Майкоп, как ни удивительно, одна из точек притяжения автоистории, тут много всего происходило и происходит. В значительной степени «движуха» связана с Владимиром Киреевым, известным собирателем и автоисториком, который еще семнадцатилетним пареньком (в конце 1980-х годов) проводил в Адыгее первые слеты автомотостарины. Но в Майкопе и помимо Киреева есть изрядное количество энтузиастов, в частности, Павел Поляков, который строит сейчас первый на этой земле автомобильный музей.
Но мы отвлеклись.
Итак, Коржов.
Дима большую часть жизни был далек от автомобилей, увлекался поиском, ходил по лесам с металлоискателем, кое-что находил. Лет семь тому назад к нему случайно попала накапотная фигурка от «Руссо-Балта» (маскот). Ну, как случайно… Купил за $10 000 у коллеги-поисковика из Карелии (подробнее об этой истории Дмитрий рассказывает в прилагаемом видео).
И началось.
Коржов прям увлекся историей Русско-Балтийского завода, собирал информацию, прочел все доступные публикации. Сначала он хотел этот маскот тупо перепродать, но, вникнув, понял — не-е-е, не продам. И пустил эту фигурку в дело: сделал 300 копий, вроде как «limited edition». Получилось очень круто: деревянная коробочка, безупречное качество отливок и обработки. И как вишенка — небольшой буклет с исторической информацией по «Руссо-Балту», тексты для которого написали известные автоисторики Денис Орлов и Станислав Кирилец.
Копии маскотов номерные, с сертификатами — все, как любят коллекционеры. Вы думаете, Дмитрий сделал на этом сумасшедший бизнес? Хи-хи.
Треть изготовленного ушла на подарки, экземпляр номер один отправили аж самому Путину. Но остальное покупать как-то не стремятся. Возможно, со временем маскоты и разойдутся, но сейчас Коржов просто их бережно хранит.
Следующим шагом стала покупка чертежей «Руссо-Балта». Не оригиналов, конечно, хороших ксерокопий. Тут уж бюджет затрещал и пришлось объединяться с двумя другими коллегами. Сейчас в их коллекции порядка 10 000 чертежей и иной документации. Все это оцифровали, чтобы работать с математическими моделями, а не на кальках.
Вы, вероятно, догадались, что судьба подвела нашего героя к идее постройки реплики одного из «Руссо-Балтов», в частности, модели С24/30. Именно такую машину купил в 1910 году знаменитый гонщик и журналист Андрей Нагель.
Но потом — если вообще будет какое-то «потом» — хотят восстановить весь модельный ряд легендарного завода: 12 машин.
Что любопытно: в этих планах нет коммерции. То есть продать еще не построенную реплику Коржов не против, но вряд ли это окупит даже часть вложенного. Так себе бизнес.
Спрашиваете, сколько потрачено? За пять лет, что ребята занимаются «Руссо-Балтом», в затею вложено больше 1 млн евро (со слов Дмитрия, Владимир Киреев оценивает вложения в 150 000 евро). А сделано примерно треть от задуманного. Несложно прикинуть, в какие деньги обойдется весь проект.
Детали заказывают в разных городах, фактически по всей России. А собирают машину в Москве. Сейчас в наличии две рамы (зачем две — не спрашивайте, видимо, на всякий случай), собранные аутентичным образом, на заклепках. Передняя подвеска с рессорами, мостом и поворотными кулаками, комплект деревянных (дубовых) колес, гнутых вручную с применением парогенератора… Шины нужного размера купили в Англии, новодельные, конечно, но очень близкие к оригинальным, от фирмы «Проводник». Так, понемногу, и собираются кузов с шасси.
А вот с силовым агрегатом — засада. Ребята пока не имеют понятия, как воспроизвести двигатель и коробку передач. Просто не хватает документации и не получается сделать полную цифровую модель.
Тут сделаем отступление: мы писали про новосибирского коллекционера Владимира Курдюмова, который тоже замыслил восстановление «Руссо-Балта» тип С-24-30НР. Курдюмов договорился о воссоздании мотора с Андреем Братеньковым из КБ «Спектр», вы его помните по проекту реставрации спорткаров Marussia. Пока в Новосибирске с мотором не очень выходит, но достоверно известно, что комплект нужных чертежей у Курдюмова имеется. Спрашиваю у Дмитрия про это.
— Мы с Володей дружим, — отвечает. — Но… я пока не спрашиваю его про чертежи. У меня денег нет.
Вот в этом месте и порылась собачка: проект воссоздания «Руссо-Балта» застопорился по самой предсказуемой из причин.
И Коржов произносит ожидаемое слово «инвестор». Типа, как найдутся деньги, мы непременно купим в Новосибирске все необходимые чертежи. Или даже объединимся с Курдюмовым, чтобы совместно завершить изготовление репликара.
Это точно не бизнес. Это наивность уровня credo quia absurdum (верую, ибо абсурдно). Дмитрий говорит, что все деньги, которые они могли найти сами, уже потрачены, и теперь надежда только на внешнее чудо. Которое, как правило, не случается с теми, кто особо нуждается в чуде. Один человек из команды не выдержал безденежья и отошел от дела. Остались двое — Коржов и его московский друг Кирилл Родионов.
Найти предстоит 3 млн евро. При этом никто даже примерно не готов назвать срок завершения работ: слишком много нехоженых доселе тропинок придется пройти. Так что не инвестор ребятам нужен, а спонсор, меценат. А такого найти еще менее вероятно. Можно, конечно, подключить патриотический пафос и давить на национальное самосознание: первый русский серийный автомобиль, все дела. Но, кажется, такие аргументы уже плохо работают.
Дмитрий уверен, что в крайнем случае проект можно продать в незаконченном виде. Но это о-очень специфический актив, его ликвидность не измеряется традиционными методиками.
Кажется, это finita la мечта. Пять лет, куча потраченных денег, Коржов даже квартиру продал и коллекцию холодного оружия, чтоб вытянуть свой «Руссо-Балт».
Но время требует других героев.