Разница с предыдущими годами видна издалека: обычно еще на подъезде к «Крокус-экспо» были видны многометровые стрелы кранов, в изобилии расставленных по уличной экспозиции СТТ. В этом году зрелище получилось скромнее, деликатнее. В небо никто особо не стремился, подчеркивая приземленность мероприятия.
Главная неожиданность: выставку почти проигнорировали отечественные производители как автомобильной, так и специальной техники. Приехали разве что «Тонар» и «Чайка-сервис». А за строительную технику отдувались челябинский ДСТ, ЗДМ, группа UMG и несколько производителей кузовов и кузовных надстроек. Но завсегдатаи таких мероприятий КАМАЗ, ГАЗ и Урал не сочли нужным показывать новинки. Их можно понять: заводы больше стоят, чем работают, новым моделям взяться неоткуда, рекламировать и продавать нечего. И так купят все, что удастся произвести. Поэтому удивительно, что МАЗ таки выкроил средства в своем небогатом бюджете и привез в Москву несколько новых машин. А Кировский завод ограничился скромным стендом, без техники.
Про европейских изготовителей и говорить нечего: продажи прекращены, представительства закрываются. Как и японцы: даже локализованный в России Fuso и недолокализованный Hino более не воспринимаются участниками процесса.
А вот у китайских брендов начался перманентный бенефис, они занимают открывшиеся ниши. И не сказать, что на качество китайской дорожно-строительной техники эксплуатанты сильно жалуются, как раз нет. К уже закрепившимся в России Zoomlion, XCMG, SDLG, LiuGong, Lonking, Sany, Shantui, Sunward добавились еще несколько фирм. Которые разбавила турецкая Cukurova.
На деловой программе выставки и просто в случайных разговорах чаще всего звучало слово «импортозамещение». Прям лозунг какой-то, цель, к которой идут напролом, не считаясь с затратами. На поверку же оказывалось, что под замещением импорта многие понимают… замену иностранных комплектующих на китайские и турецкие. Даже производители подъемного оборудования для автомобилей на голубом глазу называли свою продукцию полностью локализованной; на том основании, что в ней нет ни одной европейской детали. Китайцам, вероятно, будет лестно узнать, что в России их держат за соотечественников.
Давайте посмотрим самые яркие экспонаты проходящей в эти дни выставки СТТ-Экспо. Начнем с главного — МАЗа.
Минский автозавод более не красит свои машины в красно-белое. Даже просто красного избегает, на всякий случай. Исключение делается только для ралли-рейдового («дакаровского») грузовика. Базовый же цвет новых МАЗов — красивая темная охра с золотистым отливом. Смотрится гораздо эффектнее прошлогоднего серого, напоминавшего раскраску машин вермахта.
Главная белорусская новинка — самосвал МАЗ-65262L с колесной формулой 8х8, не очень, прямо скажем, типичной для минской техники. 6х6 машины были, 8х4 тоже, а вот 8х8 в качестве опытного образца появился только пару лет назад. Утверждают, что основные детали сложной трансмиссии и мосты изготавливают в Белоруссии, но все равно используют «китайские технологии». А вот 20-кубовый кузов с уникальным W-образным днищем для скальных пород — полностью российский, от «Бецемы», с ним машина везет 35,2 тонны.
Двигатель тут, конечно же, китайский, но собираемый в Белоруссии — Weichai WP 12.460E50, развивает он в данном варианте 452 л.с. Интересно, что в разных описаниях указываются не совсем совпадающие параметры этой машины, в частности, на выставочных табличках грузоподъемность занизили до 27,4 тонны. А вот тип коробки передач не называется ни в одном сопроводительном материале. Просто «шестиступенчатая». На самом деле это подсанкционный «автомат» Allison, который на заводе остался в запасах. Но зачем показывать машину в конфигурации, которую нельзя продать заказчику? Непонятно. Более того, подобрать китайскую коробку на смену высокотехнологичной и дорогой (20 000 евро) Allison будет очень непросто. А «механика» для такой тяжелой машины не подходит, говорят сами мазовцы. Так что вопрос о дальнейшей судьбе машины 8х8 открыт. Хотя заводчане и говорят, что уже есть вариант «автомата» от китайской Fast Gear.
Нижегородская фирма «Чайка-Сервис» в этот раз решила показать себя специалистом по гидроподъемникам, выкатив сразу несколько машин с такими надстройками.
Все детали вышек делаются в Нижнем. Вроде как. Даже гидравлические элементы отечественные. Так говорят.
Китайский JAC Motors разродился двумя российскими премьерами. Главная новинка — грузовик JAC N200 грузоподъемностью 8 тонн и полной массой 20 тонн. Мотор тут 6,7 литра/180 л.с. В Россию будут завозить три разных варианта по длине базы, а также с кабиной со «спальником» и без. Выставочная машина оборудована бортовой алюминиевой платформой и КМУ производства XCMG, но вариантов надстроек предлагается множество.
И наконец-то официально презентовали фургон Sunray, уже пару лет как выпускающийся в Казахстане (и в Белоруссии под маркой МАЗ). Китайский «аналог» Mercedes-Benz Sprinter на самом деле уже понемногу продается в России, но как бы не очень легально. Сейчас, с уходом с рынка Ford Transit елабужской сборки, Sunray может стать «хитом». Но официальные цены пока не названы.
«Тонар» привез на выставку второй экземпляр шарнирно-сочлененного карьерного самосвала Т-35. Закончили его собирать, как водится, в ночь перед отправкой. Отличий от первой машины не так много: заменили часть импортной механики на отечественную. И кабина собрана аккуратнее.
«Стройдормаш» показал кран-манипулятор МКМ-80, который в фирме называют ласково «три-в-одном». То есть люлька, кран с четырехсекционной стрелой (высота подъема — 14 метров) и бурильная установка (до 3 метров глубины). Применяется такая машина на обслуживании ЛЭП, но пригодна и для многого другого.
«Ямалспецмаш» с помощью одного из дилеров показал вездеход «Ямал» 4х4 с шарнирно-сочлененной рамой. Это самосвал для экстремальных условий В-4520 грузоподъемностью 20 тонн. Сколько стоит такая машина и на каких условиях ее можно приобрести — узнать не удалось, возле экспоната… никого не было.
Китайские грузовики быстро и легко заполняют рыночные пустоты, оставшиеся после ухода из России производителей «Большой европейской семерки». Одна из моделей Shaanxi вообще заняла четвертое место в «абсолюте» по итогам продаж за первые четыре месяца 2022 года. А Howo показал прирост в 183,5%. На СТТ привезли не только машины этих производителей, но и Sitrak, Hongyan (у этих есть даже машина на сжиженном метане), Dayun. Показали несколько машин Sany, но отдельно их к нам пока не поставляют, только в комплекте со сложными и дорогими надстройками.
Описание новинок в специальных сегментах вряд ли заинтересует читателей. Просто посмотрите на еще одну подборку картинок с выставки. И соотнесите их с масштабом хотя бы прошлого года, не говоря уже про благополучные «десятые».
Импортозамещение, говорите? Ну-ну.