Прошлогодний локдаун запомнился небывалом спадом продаж и затишьем на авторынке. В разгар карантина торговли практически не было. Когда отпустило, потенциальные покупатели начали наверстывать упущенное. Да так, что итоговая статистика 2020 года выглядела вполне достойно. Ралли продолжилось и в нынешнем году. Весь 2021 год проходит под знаменем спекуляций дилеров, а разрыв между РРЦ и реальной ценой продаж достиг невиданных ранее значений. Что делать в этой ситуации рядовому потребителю, который не хочет переплачивать? Очевидное: подождать, когда ажиотаж схлынет или присмотреться к рынку б/у. А если нужен исключительно новый автомобиль «здесь и сейчас»? Тогда приходится рассматривать альтернативные варианты. Иногда не совсем стандартные.
Начнем с самого простого — вспомнить, что помимо популярных и востребованных моделей есть и менее распространенные. Если внимательнее присмотреться к ним, то можно: во-первых, найти более упакованный или недорогой аналог, во-вторых — избежать пресловутых «допов». Конечно, накрутки возможны и здесь, но они носят куда менее масштабный по сегодняшним меркам характер. Условно — можно отделаться суммой до 100 000 рублей. Надо понимать, что вам не удастся найти среди этих моделей условный «солярис» или «поло» и в принципе недорогие автомобили.
Соответственно, в данном контексте речь идет о более дорогих моделях. Мы рассмотрим наиболее доступные варианты «не таких, как все».
В первую очередь на ум приходят недооцененные «французы». Новые кроссоверы Peugeot 2008 и 3008 — хорошая альтернатива корейским и японским одноклассникам, но ажиотажного спроса на них нет. Другая альтернатива — Citroen C3 Aircross. В плюсах французских моделей — яркая индивидуальность, современные технологии, смелый экстерьер и насыщенный интерьер. Минусы — слабая ликвидность при последующей продаже.
Другая альтернатива — «китайцы». Уже раскрученные марки Geely, Haval и Chery также затронула дефицитно-ажиотажная лихорадка, но разнообразие брендов из Поднебесной позволяет подыскать интересный вариант. К примеру, недорогой (по нынешним меркам) кроссовер CS35 от Changan. Цена на версию с АКП стартует от полутора миллионов рублей. Хороший вариант для тех, кто готов преодолеть стереотипы и купить автомобиль «с ходу» без переплат и ожиданий.
Братская республика давно в сфере интересов покупателей из России, правда, раньше этот интерес был к подержанным автомобилям, но сейчас эта тема неактуальна. Наши страны образовали единое экономическое пространство и приняли ряд законов, которые унифицировали таможенные ставки участников союза. После очередного падения рубля на фоне выгодной разницы курсов валют сами белорусы кинулись скупать автомобили в ближайших российских регионах. Зачастую те же самые, что еще недавно колесили по просторам Белоруссии.
Но сегодня на повестке дня не старые «европейки», а новые автомобили, которые официально продаются в дилерских центрах республики. Салонов тут не так много, выбор невелик. Но он есть. Интерес представляет марка Geely, которая производится на территории Белоруссии. Мода на «допы» и «накрутки» пока туда не проникла. А цены на отдельные комплектации могут быть даже ниже, чем у российских дилеров. Например, переднеприводный Geely Atlas c двигателем 1.8 в комплектации «Комфорт» в Москве стоит 1 750 000 рублей, в Минске — около 1 585 000 рублей (в пересчете на российскую валюту).
По логике законодательства любой гражданин РФ может спокойно поехать в Белоруссию и приобрести себе новый автомобиль. Однако на практике все не так просто. Дело в том, что на фоне ажиотажа белорусские автосалоны ограничили продажу автомобилей гражданам РФ. Теперь россиянам надо искать посредника: гражданина Белоруссии, который сначала выступит в роли первого покупателя, а уже потом продаст машину будущему владельцу из России. Останется лишь оплатить копеечный утильсбор. Прецеденты таких сделок имеются. Но в процессе выяснились любопытные детали. Оказывается, чтобы белорусский ЭПТС смогли конвертировать в российский, надо сначала сделать постановку со снятием в Белоруссии. Лишь после этих процедур машину можно будет зарегистрировать в России. Все эти сложности сдерживают массовый поток покупателей из России.
В Сети все чаще можно увидеть объявления об услугах в приобретении нового автомобиля без допоборудования и накруток. Тут есть несколько вариантов. Большинство этих предложений изначально носят для покупателя сомнительный, да что там — авантюрный характер. Но отдельные успешные эпизоды вполне могут быть.
Первая схема — забронировать автомобиль до того, как он будет распределен в дилерский центр. Так (в теории) удастся избежать наценок дилера, а машина попадет напрямую в руки будущего владельца. Тариф за услуги — 20 000–30 000 рублей. Предложение какое-то мутное, положительных отзывов работы по этой схеме обнаружить не удалось. К тому же некоторые посредники козыряют тем, что можно «достать любую марку», что еще больше настораживает.
Второй вариант уже прозрачнее. Суть в том, чтобы свести к минимуму «допы» и даже получить скидку — за небольшое вознаграждение продавцу. Здесь работают личные связи посредника и сотрудников дилерского центра (а то и они сами предлагают эту услугу). Сделка со стороны выглядит как обычная покупка, только клиент заходит в салон по предварительной договоренности. Как ни странно, примеры таких манипуляций существуют.
Третий способ — приобрести машину у посредника («перекупа»), который смог купить ее онлайн по честной цене. В данном случае речь идет исключительно о марке Hyundai, и мы подробно рассмотрим всю эту кухню ниже. Этот вариант наиболее реальный, эдакий компромисс, когда вместо 300 000–400 000 рублей (которые обычно платятся дилеру) оплачиваются 150 000–200 000 перекупщику. Спрос на услугу огромный! Этим и пользуются мошенники, которые лихо берут предоплаты и затем исчезают.
Теперь перейдем к самому прозрачному, но очень непростому способу покупки через онлайн-шоурум. Обо всех сложностях и даже нежизнеспособности этого процесса мы не так давно рассказывали. Сегодня речь пойдет целиком и полностью об онлайн-продажах Hyundai.
Для начала рассмотрим схему покупки в общих чертах. Заходим на showroom.hyundai.ru, регистрируемся. Кликаем на понравившийся экземпляр и нажимаем «купить онлайн». После этого выбираем город и дилера, где планируется забрать автомобиль, и бронируем его. Теперь надо решить, на какие средства будем брать. Если за свои — идем дальше, если кредит, то оставляем заявку, которая быстро обрабатывается и банк тут же принимает решение. На следующем этапе есть 30 минут на заполнение данных будущего владельца в соответствии с паспортом (потом исправить не получится), на основе которых составляется электронный договор купли-продажи автомобиля. Наконец, остается внести обеспечительный взнос в размере 100 000 рублей, который пойдет в зачет покупки. На решение финансовых вопросов дается 12 часов. Не успели — бронь слетает. Когда машина поступит в дилерский центр, нужно будет оплатить оставшуюся сумму тут же на сайте. На этом этапе можно сэкономить и получить кешбэк. В дело вступают карты с самыми выгодными тарифами и высокими лимитами. Итоговая сумма зависит от многих факторов, в том числе и стоимости самого автомобиля, но разбег кешбека варьируется от символических 3000 до ощутимых 25 000–30 000 рублей! Через три дня после оплаты машина будет готова к выдаче. Процедура довольно быстрая, так как все документы уже сформированы и клиенту остается только подписать договор и акт.
Сервис весьма востребован: в октябре наплыв посетителей буквально обрушивал сайт. Тысячи потенциальных клиентов едва ли не круглые сутки обновляют страницу в надежде на появление очередного автомобиля, тут же крутится целая армия ботов, делающая то же самое автоматически. И все, чтобы получить заветную бронь. Агрессивные методы работы «перекупов» значительно снижают возможность покупки человека «с улицы».
Теперь о самом сложном в этом сервисе: никто не знает, когда в шоуруме выставят очередные автомобили, в каком количестве и какие это будут модели. Такая непредсказуемость вызвала появление россыпи телеграм-каналов и сообществ на заданную тему, иногда — за скромную плату. Подписка на платное оповещение позволяет выиграть две-три минуты. Но даже если искомый автомобиль появился в продаже, начинаются очередные проблемы: то в личный кабинет не зайти, то сайт тормозит. Пока суд да дело, автомобиля уже нет. И так до бесконечности, пока хватит сил и времени.
«В августе начала просматривать сайт ежедневно, один-два раза в день. Начиная с сентября страница шоурума открыта и обновляется постоянно в течение дня, держу ноутбук рядом с собой (с 10 до 23 часов). Успешных попыток бронирования не было. Проблем масса: ошибки на сайте, не поступал контрольный звонок, либо поступал, но ничего не происходило. В последнее время ошибки исчезли, но машины после выкладки исчезают за несколько секунд». Ульяна, г. Новокузнецк.
А что вы хотели — в основном сообществе соответствующего телеграм-канала сейчас свыше 24 000 человек! Ажиотаж невероятный! Судя по активности в чатах, большинство из этих людей пристально следят за сайтом и не оставляют надежды на приобретение автомобиля. Истории у всех разные. Некоторые даже умудрялись «поймать бронь», но в силу разных причин отказывались от нее.
«Автомобиль начал подбирать еще весной, искал исключительно дизельную Santa Fe в определенной комплектации, пятиместном исполнении, с черным салоном (на сегодня готов и к Palisade на дизеле, в минимальной комплектации). В июне удалось забронировать машину — но из-за спешки выбрал не тот цвет салона и отказался от брони. С тех пор все попытки заканчивались неудачей. Дальнейшие мои действия — ожидание нормальной работы онлайн-шоурума либо продаж автомобиля по РРЦ. Брать машину с “допами” за 500 000 у дилеров не считаю приемлемым, а покупку б/у не рассматриваю. Касаемо других марок — в данном классе нет ничего подобного (в этом ценовом диапазоне), за исключением китайцев, которых тоже не рассматриваю. Хотелось бы нормального сервиса по онлайн-продажам, а не аттракцион в виде 100-150 машин в месяц на всю страну. В других странах, где запущен онлайн-шоурум, таких проблем нет, в этом может убедиться любой желающий». Алексей, г. Москва.
Осенью клиентов ждал еще один малоприятный сюрприз. Сначала некоторые модели стали доступны к покупке только в кредит. Затем возможность оплаты наличными исчезла совсем. При этом условия кредитования оказались не самыми демократичными и процент одобрения снизился.
«У меня получилось забронировать машину (Creta), думала, вот повезло! Но оказалось, что теперь покупка только в кредит. Заявку не одобрили, поэтому сделка не состоялась. Впечатления остались негативные: насчитали страховку с завышенной стоимостью, везде фигурирует безальтернативный “Совкомбанк”. Буду искать другие варианты. Считаю, что покупка автомобиля должна приносить положительные эмоции, а не разочарования». Анастасия, г. Воронеж.
Напоследок пара историй со счастливым финалом. Начнем с Николая из Сургута. «Решил покупать машину онлайн, подписался на соответствующие каналы и стал ждать. В начале сентября появилась информация, что в продажу поступили Creta по заводской цене 1 420 000 рублей (АКП, 1,6 л, передний привод, комплектация Family). Сделал обеспечительный платеж 100 000 рублей на официальном сайте, там же подписал электронный ДКП. Машина прибыла к местному дилеру за неделю, в два раза быстрее, чем было обещано. Получение ничем не отличалось от приобретения в автосалоне. Никаких неожиданных сюрпризов в виде комиссий, “допов” и томительных ожиданий», — вспоминает Николай.
Еще один счастливчик Хасан из Набережных Челнов шел к своей покупке полтора месяца. Но особых душевных страданий за этот период не испытал, наоборот, с интересом разбирался и вникал в процесс: «Хотел Solaris 1.6, “автомат” с комплектацией “Элеганс”, цвет Star dust. В итоге поймал его 2 сентября! Машинка прибыла через десять дней. А теперь про экономию: автомобиль мне обошелся в 1 176 000 рублей. Когда его забирал, ради интереса взял в салоне прайс — точно такой же автомобиль при покупке за наличный расчет — 1 580 000 рублей!».
В процессе подготовки материала мы пообщались со многими потенциальными покупателями. Абсолютное большинство ждут окончания ажиотажа, дефицита и ценового беспредела. Тогда и онлайн-шоурум будет работать стабильно, и потребность в посредниках отпадет сама собой. Остается лишь один вопрос — когда наступит это светлое будущее?