Споры о последнем настоящем Мерседесе, кажется, не утихнут никогда. Все потому что претендентов полно, и у каждого своя тонна аргументов. Слушаем, что «скажет» 18-летний С-класс в кузове W203 с пробегом в 286 000 км.
Даже те, кто признает только квадратный стиль W124 и его собратьев, согласны — «цешка» второго поколения удалась. В нулевых она была модной и актуальной, хотя глаза «восьмерками» не всем пришлись по душе. Но стерпелось-слюбилось, и седан отлично смотрится даже сейчас. Особенно в AMG-пакете — поджарый, стремительный и такой далекий от звания типичной ретротачки.
Дизайн дизайном, но время неумолимо. Бывший среднеразмерный премиальный седан теперь болтается между классами. По длине W203 находится аккурат между Солярисом и Элантрой. До чего дошел прогресс.
Любоваться W203 можно долго. Ах эти глазки, ох как красивы фонари в стиле S-класса, какая крутая звезда на капоте. Я сам когда-то повелся и купил жене вишневую «цешку» с бежевым салоном. Эйфория длилась до первой зимы. Мерседес гниет и не стесняется. А что, если W220 можно, то «цешке» сам бог велел не отставать от флагмана.
У этого седана все еще впереди, но процесс уже пошел. Задним крыльям точно потребуется лечение. Как минимум 20 000 рублей можно смело отложить на ремонт. Но что там с порогами? Вскрытие, как говорится, покажет, а без этого счастливой жизни с «цешкой» не видать. Ремонтные работы намечены на конец лета. Пока же владелец ограничился лишь «косметикой» — самостоятельно перекрасил отпескоструенные места на порогах и белые царапины на переднем бампере.
Слабых мест по кузову у «цешки» предостаточно. К сожалению, все не ограничивается только нижними кромками дверей и крыльев, а также порогами. По сути, кузов у С-класса — одно сплошное слабое место. Стоит проверить состояние пола под ковриками водителя и переднего пассажира. Из-за забитых стоков тут можно найти много неприятных рыжих сюрпризов. Может огорчить и крышка багажника, где под номерным знаком скапливается вода. Причем лечить «цешку» нужно максимально качественно, иначе коррозия обязательно вернется, и очень быстро. Похоже, предыдущий хозяин знал об этом, не зря же передние крылья у этого седана стеклопластиковые.
Внутри С-класс полон очарования. Если хотите ощутить ауру старого Мерседеса, но без эргономического олдскула вроде кнопок стеклоподъемников на центральном тоннеле, то вам сюда. За пластик, как в иных современных Бенцах, не стыдно. Он не только приятный на вид, но и везде мягкий на ощупь. Жесткая пластмасса мне попалась только однажды — на внутренней стороне козырька приборной панели.
Но ничто не вечно, изнашиваются даже качественные материалы. Засилье алькантары на передней панели, центральном тоннеле и дверях — придумка прошлого владельца. Не было больше сил смотреть на затертые деревянные вставки. Нынешнему хозяину придется как-то решать кожаную проблему — изношена боковина подушки водительского сиденья, потрескался дверной подлокотник. «Болячка» известная, но заводской кожзам и так держался долго. Пробег седана приближается к 300 000 км. То, что это не натуральная кожа, понятно по отсутствию благородных складок на дверных картах.
В плане эргономики к салону не придраться. Частично электрифицированные кресла радуют формой, оптимальной длиной подушки и развитой боковой поддержкой. Руль регулируется в очень широких пределах. Легендарный левый мерседесовский подрулевой переключатель на деле вполне удобен. Нарекание вызывает только логика управления меню бортового компьютера с руля — слишком путано. Быстро сбросить сервисное сообщение не всегда возможно.
Комплектация Sport конкретного экземпляра не особо богата на опции, но на прожиточный минимум потянет. Есть двухзонный «климат» да базовый набор электроприводов. «Музыка» играет неплохо, но что такое современные форматы воспроизведения, знать не знает. «Мультимедийка» Comand, память настроек сидений и прочие роскошества обошли этот экземпляр стороной. Оно и к лучшему. С электрикой у W203 бед бывает не меньше, чем с кузовом. Немецкое ноу-хау тех лет — схема электроники с двумя блоками SAM, оказалось довольно капризным. Глючат как сами блоки, так и все остальное, например, системы контроля стекол, зеркал и сидений. Может подкинуть неприятный сюрприз «ключ-рыбка». После рестайлинга проблем стало меньше. Этот C-класс пока держится молодцом и проблем с электрикой не преподносит.
Несмотря на скромные размеры, внутри С-класс вовсе не тесный. На втором ряду вполне просторно, но из удобств — только центральный подлокотник с подстаканниками. Можно еще гордиться, что едешь в Мерседесе, и радоваться, что внутри не пахнет бензином.
Прецеденты имеют место быть. Так было и с этим седаном. Вдобавок к одурманивающему запаху на «приборке» выскочил Check Engine. Чтение ошибок, а без автосканера OBD2 владельцу старого Мерседеса никак нельзя, выдало незначительную утечку в системе улавливания паров топлива. Проблема распространенная и требует внешней проверки топливного насоса. В данном случае оказалось, что открутилась крышка топливного насоса и потек бензин. Чтобы это понять, достаточно было снять заднее сиденье. Самостоятельный ремонт — вещь бесценная, особенно когда обходится без затрат.
Грузовые возможности у С-класса скромные. Багажник вмещает всего 455 л, но это еще полбеды. Хуже то, что спинка заднего дивана не складывается. У «цешки» такая возможность числилась в разряде опций, и далеко не все первые владельцы ее заказывали. За вместимостью — это к универсалу, да и то с оговоркой. Впечатляющей грузоподъемностью в 1385 л «сарай» С-класса может похвастать лишь при сложенных задних сиденьях.
Тем, кто ищет подержанный седан, лучше обходить этот Мерседес стороной. Одной поездки достаточно, чтобы проникнуться уважением к старой «цешке». Ну ржавеет, с кем не бывает, тем более в нашем климате. Зато едет W203 так, что все сравнения с масс-маркетом за аналогичные деньги — лукавство чистой воды.
Шасси W203 умело совмещает две противоположности — спорт и комфорт. Ходовая умело скругляет почти все неровности, которых по старой русской традиции с пришествием весны предостаточно на дорогах. И это заметьте, со спорт-пакетом, да на 17-дюймовых колесах с шинами 45-го профиля. Стабильность на прямой — в лучших традициях славных предков. Оказывается, не обязательно искать «живой» W124, чтобы проникнуться тем чувством превосходства, о котором так твердят владельцы старых Мерсов. Философски взирать на мир сквозь прицел на капоте можно и в компании W203, который по дороге идет мягко и плавно, как корабль.
При этом рулится «цешка» живо и интересно. Седан с готовностью и быстротой выполняет все, что велит ему командир за рулем. Стрелой летит по прямой и идеально входит в повороты. Крутой вираж на «сотне»? Да не вопрос! W203 это умеет и любит. Руль немного тяжеловат, но в информативности ему не откажешь.
Зимой W203 вовсе не превращается в заднеприводного инвалида. Страхующая электроника настроена грамотно. Перестроение на обледенелой дороге, даже если во время маневра поддать газу, проходит спокойно и уверенно. Надо сильно постараться, чтобы задние колеса начали обгонять передние.
Для достижения таких спецэффектов у «цешки» должна быть исправная подвеска. Этому Мерседесу оживлять ходовую потребовалось сразу после покупки. Упавшая «морда» — яснее намека не придумаешь. После дефектовки выяснилось, что умерли амортизаторы, лопнула одна из пружин, порвался сайлент-блок на переднем левом рычаге, «подошла» правая рулевая тяга и требуют замены развальные рычаги. Год назад такой ремонт с применением деталей от Bilstein, Sachs, SKF и Lemforder обошелся в 33 000 рублей.
Посильнее жать на газ, управляя W203, хочется постоянно. 192 компрессорных силы, которыми запряжен черный седан, — это сила. «Цешка» лихо ускоряется с места, а уверенный подхват на средних оборотах и подавно вызывает восторг. У 5-ступенчатого «автомата» 5G-tronic всегда наготове нужная передача. Работу коробки просто не замечаешь, зато о наличии компрессора забыть не получится. Шелестит, трудится — и это единственный посторонний звук, что проникает в салон седана, который нагружен толстым слоем шумоизоляции.
Расход топлива у C 230 Kompressor может быть очень разным, особенно в городском режиме. Если хорошо отжигать, то компьютер может выдать 18–20 литров, но если ездить спокойно и держаться в общем потоке, то реально уложиться в 12 л на «сотню». По трассе еще лучше: на скорости 110–120 км/ч расход составляет примерно 6,5–8 л.
Затраты на топливо — повседневные мелочи. Двигатель М271 — еще тот шедевр. Компактный мотор имеет алюминиевый блок с чугунными гильзами, приводной компрессор и цепной привод ГРМ, который полон неприятных сюрпризов. Даже у поздних вариантов М271 цепь ходит примерно 60 000 км. Может, конечно, и больше, но повышаются шансы на перескок и даже на разрыв. В любом случае растянутая цепь вызывает повышенный износ звезд распредвалов, которые тут поистине золотые. Год назад одна оригинальная деталь стоила около 35 000 рублей. А их нужно менять парой. Перестраховываясь, прошлый владелец менял цепь ГРМ каждые 60 000 км.
Нынешний владелец не стал нарушать эту традицию и вскоре после покупки заменил цепь вместе с успокоителями, натяжителем, верхней планкой и комплектом соответствующих прокладок. И сделал все вовремя. Старая цепь была немного растянута, зато звезды — в хорошем состоянии. Для замены использовалась цепь SWAG, при этом внутри лежала оригинальная деталь от Iwis. Весь комплект запчастей обошелся в 11 000 рублей. Зато работа вышла в три раза дороже. Чуть позже были заменены подтекающие магниты распредвалов и удален катализатор.
Обслуживание клапана ВКГ, компрессора и дроссельной заслонки принесло массу неприятных открытий. При диагностике клапан обнаружить не удалось, его просто не было. Компрессор работал почти всухую на остатках масла. Повезло, что ничего не заклинило. В итоге был установлен клапан ВКГ вместе с оригинальными трубками и прокладками. Также заменили масло в компрессоре и почистили дроссельную заслонку. За все почти 13 000 рублей.
Позже пришлось бороться с течами антифриза. Был заменен один из патрубков охлаждения. Подтекали и тормозные трубки. За 14 000 их заменили все. После Нового года отказал термостат. При снятии старой детали, естественно, развалился корпус, поэтому пришлось покупать и его. 3000 рублей как не бывало.
За год владения С-класс не постеснялся облегчить кошелек владельца примерно на 150 000. И это не считая бензина, моек и планового ТО. Учитывая, что почти каждый подержанный автомобиль нужно приводить в порядок, а W203 все-таки премиум — вполне нормально.
Но дальше будет тяжелее. Цена планируемого ремонта подвески выросла более чем в два раза. А речь-то всего про два передних рычага и один сайлент-блок. В начале года этот набор стоил примерно 14 000, а сейчас уже 37 000. И за эти деньги детали еще нужно найти, много отказов. Выросла и цена ТО. С учетом оригинального масла простое обслуживание Мерседеса обходится в 16 000 рублей.
Может ли человек, у которого в нынешних реалиях не хватает денег даже на новую Гранту, позволить себе реализовать старую мечту и приобрести Mercedes — естественно, с изрядным пробегом? Легко. Цены на полуживые экземпляры на ходу начинаются с 250 000. И предложений много — около 400 шт., которые на данный момент продаются на Дроме, разбросаны по всей стране. Популярнее среди всех поколений С-класса только более свежий W204.
Преобладают дорестайлинговые «цешки» 2000–2004 годов выпуска. Проще всего найти W203 с рядной «четверкой» в атмосферной или компрессорной версии. Такой экземпляр в приличном состоянии обойдется примерно в 400 000 рублей.
Цены на рестайлинговые «цешки» с этой суммы только начинаются. При этом год назад за полмиллиона можно было взять вполне приличный экземпляр. Автомобиль на фото был куплен в прошлом году за 470 000 рублей. Сейчас за W203 в подобном состоянии просят не менее 600 000. Четырехцилиндровые версии правят бал и здесь. За такой С-класс последних лет выпуска и в идеальном состоянии (по словам владельца) могут просить до миллиона рублей. За аналогичные деньги сейчас продаются и другие герои нулевых — «трешка» Е46 и Audi A4.
W203 был доступен не только с задним приводом, но и с полноприводной трансмиссией 4Matic. На нашем рынке найти такую «цешку» будет непросто. Механическая коробка тоже не в почете. Преобладают версии с 5-ступенчатым «автоматом», хотя в последние годы выпуска на W203 ставили также 7-ступенчатую АКП 722.9.
Универсал в любом случае редкость, независимо от года выпуска. AMG-версии, среди которых были компрессорный C32, восьмицилиндровый C55 и дизельный C 30 CDI — тем более. Сейчас на Дроме таких версий вообще нет в продаже.
Непросто найти и трехдверный Sportcoupe. Но если близок стиль хэтчбека, то есть лайфхак. Просто нужно найти Mercedes-Benz CLC. Аппарат редкий, но это единственный вариант получить технику W203 в кузове более свежего года выпуска. «Трехдверки», «с лица» загримированные под дорестайлинговый W204, выпускали до 2011 года, причем на заводе в Бразилии.