Для рассуждений о дальнейшей судьбе «Москвича» (с опорой на документы и циркулирующие в кулуарах Минпромторга разговоры) нам придется отбросить популярную версию, что Сергей Собянин принял на баланс города здания и сооружения бывшего завода Renault в Москве исключительно ради завоевания симпатий к выборам 2023 года. Другое дело, что рассуждения эти появились не на пустом месте. Во-первых, недоумение вызвал сам директор Дмитрий Пронин. Если столичному мэру действительно понадобилась действующая производственная площадка, почему руководить заводом поставили чиновника «Московского транспорта», а не производственника, которых в России пока еще пруд пруди и которые в массе своей сейчас не востребованы?
Во-вторых, подозрительным кажется и место завода в разветвленной структуре правительства Москвы. Учредителем предприятия стало некое ООО «Центр развития технологий» (ЦРТ), которое было зарегистрировано только 4 мая нынешнего года, то есть, очевидно, именно под «Москвич». Весьма неожиданными оказались виды деятельности ЦРТ: основной стала «деятельность заказчика-застройщика, генерального подрядчика», дополнительными — «разработка строительных проектов», «строительство жилых и нежилых зданий», «разборка и снос зданий», «подготовка строительной площадки» и так далее. А где же виды деятельности, касающиеся автомобильного производства? Неужели наши многочисленные читатели правы, и на месте цехов Renault вырастет ЖК «Москвич», то есть самый банальный жилой комплекс, как получилось и с ЗИЛом?
Учредителем ЦРТ числится АО «Особая экономическая зона “Зеленоград», при этом и у ОЭЗ, и у ЦРТ один и тот же гендиректор. Может быть, это говорит о том, что «Москвич» станет резидентом этой ОЭЗ, что позволит получать ему налоговые и иные преференции? Увы, ответа на этот вопрос мы не получили… Остается добавить, что учредителем самой ОЭЗ «Зеленоград» стал Департамент государственного и муниципального имущества Москвы.
Итак, предположим, что Собянин действительно хочет оживить «Москвич». При этом заявленный старт производства (начнут с бензиновых моделей) до конца года возможен только с отверточной сборкой, причем крупноузловой. Тут не нужно ни больших инвестиций, ни уникальных компетенций: три бригады слесарей механосборочных работ, вооруженных гайковертами, непьющий начальник цеха, два технолога и кладовщик со сторожем в одном лице. Объемы такой сборки в относительно широких пределах можно оперативно менять в зависимости от текущего спроса, притом что комплектами для сборки можно закупиться хоть на год вперед. При таком варианте предприятие будет планово-убыточным в том смысле, что все «хвосты» вроде утилизационного сбора в размере 178 400 рублей, который на «отверточную» машину, естественно, не подлежит компенсации, Собянин будет покрывать из городского бюджета. Ресурсов у города — валом: в лучшие времена Сергей Семенович по 20 миллиардов рублей в год пускал на одну только плитку. Другое дело, что до бесконечности держать «на балансе» всю эту историю не имеет смысла — разве что до тех же выборов…
Между тем Сергей Семенович, как известно, замахнулся и на электромобили. Сразу же возникает вопрос: а кому они нужны? В сегодняшних условиях сложно прогнозировать стабильный спрос не то что на электромобили — на обычные машины. Солярисы с Вестами стоят нераскупленными, по крайней мере в московских автосалонах, а АВТОВАЗ после перезапуска сразу ушел на четырехдневку — именно потому что Гранты в нынешних условиях не востребованы, ибо в первую очередь пострадали как раз наименее обеспеченные слои населения, то есть потенциальные покупатели этой модели.
Чтобы восстановить все звенья «электрической бизнес-цепи» мэра Собянина, вооружимся нашим любимым Постановлением Правительства РФ № 719 от 19 июля 2015 года «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», последнее изменение в которое внесли не далее как в апреле. Оказывается, что для «целей осуществления закупок продукции автомобилестроения для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг”» легковой автомобиль с ДВС должен набирать с 1 января 2023 года — не менее 4500 баллов локализации, а с 1 января 2025 года — уже 5500 баллов. Сравним: модификации всех российских моделей Renault, выпускавшихся и в Тольятти, и в Москве, до начала известных событий на Украине имели локализацию от 1595 до 1845 баллов без учета баллов за научно-исследовательские работы. А вот по электромобилям — совсем другая раскладка. Чтобы их купили для государственных и муниципальных нужд, такой глубокой локализации совсем не требуется: с 1 января 2023 года модификация должна набрать всего… 1300 баллов, с 1 января 2025 года — не менее 1500 баллов. И это совсем другой коленкор!
Какие же резервы имеются для распространения электрических «Москвичей» требуемой локализации? Резервов много, в том числе и добровольно-принудительных. Во-первых, Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров». Он дает возможность определить ту или иную организацию (в нашем случае — «Москвич») «единственным поставщиком товара», и сделать это можно далеко не только по распоряжению Правительства РФ или президента, хотя, если будет принято решение пересадить, к примеру, «Почту России» на электромобили, такого распоряжения долго ждать не придется. К слову, автопарк этой организации насчитывает около 20 000 единиц, и в свое время электрические Renault Kangoo ZE проходили там эксплуатационные испытания.
Кроме того, без всякой разнарядки сверху — своей властью закупку может инициировать любой руководитель ОИВ, то есть органа исполнительной власти, при этом покупка «электрички» у «Москвича» — это вопрос формулировок, но и без этого можно обойтись. Дело в том, что, по нашим данным, вновь востребована идея 2019 года о фиксации доли электромобилей в госзакупках. Тогда речь шла о 20%, сейчас эта доля может быть и уменьшена. В 2019 году до законопроекта дело не дошло, но сейчас, вероятно, дойдет, потому как, опять же по нашей информации, обсуждения идут полным ходом, тем более что у этого закона увеличилось количество интересантов: помимо мэра Собянина здесь — «Автотор» и «Моторинвест», которым выпуск электромобилей вписан в их специальные инвестиционные контракты. Среди потенциальных интересантов и КАМАЗ со своей «Камой».
Откуда взялась инициатива с фиксацией доли электромобилей в госзакупках? Оказывается, при Президенте РФ имеется Совет по модернизации экономики и инновационному развитию России. Еще 24 апреля 2018 года на его заседании был утвержден план мероприятий Национальной технологической инициативы «Автонет» (НТИ «Автонет»). Целью этой инициативы помимо прочего стало увеличение конкурентоспособности и инновационного потенциала РФ, в том числе в транспортной отрасли и в автомобилестроении. «Ответственным федеральным органом исполнительной власти» по реализации проектов НТИ «Автонет» стал Минпромторг, а «заинтересованным» — Минтранс. Само собой, определили и объем финансирования «Автонета»: только в 2020 году из федерального бюджета было предусмотрено 22,4 млрд, а государственным распределителем бюджетных средств стало Министерство образования и науки РФ. Так вот, наши собеседники, близкие к НТИ «Автонет», утверждают, что обсуждение и подготовка законопроектов по фиксации доли электромобилей в госзакупках все-таки будет зафиксирована.
Однако мы упустили самый выгодный способ реализации автомобилей «Москвич»: их будут покупать структуры самого же правительства Москвы. Здесь стоит вспомнить как минимум две примечательные истории. Одна — давнишняя, связанная с машиностроительным заводом «Тушино-Авто», который на излете своего существования зачем-то начал прикручивать сиденья в салонах автобусов ЛиАЗ, и всю продукцию «Тушино-Авто» покупала Москва. При этом напрямую с завода в Ликино-Дулево поставки почему-то не осуществлялись — кому-то до зарезу нужно было прикручивать сиденья и перепродавать автобусы через «Тушино-Авто». Интересно, что тушинские автобусы и по вин-номеру, и по прочим документам оставались ликинскими!
Вторая история — совсем свежая и еще более интересная. В прошлом году Сергей Семенович отметился в своем официальном блоге заметкой «Электробусы. Сделано в Сокольниках», после чего СМИ начали наперебой сообщать о «выпуске электробусов» на территории бывшего Сокольнического вагоноремонтного завода (СВАРЗ), объектом производства которого стал электробус КАМАЗ-6282. В заметке мэр сообщил, что «в течение ближайших лет город планирует приобрести еще 1600 электробусов». Нет сомнений, что все они будут выпущены исключительно в Сокольниках, как и во времена работы «Тушино-Авто». Но какова глубина сборки на бывшем СВАРЗе? Об этом Сергей Семенович высказался весьма туманно: «Мы договорились с КАМАЗом, чтобы здесь, в Москве, создать мощный центр, который бы делал самое главное, что есть в этом электробусе, — это не двери и не шасси, и не колеса, а программное обеспечение, электрическую часть. И на этом заводе, который мы сегодня открываем, идет начинка электрической части электробусов. В Сколково размещен мощный R&D-центр». В этом году история получила продолжение: 9 июня Максим Ликсутов в своем официальном блоге написал: «22 новых электробуса скоро будут собраны на заводе СВАРЗ в Москве и уже в июне приедут в московские парки». При этом сайт «Мосгортранса» дал совсем другую картину: «22 улучшенных электробуса проходят приемку на СВАРЗе», и ниже — подробности: «Сейчас на СВАРЗ поступили 22 новых отечественных электробуса КАМАЗ». Так в итоге — что делают на СВАРЗе?
Чем нам важны две этих «автобусных» истории в приложении к «Москвичу»? Тем, что в обоих случаях реальный выпуск продукции был не в Москве. Коллизия со СВАРЗом интересна еще и тем, что СВАРЗ — это не отдельное юрлицо, а всего-навсего филиал «Мосгортранса», который находится в подчинении все того же Департамента государственного и муниципального имущества Москвы. Неужели «Мосгортранс» просто продает автобусы, изготовленные на КАМАЗе, правительству Москвы?
А теперь вспоминаем, что в январе этого года были приняты поправки к Постановлению Правительства РФ от 8 мая 2020 года «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций». Не вдаваясь в подробности поясним суть: юридическое лицо, которое берет легковой электромобиль в лизинг, получает 25% скидки с цены, но не более 625 000 рублей. Единственным условием для этого должно быть наличие СПИКа у производителя электромобиля, в этом смысле нет сомнений, что как только Минпромторг уломает искомого китайского производственного партнера, тут же само министерство либо «Москвич» инициируют конкурсный отбор на заключение специального инвестиционного контракта по выпуску электромобилей — это дело минутное. Короче говоря, сами выпустили электромобиль, сами его купили, сами оформили в лизинг со скидкой, да еще и банк-лизингодатель не остался в накладе!
Наконец, вспомним о «Стратегии развития транспортной системы г. Москвы и Московской области на период до 2035 года», принятой в начале 2022 года. В ней зафиксировано «стремление к нулевым выбросам от транспортных средств», «экспоненциальный рост электромобилей» за счет «адаптации налогового законодательства для поддержки электромобильного транспорта», развитие «мероприятий по постепенному переключению с личного автомобильного транспорта на электромобили с дальнейшим расширением шеринговых форматов поездки». Процесс «адаптации законодательства уже начался». Как известно, мэр столицы ежегодно и весьма щедро субсидирует деятельность такси и каршеринга, и вот в прошлом году он в два раза увеличил субсидию при покупке электромобиля по сравнению с покупкой автомобиля с ДВС. Максимальная цена электромобиля при этом была ограничена четырьмя миллионами рублей. Очевидно, что в дальнейшем требования будут изменяться в двух направлениях: в сторону адаптации формулировок под покупку именно у «Москвича» и в сторону ужесточения условий бизнеса для эксплуатации в такси и каршеринге машин с ДВС. Собственно, о добровольно-принудительной пересадке таксистов и каршеринга Москвы и области на «электрички» заговорили еще в связи с проектом «Кама».
Теперь переходим ко второму вопросу: почему именно на китайские компании нацелился Минпромторг при подборе партнера для «Москвича»? Есть общий ответ: потому что логистика из Китая остается самой беспроблемной, а китайские компании — самыми надежными. Увы, это объяснение подходит не полностью. Дело в том, что какими бы льготными ни были условия для продвижения электромобилей российской сборки, но упомянутые 1300 баллов, необходимые для попадания в госзакупки, нужно обеспечить. Вывод прост: не все китайцы одинаково полезны! Полезны только те, у которых есть свое производство в России либо в стране-члене ЕврАзЭс. Таким образом, мы выходим на три варианта: Haval, JAC, Geely.
Начнем с первого и попутно вспомним, что всякую крупноузловую сборку начинают локализовывать со сварки и окраски. При этом глубина сварки не важна: можно варить кузов из самых мелких деталей, для чего нужны дорогие автоматические линии, а можно — из крупных подсборок, с помощью бригады рабочих, владеющих сварочными клещами. Именно так на российском заводе «Хавейл» выпускали H9 и H5. Картина вырисовывается следующая: из Китая на завод «Хавейл» приходит машинокомплект с готовыми сваренными подсборками, которые варят вручную, за что получают 400 баллов. Затем кузов отправляется в имеющийся покрасочный комплекс, за что начисляют еще 500 баллов. После этого сваренный и окрашенный кузов со всей требухой идет на «Москвич», где осуществляется сборка по методу SKD-4 (как большинства моделей на «Автоторе»), там же самый непьющий слесарь втыкает модуль ЭРА-ГЛОНАСС, что со всеми операциями и условиями дает еще 100 баллов, а недостающие 300 баллов натягивают за счет НИОКР где-нибудь в Сколково или в лучшем случае — с участием студентов Московского политеха, которых планирует привлекать все тот же «Автотор». Ключевой плюс кандидатуры Haval: под этого партнера не нужно адаптировать законодательство — все уже готово!
Вспомним, кроме того, что в преддверии запуска российского завода Haval у менеджмента Great Wall были договоренности о контрактной сборке на «Хавейле» моделей Lifan и FAW. Руководство этих брендов все ждало подписания СПИКа со стороны «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус», но так и не дождалось. Не стоит ли трактовать слова министра Мантурова о сужении круга потенциальных партнеров до двух китайских компаний в том смысле, что помимо производителя донорской машины нужна еще и российская сборочная площадка Haval? Вполне вероятно, так и будет, потому что, повторимся, участие Haval не требует со стороны правительства новых законов и распоряжений — все уже есть. В этом случае вторым номером может выступить вообще любой китайский производитель, главное, чтобы в его модельной линейке была подходящая под нужды госзакупок, то есть практичная и недорогая электрическая модель.
В то же время некоторые СМИ называли среди потенциального партнера компанию JAC. К ней мы добавим еще и Geely. Дело в том, что и у JAC, и у Geely есть заводы на территории стран-членов ЕврАзЭс, а конкретно в Казахстане и Белоруссии. Создавать добавленную стоимость в виде сварки и окраски кузовов можно вполне себе и там, однако пресс-служба Минпромторга подтвердила нам, что за локализацию компонентов, выпущенных в странах-членах ЕврАзЭс и затем используемых на территории России для сборки автомобилей, баллы пока не начисляются. Интересно, что от этого в первую очередь страдают действующие российские заводы, поскольку в некоторых странах-членах ЕврАзЭс баллы за локализованные в России детали и узлы как раз учитываются! По нашим данным, с целью устранения этого юридического несоответствия Минпромторг и проводит сейчас активные консультации с представителями российских автомобильных заводов (в том числе и иностранных брендов). Если в ближайшее время будут выпущены корректирующие документы, тогда JAC или Geely смогут по описанной схеме варить и красить кузова на своих мощностях в Казахстане и Белоруссии, отправлять их на «Москвич» для дальнейшей досборки отверткой. И баллы за выпуск этих кузовов будут учитываться.
Между тем мы не исключаем, что новый китайский партнер действительно завезет сварочные клещи на «Москвич», а вместе с ними — и свой окрасочный комплекс. И тут уже идеальным вариантом становится Chery, у которого со времен сборки на «ДерВейсе» до сих пор на консервации хранится все это оборудование. А если учесть, что УАЗ, с которым еще до нового года планировалось «сборочное» сотрудничество, попал под санкции ЕС, то такой вариант неожиданно становится весьма «проходным», тем более что Chery — это государственная компания, вероятно, что и договориться будет проще. Что касается интересов китайского партнера, правительство Москвы может предложить немногое — долю в АО МАЗ «Москвич». В свою очередь Минпромторг может предоставить льготные условия СПИКа. Однако, судя по тому, что пока никакой декларации о намерениях со стороны китайских партнеров нет, оживлять «Москвич» им не очень-то и хочется…
P. S. Закончив с материалом, я позвонил своему товарищу в «Московский транспорт» с целью уточнить, что он думает по поводу моих соображений и раскладок. Мой товарищ долго смеялся и сказал: «Ты слишком хорошо думаешь о наших чиновниках, они так глубоко не копают. Электромобиль могли выбрать только исходя из стратегии развития транспорта Москвы и Подмосковья, а китайцев — просто потому, что больше некого». После этого он добавил, что сроки поставлены действительно жесткие, но если со сборкой ничего не получится, «то и не беда — освоят территорию под застройку»…
Действительно, а может, и впрямь лучше ЖК «Москвич», чем АО МАЗ «Москвич»? Вон как территорию ЗИЛа благоустроили!