Самая заметная тенденция на авторынке Новосибирска — значительное увеличение числа автомобилей с правым рулем из Японии, которые здесь принято называть «беспробежками». Причем даже те продавцы, что ранее везли леворульные машины из западных регионов, переориентировались на поставки «праворулек». Наши собеседники на авторынке отмечают, что каких-то особых предпочтений по классам и сегментам не наблюдается: хороший спрос отмечается и на «букашку» Honda Fit, и на претендующий на звание люкс-кроссовера Toyota Harrier, и на разнообразные модели вэнов.
По ценам сейчас есть некий хаос, так как автомобили из свежих поставок из-за огромной волатильности валют и резко снизившейся стоимости растаможки (которая привязана к евро) оказываются значительно дешевле тех, что были в январе–марте. В итоге те, кто не успел продать автомобили, завезенные в первом квартале, вынуждены либо снимать их с продажи до лучших времен, либо перечеркивать ценник и продавать ниже себестоимости в надежде «отыграться» на будущих поставках. Зачастую продавцы и вовсе не обозначают стоимость, пряча свой интерес за определением «цена договорная».
При этом февральско-мартовский ажиотаж здесь вспоминают с ностальгией. Тогда рынок вымели буквально чуть ли не подчистую. Цены одномоментно выросли на 10–20%. Скажем, Toyota Harrier 2017 года без пробега по РФ тогда «улетела» за 2 900 000 рублей, сейчас такую в лучшем случае можно продать за 2 750 000. Или Toyota Wish 2012 года 1.8 без пробега по РФ стоила 1 285 000 рублей, сейчас 1 125 000.
Сейчас хотя и нет ажиотажа, но покупатель идет, так как у официальных дилеров интересных предложений нет, а то и вовсе пусто. Плюс все устали от их «игр в наперстки» с «допами» и навязанными финансовыми услугами. Тем более сейчас на рынке цены опустились до уровня 2021 года, тогда как дилеры такого предложения сделать не могут.
В целом продавцы настроены позитивно. По сути, сейчас только правый руль и может удовлетворить спрос. Он глобально упал, но что удобоваримое, кроме «правого руля», сейчас можно предложить потенциальному покупателю? Надеются, что рынок снова сможет вернуться к былому величию, когда здесь выставлялось до 7000 автомобилей. Сейчас — на порядок меньше. Самая большая проблема — растянувшиеся сроки поставок: до полутора-двух месяцев.
Хотя не все разделяют оптимизм по поводу роста объема продаж в ближайшей перспективе. Вот продавец, предлагающий Nissan NV200 1,6 л, 2016 года, сетует, что не может продать его полтора месяца даже за миллион. Причину он видит в том, что люди не готовы сейчас тратить деньги на автомобиль и ждут дальнейшего снижения цен. Он же нам рассказал случай, когда на волне ажиотажа покупали машины значительно (вплоть до миллиона) дороже, чем они стоят сейчас.
Мы также получили кадры с авторынка Екатеринбурга. Между городами всего 1600 км, но в расположенной западнее столице Урала праворульных автомобилей в продаже значительно меньше, да и в целом их выбор скуднее.
Продавцов здесь оказалось «поймать» крайне сложно (равно как и покупателей). И вообще рынок произвел впечатление какого-то запустения.
Один из продавцов, с которым нам все-таки удалось поговорить, посетовал на то, что цены в июне заметно снизились, но спрос не восстановился. Возьмем для примера машины в популярном у покупателей трехлетнем возрасте. Так, Лада Гранта стоила 880 000 рублей, сейчас — 770 000. Hyundai Solaris — 1 450 000 в марте, сейчас — 1 250 000. Toyota Camry — 3 600 000/3 120 000 рублей.
Но и к значениям «до 24 февраля» цены также не вернулись, они были тогда ниже сегодняшнего уровня на 15–30%. И те же представленные сейчас автомобили продаются дороже, чем покупались новыми три года назад.
Да и сроки продаж, делятся продавцы, сегодня значительно выросли: если брать некое среднее значение (по их мнению) — с двух недель до месяца.
Также наш собеседник рассказал, что почти до нуля упал спрос на автомобили с большими пробегами и на люкс-сегмент из Европы и США. Причина тут на поверхности: взлетевшие до шестизначных значений расходы на их повседневное обслуживание и ремонт.