синяя полночь», который стал техническим тренажером и колыбелью отношений с будущей женой.
Машины менял раз в год, максимум в полтора, и за 13 лет до «перекупства» и «подборства» в моей «конюшне» побывали с десяток моделей. Начиная с 2014 года особую любовь испытывал к европейским машинам. Этот факт окружающие считали странным на фоне популярных в сибирском регионе «японцев».
Шильдик Ford на решетке моего Фокуса 3 вызывал особое раздражение — люди крутили пальцем у виска и говорили, зачем тебе это дорогое и ломучее «ведро». Я слушал, кивал головой и продолжал ездить с улыбкой на лице.
Именно бренд Ford в будущем станет моей визитной карточкой в ипостасях автоподбора и перепродажи машин.
История очередного подбора «под ключ» началась с разового осмотра для иногороднего клиента. Белоснежный Фокус 2013 года за 557 тысяч рублей ждал на задворках автомойки и малярного цеха. Локация транспортного средства намекала на тяжелую судьбу подопечного и требовала особого внимания с моей стороны.
Перепродавец встретил у ворот и неустанно рассказывал историю об идеальной судьбе автомобиля, который удалось выгодно купить по знакомству в известном трейд-ин автосалоне. Трели продавца произвели слабое впечатление, и я приступил к сверке показаний и фактов, от которых волосы на голове зашевелились. Качество предпродажной подготовки было на уровне «колбасного цеха» и в деталях выглядело удручающе. Передний бампер из Китая недавно окрасили, переднюю правую фару собрали из нескольких и скрутили строительными саморезами, один из которых торчал в теле отражателя.
Скол на крыле предпочли не красить и замазали корректором. Дальше — больше. Заднее левое крыло жестянщики не вытянули до конца, и оно выпирало «пузырем» на фоне стройной линии левого борта. Цвет детали отличался от белого на пару тонов в сторону желтого. Задний бампер заменили вместе с усилителем.
Осмотр закончился через 30 минут. Несколько ДТП, третьесортный ремонт и плохая предпродажная подготовка превратили неплохой экземпляр в тыкву.
Фотоотчет произвел на заказчика неизгладимое впечатление, и мне поступило предложение подобрать Ford Focus 3 под ключ в бюджете до 630 тысяч рублей. Машина должна соответствовать определенным критериям — без серьезных ДТП, два/три косметических окраса, пробег до 150 тысяч км, двигатель 1.6, МКП. Альтернативные варианты — Kia Rio, Hyundai Solaris. Задача только на первый взгляд кажется легкой. Рынок выглядит наполненным предложениями, а по факту машин в хорошем техническом и косметическом состоянии единицы, стоят они существенно дороже основной массы и продаются моментально.
Алгоритм выбора автомобиля состоит из нескольких этапов: фильтрация вариантов под требования заказчика, анализ текста и фотографий объявлений, сбор данных о судьбе машины через открытые базы и выезд на осмотр. Показатель первой недели по бренду Форд оказался равен нулю. Единственным автомобилем на осмотре стал Солярис. Машина подходила под все критерии и обладала существенным, на мой взгляд, преимуществом — связка мотора 1,6 л и АКП.
Диагностика началась нестандартно — с тест-драйва. Причина — дождь, который лил как из ведра. Проблемы у бестселлера начались на старте, двигатель работал нестабильно, тянул слабо, присутствовали пропуски зажигания. Причины подобного поведения могут быть в системе зажигания/питания либо в механической части. Менеджер убеждал, что дело обойдется заменой свечей зажигания, но опыт подсказывал, что решение окажется более сложным и финансово затратным. В голове звенел вопрос — почему крупный салон с мощной технической базой не решил простейшую задачу? Собственник аналогично мог заменить свечи и катушку зажигания до продажи. И, скорее всего, он это сделал, но результатов не получил. Большинство владельцев при возникновении плавающей неисправности поступают одинаково — машину быстро продают «перекупам» либо сдают в трейд-ин. На финише осмотра «кореец» с хорошей родословной (проверенной по базам данных) преподнес сюрпризы по кузову.
Задние крылья подвергались некачественному ремонту, выпадали по цвету, что сильно портило общее впечатление от автомобиля. В итоге от варианта пришлось отказаться.
Первый достойный Форд появился в продаже только через десять дней. Машина из сурового Челябинска радостно сверкала боками посреди стройных рядов автомобилей проверенного трейд-ин салона.
Менеджер встретил дежурной улыбкой, работал по алгоритму и выдавал информацию скупо. Неприятные факты открылись после первичного осмотра кузова. Заднюю левую дверь покрасили отвратительно. Поверхность детали была похожа на лунную — вся в кратерах и следах работы «шкуркой». Передний бампер установили неоригинальный «в цвет», разбитые «брызговики» колесных арок не заменили.
Помятую кромку капота оставили нетронутой. Факты говорили о ДТП, что подтвердилось после осмотра силовой структуры кузова.
Демпфер левого лонжерона оказался со следами ремонта. Болты крутились. Машину в итоге не рекомендовал к покупке. Экскурсия по площадке открыла два варианта, подходящих по стоимости, — Kia Rio и Volkswagen Polo (который выступал вне зачета). Рио оказался слегка подбитым, как и Форд — в левую переднюю часть с заменой крыла, фары и бампера.
Киа забраковал.
Поло удивил тихой работой мотора CFNA. Двигаемся дальше.
Серебристый Форд номер два 2013 года выпуска вышел на рынок с заоблачной ценой — 657 тысяч рублей. Подобные цифры салоны ставят за идеальные машины без единого окраса деталей, с минимальным пробегом и от единственного собственника. Реальность оказалась диаметрально противоположной.
Автомобиль удивил несоответствием цены и качества. Пробег перевалил за отметку 150 тысяч км, собственников — трое. Техническое состояние далеко не идеальное. Сцепление требовало внимания, педаль выжималась с трудом, передачи включались с усилием. Подвеска во время тест-драйва издавала нездоровые звуки. Правый бок был окрашен вместе с задним проемом.
Машину вычеркнул из списка претендентов. Она провисела в объявлениях еще месяц, пока не нашла невнимательного покупателя. К сожалению, многие автомобилисты экономят и не пользуются услугами подбора по каким-то личным убеждениям. Результаты самостоятельного выбора отражаются на семейном бюджете и приводят к незапланированным тратам после покупки, которые превышают стоимость услуг подборщика в разы.
Дальнейшие осмотры можно смело свести к единому знаменателю: «хлам».
На третьей неделе поисков количество обнаруженных мною ведер шпатлевки под слоями эмали перешло на измерение бочками, а взвод безруких маляров и жестянщиков, «икая и краснея», превратился в полк.
«Перекупы» и автосалоны смешались воедино в адском водовороте поиска «золотого» фокуса, и казалось, что нормальную машину найти невозможно. Был еще один фактор, который подгонял. Ежегодный отпуск с семьей в Крыму приближался с каждым днем и требовал закрытия сделки.
Чудо произошло за два дня до отъезда. Белоснежный Фокус «выстрелил» в салоне бывшего дилера Форд. Я бросил все дела и рванул туда сквозь дичайшие пробки — люди, которые там работают, знают толк в машинах с голубым овалом на решетке.
Ставка на опыт сыграла, а улыбка не сходила при осмотре с моего лица. Фактические показатели соответствовали изначальным критериям подбора — единственный собственник, подтвержденный пробег 160 тысяч км, отличное техническое состояние, дилерская история обслуживания, ухоженный салон и абсолютно целый кузов.
Машина была практически в идеальном состоянии. Внутренний цензор с легкостью принял замену переднего бампера на оригинал с качественной окраской у дилера в 2013 году, о чем была запись в истории автомобиля.
Позвонил и обрадовал клиента, который ждал результата с нетерпением весь август. Машину зарезервировал до следующего утра. Покупка состоялась, клиент доволен, и уже через 12 часов я летел на своем личном Фокусе по трассе «Таврида» в сторону Гурзуфа.
Поиск хорошего объекта для перепродажи представляет собой главный вид перекупского искусства. Методики подбора существуют разные, география поиска измеряется часами перелетов, а знания рынка автомобилей и тонкостей любого ценового сегмента бесценны и напрямую зависят от опыта. Современный «перекуп» обладает мощными коммуникативными навыками, знаниями в юридической области и крепкими нервами. Рядовые автомобилисты даже не представляют себе, каким объемом технических знаний должен обладать профессиональный продавец машин, чтобы зарабатывать деньги. Устройство автомобилей усложняется с каждым новым поколением, и покупать высокотехнологичную машину без диагностического оборудования сродни безумию. Простоватый «прощелыга-перекуп» давно превратился в профессионального переговорщика и опытного технического специалиста. Подобные качества отлично подходят для автоподбора, и неудивительно, что многие «перекупы» сменили олимпийки на худи, обзавелись марочным оборудованием и предлагают услуги подбора.
Задача найти единый источник покупки автомобилей для перепродажи — важнейшая в работе продавца машин. В роли золотой жилы может выступать как целый город, так и отдельный автосалон. Я использую несколько ресурсов, одним из которых является соседний регион, и про запас держу крупные федеральные автосалоны, где работают знакомые менеджеры.
В середине августа распродал очередной парк и приступил к поиску машин. Вечерний звонок менеджера из соседнего города предопределил выбор автомобиля — знаменитый «Сервант». Отправил залог, купил билеты и отправился в путешествие.
Honda CR-V 2012 года выпуска только поступила в салон и полностью проходила по моим критериям — не бита, не крашена, техника в порядке, но вмешался человеческий фактор. Приемщик упустил во время проведения тест-драйва «подвывание» подшипников АКП и закусывающий механизм ЭУР, машину пришлось забраковать. Затраты на ремонт трансмиссии и рулевого управления не входили в планы.
Беспокойный сон в гостинице с телефоном в руке дал результаты — три Фокуса с Дрома ушли в избранное. Фаворитом выступала машина 2012 года с одним собственником и чистой историей. Утренний визит в салон закончился покупкой Форда...
...и я довольный укатил в следующий салон, где купил Киа Рио 2009 года.
Машины перегнал за пару дней и занялся подготовкой к продаже.
Форд Фокус отлично преодолел 300 километров со средней скоростью 110 км/ч. «Робот» не выдавал ошибок, исправно щелкал передачи с помощью блока ТСМ образца 2018 года.
Счастье длилось ровно неделю. Сначала на панели вылезла ошибка по системе охлаждения. Диагностика показала критический температурный режим, охлаждающая жидкость нагревалась в пробках до 110 градусов. Осмотр выявил источник проблемы — радиаторы забиты грязью и пухом.
Процедура чистки заняла три-четыре часа личного времени в гараже.
Радиаторы промыл, антифриз заменил. Проблема с охлаждением ушла, максимальный нагрев в режиме теста — 100 градусов Цельсия.
На Фокусе режим самодиагностики включается удержанием кнопки ОК и поворотом ключа в режим зажигания. Вдруг кому пригодится.
Пауэршифт вышел из строя без предупреждения, коробка задергалась при переключении со второй на третью. Диагностика агрегата выявила критические показатели по сцеплению, которые при покупке находились в пределах допусков. Поездка в Крым приближалась, Рио я молниеносно продал с хорошим наваром, а вот Фокус требовал ремонта. Коробку с машины сняли в знакомом сервисе.
Процедура снятия и ремонта агрегата схожа с заменой сцепления на механической коробке передач.
Осмотр выявил неприятный факт — заводской механизм взвода сцепления отработал на 90%, фрикционы изношены. Блок сцепления требовал замены.
Бережная эксплуатация машины спасла остальные элементы — вилки пружинили, сальники не текли, выжимные подшипники радостно крутились.
В такие моменты у «перекупа» есть два пути: установить б/у комплект или поставить новое. Выбор пал на промежуточный вариант, установил новый комплект с износом 10–15%.
Машина преобразилась — «робот» стал незаметно переключать передачи. Во время отпуска агрегат успешно прошел тесты во всех режимах, включая трассу «Таврида» и незабываемый серпантин Алушта — Судак где-то в облаках.
Фокус я продал через две недели после приезда из отпуска. Измученные поисками покупатели особо не торговались, вручили залог и усердно ждали меня возле дома три часа, пока я решал запланированные задачи.
Вывод. Честный «перекуп» может стать отличным автоподборщиком, и наоборот. Одно другому не мешает. ИМХО.
Хочешь стать автором Дрома и получать солидный гонорар? Предлагай свои темы на ms@drom.ru