Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Все начинается с колес: какие вездеходы строят умельцы и как они это делают?
07.12.2021 | 29742 просмотра

Все начинается с колес: какие вездеходы строят умельцы и как они это делают?

Автор: Михаил Баландин
Фото автора
Источник: Дром
Какой из этих вездеходов вам больше нравится?
(можно выбирать несколько вариантов)
33 (13%)
18 (7%)
21 (8%)
60 (23%)
169 (67%)
Есть такое соревнование в России — «Вездеход Трофи». На заре своего становления оно было больше похоже на фестиваль любителей вездеходов, который проходит в Ленинградской области. Со временем статус мероприятия изменился, и сейчас это уже официальное спортивное событие. Его создатель и идейный вдохновитель — Алексей Маратович Гарагашьян. Тот самый человек, который в свое время создал один из лучших вездеходов страны (а может, и всего мира) — «Шерп».

Алексей Маратович — человек серьезный. Если кто-то думает, что большая тусовка вездеходчиков — это сплошное веселье, костры и пьянка, тот сильно ошибается. «Вездеход Трофи» — очень ответственное соревнование с довольно жестким регламентом, а за пьянство из него можно легко вылететь. Неудивительно, что под чутким руководством Гарагашьяна собираются только самые упоротые (в хорошем смысле этого объемного слова) любители вездеходов. И чем мне нравится «Вездеход Трофи» — обилием самодельных аппаратов. Вот уже где полет технической мысли не знает предела! Борьба самоделок на дорогах, в болотах, в лесах, на воде — очень интересное зрелище. И сами вездеходы обычно тоже крайне интересные, хотя в них, конечно, можно проследить некоторые общие черты и компоновочные схемы. Ну кто, например, не пытался повторить тот же самый бортоповоротный «Шерп» или более ранние вездеходы Гарагашьяна (например, ДИФ-4 «Чебуратор»)? Многие пытались. У некоторых получалось вполне достойно. А кто-то шел своим путем и строил что-то совсем невероятное, что еще более похвально.

Тот самый «Шерп»

У меня нет цели согнать все вездеходы в одну толпу и рассортировать их по типу конструкций: это, наверное, невозможно. Но выделить хотя бы четыре группы колесных более-менее типичных конструкций я попробую. Чтобы хотя бы приблизительно можно было понять, как умельцы строят свои машины, и оценить их труд. В качестве примеров я приведу четыре вездехода, которые в свое время либо впечатлили меня сильнее остальных, либо хорошо иллюстрируют стандартный подход к конструированию самоделок. Само собой, огромное количество других замечательных машин останутся сегодня вне поля зрения, но если этот материал покажется интересным нашим читателям, я с удовольствием продолжу эту тему. А пока встречайте первый и наиболее доступный тип самодельных вездеходов — «переломки».

«Мало половин…»

«Переломка» — это простейшая конструкция, типичная многим самодельным вездеходам. Свое название она получила от типа рамы, которую правильно называть шарнирно-сочлененной. В качестве примера такого вездехода возьмем ЗИС-178 — вездеход, который строят в Петербурге два хороших товарища Роман и Дмитрий.

Классическая «переломка» — ЗИС-178

Сейчас эти вездеходы они строят под заказ, и купить их в базовой комплектации можно за копейки (в пределах 300 тысяч рублей), но началось все с такого же творчества — постройки самодельного вездехода. По-моему, Роман и Дмитрий — это второй на моей памяти пример успешной попытки заработать на своем увлечении деньги (первый — это, само собой, Гарагашьян со своим «Шерпом»). Так что ЗИС-178 — это, конечно, самоделка, но уже получившая статус серийной. Вот такой приятный казус.

Итак, что это за вездеход? В его основе лежит рама, состоящая из двух отдельных секций: передней и задней. Между собой эти половины соединяются поворотным кулаком. В случае с ЗИС-178 этот кулак взяли от УАЗа, но энтузиасты используют и другие. Тут обычно что найдется, то и идет в дело.

Поворотный кулак в сочленении рам

Так как вездеход поворачивает исключительно благодаря перелому рамы, то к поворотному кулаку надо подсоединить рулевую тягу. Тягу и рейку тоже можно взять любые, какие только найдутся на ближайшей разборке, а соединить их с поворотным кулаком не так уж сложно.

Рулевая с ЭУР тут от Поло

Зато дальше начинается творчество чистой воды — выбор мотора, коробки и способа их сочленения (понятно, что между ними должно быть сцепление, но не все так просто).

Само собой, и мотор, и коробку чаще всего ищут тоже из самых доступных вариантов. Но для «переломки» важны еще два параметра: габариты и вес. Так что «шеснарь» от «десятки» на «переломки» обычно не ставят: получается тяжело и сложно. На помощь приходят китайцы, которые очень преуспели в строительстве силовых агрегатов для своих скутеров и мопедов. Вот от них моторы и коробки подходят: они легкие, компактные — и даже новые не слишком дорогие. А что маломощные — так это не страшно. Вес у «переломок» обычно небольшой, а как известно всем вездеходчикам, слабых моторов не бывает — бывают неудачные передаточные числа.

На ЗИС-178 стоит типичный представитель китайского моторного творчества — V-образный двухцилиндровый двигатель Loncin мощностью 30 л.с.

Все навесное оборудование тут стоит в одном блоке, что удобно при установке мотора на вездеход

Часто берут и другие моторы: Lifan или что-то подобное, недорогое и малокубатурное. Часто это вообще одноцилиндровые бензиновые карбюраторные моторы от мотопомп или бензогенераторов, мощность которых не превышает 20 л.с. И ничего, хватает.

Вопрос с коробками передач решают еще проще: покупают самую дешевую отечественную. С китайскими моторчиками они работают долго — получается большой запас по крутящему моменту, и «свернуть» коробку такой мотор не в состоянии.

Эту коробку знают все 😊

Разумеется, вездеход должен быть полноприводным. Как обычно принято реализовывать полный привод на более серьезных вездеходах, расскажу чуть ниже — это гениально просто. В случае с «переломками» тоже мудрить не принято: любой дополнительный агрегат вроде раздаточной коробки сильно увеличит вес вездехода, поэтому в «переломках», где вес крайне важен, «раздатки» не используют. Обычно поступают проще: на вторичный вал коробки передач ставят какой-нибудь механизм, позволяющий передать момент на два кардана. Обычно он выглядит так, как на нашем ЗИС-178 — цепь и две звездочки — по одной на каждый кардан. Ну а передать вращение на задний мост проще всего: не зря обе полурамы соединяет поворотный кулак. Вот его и задействуют.

Мосты обычно берут тоже самые простые: от «Жигулей», «Нивы», «Волги», УАЗа… Что найдется, это не так важно. Даже у этих же самых ЗИС-178 мосты могут быть разными, и на том, что на фотографии, они от «Нивы».

Одно слово — классика!

К выбору колес вездехода отношение обычно самое серьезное. Подавляющее большинство самодельных вездеходов на колесах низкого давления обуты в так называемые «ободрыши». Термин «ободрыши» появился неспроста и как нельзя лучше объясняет суть этой шины: берут какую-нибудь старую шину (например, от КрАЗа), обдирают верхний слой и нарезают новый протектор. Получается довольно прочная и проходимая шина низкого давления, которая позволяет вездеходу не только лазить по болотам, но и довольно успешно плавать. Ну а саму шину вполне обоснованно называют «ободрышем», иногда уточняя ее происхождение — «КрАЗ-ободрыш», «ГАЗ-ободрыш» (если берут шину от «шишиги» ГАЗ-66) и так далее. Обдирание шин стало вообще неплохим бизнесом, и строители вездеходов обычно покупают такие шины готовыми, а не обдирают их сами. Процесс это довольно сложный и муторный, так что проще купить. И конечно же, «ободрыши» в любом случае стоят не так дорого, как новые вездеходные специализированные шины.

Малый вес и большие колеса — залог успешного покорения болота

Наш ЗИС-178 обут в классические «ободрыши» и чувствует себя на них превосходно

Небольшая сложность при постройке этой «переломки» была с изготовлением сцепления. Тут пришлось ставить переходную плиту, которая стоит между колоколом КП и мотором. Вращение с коленвала передается ремнями на шкив, который соединен со сцеплением. Само сцепление — стоковое от «Жигулей».

Кузов «переломки» склепан из алюминия. Он простой, легкий и не гниет — все, как любят вездеходчики.

Практично, но очень жестко

В общем-то, на этом особенности конструкции заканчиваются. В чем преимущество таких «переломок»? В первую очередь — в простоте и дешевизне. Тут почти все детали от серийных машин, и если для строительства «переломки» постараться использовать детали одного производителя (например, ВАЗа), то в случае поломки все можно отремонтировать прямо около магазина запчастей ВАЗа. Это, конечно, очень хорошо.

Но есть у «переломок» и серьезные недостатки. Основной, на мой взгляд, это тонкости в управлении. Первое, что я сделал, сев как-то за руль такого вездехода, это чуть не перевернул его на почти ровном месте. Из-за того, что поворачивает он исключительно благодаря перелому рамы (читай — изменению ее геометрии), точки опоры (колеса) постоянно изменяют свое положение относительно центра тяжести. Об этом надо помнить, но еще сложнее побороть свои рефлексы. Если, например, ехать вдоль склона и попытаться резко вывернуть руль в сторону подъема, перевернуть «переломку» очень просто. А ведь такое движение рулем — почти рефлекторное и самое безопасное для любого другого вездехода. Однако о нем тоже надо забыть.

И, наконец, управление на воде. Так как на плаву изменение направления движения осуществляется тоже благодаря повороту рамы, «переломку» легко перевернуть и в реке. Особенно если неправильно ее загрузить.

На воде крутить рулем нужно умеючи. На земле, впрочем, тоже

Подведем итог. «Переломки» — недорогие, простые в обслуживании и ремонте вездеходы, которые отлично подходят для «прогулок» по болотам. Они хорошо ездят там, где человек пройти не сможет — утонет. Однако имеют сложности в управлении и мало подходят, например, для леса: у них низкая маневренность и малый вес, который не позволит при необходимости свалить сухостой. Есть вопросы и к комфорту, но тут можно приложить руки, фантазию и деньги и «допилить» его по своему желанию и для своих потребностей.

Для охотников и рыбаков — самое то!

Теперь перейдем ко второму очень популярному типу — к вездеходам на жесткой раме.

Жестко, крепко, страшно

Этот вездеход построил мой хороший друг — Владимир Николаев. Назвал он его «Исследователем», успел выиграть на нем в классе 1500 (среди вездеходов с диаметром колес от 1300 до 1500 мм) и занять второе место в абсолютном зачете на «Вездеходе Трофи» в 2019 году. Чтобы занять второе место на пьедестале в абсолюте, ему пришлось обойти несколько «Шерпов», которые стоят раз в 14 дороже «Исследователя». Но он это сделал.

Показываю красивое

Как я уже говорил, все самодельные вездеходы имеют массу своих особенностей, но при этом часто повторяют одну и ту же классическую конструкцию. «Исследователь» — очень наглядный пример вездехода без подвески, построенный на раме, частью которой являются мосты. Да-да, рама тут элементарная — два моста от Patrol Y60, сваренные между собой продольными трубами. И все. Сурово, без нежностей и излишеств. А как же насчет подвески и комфорта? — спросите вы. Да никак. Нет тут ни первого, ни второго. Хотя ладно: насчет подвески не буду таким категоричным. Все-таки «ободрыши» с приспущенным давлением — это сам по себе элемент подвески. Впрочем, не слишком эффективный, так что позвоночник все равно справляется с весом головы на кочках с трудом.

Дизайн? Не, не слышал

Итак, разберем компоновку. Два моста и две трубы — это, как я говорил, и есть вся рама. Это абсолютно типичная схема для вездеходов такого класса. Типично и расположение мотора и коробки — они повернуты на 90 градусов. Зачем? А все по той же причине: чтобы не ставить «раздатку». Не знаю, кто и когда впервые применил такое решение, но оно гениально: при повороте коробки передач на 90 градусов ее правый и левый приводы становятся передним и задним. Остается только бросить от них по одному карданному валу на передний и задний мост и заварить дифференциал. И все, получается постоянной полный привод. Главное — выбрать удачные компоненты, иначе эта очень живучая схема может дать сбой.

На «Исследователе» стоит довольно редкий фордовский дизель XLD418 объемом 1,8 л (60 л.с. и 110 Нм), который одно время пытались ставить на «Москвич-2141», и коробка от «девятки». Карданы — от УАЗа, а рулевое управление тут вообще от трактора ЛТЗ-60 — двухсторонний рулевой гидроцилиндр с гидрообъемным управлением.

Мотор редкий, но неплохой
Главное — чтобы было крепко
Просто бачки гидравлики

Вообще надо сказать, что вездеходчики при постройке своих аппаратов часто используют гидроприводы: с ними проще работать. И если на тех же «девятках» привод сцепления был тросовым, то на «Исследователе» он гидравлический. Трос в воде может ржаветь, его нельзя проложить как попало (он не любит перегибов), а трубки гидравлики можно прокладывать как душа пожелает. А обычно вездеходы так и строят — как пожелает душа, без точных расчетов. Поэтому и гидрообъемное рулевое управление тоже не редкость: насос-дозатор можно поставить, куда будет удобнее. Кстати, на предыдущей «переломке» рулевое управление взяли от Polo. Там, правда, ЭУР, но это тоже удобнее, чем классический ГУР: его также проще ставить.

Большой недостаток — отсутствие перегородки между салоном и мотором

Каркас кузова сварен из труб и обшит алюминиевыми листами. Опять алюминий, опять заклепки — это для самодельных вездеходов тоже очень типично. Строить просто, а кузов в итоге получается легким (что понижает центр тяжести и увеличивает запас плавучести) и не подвержен коррозии. То что надо для вездехода.

Вон кто-то в горочку поднялся...

В управлении этот вездеход, конечно, проще, чем «переломка». Тут нужно обладать только двумя чертами характера: смелостью и полным пренебрежением к комфорту. Ох, как мы катались на этом «Исследователе»! Особенно ярко я запомнил, как в феврале мы одной стороной провалились под лед и искупались в речке. Не утонули, но замерзли знатно. И потом еще бежали что-то около двух километров, чтобы не замерзнуть в мокрой одежде. А потом — сшивали порванное колесо электродами. Впрочем, отвлекаться не буду — экономлю место для рассказа о других вездеходах.

Боль шиномонтажника

Что хорошо в вездеходах такой конструкции — это использование максимального количества стоковых узлов и деталей. Поэтому ремонт обычно несложный, возможностей для переделок — масса.

Комфорта больше, чем в «переломках». Конечно, трясет без подвески сильно, но в таких вездеходах хотя бы теплее в холодное время года. Да и может он, честно говоря, больше: нет склонности к опрокидыванию (если не намудрить с центром тяжести и сделать его максимально низким), больше грузоподъемность, лучше маневренность. Хотя если ставить маневренность на первое место «хотелок», то нет ничего лучше, чем бортоповоротный вездеход.

Для леса и не для оврагов

Конечно, наиболее ярким примером бортоповоротного вездехода можно назвать «Шерп». Но он все же серийный, а мы говорим про вездеходы, построенные энтузиастами. К счастью, любители часто строят нечто «шерпоподобное», поэтому далеко за примером ходить не будем. Вот он — самодельный «Тритон» из Карелии.

Похож на «Чебуратор», не так ли?

Если быть совсем точным, то создатель этого вездехода смотрел не на «Шерп», а на более ранний вездеход Гарагашьяна — «Чебуратор». И там, и там есть бортовая цепная передача, но если на «Шерпе» она стоит внутри кузова, то тут — снаружи, как на «Чебураторе».

Бортовые цепи снаружи корпуса — не очень удачное решение

Вообще я с очень большим уважением отношусь ко всем создателям самодельных вездеходов. Я своими руками не построил ни одного, поэтому не имею права судить и тем более осуждать эти конструкции, в которые вложено столько труда. Тем не менее у «Тритона» есть некоторые недостатки, которые типичны для многих самоделок. Часть из них свойственна именно бортоповоротным конструкциям, часть — любым вездеходам. Потому я о них обязательно расскажу, но сначала посмотрим, что это за зверь — бортоповоротный вездеход?

Вездеход такой конструкции не имеет управляемой оси, а поворот осуществляется торможением колес правого или левого борта. По такому же принципу поворачивают гусеничные транспортные средства. Тут то же самое, только вместо гусениц стоят колеса. Да что там говорить, у «Шерпа», например, даже фрикционы стоят от ГАЗ-71 (правда, с дисковым тормозом вместо ленточного, но не суть важно). Соответственно, и управление тут такое же, как на тракторе — рычагами, а не рулем (хотя есть такие вездеходы и с обычной баранкой, но встречаются они намного реже). Тянешь на себя правый рычаг — правая сторона тормозит, вездеход поворачивает направо. Тянешь левый — поворачиваешь налево.

Управлять не очень сложно, но привычка потребуется

Кузов такого вездехода обычно строят в виде герметичной лодки для увеличения запаса плавучести и повышения грузоподъемности на воде. Оси колес уплотнены сальниками, внутри корпуса часто на всякий случай стоит помпа для откачки попавшей воды. Конечно же, плавучесть обеспечивают и сами колеса, имеющие большой объем.

С моторами, как водится, порядка нет. На «Тритоне» стоит простой карбюраторный ВАЗ-21083 мощностью 68 л.с. И это — первый недостаток вездехода.

Дело в том, что карбюраторные моторы довольно критично относятся к углу наклона карбюратора. Если вездеход сильно кренится в сторону, лезет на крутой подъем или сползает носом вниз в глубокий овраг, поплавковая камера остается без бензина и мотор глохнет. Глохли мы и на этом «Тритоне», что немного напрягало. При этом отмечу, что на вполне серийных вездеходах такое тоже встречается. Например, на шведском двухзвеннике BV-206 с бензиновым мотором происходила та же неприятность. У меня она была усилена тем, что я в этот момент выбирался из реки на крутой подъем (а сочлененные гусеничные вездеходы в этом отношении способны на очень многое), и остановка мотора меня очень нервировала. Но куда деваться: бензиновые вездеходы любят, например, на севере, где в сильные морозы солярка может замерзать и осложнять жизнь еще сильнее.

Итак, двигатель ВАЗ-21083 на этом вездеходе — не лучшее решение, на мой взгляд. Наверное, инжекторный мотор был бы там более уместным, но уж что есть, то есть.

Второй недостаток — это расположение двигателя. Он стоит довольно высоко и центр тяжести низким назвать сложно. Следует быть осторожным, но в целом жить можно — перевернуть его почти не получилось.

А вот тут угол наклона был уже опасным

Третий недостаток — расположение бортовых цепей. Точно так же открыто их на своих ранних вездеходах ставил и Гарагашьян, но затем он от этой идеи отказался и спрятал цепи внутри корпуса. Стало значительно надежнее. И дело не только в том, что внутри эти цепи не пачкаются и из них не вымывается смазка, но и в том, что не слетают. На «Тритоне» у нас одна из цепей слетела прямо в болоте: между ней и звездочкой попала крупная ветка, и натяжитель (просто пружина) не справился со своей работой. С другой стороны, ставить и снимать цепь гораздо проще, когда она стоит снаружи. Правда, не в болоте. В болоте вездеход на «ободрышах» стоял надежно, а мы (то есть люди) на своих двух ногах тонули, поэтому надевать цепь было довольно сложно.

В остальном это прекрасный образец бортоповоротного вездехода. В меру комфортный и весьма проходимый. А главное — маневренный. Этого качества у бортоповоротных конструкций не отнять. Благодаря тому, что один борт при повороте может стоять неподвижно, такой вездеход можно развернуть буквально на пятачке. А возвращаясь к предыдущей конструкции, отмечу, что их создатели тоже давно нашли выход ездить среди деревьев в лесу. Они делают колеса выступающими за боковину кузова. Колесом можно упереться в любое дерево и развернуть об него машину. Почти удобно, но на бортоповоротном «проходимце» сделать это все-таки легче.

Разумеется, у «Тритона» есть система подкачки шин. И реализована она так же, как и на предыдущем «Исследователе», и на десятках других самодельных вездеходов: на каждом колесе установлен обычный газовый кран, к которому можно подключить шланг от выхлопной системы. Так как давление в шинах низкое, отработавших газов вполне хватает для подкачки колес.

Сидеть внутри достаточно комфортно

У бортоповоротных вездеходов есть масса почитателей, и это вполне справедливо. Они обычно маневренные, хорошо управляются как на земле, так и на воде, достаточно комфортные. Недостатков у них обычно три: строить их заметно сложнее, чем два предыдущих типа, устроены они сложнее из-за специфичной бортовой трансмиссии (значит, и ремонт у них более сложный, особенно в полевых условиях) и у них чуть более интенсивный износ шин из-за постоянного высокого трения при управлении торможениями. Понятно, что в воде или болоте разницы нет, но на твердом грунте шины изнашиваются быстро. Хорошо, что всем этим самоделкам обычно запрещен выезд на дороги общего пользования: ездить на «ободрышах» по асфальту — удовольствие сомнительное в принципе, а у бортоповоротных вездеходов они еще и изнашивались бы слишком быстро.

Вопреки логике

Последний на сегодня тип вездеходов — на подвеске с автомобильной компоновкой. Тоже очень распространенная конструкция, но в качестве примера я хотел бы показать довольно необычную машину — «Желтую Цыпу» конструктора Сергея Алексеева. И я не случайно называю его конструктором: подход к созданию этого вездехода вызвал у меня восторг. Концепция при этом привела в недоумение, а результат — в восхищение.

Веселенький цвет, не так ли?

Итак, начнем с классики. В основе вездехода лежит рама, к ней крепятся подрамники передней и задней подвесок. Кузов — пенопласт и стеклоткань. Так строят многие, и ничего странного в этом нет.

Пенопласт и стеклоткань на стальной раме

Странность есть в подвесках (они независимые, причем упругие элементы — это непосредственно рычаги, сделанные из листов рессор от ГАЗ-66) и в выборе мотора и коробки. Ну, с подвеской — бог с ней. Она получилась очень комфортной, и в отличие от других самодельных вездеходов «Цыпа» едет очень мягко и не травмирует козлиными прыжками своих пассажиров. К тому же Сергей подошел к ее проектированию максимально серьезно: все рассчитывал в SolidWorks. На это способны немногие энтузиасты, обычно все строится на глаз, ползая по полу гаража. А тут — грамотный инженерный подход. Удивительно.

Ну а второе — это мотор и коробка, которые сюда встали от Suzuki Alto. У кого-то этот выбор может вызвать скепсис или усмешку: ну какой может быть вездеход с 600-кубовым моторчиком мощностью 52 л.с. и коробкой-«автоматом», да еще и с электронным управлением? Все это если и доедет по первой лужи, то обязательно там перегреется, коротнет и сгорит. А вот и нет. Ничего тут не греется и не ломается. Мало того, в 2019 году «Цыпа» на том же «Вездеходе Трофи» заняла третье место в любительском классе 1300.

Смешно? Нет, очень даже работоспособно!

Так что если подойти с умом, и мотор, и АКП не подведут. Кроме того, у японских агрегатов есть весомые преимущества: они недорогие, а купить на Дальнем Востоке их можно в хорошем состоянии с очень небольшими пробегами. Наверное, поэтому петербуржец Сергей не побоялся очень многие агрегаты и узлы везти именно с этой части страны. Получилось очень надежно и очень недорого.

Так как мотор и коробка пришли в сборе (разумеется, со всей электрикой), нужно было подобрать раздаточную коробку. Она подошла от «Нивы», а карданы — от УАЗа. В остальном — почти Япония. Судите сами: мосты, приводы, кулаки, ступицы, рулевое управление с ГУР — от Toyota Mark II, центральная часть дисков — Honda, мотор и коробка, как я уже говорил — от Suzuki. Почти все детали тормозной системы тут тоже от «Марка», хотя вакуумник стоит от «десятки», а ГТЦ — от «девятки». И есть немного отечественной техники в системе питания: бензобаком поделился «Соболь», бензонасосом — «Калина». Сиденья и вовсе от китайского автобуса, которые Сергей купил по объявлению.

Наверное, о сиденьях надо пару слов сказать отдельно. Скорее всего, кто-то уже обратил внимание, что у сидений всех самодельных вездеходов есть одна особенность: они страшные, как автогол Кудряшова. На вид — да, но иначе никак, потому что главное в этих сиденьях — практичность. Во-первых, их часто пачкают. Никогда не пытались поработать штурманом на вездеходном трофи? Это очень круто: по пояс в болоте тащиться до ближайшего пенька в попытке хотя бы куда-нибудь прицепить трос лебедки или отметиться у контрольной точки на маршруте. Грязи столько, что на сиденье она будет обязательно. Поэтому их либо обматывают каким-нибудь полиэтиленом, либо ставят вот такие простые пластиковые, которые и мыть легко, и выкинуть не жалко. Ну, а у водителя свои требования: ему часто очень хочется видеть и габариты, и хотя бы одно колесо, поэтому посадка обычно очень вертикальная и на первый взгляд неудобная. Но там, где эти вездеходы ездят, только такая и нужна.

Отчасти сюда же отнесу частую особенность педального узла. Его многие делают так, чтобы было удобно ездить в болотных сапогах 46-го размера. Никакой эстетикой там не пахнет, но кому она в этих вездеходах нужна?

И две педали все-таки лучше, чем три

Вернемся к «Цыпе». Ее шины – это опять же классические кразовские «ободрыши» 1200х500. Неспроста часто говорят, что вездеход начинается с колес: обычно они — самая дорогая часть машины, поэтому и строят самоделки, обычно отталкиваясь от того, какие найдут колеса за приемлемую цену. Да и один из главных призов на соревнованиях таких вездеходчиков — это комплект колес. Любых. Главное — бесплатно. Или деньги на эти колеса.

Существенный недостаток у вездеходов типа «Цыпы» (и у самой «Цыпы») — большой радиус разворота. В лесу на них ездить обычно сложно. Часто эти вездеходы получаются настолько неповоротливыми, что их создатели отказываются от установки какой-нибудь межколесной блокировки переднего моста: с ней ездить будет почти невозможно. А дифференциал заднего моста либо просто заваривают, либо пользуются тем, что часто он есть на мосту донора (например, у того же «Патруля»).

Само собой, геометрическая проходимость вездехода на независимой подвеске значительно ограничивается рычагами, что тоже нужно учитывать. Впрочем, самоделки с независимыми подвесками встречаются очень редко. Чаще если подвеска есть, то это простая рессорная конструкция с неразрезным мостом. Об этом тоже можно многое рассказать, но, наверное, в следующий раз. Если, конечно, вам будет интересно об этом почитать.

Комментарии

  
Сообщений: 12776
"Что только не придумают, лишь бы дороги нормальные не делать"
Продам уши от мертвого осла.
119
20
Ответить
     
г.Ярославль
Сообщений: 2358
Самый главный недостаток не написали, в наших реалиях самоделки в принципе не законны.
95
13
Ответить
ДИВАНИО Диванный X Перд
Glacius
Самый главный недостаток не написали, в наших реалиях самоделки в принципе не законны.
Если на дороги общего пользования не выезжать, а сразу в лес то можно!
72
4
Ответить
 
Москва
Сообщений: 144
Может Дрому построить что-то такое для соревнований?
17
4
Ответить
    
2:5090/24
Сообщений: 58407
Крутые жипы!
19
4
Ответить
ДИВАНИО Диванный X Перд
Anzerskiy
Может Дрому построить что-то такое для соревнований?
Из Нивы Тревэл, всё равно уже ушатали об камень.
43
1
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 7053
ДИВАНИО Диванный X Перд
Если на дороги общего пользования не выезжать, а сразу в лес то можно!
сейчас требования к квадрам - снегоходам ужесточают, думаю и на внедорожные самоделки заставят вешать тракторные номера со всем сопутствующими требованиями
была Mazda Tribute, 2.3, 4wd, 2007г, есть Ford Kuga, 2.5, Fwd, 2018
31
3
Ответить
vershila
Химки
В Вологде есть заводик по производству переломок. С год назад смотрел про них видео. Они берут мосты и КПП б/у (заказчик может свои привезти), мотор лифан одноцилиндровый, сцепление на ремнях. Цена у них была 150 тыс с их деталями. Для дачи-деревни вполне приемлемый вариант. Деревенские такую штуку сами из обломков соберут почти бесплатно.
16
4
Ответить
vershila
Химки
Alexander_Ch
сейчас требования к квадрам - снегоходам ужесточают, думаю и на внедорожные самоделки заставят вешать тракторные номера со всем сопутствующими требованиями
Контролеров на всех не напасешься. У нас на огромных территориях один участковый на десятки квадратных км. Тем и жива Россия.
40
2
Ответить
роман
Владивосток
Glacius
Самый главный недостаток не написали, в наших реалиях самоделки в принципе не законны.
Зачем их легализовать если они ездят там, где людей пару десятков человек на 100 км в округе?
31
1
Ответить
  
Нижнеудинск
Сообщений: 371
Ждем серию о гусеничных вездеходах.
Мой отзыв: Nissan X-Trail 2002
14
1
Ответить
c
Иркутск
Вот как раз большинство этих джиперов- алкашня,которая прорубается до какогонибудь зимовья,и устраивает там полный погром,разбирает стены на дрова,выбивают стекла,жгут все вподряд,если не сожгут домик это считай повезло ,посли них горы бутылок и канистр от масла.. всякие Нива клубы... А,и еще воруют железные печки на металл.
41
39
Ответить
  
Нижнеудинск
Сообщений: 371
c
Вот как раз большинство этих джиперов- алкашня,которая прорубается до какогонибудь зимовья,и устраивает там полный погром,разбирает стены на дрова,выбивают стекла,жгут все вподряд,если не сожгут домик...
видно вы таких и в глаза близко не видели.
15
10
Ответить
  
Москва
Сообщений: 415
ДИВАНИО Диванный X Перд
Из Нивы Тревэл, всё равно уже ушатали об камень.
Это надо хотя бы молоток и отвертку отличить.
Дром умеет только покупать и ломать
Доволен как слон
27
1
Ответить
c
Иркутск
kartash
видно вы таких и в глаза близко не видели.
Да видел,видел,например в иркутске быдло клуб нива 38 разгромила постройки "Анталия" на ершовском заливе. Ни одного целого стекла не осталось.. и пьяные маты на всю округу были слышны,привязались к лыжнику,гнобили его на видео которое сами потом выложили. Играли в ихнюю игру Точки. Позакрутив в деревья саморезами фанерные таблички. Лучшем в свои бошки таблички на саморезы закрепили..
58
4
Ответить
 
Пермь
Сообщений: 7767
Glacius
Самый главный недостаток не написали, в наших реалиях самоделки в принципе не законны.
Так они и не ездят по дорогам общего пользования. А в лесах и болотах инспекторов технадзора нет.
10
2
Ответить
    
Москва
Сообщений: 1575
роман
Зачем их легализовать если они ездят там, где людей пару десятков человек на 100 км в округе?
Допускаю, что во Владивостоке так, но в Московской области квадры разбивают тропинки по которым ходят люди в лес. Превращают красивые рощи в непроходимые болота.
33
4
Ответить
vershila
Химки
c
Да видел,видел,например в иркутске быдло клуб нива 38 разгромила постройки "Анталия" на ершовском заливе. Ни одного целого стекла не осталось.. и пьяные маты на всю округу были слышны,привязались...
Ну так тут уголовка реальная, если все так. Умышленная порча имущества с компенсацией ущерба. Суд был?
12
1
Ответить
  
Якутск
Сообщений: 15695
Glacius
Самый главный недостаток не написали, в наших реалиях самоделки в принципе не законны.
И как это мешает? В лесу лось оштрафует или медведь? 😄
Мне кажется вся подобная техника за редким исключением без документов ездит. Даже серийные образцы продают как "комплекты для самосборки". На них можно получить ПТС, но цена раза в два сразу выше будет из-за жадности государства, которое попросит оплатить несколько сот тысяч в виде утильсбора
Путешествуйте!
9
9
Ответить
dmitry e
Мотор от кейкара с АКПП, как на Цыпе, это отличная идея для такого рода минивездеходов.
Хотя бы не будет переходной плиты между мотором и КПП, да и запчасти проще искать
17
1
Ответить
c
Иркутск
vershila
Ну так тут уголовка реальная, если все так. Умышленная порча имущества с компенсацией ущерба. Суд был?
Постройки эти домики для отдыха сами рвбаки строили для таких же рыбаков и отдыхающих.естественно никто их не оформлял. Есть те,кто чтото строят,создают,а есть те кто как саранча ,все уничтожают.. Но эти джиперы и по лесу дорогу прорубили,и зимой по замерзшему водохранилищу прорываются.
21
3
Ответить
c
Иркутск
aleks70.a
Допускаю, что во Владивостоке так, но в Московской области квадры разбивают тропинки по которым ходят люди в лес. Превращают красивые рощи в непроходимые болота.
В иркутске также,эти черти на кроссовых матоциклах,квадроциклах и джипах все парки развлротили,зимой на лыжные трассы ездят бесится,не давая кататься лыжникам. Наглые скоты до предела. Это уже не люди !
31
5
Ответить
     
г.Ярославль
Сообщений: 2358
Aisen
И как это мешает? В лесу лось оштрафует или медведь? 😄 Мне кажется вся подобная техника за редким исключением без документов ездит. Даже серийные образцы продают как "комплекты для самосборки"....
На самоделку ты в жизни ни чего не получишь. Про заводские варианты типа Шерпа речи нет, там да, хочешь с ПСМ покупай, хочешь без, всё удовольствие 140 т.р.
3
1
Ответить
  
Сообщений: 8989
Glacius
Самый главный недостаток не написали, в наших реалиях самоделки в принципе не законны.
передвигаться по тайге или полю запрещает закон разве на подобном?
9
3
Ответить
АМК
Aтавизмы бензинового века. Если эта штука должна ездить в лес и болота то она не должна ломаться в принципе. Либо для такой техники нужны пути на которых она не ломается и не причиняет вред природе.
Непонятна цель присутствия в дикой природе такой техники и целесообразность затрат на это.
10
22
Ответить
АМК
c
В иркутске также,эти черти на кроссовых матоциклах,квадроциклах и джипах все парки развлротили,зимой на лыжные трассы ездят бесится,не давая кататься лыжникам. Наглые скоты до предела. Это уже не люди !
Как ездивший на мОтоцикле по лыжням могу ответсвенно заявить что среди лыжников и мамаш с колясками тоже скотов хватает. Регулировать покатушки и тех и тех должна местная и федеральная власть.
8
50
Ответить
АМК
Smidsy
передвигаться по тайге или полю запрещает закон разве на подобном?
Да запрещает. А вы не знали?
10
8
Ответить
    
Иркутск
Сообщений: 1817
Сейчас такие вездеходы в моде, но я не совсем понимаю предназначение. В лесу неудобно, автор подтверждает. Если только по полям да болотам гонять....
1
1
Ответить
    
Иркутск
Сообщений: 1817
c
В иркутске также,эти черти на кроссовых матоциклах,квадроциклах и джипах все парки развлротили,зимой на лыжные трассы ездят бесится,не давая кататься лыжникам. Наглые скоты до предела. Это уже не люди !
Что то сильно резко, общался с ними, не образец конечно, но вроде сильно не гадят. В основном на левом берегу обитают, в Курме. Даже на соревнования ездили как группа поддержки, грязь помесили, но там, где месили обычного люда за 15 км нет. Мусор увезли.
2
10
Ответить
41345679080
у цыпы резина задом наперед, или в трофи так и ставят?
8
1
Ответить
  
Якутск
Сообщений: 15695
Glacius
На самоделку ты в жизни ни чего не получишь. Про заводские варианты типа Шерпа речи нет, там да, хочешь с ПСМ покупай, хочешь без, всё удовольствие 140 т.р.
Так а зачем на них что-то получать? На дороги общего пользования так и так не ездит подобная техника. Довёз до болота на телеге и там резвись. Никто не мешает.
Путешествуйте!
6
1
Ответить
vershila
Контролеров на всех не напасешься. У нас на огромных территориях один участковый на десятки квадратных км. Тем и жива Россия.
Вот и мы так думали, жили себе где на 100км. пара десятков жителей, дороги на ,,материк " нет, мотолодки с мотором есть, а обучаться вождению негде, на автомобильные права так же учиться негде.
И последние три года приезжают к нам вахтовым методом сотрудники росгвардии и стало; на мотолодки нельзя штраф 30000 руб., на машине нельзя (где учиться, бросать работу и ехать в город?). И к вам придуттакие времена.
17
2
Ответить
АМК
Aisen
Так а зачем на них что-то получать? На дороги общего пользования так и так не ездит подобная техника. Довёз до болота на телеге и там резвись. Никто не мешает.
Вы уже там у себя нарезвились. Полтайги сожгли.
10
5
Ответить
13035703
Артём
Вот такой вездеход-весьма неплох.
6
5
Ответить
АМК
13035703
Вот такой вездеход-весьма неплох.
Это не вездеход. Это багги из Jeep Rangler.
11
5
Ответить
13035703
Артём
АМК
Это не вездеход. Это багги из Jeep Rangler.
Эмм....вообще то изначально это был Джимни)))Сейчас это "котлета" для RFC,на коей я имел честь поездить))
7
1
Ответить
     
г.Ярославль
Сообщений: 2358
Aisen
Так а зачем на них что-то получать? На дороги общего пользования так и так не ездит подобная техника. Довёз до болота на телеге и там резвись. Никто не мешает.
Будешь это рассказывать инспектору гостехнадзора при поддержке мента и росгвардейца у которого забрало запотело.
9
3
Ответить
АМК
13035703
Эмм....вообще то изначально это был Джимни)))Сейчас это "котлета" для RFC,на коей я имел честь поездить))
Не знаю что такое RFC. Наверное это челлендж дождливого леса.
7
5
Ответить
13035703
Артём
АМК
Не знаю что такое RFC. Наверное это челлендж дождливого леса.
Угу,внедорожные соревнования. Гугл в помощь.
3
1
Ответить
13035703
Артём
Rainforest Challenge - всемирно известная и одна из самых тяжелых в мире гонка в Малайзии,если уж совсем точно.
3
1
Ответить
АМК
13035703
Rainforest Challenge - всемирно известная и одна из самых тяжелых в мире гонка в Малайзии,если уж совсем точно.
Я уже посмотрел. Это спорт с несопоставимым для самоделок из статьи бюджетом.
У нас всё было жестче - никаких DNF и DNS , в синяках и с содранными ладонями едешь домой с "баранкой" с Чемпионата России по эндуро.
3
3
Ответить
13035703
Артём
АМК
Я уже посмотрел. Это спорт с несопоставимым для самоделок из статьи бюджетом.
У нас всё было жестче - никаких DNF и DNS , в синяках и с содранными ладонями едешь домой с "баранкой" с Чемпионата России по эндуро.
Ну...это кагбэ разные дисциплины,не?
2
1
Ответить
  
Якутск
Сообщений: 15695
Glacius
Будешь это рассказывать инспектору гостехнадзора при поддержке мента и росгвардейца у которого забрало запотело.
Ну, пускай ищут. 😆
Путешествуйте!
3
2
Ответить
13035703
Артём
Про бюжет-глупо спорить.
2
1
Ответить
  
Якутск
Сообщений: 15695
АМК
Вы уже там у себя нарезвились. Полтайги сожгли.
Чушь не неси
Путешествуйте!
4
4
Ответить
  
Якутск
Сообщений: 15695
Glacius
Будешь это рассказывать инспектору гостехнадзора при поддержке мента и росгвардейца у которого забрало запотело.
Вообще говоря, если погрузиться в тему, то те же квадроциклы Сокол, чьё производство у нас в Якутске наладили, продаются без ПТС. Дают какие-то бумаги, на основе которых можешь получить ПТС при оплате утиль сбора самостоятельно. Но понятно дело никому это не надо. В Новосибирске и др городах такая-же схема.
Путешествуйте!
8
 
Ответить
АМК
13035703
Ну...это кагбэ разные дисциплины,не?
Суть одна и та же - жарка шашлыков на пятитысячных купюрах. Пока молод и здоров.
https://youtu.be/c1UnyCs5Jfw
 
4
Ответить
     
г.Ярославль
Сообщений: 2358
Aisen
Вообще говоря, если погрузиться в тему, то те же квадроциклы Сокол, чьё производство у нас в Якутске наладили, продаются без ПТС. Дают какие-то бумаги, на основе которых можешь получить ПТС при оплате...
Ты же понимаешь что это всё только под твою ответственность. У Сокола даже на сайте при выборе комплектации есть строка ПСМ, ставишь галочку +140 т.р. к конечной цене.
4
 
Ответить
  
Якутск
Сообщений: 15695
Glacius
Ты же понимаешь что это всё только под твою ответственность. У Сокола даже на сайте при выборе комплектации есть строка ПСМ, ставишь галочку +140 т.р. к конечной цене.
Да, под свою ответственность. Самоделкины только так и живут. Тут для серийной техники то препонов выше крыши, так для штучных самоделок их мильон + обязательно одна совершенно неразрешимая.
Путешествуйте!
5
2
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 921
Очень интересно! Спасибо за статью! 🤝
6
 
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 921
Alexander_Ch
сейчас требования к квадрам - снегоходам ужесточают, думаю и на внедорожные самоделки заставят вешать тракторные номера со всем сопутствующими требованиями
В этой стране - однозначно!
1
5
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 921
c
Да видел,видел,например в иркутске быдло клуб нива 38 разгромила постройки "Анталия" на ершовском заливе. Ни одного целого стекла не осталось.. и пьяные маты на всю округу были слышны,привязались...
Ну жесть, чё! Надо им в бошки саморезов накрутить побольше!
3
 
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 921
Вячеслав Кушмылёв
Вот и мы так думали, жили себе где на 100км. пара десятков жителей, дороги на ,,материк " нет, мотолодки с мотором есть, а обучаться вождению негде, на автомобильные права так же учиться негде. ...
Ну там это, безлюдно, наверное? И ружья у всех есть...
5
2
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 921
Aisen
Чушь не неси
АМК порол чушь! Чушь визжала и вырывалась!
9
1
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 17728
vershila
В Вологде есть заводик по производству переломок. С год назад смотрел про них видео. Они берут мосты и КПП б/у (заказчик может свои привезти), мотор лифан одноцилиндровый, сцепление на ремнях. Цена у них...
Нет сейчас нигде бесплатных железяк, чермет -от 18 р/кг
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
6
 
Ответить
  
Сообщений: 8989
АМК
Да запрещает. А вы не знали?
с каких это?
1
 
Ответить
Евгений
Юрга
Aisen
И как это мешает? В лесу лось оштрафует или медведь? 😄 Мне кажется вся подобная техника за редким исключением без документов ездит. Даже серийные образцы продают как "комплекты для самосборки"....
Какой может быть утильсбор на самоделку, это не автомобиль же 🤦‍♂️? Их по стране кучами собирают и никто никого не трогает, а не регистрируют их т. к. вообще непонятно как самоделку зарегистрировать, на каком основании и зачем это надо.
 
 
Ответить
HiddenR
Ну там это, безлюдно, наверное? И ружья у всех есть...
https://m.ok.ru/dk?st.cmd=moviePlaybackRedirect&st.sig=0df29d2fea3b792dc393e93e94c2a1882869a4cd&st.uid=505202571184&st.mq=1&st.mvid=2280641465056&st.ip=62.213.53.28&st.exp=1639070546961&st.hls=on&_prevCmd=altGroupMain&tkn=1751.
Вот смотри, как это бывает, запросто 600 км. на Ми8
 
2
Ответить
Евгений
Юрга
Anton/irk
Сейчас такие вездеходы в моде, но я не совсем понимаю предназначение. В лесу неудобно, автор подтверждает. Если только по полям да болотам гонять....
В моде? Просто у людей появились деньги на эти вездеходы и есть предложения. И предложений полно. Зимой на снегоходе можно на болота сгонять, а летом и межсезонье на чем? А там ягода, дичь, рыба, а это где-то хороший заработок.
2
8
Ответить
Евгений
Юрга
Glacius
Будешь это рассказывать инспектору гостехнадзора при поддержке мента и росгвардейца у которого забрало запотело.
Это же где эти "товарищи" тебя на болоте поймают? Кого знаю из охотников, никто не имеет проблем.
1
5
Ответить
Евгений
Юрга
HiddenR
В этой стране - однозначно!
Да ладно, прям собрал болотоход во дворе дома и поехал по дорогам Германии, сразу на регистрацию 😂 и получил документы и номера?
4
1
Ответить
    
Иркутск
Сообщений: 1817
Евгений
В моде? Просто у людей появились деньги на эти вездеходы и есть предложения. И предложений полно. Зимой на снегоходе можно на болота сгонять, а летом и межсезонье на чем? А там ягода, дичь, рыба, а это где-то хороший заработок.
Может быть, но у нас все таки в основном леса. А в лесу даже между джимни и эскудо разница чувствуется. Где-то в Карелии наверное незаменимая техника.
 
 
Ответить
18999003
Видел я эти переломки с китайскими моторами - он в глиняный подъем свои колеса провернуть в букс не может с 4-мя пассажирами.
2
3
Ответить
Евгений
Юрга
Anton/irk
Может быть, но у нас все таки в основном леса. А в лесу даже между джимни и эскудо разница чувствуется. Где-то в Карелии наверное незаменимая техника.
Карелии? Васюганские болота, площадь больше чем у Швейцарии, находятся на территории Омской, Новосибирской, Томской, Тюменской области и ХМАО. Вот там народ задуряется по болотоходам, кто-то даже на продажу делает и вроде не гоняют за это.
3
1
Ответить
   
Москва
Сообщений: 705
Glacius
Самый главный недостаток не написали, в наших реалиях самоделки в принципе не законны.
вне дорог - ездить разрешается - а по дороге ты на нем быстро не поедешь
критика бесполезна, без аргументов.
1
 
Ответить
PunkBuster
Черский
Переломки еще неплохо сами себя переворачивают, и с надежностью проблема.
2
 
Ответить
Константин
Новосибирск
Автор, ждем продолжения!!!
3
 
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 8247
Вот это хоть почитать любопытно.
А почему бы например интервью у Еликова не взять? Его запорожец тут хорошо зашел
Swift II седан 97 G13
Sidekick 96 TD03V 5D G16T АКПП
Логан 1,6 '07
Ноут 1,6 '12
1
 
Ответить
АМК
Aтавизмы бензинового века. Если эта штука должна ездить в лес и болота то она не должна ломаться в принципе. Либо для такой техники нужны пути на которых она не ломается и не причиняет вред природе.
Непонятна цель присутствия в дикой природе такой техники и целесообразность затрат на это.
В основе своей - это браконьерство!
5
2
Ответить
АМК
Да запрещает. А вы не знали?
Пожалуйста, приведите норму закона, в соответствии с которой запрещено ездить на самоделках по лесу.
 
1
Ответить
АМК
Виталий Шуваев
Пожалуйста, приведите норму закона, в соответствии с которой запрещено ездить на самоделках по лесу.
На самоделках вообще ездить запрещено. Не только по лесу.
2
2
Ответить
Артем
Ханты-Мансийск
АМК
Как ездивший на мОтоцикле по лыжням могу ответсвенно заявить что среди лыжников и мамаш с колясками тоже скотов хватает. Регулировать покатушки и тех и тех должна местная и федеральная власть.
А что ты делал на мотоцикле на лыжне ?
7
2
Ответить
vershila
Химки
pazik124
Нет сейчас нигде бесплатных железяк, чермет -от 18 р/кг
У крепких хозяйственников они еще с советских времен в сараях припасены.
1
1
Ответить
АМК
Артем
А что ты делал на мотоцикле на лыжне ?
Там же написано - ездил.
 
7
Ответить
MOV_engineering
Томск
Конструктивно Тритон - самый ущербный. Камерные колеса и цепной привод снаружи - просто рукалицо в плане надежности.
1
 
Ответить
Артем
Ханты-Мансийск
АМК
Там же написано - ездил.
Для таких как вы , лыжня подразумевает Лыжников , ну не как мотоциклистов ! Это то же самое если лыжник выскочит на проезжую часть и поедит мешая автомобилям !!!!
6
1
Ответить
АМК
Артем
Для таких как вы , лыжня подразумевает Лыжников , ну не как мотоциклистов ! Это то же самое если лыжник выскочит на проезжую часть и поедит мешая автомобилям !!!!
ПоедЕт , Артём.
1
5
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром