Звание самых необычных «японцев» по праву принадлежит Subaru. Постоянный полный привод и оппозитные моторы обещают удовольствие от вождения, но земля полнится слухами о недешевой и весьма специфичной эксплуатации. Плюс тюнинг, избежать которого можно, но крайне сложно. Проверяем, как обстоят дела на практике вместе c Subaru Forester второго поколения 2002 года выпуска.
Есть среди людей такая категория личностей, которые объективно внешней красотой не блещут, но раз увидел — не забудешь. Имеется харизма, и все тут, а ее, как известно, не купишь. Тренировке она тоже не поддается.
Так же и с автомобилями. Вряд ли кому-то в голову взбредет назвать Forester красавцем. В деталях стоковый кроссовер даже кажется слегка унылым и «никаким», особенно с лица. Но обойдя Subaru со всех сторон, понимаешь — «Лесник» хорош! Сугубо функциональная вещь красива всегда, просто не всем дано понять очарование АК-47, Стечкина и им подобных.
И тут возникает резонный вопрос: а нужен ли Форестеру весь этот внешний тюнинг? Оригинальных кузовных деталей у данного «Лесника» — раз-два и обчелся. Средний спойлер и задние фонари взяты от версии STi. Передняя оптика за 40 000 рублей — доработанные ксеноновые фары от праворульного Форестера. Но есть и более интересные детали, например, «ноздря» Charge Speed или задний бампер от версии Cross Sport. Спойлер SYMS над стеклом пятой двери — можно сказать, классика Subaru-тюнинга.
«Лесник», перевоплотившись в заниженный универсал, явно потерял в практичности и поэтому обозлился на всех вокруг. Став ярче и агрессивнее, Forester не постеснялся облегчить кошелек владельца на 150 000. После такого экономить на колесах — грех. Поэтому в арках поселились Rays Volk Racing R18. Минус еще «полтинник», не считая резины.
Но чтобы нарядить таким образом Forester, у него должен быть полный порядок с кузовом. Случается это редко. Гниют пороги и арки, нередко страдают и двери, особенно задняя. Не то чтобы «Форик» слаб кузовом, просто владельцы любят испытывать «Лесника» на прочность, доказывая всем незаурядные внедорожные и скоростные качества Subaru. Так было и с этим Форестером. В процессе ремонта задние арки были заменены на ремкомплекты из нержавейки, благо сейчас есть немало фирм, которые занимаются изготовлением этих деталей под заказ. Внешними арками дело не ограничилось. Пришлось частично восстанавливать и внутренние плоскости, чтобы было к чему привариться и не потерять в жесткости кузова. Досталось и порогам. Ржавая крышка багажника была отправлена в утиль, на ее место встала деталь от рестайлинга. Борьба с коррозией — дело благое, но дорогое. Ремонтные работы обошлись почти в 200 000 рублей.
Естественно, все это не имеет смысла без полного перекраса. Тут у данного Форестера случилась история из разряда «Нет худа без добра». В стоке этот «Лесник» и правда золотой, правда, со слегка зеленоватым оттенком. Но колорист при локальной покраске крышки багажника чуть-чуть промазал с цветом. Получился более яркий, желтоватый оттенок, который особенно хорош на ярком солнце. В итоге было решено красить так весь кузов вместе с проемами. В процессе перекраса пришлось заменить передние крылья, которые успели прилично прогнить. Два года назад такая работа обошлась в 150 000 рублей. Сейчас подобная цена возможна только по очень хорошему знакомству. Выросли цены и на кузовные детали. Даже реплика переднего STi бампера по нынешним временам стоит около 15 000.
Внутри «Лесник» тоже мало соответствует тому, каким он сошел в 2003 году с конвейера. Основные опции, среди которых панорамный люк в половину крыши, однозонный климат-контроль, отделка кожей и подогревы, никуда не делись, но оформлен салон по-новому.
Правят бал детали от версии STi. Вместо оригинального облезшего руля появился симпатичный трехспицевый «бублик» с круглым центром. Интересно смотрится черная передняя панель с красной кнопкой «аварийки». Но трогать этот шедевр лишний раз не рекомендуется. Шероховатый пластик легко собирает пыль и царапины, мыть его тоже замучаешься. Зато какая гармония с картами дверей, которые украшены вставками под мягкий карбон. Аналогичная деталь есть и на передней панели. В чувстве стиля Subaru не откажешь.
Куда интереснее решен вопрос с мультимедиа. На момент покупки к верхнему бардачку были прикручены три датчика, отслеживающие якобы наддув, давление масла и температуру. По факту же из этой великолепной троицы работал только наддув, остальные два датчика были муляжом. Чтобы все это облагородить и приблизить салон 20-летнего «Форика» к современным тенденциям, было принято решение установить оригинальный козырек под 2DIN-магнитолу и вживить туда ГУ с Андроидом. Редкая деталь пришла из Владивостока в отличном состоянии и всего за 5000 рублей. А уж выбрать подходящую магнитолу — дело нехитрое. Здесь трудится ACV AD-7180. Это дает камеру заднего вида, навигатор и вывод показателей датчиков. «Музыкой» заведует Kenwood, действующий в паре с усилителем и штатным сабвуфером. Теперь у Форестера есть два экрана, почти как у современных Infiniti или Acura.
Другая доработка — дань практичности. У дорестайлинговых передних кресел есть индивидуальные подлокотники, но они тонкие и не для всех удобны в использовании. Теперь компанию им составил рестайлинговый подлокотник. Он выше, а значит, комфортнее. Вдобавок его функциональность просто зашкаливает. Это настоящий трансформер, который умеет складываться и раскладываться как душе угодно. Есть регулируемая по длине верхняя часть, чтобы максимально подстроиться под локоть водителя. Плюс в подлокотнике скрыто аж четыре подстаканника, два из которых предназначены для задних пассажиров.
Стоило ли ради этого отдавать 5000 рублей? Конечно. Благодаря этому появляется хоть какое-то удобство для задних пассажиров. Ведь емкости в дверях под бутылки и прочее у Форестера отсутствуют в принципе. Мелкие вещи можно распихать только в карманы на спинках передних кресел. Центрального подлокотника тоже нет. Неудивительно, что сейчас за такой чудо-подлокотник просят около 7000. Справедливости ради скажем, что к самому заднему дивану никаких претензий — он широкий, просторный и удобный.
Багажник пару лет назад пережил полную реставрацию. И правильно. Чего он только не повидал за эти годы: масляные пятна, облезлый, ободранный и промятый пол. Хваленая практичность отсутствовала — почти все секции в органайзере были сломаны. Контрактная обшивка багажника при схожем возрасте была в разы лучше по состоянию. Всего 7000 рублей — и совершенно другой вид. Отсеков и всяких отделений столько, что матерый контрабандист позавидует.
В движении Forester полностью оправдывает свой дерзкий внешний вид. Малейшее прикосновение к педали газа «Лесник» расценивает как сигнал безудержно нестись вперед. Турбодури ему хватает. Под капотом уже давно живет 2,0-литровый EJ20X от Legacy, который по воле предыдущего хозяина заменил собой стоковый 2,0-литровый EJ205 мощностью 170 л.с. Потому и АКП стоит 5-ступенчатая, тогда как «по заводу» Форестеру полагались только 4-ступенчатые коробки. «Автомат», ловко тасующий свои пять передач, больше заточен на комфорт и без стеснения ворует часть крутящего момента, но «Леснику» плевать.
Предыдущий хозяин при продаже уверял, что «Форик» с EJ20X стабильно показывает 5,5 секунды до «сотни», но это устаревшая информация. Сейчас он явно быстрее. Спустя примерно год после покупки двигатель начал подавать нехорошие сигналы — глох, подъедал масло и явно намекал на «капиталку». И он ее получил — на кованых поршнях и c форсунками от версии STi. Впускной коллектор, интеркулер и твинскрольная турбина VF49 взяты уже от Импрезы, причем от STi-версии третьего поколения (кузов GRB). Ремонт плюс тюнинг с опрессовкой, шлифовкой и расточкой встали дороже цены самого автомобиля — почти 600 000 рублей. И это не считая замены приказавшей долго жить коробки. Точное количество сил? Порядка 400, но кто их считает. Даже не настроенный до конца мотор везет шустро.
Естественно, такие доработки — деньги на ветер без соответствующих модификаций ходовой части. «Лесник» получил полностью регулируемую Full-Tap винтовую подвеску от RS-R. Чтобы собрать один «живой» комплект, пришлось покупать два б/у и делать переборку. За все — 70 000.
Что по настройкам? Пусть на фото «Лесник» стремится к земле, стойки выкручены практически на максимальную высоту. Еще чуть-чуть, и кузов бы лег на арки. Чего не сделаешь ради стиля. По жесткости — терпимо. Неровности «Лесник», конечно, недолюбливает, со стоковым кроссовером ему не тягаться. Штурмовать, не снижая скорости, трамвайные пути на перекрестках уже не получится. Зато как преобразилась управляемость — хоть сейчас на трек, показать горячим хэтчбекам, кто тут главный.
Одними стойками такого эффекта не достигнуть. Все потому что с жесткостью кузова поработали особо. «Лесник» получил целую коллекцию распорок. Началось все с багажника, где появились детали от тверской мастерской RS Customs. Потом к ним добавился более толстый стабилизатор поперечной устойчивости плюс распорка редуктора и передняя четырехточечная распорка — спасибо Cusco и разборкам во Владивостоке. И все равно 30 000 рублей как не бывало.
Досталось и тормозам. Forester на стоковых суппортах вообще отказывается нормально замедляться. Плохая характеристика для турбированной и нелегкой машины. Зато теперь «Лесник» имеет набор мечты многих субаристов — четырехпоршневые Brembo Gold спереди и двухпоршневые сзади. Колодки и диски взяты от DBA. Компанию им составили армированные тормозные шланги Swage. За удовольствие тормозить, рискуя прилететь головой в руль, пришлось дорого заплатить даже по «старым» ценам — 135 000.
В полноприводную трансмиссию очумелые тюнинговые ручки не лазили. Все работает как часы и просит только регулярной замены масла. Здесь использован межосевой дифференциал с гидромеханической блокировкой, которая распределяет тягу между осями почти равномерно.
Общий бюджет пугает, но с подобными проектами всегда так. По самым грубым прикидкам за два года Forester поглотил не меньше полутора миллионов. Но если откинуть тюнинг, то ничего экстраординарного с «Лесником» не случилось — типичная история старого «японца» на российских просторах. Правда, в нынешнее время даже такой ценник — подарок. Сейчас весь тюнинг стал существенно дороже. Цены выросли минимум на 50%. А что с рядовым обслуживанием? Комплект колодок подорожал в полтора раза. Масло — в два раза. Аналогично и со ступичным подшипником — был 3000, стал 6000. Тоже недешево, но пока терпимо. Главное, что запчасти есть в наличии, если что, помогут разборки, а приведенный в порядок Forester — штука довольно крепкая и надежная.
Найти второй Forester в принципе не проблема. На данный момент на Дроме продается примерно 700 кроссоверов. К слову, Honda CR-V и Toyota RAV4 схожих лет выпуска представлены в более скромных количествах. Другое дело, что леворульные Форестеры в меньшинстве. Искать подходящий экземпляр, скорее всего, придется на Дальнем Востоке и в Сибири. Именно там водится большинство Форестеров независимо от того, где у них расположен руль.
В продаже немало кроссоверов, где одометр разменял уже пятую сотню. При этом найти 15-летний Forester с пробегом до 50 000 км — не проблема. Правда, в данном случае речь идет именно о двигателе.
На рынке преобладают рестайлинговые экземпляры с 2,0-литровым «атмосферником». Сейчас за такой легко могут просить около миллиона рублей. Цена на турбированный Forester в основном зависит от аппетита владельца, желающего отбить тюнинг различного качества. Неоригинальный мотор и прочие модификации, о которых не в курсе соответветствующие органы, здесь в порядке вещей. На данный момент самый дорогой леворульный «турбоФорик» с неродным двигателем оценивается в 1,5 млн рублей. Цены на самые дешевые экземпляры начинаются с 400 000. Для покупки кроссовера в приличном состоянии придется увеличить эту сумму примерно в полтора раза. Раньше было дешевле. Автомобиль на фото был куплен три года назад за 370 000. Ухоженные экземпляры стоили уже полмиллиона, но проблемы, например, с тем же кузовом, пусть и в меньшей степени, были и у них.
Из праворульного большинства проще выбрать дорестайлинговый кроссовер. Здесь также правят бал 2,0-литровые экземпляры, но найти среди них турбированный Forester гораздо проще. Скорее всего, он будет иметь автоматическую коробку. Здесь тоже в продаже достаточно «проектов», зато среди них немало тех, у которых мощность под капотом соответствует ПТС. Ценовая политика в целом аналогична леворульным экземплярам.