Что происходит с поставками автомобилей со вторичного рынка Японии? Вот самая компетентная информация — от поставщиков.
Дмитрий Забора, руководитель компании Carwin (Владивосток)
— Ситуация беспрецедентная. Что-то подобное было в конце 2014 года, когда курсы валют тоже скакали. Хорошо помню, что банки в один из дней продавали доллар по 80, тогда это казалось чем-то фантастическим. Но теперь все гораздо хуже, плюс к этому еще добавилась невероятно сложная политическая составляющая.
Курсы валют, конечно, невероятно важны. Несмотря на то что цены на аукционах Японии уже снижаются, это никак не компенсирует падение стоимости рубля. Причем прирост валюты на один пункт (рубль) добавляет к стоимости автомобиля эконом-класса порядка 10 000–15 000 рублей, а для более дорогих машин и более 50 000.
Вот примеры расчета машины по старому курсу и новому в один из дней. Toyota Prius 2008 года в 20-м кузове с двигателем 1,5 литра стоили в начале года от 770 000–780 0000 рублей. Сейчас около миллиона.
Приличную Toyota Aqua 2018 года можно было взять за 900 000–950 000 рублей. Теперь от 1 150 000–1 200 000 рублей цены только начинаются.
2,0-литровая полноприводная Toyota Noah 2018 года укладывалась в 1 700 000 рублей, а сейчас, скорее, стоит от 2 300 000 рублей.
Чем дороже машина в Японии и больше объем ее двигателя, тем сильнее ее стоимость зависит от курсов валют. Тот же Land Cruiser Prado прибавил в цене больше миллиона рублей. Теперь цены такие: с 3 400 000–3 500 000 до более чем 4 500 000.
Кроме того, из-за резких колебаний курса мы просто не знаем даже примерную стоимость автомобилей на сегодня. Вчера доллар стоил 93 рубля, сегодня 105, что будет завтра — непонятно. Как можно при подобной ситуации называть клиенту конечную стоимость? Видим в соцсетях рекламу других компаний-импортеров — дескать, обращайтесь, заказывайте, все нормально, мы принимаем ставки. Это, мягко говоря, странно. Ты не можешь даже примерно предсказать, во сколько автомобиль обойдется в итоге — через месяц во Владивостоке. Не можешь даже гарантировать вывоз из Японии. Поэтому мы фактически встали на паузу и до полной стабилизации ситуации не планируем возобновлять покупки. Только за последние дни у нас два десятка расторгнутых договоров. А клиентам остается только ждать.
Второй немаловажный момент — что будет с логистикой, а конкретно — с морскими грузоперевозками? Из фундаментальных изменений: крупная морская компания-перевозчик ECL уже убрала из расписания рейс Viking Coral (говорят, что украинский владелец этого судна отказался давать разрешение на заход в Россию). Что сильно повлияло на сроки доставки — за один рейс это судно привозило 2000–2500 автомобилей. А позже ECL и вовсе заявила, что планирует выполнять рейсы во Владивосток только до конца марта, а потом берет паузу до стабилизации политической обстановки. Это было ожидаемо. ECL — японская судоходная компания. Они не могут идти против общемировых тенденций. Но в целом ситуация с доставкой машин из Японии более-менее стабильна, добавляются новые рейсы, старые уходят по расписанию — все, как раньше. Поэтому нет сомнений, что все приобретенные нами до этого автомобили в ближайшее время попадут к своим российским владельцам. Но это сегодня и то, что было куплено как минимум неделю назад, а вот что будет завтра — большой вопрос.
Вот пример: датская компания Maersk — крупный морской перевозчик контейнеров (а с ней швейцарская MSC и французская CMA-CGM — прим. авт.), заявила о том, что приостанавливает прием заказов на перевозку контейнеров через Россию. А у нас порт, наверное, на 80% заточен на поставку контейнеров, вся инфраструктура под них строится. Удар для портового города? Убрать машины из Японии, убрать контейнеры, и Владивосток просто вымрет. Помню хорошо 2014–2015 годы: пустые улицы, но при этом полные стоянки автомобилей, никто никуда не выезжает, магазины пустые, зато в ломбардах началась активность. Очень не хочется даже думать об этом.
Могут возникнуть сложности с переводом платежей в Японию. Отключение некоторых банков от системы межбанковских связей SWIFT нас пока не коснулось, но это на сегодня. Поэтому приходится уже изучать другие способы денежных переводов, в том числе и через криптовалюту.
Что ждет правый руль в ближайшей перспективе? Анализирую рынок новых автомобилей, там просто дикий (необъяснимый) прирост стоимости плюс исход производителей из России. Думаю, про многие автосалоны можно будет забыть на ближайшее время. Вторичный рынок? Там тоже все плохо, продавцы на фоне политической обстановки в очередной раз в панике поднимают цены. Хороших машин за адекватные деньги не осталось практически в целом по авторынку. Мне видится, что фактически единственным источником для покупки автомобиля будет импорт из Японии. Слишком высокие цены? Нет, отнюдь. Россия — это главный покупатель б/у автомобилей из Японии. Если мы перестаем покупать, то сразу начинают падать цены на аукционах, это, собственно, уже происходит. Конъюнктура рынка меняется автоматически в зависимости от спроса. В ближайшие один-два месяца, полагаю, увидим очень интересные ценовые предложения, даже при высоких курсах валют.
Поэтому мой прогноз — рынок праворульных автомобилей получит второе рождение в ближайшем будущем, и в западную часть РФ поедут эшелоны автовозов из Владивостока. Эта тенденция уже началась в 2021 году — достаточно взглянуть на статистику импорта. И эти цифры могут вырасти в этом году на порядок. Главное, чтобы осталась логистическая возможность привезти автомобили из Японии. Вот на это больше всего сейчас и надеемся. А еще хочется надеяться на поддержку государства: система расчета таможенных пошлин в зависимости от курса евро давно вызывает вопросы. Хорошо бы отвязаться от этого и расчеты производить в рублевых константах.
Виктор Устимов, коммерческий директор компании «Фаворит-Моторс» (Иркутск)
— Надо понимать, что для японских экспортеров подержанных автомобилей российский рынок приоритетный. По итогам прошлого года наша страна и вовсе вышла в этом показателе на первое место. Представьте себе, что будет, если японцы потеряют Россию в таком ее качестве. Куда сплавлять машины в возрасте пяти-семи лет? Из-за высоких эксплуатационных расходов (в первую очередь на обязательное техобслуживание) содержать их становится невыгодно. Получается, только сдавать в утиль. А так японский обыватель мог на своей бэушной машине еще и неплохо заработать.
Поэтому на данный момент мы видим значительное снижение стоимости автомобилей на японских аукционах. Например, до всех этих событий Nissan Leaf с 30-киловаттной батареей стоил там порядка 650 000–700 000 иен. Сейчас встречаются варианты за 350 000–400 000 иен.
И курс японской валюты при этом стабильный: как и все предыдущие годы, в коридоре 110–115 за доллар. Японцам как поставщикам разной электроники, в первую очередь в США, такой «слабый курс» выгоден. Первична здесь для экспортеров именно потенциальная потеря нашего рынка. Аргумент: некоторые модели, популярные, к примеру, в Латинской Америке, но не пользующиеся спросом у нас, не подешевели.
В Южной Корее ситуация иная. Российский рынок для местных продавцов подержанных автомобилей далеко не приоритетный. Поэтому никакой ценовой лояльности там нет. Может быть, существуют отдельные примеры, когда цены снизились на модели, которые охотно покупают в РФ. Но это частные случаи, не влияющие на общую ситуацию.
С доставкой автомобилей как из Японии, так и из Кореи проблем пока нет.
При покупке в Японии сейчас некоторые брокеры требуют предоплату за таможенную очистку. Однако у других подобные условия были и раньше. Отключение от SWIFT, если оно коснется всех банков, естественно, затронет и наше направление. На данный момент прорабатываем варианты альтернативных финансовых переводов. Кто-то из экспортеров готов принимать оплату в криптовалюте. Кто-то — в юанях.
В общем, пока все замерло. Ждем пусть высокого, но стабильного курса валют. Нечто подобное уже проходили в конце 2014 года. Хотя и не в таких масштабах и без многочисленных осложнений.
Зато может произойти так, что доставка автомобилей напрямую из Японии в сложившихся условиях снова станет перспективной и конкурентоспособной. Относительно новых автомобилей, чьи производители уходят из страны, вообще безальтернативным способом покупки нормальной машины.
На местном рынке second hand ситуация также непонятная. На днях смотрели несколько Harrier в наличии во Владивостоке — стоили в среднем 2 400 000 рублей. Буквально через день эти же машины оценивались уже по 2 500 000–2 600 000.
А что творится на авторынке? Это отдельная тема, пока лишь затронем ее:
Александр Тюменев, профессионально занимается подбором автомобилей
— Еще до 24 февраля на Дроме было множество объявлений с пометкой «снят с продажи». Притом что рубль был относительно стабилен, но владельцы, полагаю, рассуждали следующим образом. «Подержанные автомобили подорожали (еще год-полтора назад на сумму от 100 000 рублей и более), новые ждать долго, и на них — огромные дилерские накрутки. Поезжу я пока на том, что есть. А то продашь, и потом неизвестно, что получится купить».
Сейчас тех, кто заморозил продажу собственной машины, стало еще больше. Но не глобально. За эти дни обозначилась другая тенденция. Люди захотели пристроить свой условный накопленный миллион. Марка и модель оказались в большинстве случаев не принципиальны. Главное условие — приобрести что-то популярное и как можно быстрее. Состояние, конечно, играет роль, и все же не столь важное, как раньше. Отсюда ажиотажный спрос при снижении предложения.
При этом, по моим наблюдениям, автомобили подорожали по-разному. Если машины с местным пробегом при цене в указанный миллион — примерно на 50 000 рублей, а за полтора — в среднем на 100 000, то те, что «только из Японии», гораздо больше. Вот такой пример — Toyota Sienta на прошлой неделе продавалась за 1 200 000 рублей. Теперь уже за 1 600 000. Какую-то аналитику здесь дать трудно, как и спрогнозировать дальнейшие колебания цен. Но понятно, что для продавцов, доставляющих машины с самого востока страны или прямиком из Японии, стоимость крепко привязана к курсу доллара.
Выскажу авторское мнение — стоит ли сейчас приобретать автомобиль как способ сохранения накопленных капиталов. Конечно, если имеется совсем уж лишний миллион-два-три, то почему бы нет. Но дело в том, что грядущая экономическая ситуация кардинальным образом отличается от всего того, с чем мы сталкивались ранее. В 2008-м и в 2014 году мы могли при начавшем падать рубле приобрести автомобиль, поставить в отстойник и в случае дальнейшего и глобального обвала национальной валюты как-то на нем заработать. А кому вы его продадите в условиях, которые обещает нынешняя ситуация — и в экономике, и в политике? Во-первых (опять же — мое мнение), покупательские возможности населения упадут неизбежно. Во-вторых, непонятно, как все эти высокотехнологичные модели мы будем потом обслуживать и ремонтировать. Впрочем, обстановка на рынке техжидкостей, «расходников» и запчастей еще требует выяснения. Тем не менее, на первый взгляд уже кажется, что в обозримом будущем — чем проще транспортное средство, тем лучше. Особенно если на него просматриваются поставки запчастей и комплектующих с тех рынков, которые еще не отключились от России.