Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
14.01.2022 | 10902 просмотра

«Руссо-Балт» из Майкопа

Автор: Сергей Цыганов
Фото автора
Источник: Дром
Дмитрий Коржов живет в Майкопе. То есть немного в стороне от Москвы, Петербурга и тем более Риги. «И от магистральных путей автоисторического движения», — добавит иной доморощенный географ. И будет неправ.

Майкоп, как ни удивительно, одна из точек притяжения автоистории, тут много всего происходило и происходит. В значительной степени «движуха» связана с Владимиром Киреевым, известным собирателем и автоисториком, который еще семнадцатилетним пареньком (в конце 1980-х годов) проводил в Адыгее первые слеты автомотостарины. Но в Майкопе и помимо Киреева есть изрядное количество энтузиастов, в частности, Павел Поляков, который строит сейчас первый на этой земле автомобильный музей.

Павел Поляков, владелец первого автомузея Майкопа
Opel Olympia, подаренная маршалом Баграмяном герою Великой Отечественной войны Константину Срослову, ныне — звезда коллекции Павла Полякова

Но мы отвлеклись.

Итак, Коржов.

Дима большую часть жизни был далек от автомобилей, увлекался поиском, ходил по лесам с металлоискателем, кое-что находил. Лет семь тому назад к нему случайно попала накапотная фигурка от «Руссо-Балта» (маскот). Ну, как случайно… Купил за $10 000 у коллеги-поисковика из Карелии (подробнее об этой истории Дмитрий рассказывает в прилагаемом видео).

И началось.

Коржов прям увлекся историей Русско-Балтийского завода, собирал информацию, прочел все доступные публикации. Сначала он хотел этот маскот тупо перепродать, но, вникнув, понял — не-е-е, не продам. И пустил эту фигурку в дело: сделал 300 копий, вроде как «limited edition». Получилось очень круто: деревянная коробочка, безупречное качество отливок и обработки. И как вишенка — небольшой буклет с исторической информацией по «Руссо-Балту», тексты для которого написали известные автоисторики Денис Орлов и Станислав Кирилец.

Дмитрий Коржов и его изделие — копия маскота «Руссо-Балта»
Оригинал и копия накапотной фигурки «Руссо-Балта»

Копии маскотов номерные, с сертификатами — все, как любят коллекционеры. Вы думаете, Дмитрий сделал на этом сумасшедший бизнес? Хи-хи.

Треть изготовленного ушла на подарки, экземпляр номер один отправили аж самому Путину. Но остальное покупать как-то не стремятся. Возможно, со временем маскоты и разойдутся, но сейчас Коржов просто их бережно хранит.

Следующим шагом стала покупка чертежей «Руссо-Балта». Не оригиналов, конечно, хороших ксерокопий. Тут уж бюджет затрещал и пришлось объединяться с двумя другими коллегами. Сейчас в их коллекции порядка 10 000 чертежей и иной документации. Все это оцифровали, чтобы работать с математическими моделями, а не на кальках.

Вы, вероятно, догадались, что судьба подвела нашего героя к идее постройки реплики одного из «Руссо-Балтов», в частности, модели С24/30. Именно такую машину купил в 1910 году знаменитый гонщик и журналист Андрей Нагель.

Андрей Нагель за рулем собственного «Руссо-Балта» С24/30, шасси № 24 заводской серии 3. На такой же машине, но принадлежащей заводской спортивной команде, Нагель в 1912 году за 195 часов 23 минуты доехал из Петербурга до Монако, где потом занял девятое место в Rallye Automobile Monaco

Но потом — если вообще будет какое-то «потом» — хотят восстановить весь модельный ряд легендарного завода: 12 машин.

Что любопытно: в этих планах нет коммерции. То есть продать еще не построенную реплику Коржов не против, но вряд ли это окупит даже часть вложенного. Так себе бизнес.

Такими артефактами усыпаны все стены майкопской квартиры Коржова

Спрашиваете, сколько потрачено? За пять лет, что ребята занимаются «Руссо-Балтом», в затею вложено больше 1 млн евро (со слов Дмитрия, Владимир Киреев оценивает вложения в 150 000 евро). А сделано примерно треть от задуманного. Несложно прикинуть, в какие деньги обойдется весь проект.

Детали заказывают в разных городах, фактически по всей России. А собирают машину в Москве. Сейчас в наличии две рамы (зачем две — не спрашивайте, видимо, на всякий случай), собранные аутентичным образом, на заклепках. Передняя подвеска с рессорами, мостом и поворотными кулаками, комплект деревянных (дубовых) колес, гнутых вручную с применением парогенератора… Шины нужного размера купили в Англии, новодельные, конечно, но очень близкие к оригинальным, от фирмы «Проводник». Так, понемногу, и собираются кузов с шасси.

Почти готовое шасси «Руссо-Балта» на одной из выставок

А вот с силовым агрегатом — засада. Ребята пока не имеют понятия, как воспроизвести двигатель и коробку передач. Просто не хватает документации и не получается сделать полную цифровую модель.

Тут сделаем отступление: мы писали про новосибирского коллекционера Владимира Курдюмова, который тоже замыслил восстановление «Руссо-Балта» тип С-24-30НР. Курдюмов договорился о воссоздании мотора с Андреем Братеньковым из КБ «Спектр», вы его помните по проекту реставрации спорткаров Marussia. Пока в Новосибирске с мотором не очень выходит, но достоверно известно, что комплект нужных чертежей у Курдюмова имеется. Спрашиваю у Дмитрия про это.

— Мы с Володей дружим, — отвечает. — Но… я пока не спрашиваю его про чертежи. У меня денег нет.

Вот в этом месте и порылась собачка: проект воссоздания «Руссо-Балта» застопорился по самой предсказуемой из причин.

Модельки в витрине держат хозяина квартиры в историческом тонусе

И Коржов произносит ожидаемое слово «инвестор». Типа, как найдутся деньги, мы непременно купим в Новосибирске все необходимые чертежи. Или даже объединимся с Курдюмовым, чтобы совместно завершить изготовление репликара.

Это точно не бизнес. Это наивность уровня credo quia absurdum (верую, ибо абсурдно). Дмитрий говорит, что все деньги, которые они могли найти сами, уже потрачены, и теперь надежда только на внешнее чудо. Которое, как правило, не случается с теми, кто особо нуждается в чуде. Один человек из команды не выдержал безденежья и отошел от дела. Остались двое — Коржов и его московский друг Кирилл Родионов.

Найти предстоит 3 млн евро. При этом никто даже примерно не готов назвать срок завершения работ: слишком много нехоженых доселе тропинок придется пройти. Так что не инвестор ребятам нужен, а спонсор, меценат. А такого найти еще менее вероятно. Можно, конечно, подключить патриотический пафос и давить на национальное самосознание: первый русский серийный автомобиль, все дела. Но, кажется, такие аргументы уже плохо работают.

Дмитрий уверен, что в крайнем случае проект можно продать в незаконченном виде. Но это о-очень специфический актив, его ликвидность не измеряется традиционными методиками.

Кажется, это finita la мечта. Пять лет, куча потраченных денег, Коржов даже квартиру продал и коллекцию холодного оружия, чтоб вытянуть свой «Руссо-Балт».

Но время требует других героев.

Лучшие комментарии

14197299
Москва
Перед нами какой-то Дон-Кихот образца 2022 года.
Как показывает практика, к сожалению, больше всего страдают родственники и близкие таких фанатиков.
176
12
Ответить
KERS
Магнитогорск
Машины этих годов - это ручная сборка, эстетика в каждой детали и в целом, уже готовом автомобиле! Наши деды, прадеды, ... были рукастее и намного находчивее чем наше поколение. Сейчас делая какие-нибудь работы по дому или по машине с батей удивляюсь его смекалке и находчивости!
58
19
Ответить
Dragocennyi
Москва
На таких людях держится мир!
41
51
Ответить

Комментарии

Москва
Кому сел и поехал, а кто готов продать квартиру ради восстановления старинного драндулета...
67
6
Ответить
Москва
Беха Е34 была, с ней тоже много нюансов мелких, если хочется всё в завод восстановить (и то на нее можно все заказать на автодоке или на разборе варианты деталюх нужных присмотреть), да и по деньгам тоже относительно затратно. А в случае с тачками старше 1970-х и говорить нечего, тут даже на автодоке/экзисте фиг что найдешь, у малого знакомого была Е28, тот же радиатор, например, уже не заказать, пришлось присматривать схожий по расположению отверстий для патрубков от других авто, от ланоса встал, и так со всем, не просто пробил по вину - заказал, а выгадываешь что да как.
23
6
Ответить
  
Сообщений: 13184
Надо было эту статью сделать, до опубликования расследования о электро-Зетте. Потом предложение Минпромторгу: "Зетту забываем, а вы ввделяете средства на Руссо-Балт". Вот и все
Продам уши от мертвого осла.
35
5
Ответить
Dragocennyi
Москва
На таких людях держится мир!
41
51
Ответить
Поэтому у меня современный Руссо Балт. Инжекторная буханка =) . Сегодня установили помпу на печку. Жарит как надо теперь! И таких маленьких радостей, после которых новые ощущения от авто,будет еще ой как много... Новые запчасти купить можно. И машина полезная.)
31
12
Ответить
14197299
Москва
Перед нами какой-то Дон-Кихот образца 2022 года.
Как показывает практика, к сожалению, больше всего страдают родственники и близкие таких фанатиков.
176
12
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 17790
Безумству храбрых-почём мы песню...)))
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
26
4
Ответить
Besyachka
Вот урок нам всем - сначала лучше стать миллиардером, а потом уже затевать дорогое хобби.
61
4
Ответить
   
Сообщений: 581
Подкину на вентилятор.
Первый Российский автомобиль с рулём, был прулем)
Понятно, почему комплексует те, кто называют его "из бардачка")
Расшифровка (пруль) - первый руль.
А если по теме, откуда деньги пришли ребятам, туда же и ушли (в землю).
Но дело хорошее, подогревает интерес к единственному сохранившимуся экземпляру в Политехе.
31
25
Ответить
  
Новосибирск
Сообщений: 368
А чего не в "народном ретро"? В дроме любят подобные авто в ту рубрику пихать
6
3
Ответить
Udacha&blagopoluchie
Воронеж
о чем новость?

о каких агрегатах, чертежах, особенно эксклюзивных может идти речь??!!!

беру выдержку из вики
"....В 1908 году, в Риге создан автомобильный отдел. Директор — Иван Александрович Фрязиновский. На должность главного конструктора был приглашён 26-летний Жульен Поттера (Julien Potterat), который перед этим работал на бельгийской фирме «Fondu». Автомобили Фондю стали прототипом первых Руссо-Балт. ..."

там всецело мысли и технологии Европейского автомобилестроения того времени (периода).
можно смело брать от любой Европейской марки того периода и не ошибиться.

так как это не собственные инженерные разработки
27
7
Ответить
Udacha&blagopoluchie
Воронеж
Udacha&blagopoluchie
о чем новость? о каких агрегатах, чертежах, особенно эксклюзивных может идти речь??!!! беру выдержку из вики "....В 1908 году, в Риге создан автомобильный отдел. Директор — Иван Александрович...
дополню

"... В 1913 году была изготовлена первая машина автомобильного отдела Русско-Балтийского вагонного завода с полугусеничным движителем французского изобретателя А. Кегресса, ..." -

у всех инженеров которые работали в России школа была одна, и наверняка поставщик деталей был один и тот же. Из Европы.
19
6
Ответить
Роман
Красноярск
Вот тебе и комуняки убили наглухо всю авто индустрию, аж до сих пор отклики идут, а наши инженеры уехали в штаты и Европу и ни хило так их авто пром шагнул вперёд.
11
35
Ответить
ДИВАНИО Диванный X Перд
И в наше время находятся безумные интузиазисты!
11
1
Ответить
ДИВАНИО Диванный X Перд
Besyachka
Вот урок нам всем - сначала лучше стать миллиардером, а потом уже затевать дорогое хобби.
Разрешите поинтересоваться.
Бесячка это женский никнейм?
17
5
Ответить
 
Новокузнецк - Питер
Сообщений: 5150
На оригинальной эмблеме Имперскай ОрелЪ был жирнее.
14
2
Ответить
    
Курган
Сообщений: 1134
Чтооо? Ниву пятидверку на конвейер вернули сейчас ещё и "Руссо-Балт" вернут?
18
4
Ответить
     
Сообщений: 3875
Franz42
На оригинальной эмблеме Имперскай ОрелЪ был жирнее.
новый ОрелЪ с алиэкспресса
яки Империй такой и ОрелЪ
20
5
Ответить
KERS
Магнитогорск
Машины этих годов - это ручная сборка, эстетика в каждой детали и в целом, уже готовом автомобиле! Наши деды, прадеды, ... были рукастее и намного находчивее чем наше поколение. Сейчас делая какие-нибудь работы по дому или по машине с батей удивляюсь его смекалке и находчивости!
58
19
Ответить
LucaBertone
Москва
Руссо Балт это типа Аурус тока чуть больше века назад выходит? Дорогущая "важно - отечественная" игрушка для лиц мнящих себя "илитой"?
19
8
Ответить
MrMoris
Белгород
хруст французской булки как смысл жизни :) РКМП !
4
4
Ответить
Василий
Новосибирск
Ramambaharumambaru
Подкину на вентилятор. Первый Российский автомобиль с рулём, был прулем) Понятно, почему комплексует те, кто называют его "из бардачка") Расшифровка (пруль) - первый руль. А если по теме,...
Так вроде, если мне не изменяет память и движение у нас было левосторонним тогда, как у всех морских государств, взявших правила на основе правил мореходства
10
1
Ответить
   
Сообщений: 520
"Так что не инвестор ребятам нужен, а спонсор, меценат" В этом и проблема, что ребята хотят права на проект оставить за собой, воспользовавшись чужими деньгами. А лицо, которое будет спонсором, естественно, рассчитывает что проект будет принадлежать ему, так как финансовая нагрузка легла на его плечи.
20
 
Ответить
EdArt Print
статья очередной кликбейт ,как в последнее время любят на дроме....
3
3
Ответить
Роман
Красноярск
Не по теме смотрел один фильмец про некий на юге дворец одного великого господина так там такие же орлы были над троном
18
6
Ответить
   
Сообщений: 581
Василий
Так вроде, если мне не изменяет память и движение у нас было левосторонним тогда, как у всех морских государств, взявших правила на основе правил мореходства
Нет, правостороннее было всегда.
8
1
Ответить
Алексей
Ангарск
ДИВАНИО Диванный X Перд
Разрешите поинтересоваться.
Бесячка это женский никнейм?
cудя по комментам-да
9
3
Ответить
ДИВАНИО Диванный X Перд
Алексей
cудя по комментам-да
Это хорошо, можно что ни будь замутить. Может мы с ней из одного города!
6
 
Ответить
     
Барнаул
Сообщений: 2667
KERS
Машины этих годов - это ручная сборка, эстетика в каждой детали и в целом, уже готовом автомобиле! Наши деды, прадеды, ... были рукастее и намного находчивее чем наше поколение. Сейчас делая какие-нибудь работы по дому или по машине с батей удивляюсь его смекалке и находчивости!
Да потому что все сами делали. Вот у меня Шевроле Лачетти. Очень много чего можно сделать своими руками. Надо только гараж, желание и время. гаража нет, как и времени и желания. Делаю только всякую мелочь - шумку дверей, установка магнитолы и камеры заднего вида, ремонт сидений и так далее. А остальное - проще отдать в нормальный сервис машину и потом забрать. Время лучше потратить на отдых с семьей или на зарабатывание денег. Причем уроки трудов и отец многое научили своими руками делать - работа с металлом и деревом, ремонт в квартире почти весь сам делал, кроме установки пластиковых окон и укладки плитки - это лучше пусть профессионалы делают. так что можно самому сделать, но профессионалы чаще быстрее и дешевле сделают
4
2
Ответить
6469417
Казань
Роман
Вот тебе и комуняки убили наглухо всю авто индустрию, аж до сих пор отклики идут, а наши инженеры уехали в штаты и Европу и ни хило так их авто пром шагнул вперёд.
Она была ? Эта индустрия до коммунистов? Лучше ford T, чем штучный Руссобалт для Князьков. Вот сейчас Аурусы собираются выпускать, но мне простому автолюбителю от этого не тепло не холодно!
22
10
Ответить
6469417
Казань
KERS
Машины этих годов - это ручная сборка, эстетика в каждой детали и в целом, уже готовом автомобиле! Наши деды, прадеды, ... были рукастее и намного находчивее чем наше поколение. Сейчас делая какие-нибудь работы по дому или по машине с батей удивляюсь его смекалке и находчивости!
Да и сейчас все это можно сделать, есть рукастые люди, просто такие поделки будут стоить не как гранта, а как Бентли и простому обывателю такие машины даже близко не по карману.
8
1
Ответить
KERS
Магнитогорск
alexiv79
Да потому что все сами делали. Вот у меня Шевроле Лачетти. Очень много чего можно сделать своими руками. Надо только гараж, желание и время. гаража нет, как и времени и желания. Делаю только всякую мелочь...
Да - да, уроки труда это тоже хорошая школа, у нас в школе трудовик был толковый, много чему научил. Учился в школе в 90-е, прокатились еще на советских запасах, станки, инструмент, заготовки, всё было, от тебя только голова и руки! А уроки физры? Гоняли по советским программам, по полной. И никто не ныл, ни девченки, ни тем более пацаны!
8
2
Ответить
Роман
Красноярск
6469417
Она была ? Эта индустрия до коммунистов? Лучше ford T, чем штучный Руссобалт для Князьков. Вот сейчас Аурусы собираются выпускать, но мне простому автолюбителю от этого не тепло не холодно!
Аурус это ваг чистой воды
4
9
Ответить
KERS
Магнитогорск
alexiv79
Да потому что все сами делали. Вот у меня Шевроле Лачетти. Очень много чего можно сделать своими руками. Надо только гараж, желание и время. гаража нет, как и времени и желания. Делаю только всякую мелочь...
Кстати тоже была Лачетти (хэтч.корейской сборки), крепкий авто, 10 лет эксплуатировал. В декабре 2021 продал, человек аж из Омска приехал купил.
1
2
Ответить
Москва
14197299
Перед нами какой-то Дон-Кихот образца 2022 года.
Как показывает практика, к сожалению, больше всего страдают родственники и близкие таких фанатиков.
Как показывает практика, к сожалению, больше всего страдают родственники и близкие АЛКАШНИ и НАРКОМАНОВ
17
3
Ответить
  
Сообщений: 12955
Besyachka
Вот урок нам всем - сначала лучше стать миллиардером, а потом уже затевать дорогое хобби.
Ну т.е. для 99,999999% людей о хобби можно заби(ы)ть, даже о не особо дорогом...
Дайте мне хорошую рекламу и я буду продавать болты, как средство от головной боли.
Г. Форд
2
3
Ответить
  
Сообщений: 12955
"— Мы с Володей дружим, — отвечает. — Но… я пока не спрашиваю его про чертежи. У меня денег нет."

Хмм, я как-то по другому себе дружбу представляю, если отношения строятся через деньги, то это не дружба, а что-то другое....
Дайте мне хорошую рекламу и я буду продавать болты, как средство от головной боли.
Г. Форд
16
1
Ответить
     
Иркутск
Сообщений: 3078
Упоминание историка Станислава Кирильца уже как минимум указывает на серьезность затеи!
Книга "Иркутяне за рулём" издана!
6
1
Ответить
Роман
Аурус это ваг чистой воды
И что там от него?
3
3
Ответить
Тимур
Новосибирск
А в Новосибирске, в "галерее времени" что за руссо балт стоит?
3
 
Ответить
   
Сообщений: 19593
Dragocennyi
На таких людях держится мир!
На каких? На тех, кто готов продать квартиру и построить на эти деньги кусок автомобиля, у которого даже двигателя нет и не будет?

Нет, мир держится на ученых и инженерах - понимающих что они делают и для чего. А тут просто хобби ради собственного развлечения, которое в добавок человек не тянет по деньгам категорически.
Люблю музло потяжелее и Korn и Slayer и Slipknot
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело
17
5
Ответить
   
Сообщений: 19593
"Копии маскотов номерные, с сертификатами - все, как любят коллекционеры. Вы думаете, Дмитрий сделал на этом сумасшедший бизнес? Хи-хи" (с)

А должен был? Кто в представлении Дмитрия должен был ломанутся за этими фигурками? Коллекционеры новодела с символикой машины о которой никто уже и не помнит? С сертификатом от какого-то Дмитрия, которого никто не знает?

Это прикольная сувенирка. Можно продавать туристам баксов за 100$. Но что в этом коллекционного-то?
Люблю музло потяжелее и Korn и Slayer и Slipknot
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело
13
5
Ответить
Besyachka
ДИВАНИО Диванный X Перд
Разрешите поинтересоваться.
Бесячка это женский никнейм?
Это скорее описание процесса или состояния, нежели обычный никнейм. Но вообще мужской😅
4
1
Ответить
Dragocennyi
Москва
JumanGEE
На каких? На тех, кто готов продать квартиру и построить на эти деньги кусок автомобиля, у которого даже двигателя нет и не будет? Нет, мир держится на ученых и инженерах - понимающих что они делают...
Мир движется вперёд в том числе и на фанатиках своего дела. А не только на продуманах.

Многие успешные люди были на грани разорения, но в последствии пришли к успеху.
7
3
Ответить
ДИВАНИО Диванный X Перд
Besyachka
Это скорее описание процесса или состояния, нежели обычный никнейм. Но вообще мужской😅
Ой, пардонте! Ошибочка вышла!
2
 
Ответить
    
Сообщений: 1713
Доброго всем! А может всем миром? По килорублю с каждого не убудет, а Большая идея может не замерзнет совсем! Дром укажите счет, я сброшу!
3
4
Ответить
    
Сообщений: 1713
Дааа, жлобы! Вместо номера счета минус.... Вот так и живем...
3
4
Ответить
Василий
Новосибирск
Ramambaharumambaru
Нет, правостороннее было всегда.
Да, я ошибся. Почитал подробнее, первые машины делали водительское место у тротуара. Пруль при правостороннем движении и наоборот
2
 
Ответить
23683844
Одну эмблему отослали .самому .утину,наверно рассчитывали,получить шубу с барского плеча из госбюджета на расходы сыграв на патриотизме))
2
2
Ответить
А. Драб
23683844
Одну эмблему отослали .самому .утину,наверно рассчитывали,получить шубу с барского плеча из госбюджета на расходы сыграв на патриотизме))
Грамотный ход, в расчёте на наличие патриотизма. Попробовать стоило.
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром