Один из верных признаков настоящего внедорожника на сегодня — не только классическая компоновка и наличие понижающей передачи, но также отсутствие вариатора или «робота» в качестве автоматической коробки передач. Но как бы там ни было, таким автомобилям не удалось избежать других общих тенденций времени, а именно дефицита и существенного роста цен. Коль уж наш список состоит из разномастных моделей (всего их десять), ниже приведем его по принципу от малого к большему, что примерно соответствует возрастанию цены, в том числе величине дилерских накруток.
Да, как и все прочие автомобили, покорители бездорожья не избежали участи быть источником «навара» официальных розничных торговцев. Правда, есть одна особенность: иногда сверхприбыльный прайс дают не за коврики и дефлекторы, а при наличии хотя бы минимального тюнинга с использованием профильных аксессуаров. И еще нюанс: под общую дудочку новые автомобили по «суперценам» предлагаются и от частных продавцов.
«Легендарный» трехдверный вазовский внедорожник предлагается в двух основных комплектациях — Classic и Luxe. В первом штатно ABS, борткомпьютер, электростеклоподъемники, аудиоподготовка, комбинированная обшивка сидений, а второй еще оснащен подогревом кресел, задними подголовниками, розеткой в багажном отсеке и литыми дисками 16 дюймов — это на 17 000 рублей дороже. Для Luxe опционально доступен кондиционер — еще плюс 39 000 рублей. Впрочем, спрос примерно одинаковый на обе комплектации, а вот более дорогое исполнение Urban несколько отстает. Здесь передние «противотуманки», кондиционер, оригинальные бамперы и литые диски. Цена прайса 735 900 рублей.
Длиннобазный пятидверный вариант фигурирует в тех же исполнениях, но минимальный ценник 747 900 рублей. Автомобиль тоже пользуется хорошим спросом, но теперь это придется говорить в прошедшем времени — 2021 год станет для него последним, производство сворачивают. На все семейство предусмотрен только один бензиновый двигатель 1,7 л (83 л.с.) в паре с 5-ступенчатой «механикой», а также постоянный полный привод с блокировкой «центра» и понижающей передачей.
Официальный прайс на «Ниву» прилежно подрос, а продавцы «легенды» тоже не отказываются от своего прикупа: 120 000–150 000 рублей сверху — вполне распространенное явление. Хотя в последнее время встречаются примеры наценок и до 280 000 рублей, в том числе на «трехдверки» в базовом исполнении.
Именно с появлением рестайлинговой «Нивы» связывают окончание выпуска классической «пятидверки» — этот сегмент оставляют для более продвинутого Тревела. В начальной комплектации Classic у него имеются подушка безопасности для водителя, передние электростеклоподъемники, электропривод и обогрев зеркал, аудиоподготовка.
Следующий уровень Comfort включает в себя кондиционер, подогрев кресел, центральный подлокотник, задние подголовники, литые диски 15 дюймов, колпак запасного колеса — цена по прайсу возрастает минимум до 888 900 рублей. Версия Comfort Off-road добавляет передние «противотуманки», дистанционный ключ, сигнализацию, шноркель, рейлинги, литые диски 16 дюймов. Цена 932 900 рублей. Комплектация Luxe привносит вторую подушку безопасности, электрообогрев лобового стекла, регулировку кресла водителя по высоте, медиасистему с дисплеем 7 дюймов, камеру заднего вида, тонировку стекол. Стоимость 974 900 рублей. Также предусмотрен вариант Luxe Off-road за 993 900 рублей. Комплектации Comfort и Luxe чаще всего встречаются в предложениях дилеров.
С момента начала продаж в феврале Travel успел подорожать на 84 000 рублей, а в целом по отношению к предшественнику Lada Niva — на 94 000 рублей. У дилеров типичные «взносы» за машину составляют до 160 000 рублей, но встречаются варианты и до 230 000 рублей, в зависимости от количества «допов».
С выбором по силовой части все просто. Двигатель один — бензиновый 2,7 л (135 л.с.), комплектуемый китайской или корейской коробками передач, с разницей в цене 15 000 рублей. Имеются ABS, гидроусилитель руля, корректор фар, а у вариантов с корейской коробкой еще и подогрев передних сидений. Предусмотрена комплектация «Классик» с блокировкой заднего дифференциала, ее стоимость по официальному прайсу 1 070 000 рублей (плюс 48 000 рублей). С весны 2019 года Хантер предлагается в заводской спецверсии «экспедиционный»: колеса с шинами класса АТ увеличенного размера, лебедка, силовые бамперы и пороги, защита рулевых тяг, верхний багажник-корзина, а доступ в багажный отсек выполнен по старинке, с откидным бортом. Стоимость такого варианта по прайсу 1 274 000 рублей.
Ветеран откровенно сдает: за девять месяцев текущего года продали всего около 500 Хантеров, усугубив отрицательную динамику. А ведь цена за это время подскочила, как «козлик» на ухабе. Перспектив замены утилитарному «джипу» на самом УАЗе не прослеживается, а нынешний долго не протянет. Сегодня дилеры на этот внедорожник много не накидывают — обычно не более 170 000 рублей, а если с небольшим тюнингом — до 250 000 рублей. Но на заводские экспедиционные версии накрутка может доходить до 420 000 рублей.
Флагман модельного ряда УАЗа в 2021 году представлен довольно широким набором комплектаций, хотя двигатель для всех — 2,7 л в 150-сильном варианте. Притом «современным» внедорожник становится с версии «Комфорт», где появляются подушка безопасности пассажира, ремни с преднатяжителем и ограничителем усилия, задние подголовники. А также «раздатка» с электромеханическим приводом, стояночный тормоз с приводом на задние колеса, дверные ручки и зеркала в цвет кузова, дистанционный ключ, модернизированные кресла с подогревом, кондиционер, сигнализация. Минимальная цена по прайсу 1 270 000 рублей.
Версия «Люкс» привносит ESP, передние «противотуманки», помощника при старте на подъеме, кожаный руль с подогревом, мультимедиа с дисплеем 7 дюймов, навигацию, круиз-контроль, допрозетку в багажнике, литые диски 16 дюймов. Цена 1 390 000 рублей. Притом в покупательских предпочтениях сформировался четкий запрос и на варианты с 6-ступенчатым «автоматом» (импортным) — на них приходится больше трети продаж. Минимальная цена таких машин сегодня установилась на отметке 1 405 000 рублей (плюс 210 000 рублей к 2020 году) с учетом уровня оснащения «Комфорт».
Кроме всего, Патриот доступен в заводской спецверсии «Экспедиционный» (минимум 1 585 000 рублей), а также для семейства предусмотрены различные опции. Вместе с тем реализация машин в текущем году просела, а отпускные цены заметно выросли, с общей прибавкой более 20%. Судя по всему, после многочисленных модернизаций Патриот исчерпал свои возможности, а про замену ничего определенного так и неизвестно. У дилеров же встречаются разные наценки, дело доходит до 150 000–240 000 рублей, хотя в случае тюнинга речь может идти о суммах в 340 000–380 000 рублей.
Этот мини-внедорожник в своем новом облике хорошо «зашел» в России: за девять месяцев текущего года реализовано более 1500 экземпляров, что превысило показатель за весь 2020 год и с опережением кроссовера Suzuki SX4. Концепция автомобиля известна: полное обновление при сохранении всех канонов сегмента, включая раму и неразрезные мосты.
Единственный бензиновый двигатель объемом 1,5 л (102 л.с.) все так же предлагается на выбор с ручной коробкой или 4-ступенчатым гидромеханическим «автоматом». В базовой комплектации GL имеются фронтальные подушки безопасности, ESP, передние «противотуманки», датчик света, датчики давления в шинах, кондиционер, подогрев кресел, аудиосистема с Bluetooth. Это единственная версия для «механики», хотя автоматическая коробка передач тоже доступна — с ней цена по прайсу 1 919 000 рублей. Но все же более востребованы комплектации GLX. Здесь появляются светодиодные «линзы» с омывателем и автокорректором, обогрев зеркал, климат-контроль, кожаный руль, круиз-контроль, допрозетка и органайзер в багажнике, литые диски 15 дюймов. Цена 2 059 000 рублей, а в комплекте с медиасистемой с дисплеем 7 дюймов и навигацией — на 30 000 рублей дороже.
Неудивительно, что импортируемый «малыш» за текущий год неплохо прибавил в ценовом весе по прайсу. Что же касается дилерских наценок, то размер внедорожника отнюдь не означает скромный неофициальный барыш. А он в ряде случаев переваливает за 400 000 рублей и за полмиллиона, а то и доходит до 600 000.
Китайская марка Great Wall в 2021 году вновь напомнила о себе в России: на сей раз выкатив полноразмерный пикап с наименованием GWM Poer. То есть наличием более утилитарного пикапа Wingle 7 дело не ограничилось. Под капотом без вариантов турбодизель объемом 2,0 л (150 л.с.) в сочетании с 8-ступенчатым «автоматом». Полный привод подключаемый, причем автоматически (электрогидравлической муфтой), но есть режим 4L с блокировкой муфты и включением понижающей передачи, а также принудительная блокировка заднего дифференциала.
Комплектаций две, и уже в базовый Comfort упаковано много всего: ESP, светодиодные фары и задние фонари, передние «противотуманки», датчики дождя и света, бесключевой доступ, система контроля «слепой» зоны справа, электрообогрев зоны покоя «дворников» и форсунок омывателя. Есть кондиционер, кожаный руль, подогрев кресел, медиасистема с дисплеем 9 дюймов, камера заднего вида, круиз-контроль, литые диски 18 дюймов. В комплектацию Premium добавлены боковые и оконные подушки безопасности, датчики давления в шинах, система кругового обзора, климат-контроль, подогрев руля, электрорегулировка кресел, кожаная обшивка сидений, электроскладывание зеркал, салонное зеркало с автозатемнением, хром-декор. Минимальная цена 2 599 000 рублей.
Пока нет ясности, приживется ли этот большой пикап на российских дорогах, но всех наших «диких» рыночных передряг он уже хлебнул. Цена с июня, то есть со старта продаж, успела вырасти на 150 000 рублей. Да и дилеры не церемонятся с новым «люкс-пикапом»: имеющиеся в салонах экземпляры можно встретить с прибавками более чем на 300 000 рублей.
Весной текущего года локализованный в России Haval H9 вышел в модернизированном виде по оснащению и набору комплектаций, хотя внешность осталась нетронутой. Двигателей два: бензиновый 2,0-литровый с турбонаддувом (218 л.с.) и того же объема турбодизель (190 л.с.), оба совмещены только с 8-ступенчатым «автоматом». Полный привод с автоматическим подключением передней оси, блокировка муфты и понижающая передача, а также штатно блокировка заднего дифференциала.
В исходной пятиместной комплектации Comfort имеются шесть подушек безопасности, биксеноновые фары с автокорректором, бесключевой доступ, электромеханический «ручник», трехзонный климат-контроль, блок допприборов (альтиметр, барометр, компас, креномер), мультимедиа с дисплеем 8 или 9 дюймов, камера заднего вида, кожаный руль с подогревом, электроскладывание зеркал, рейлинги, литые диски 17 дюймов. Дизельная версия дороже — 3 019 000 рублей. Другие две комплектации — семиместные. Средний Luxe привносит систему контроля «слепых» зон, систему Cruise Control Off-road, кожаные сиденья с электрорегулировкой передних и подогревом задних, премиальную акустическую систему с десятью динамиками, розетку 220В в багажнике, литые диски 18 дюймов. Цены 3 099 000 и 3 219 000 рублей соответственно.
Топовый уровень Premium добавляет систему контроля полосы движения, автоуправление дальним светом, отделку сидений кожей Nappa, кресла с функцией массажа и вентиляции, панорамную крышу с электроприводом, электроскладывание сидений третьего ряда, и ко всему еще принудительную блокировку переднего дифференциала. Но этот уровень доступен только с бензиновым двигателем — по прайсу 3 299 000 рублей.
Обновление и прочие факторы сказались на ценах: рост в течение года довольно заметный. Притом продажи возросли: за девять месяцев текущего года почти в два раза, чем за весь 2020 год. Может, сказались и сравнительно «скромные» для большого рамного внедорожника дилерские наценки: до 270 000–370 000 рублей, хотя есть примеры и свыше 600 000 рублей.
С марта 2021 года в России стал доступен к заказу обновленный Mitsubishi Pajero Sport, поэтому изменение официальной цены указан именно к началу продаж (к 2020 году прибавка 15%). Принципиальных технических изменений нет, но внедорожник подрос в размерах, получил улучшенный салон и оснащение. Предшественник больше всего продавался с турбодизелем 2,4 л (181 л.с.) в паре с 8-ступенчатым «автоматом», а по комплектациям покупатели предпочитали средние версии Intense и Instyle. После модернизации эти предпочтения вряд ли сильно изменились.
По сравнению с базовым уровнем Invite (доступен только с «механикой»), комплектация Intense привносит многое: боковые, оконные и коленную подушки безопасности, светодиодные фары, датчики света и дождя, электромеханический «ручник», двухзонный климат-контроль, внедорожный режим Off Road Mode, подогрев руля, медиасистему, розетку 220В и сетку в багажнике. Но и цена по прайсу сразу подскакивает до 3 489 000 рублей.
Комплектация Instyle добавляет омыватель фар, цифровую приборную панель 8 дюймов, комбинированную кожаную отделку интерьера, электрорегулировку кресла водителя, салонное зеркало с автозатемнением, навигацию, камеру заднего вида, тонировку стекол. Цена 3 809 000 рублей с учетом турбодизеля, а с бензиновым V6 объемом 3,0 л (209 л.с.) в паре с «автоматом» же — 3 849 000 рублей. Ко всему машина имеет преимущество в виде трансмиссии Super Select II 4WD и принудительной блокировки заднего дифференциала для всех комплектаций.
Важно добавить, что обновленный внедорожник теперь выпускается в России с обоими двигателями (до этого только с дизельными), но, несмотря на все, успехов продвижения не видно. В текущем году просели продажи Mitsubishi в целом и Pajero Sport в частности. Притом рост официальных цен сравнительно умеренный. Да и дилеры еще не самые жадные: чаще всего «просят» в районе полумиллиона рублей, но бывает как в меньшую, так и в большую стороны, вплоть до 800 000 рублей в зависимости от версии.
Третий среди моделей Toyota и первый в своем классе: реноме Toyota LC Prado непоколебимо, что подтверждают продажи — в 2021 году они выше, чем в предыдущем. В том числе своих покупателей находят версии с базовой бензиновой «четверкой» объемом 2,7 л (163 л.с.), как на «ручке», так и с «автоматом».
Хотя основные предпочтения все же другие. Больше всего продается машин с турбодизелем 2,8 л (200 л.с.), совмещенным только с 6-ступенчатым «автоматом» и сразу начиная с комплектации «Комфорт». Кроме базовых семи подушек безопасности и датчика света, здесь омыватель фар, датчики давления в шинах, бесключевой доступ, трехзонный климат-контроль, электрорегулировка передних кресел, круиз-контроль, мультимедиа с дисплеем 9 дюймов, камера заднего вида, дополнительные воздуховоды для задних пассажиров. Цена по прайсу 4 274 000 рублей. Однако зачастую покупатели выбирают следующую комплектацию « Элеганс», где предлагаются оригинальный декор, датчик дождя, салонное зеркало с автозатемнением, подогрев руля, предпусковой подогреватель двигателя и салона, принудительная блокировка заднего дифференциала. Цена 4 632 000 рублей с учетом турбодизеля, а с бензиновым V6 объемом 4,0 л (249 л.с.) стоимость 4 606 000 рублей.
В ходу и версия 70 th Anniversary с системами кругового обзора, стабилизации положения кузова, помощи при движении по бездорожью (Multi Terrain Select), вентиляцией передних сидений, текстильными ковриками. Цена 5 004 000 рублей с турбодизелем и 4 978 000 — с бензиновым двигателем.
При всем за 2021 год культовый внедорожник изрядно так подорожал в денежном выражении даже официально. Плюс дилерские «сборы», которые тоже не отличаются гуманностью. Точнее, к таковым можно отнести суммы в 700 000–900 000 рублей, тогда как для наиболее богатых комплектаций нормой уже стали значения на уровне 1 100 000–1 500 000 рублей.
Глубоко модернизированный Kia Mohave, продажи которого у нас начались в ноябре 2020 года, сохранил рамную конструкцию и раздаточную коробку с понижающей передачей, но обладает полностью независимой подвеской и основательно «накачан» современными средствами безопасности и комфорта.
Силовая часть безальтернативно включает в себя турбодизель V6 объемом 3,0 л (249 л.с.), 8-ступенчатый «автомат» и полный привод с автоподключением передней оси. Стартовая комплектация Luxe самодостаточна: семь подушек безопасности (включая коленную для водителя), светодиодная головная оптика и задние фонари, система предотвращения фронтального столкновения, система адаптации к дорожным условиям Terrain Mode Select, электромеханический «ручник». В салоне с трехрядным размещением имеются раздельный климат-контроль, электроотопитель, память настроек кресла водителя, рулевой колонки и зеркал, комбинированная кожаная отделка, вентиляция кресла водителя, подогрев руля, передних и задних сидений, мультимедиа с дисплеем 12,3 дюйма, навигация, камера заднего вида, электропривод багажной двери, рейлинги, подножки, литые диски 18 дюймов.
Но покупатели больше тяготеют к следующему уровню Prestige, где добавлены система кругового обзора, вентиляция пассажирского кресла, беспроводная зарядка телефонов, самоблокирующийся задний дифференциал, тонировка стекол. Цена по прайсу 4 159 900 рублей. Предусмотрено еще два уровня оснащения.
Нынешний Kia Mohave не потерялся: в абсолюте хвастать нечем, но за девять месяцев текущего года его реализация (свыше тысячи экземпляров) почти вдвое перекрыла итог за весь прошлый год — рынок все же позитивно отреагировал на «новый» крупноформатный люксовый SUV. Притом, как можно видеть, даже официальный прайс вырос значительно. Реальные же розничные цены… О вольнице дилеров корейских марок все наслышаны, и Kia Mohave у них не стал исключением. Нажива до миллиона — явление уже из ряда исключений, в основном суммы заметно больше, а на самые богатые версии дело доходит до 1 500 000–1 900 000 рублей.