Это — материал внештатного автора: директора автосервиса. Дром открыт для сотрудничества: предлагай свои темы на ms@drom.ru, а если статья будет опубликована — получай достойный гонорар.
Наш техцентр довольно крупный. У нас имеется слесарный цех на шесть подъемников, моторный цех с довольно серьезным станочным парком, цех кузовного ремонта со стапелем и покрасочной камерой, магазин автозапчастей, автомойка, шиномонтаж, стенд регулировки развала-схождения и много чего еще по мелочи. Нам уже 25 лет. Мы работаем исключительно «в белую» и с государством, и с клиентами, и с сотрудниками. Это вкратце, чтобы вы понимали, о чем идет речь.
И если совсем уж кратко про нынешнюю ситуацию — пока все идет нормально. Так в старом анекдоте говорил кровельщик, пролетая мимо четвертого этажа… Прибыль в рублевом денежном выражении на данном этапе не особенно изменилась, клиенты никуда не делись, но вот уверенность в завтрашнем дне ушла точно.
Дело прежде всего в ситуации с запчастями и расходными материалами. Они или стали намного дороже, или вовсе оказались в дефиците. Причем вместе с «оригиналами» и покинувшими наш рынок некоторыми брендами значительно подорожали и остающиеся на рынке «дубли».
Пожалуйста, судите сами, перед вами сегодняшние проданные в магазине позиции и их цены. Ну а для сравнения — в соседней колонке стоимость тех же самых запчастей в нашей рознице в январе 2022 года. Причем обращаю ваше внимание: наша торговая наценка осталась неизменной! Мы же простая розница, существующая прежде всего для нужд собственного сервиса.
Все позиции (кроме сальника) — качественные аналоги.
Позиция | Стоимость на январь 2022 г. (руб.) | Стоимость на июль 2022 г. (руб.) |
Процент прибавки |
Фильтр масляный Toyota 3S | 300 | 600 | +100% |
Стойки стабилизатора передней подвески Toyota RAV4’30 | 750 | 1150 | +53% |
Стойка амортизатора Toyota RAV4’30 | 5000 | 7150 | +43% |
Лампа галогеновая Н4 | 200 | 350 | +75% |
Свеча зажигания K20RRU11 | 150 | 340 | +126% |
Воздушный фильтр Toyota Camry’40 | 350 | 550 | +57% |
Подшипник ступичный Honda CRV RE5 | 3500 | 4800 | +37% |
Пыльник ШРУС Toyota Camry’40 | 550 | 850 | +54% |
Задний сальник коленвала Toyota 2JZ (оригинал) | 1500 | 2700 | +80% |
Фильтр воздушный Porsche Cayenne (ушедший из РФ бренд-дубль) |
950 | 4600 | +384% |
Колодки тормозные Mercedes-Benz GL | 5200 | 8700 | +67% |
Фильтр салонный BMW Х6 | 650 | 1400 | +115% |
Итого | 19 100 | 33 190 | +73,7% |
То есть общее подорожание по такой вот разношерстной выборке составило почти 74%. При этом здесь всего две позиции по оригиналу и бренду, покинувшему наш рынок. Неплохо, да?
Про масла и технические жидкости. Мы — официальный дилер одного европейского бренда, торгуем техническими жидкостями его производства последние лет десять. Так вот разница между ценой января и июля за пятилитровую канистру совершенно среднего масла 5W40 составляет 2000 рублей (4900 и 6900 соответственно), разница в стоимости литра Dexron III — 240 рублей (680 и 920 рублей соответственно). Однако те, кто брал у нас это весьма недешевое изначально масло, продолжают его брать, потому что качество и происхождение не вызывают сомнений, а стоимость ремонта двигателя или трансмиссии несколько больше двух тысяч рублей... Те же, кто приезжал со своим маслом — продолжают это делать. Под свою собственную ответственность.
С точки зрения мастера-приемщика ситуация не изменилась абсолютно. Станция загружена, клиенты никуда не делись, работы производятся «плюс-минус» те же самые.
Если раньше клиент, к примеру, на ухоженной Toyota Camry 2015 года приезжал к нам раз в полгода и вместе с заменой масла и фильтров просил — меняйте в «ходовке» все, что считаете нужным, то и сейчас он будет делать то же самое, за редкими исключениями. Да, стало дороже, но все это понимают. А в особенности понимают то, что в нынешних реалиях имеющуюся машину нужно беречь и не «убивать»! Так что ворчат, ругаются, матерятся, но работы по автомобилю делают и запчасти покупают. Никто из наших клиентов, по крайней мере на данный момент, не будет ездить на потрескавшихся ремнях ГРМ, «пока не порвутся», остатках колодок, «пока не засвистят», потных стойках — «вроде не гремят» и так далее… Но зачастую при плановых ТО, главным образом машин недорогого ценового сегмента, начали «забывать» про салонный фильтр (особенно если его нет в наличии и нужно ждать), массово переходить на масла подешевле и неоригинальные расходники.
И если раньше владелец дорогого автомобиля спокойно покупал или заказывал у нас в магазине только «оригиналы», то сейчас этих «оригиналов» иногда просто нет в наличии либо есть со сроком доставки «никогда». И мы не можем продать и поменять то, чего физически у нас нет. К примеру, владелец почти нового Range Rover не так давно обратился с просьбой о замене треснувшего лобового стекла… Год назад максимум через пять дней новое стекло стояло бы на его автомобиле и все были бы рады. Сейчас этого стекла физически нет нигде, ни за какие деньги. Мы остаемся без выполненной работы и без продаж, а клиент ездит на премиальной машине с треснутым стеклом и внимательно, но безуспешно изучает ассортимент разборок в европейской части страны. Ну не ставить же вместо стекла с подогревом, затемнением, проекциями «аналог» от организации «Изготовим автостекло по вашим размерам»? Владелец свежего кроссовера Audi третью неделю тщетно ищет генератор. Машина стоит во дворе сервиса. Работа, соответственно, тоже стоит. По причине поиска части заднего бампера вторую неделю стоит в кузовном цехе почти новый Mercedes-Benz S-klasse. Ни мы, ни владелец купить его не можем. Что, в Германию за ним лететь?.. Способы решить эти проблемы, конечно, мы найдем. Они пока есть. Но это сложно, долго и дорого. Раньше так не было. К примеру, мы могли позволить себе принципиально не ставить в двигатель неоригинальные сальники, сейчас во многих случаях делать это придется.
Остатки оригинальных запчастей на ходовые модели пока что есть в наличии либо их можно найти, но они не бесконечны. Зачастую за них просят какие-то совершенно невероятные деньги. Такие, что их даже озвучивать несерьезно.
Вот, кручу в руках только что подъехавший масляный фильтр на дизельный Volkswagen Touareg… Бренд из трех букв, доселе мне неизвестный. Цена вменяемая. В отличие от цены на оригинал и ушедший с нашего рынка качественный «дубль». Откровенную дрянь мы продавать точно не будем, но в данном случае изделие вроде бы вполне добротное. Однако в любом случае клиента мы предупредим о том, что, устанавливая подобную деталь на автомобиль, он берет всю ответственность на себя. Мы лишь высказываем частное мнение о качестве детали и продаем ее как неоригинальную и без всякой гарантии.
А качественные «дубли» есть далеко не на все. Еще пример — блок стояночного тормоза на Mercedes-Benz. Это такая «думающая» штука, из которой выходят классические тросы к тормозным механизмам. Находится под днищем. Открыта всем ветрам, воде, соли, снегам и грязи. Выходит из строя регулярно. Причем так (мы разбирали и изучали), что восстановить это дело просто невозможно. Внутри «выгнивает» все дотла. Раньше эта штука стоила 30 000 рублей, последний раз привозили в два раза дороже, а сейчас ее просто вообще нигде нет. И что делать? Ездить без «ручника» на Мерседесе 2020 года выпуска? Звонить старым знакомым в Польшу и Литву с просьбой доехать до «разборки»? А что будет дальше?
Стоимость работ тоже выросла. Ненамного, но выросла. Почему? Да потому что коммунальные платежи постоянно растут. Электричество, водоснабжение, отопление. А сервис расходует данные ресурсы в большом количестве. Растет стоимость стройматериалов и ремонта, а помещения нужно поддерживать в нормальном состоянии и проводить плановые ремонты. Растет стоимость инструментов, которые тоже нужно время от времени обновлять. Ну и, конечно, нужно хоть как-то повышать зарплаты работникам, которые точно так же платят растущую «коммуналку» и покупают в магазинах подорожавшие товары. Думается, из-за небольшого повышения стоимости услуг по объему клиентов в «слесарке» мы если и теряем, то незначительно. Вряд ли те, кто приезжал к нам менять масло и фильтры за 500 рублей, сейчас начнут делать это самостоятельно, а «гаражные спецы» тоже не будут это выполнять бесплатно.
Что касается более-менее сложных ремонтов — все-таки у нас есть репутация, оборудование, специалисты, мы работаем официально и даем гарантию на работы. Поэтому большинство автомобилей и их хозяев приезжают к нам на обслуживание и ремонт не в первый и даже не в пятый раз. И сомневаюсь, что на данном этапе ради экономии в условную тысячу рублей кто-то из наших постоянных клиентов пожелает, чтобы двигатель его автомобиля «крутили» в углу гаража с непонятными сроками и результатами. Повторюсь, люди прекрасно понимают, что в нынешней ситуации к имеющемуся автомобилю нужно относиться максимально бережно. Не все так просто ныне стало с подходом «устанет этот — возьму новый»…
С «маляркой» все намного сложнее. Здесь расходники составляют очень весомую часть итоговой цены работы и непосредственно влияют на ее качество.
— «Здравствуйте. Я привез вам грунт, краску и лак. Покрасьте-ка мне капот».
Так не бывает, если вменяемый мастер желает получить на выходе хороший результат.
Поэтому понятно, что все расходные материалы мы закупали и закупаем самостоятельно. Начиная от наждачных шкурок и шпатлевки, заканчивая полировальной пастой. Мы всегда стремились к высокому качеству работ, позиционировали это как свое конкурентное преимущество и покупали для работы только самое лучшее. Обычно от европейских и японских производителей. Но сейчас это либо жутко подорожало, либо просто нет в продаже нигде, и никто не знает, когда будет и будет ли вообще.
Начнем с подорожания. Если раньше 200–300 граммов «базы», необходимой для покраски одного элемента, обходились в пределах 2000 рублей, то сейчас дешевле 4000 рублей просто не купить. И так во всем. Поэтому если услуга покраски бампера со снятием и установкой в январе у нас стоила в районе 10 000 рублей, то сейчас от 13 000 до 18 000, в зависимости от сложности работ. Ясно же, что снять — покрасить — поставить бампер на Renault Logan, скажем так, несколько менее трудозатратно, нежели на свежий Lexus RX.
А вот с материалами дела обстоят гораздо хуже. Того, с чем мы обычно работали, сейчас зачастую просто нет в продаже. Как ни ищи! Предлагается покупать неизвестного качества товар неизвестных производителей. Обычно из Китая. Многие поставщики открытым текстом предлагают «не стесняться экспериментировать». Такие «эксперименты», как это ни печально, гарантированно приводят к потере итогового качества. И у нас уже неоднократно случались эпизоды возвратов по причине низкого качества материалов. Но других, в которых мы уверены, сейчас в продаже просто нет… Поэтому — конечно же, приходится переделывать. Бесплатно. Что прибыли нам, мягко говоря, не добавляет.
Отдельный разговор про кузовные детали. В нынешних реалиях оригинальных кузовных элементов на некоторые автомобили просто не найти. В досягаемости — нигде. Ни за какие деньги. И хорошо, если есть «дубли» или «контракт». С ними хотя бы можно что-то придумывать. А если нет и их? Думается, сейчас профессия грамотного, квалифицированного «жестянщика» будет просто на вес золота. И наше счастье, что такие специалисты у нас есть… За последние пару месяцев нам уже несколько раз приходилось буквально «из небытия» восстанавливать поврежденные кузовные элементы весьма недешевых автомобилей. И если буквально полгода назад собирать по кусочкам бампер или восстанавливать по квадратному сантиметру мятую дверь дорогого автомобиля выглядело неуместным «кроиловом», то сейчас ни у нас, ни у владельцев просто нет другого выбора.
Нужно отметить, что повышение цен не привело к оттоку клиентов. Даже наоборот. Те, кто понимают текущую ситуацию, стремятся привести машины в порядок, пока есть возможность сделать это качественно. И это правильно. Потому как о том, что будет дальше в сфере кузовного ремонта, лично я сказать затрудняюсь. Понятно, что спрос и предложение никуда не денутся, но возможно ли будет в дальнейшем делать качественный ремонт за разумные деньги — сказать сложно. Да, мы так или иначе найдем возможность покупать и привозить материалы. Но сколько это будет стоить? И конкурентоспособным ли в итоге будет наше качество с учетом в разы повысившихся затрат? Ну а уходить на плохие материалы — это прямой путь к потере своей ниши рынка и конкуренции с многочисленными «бюджетными» станциями кузовного ремонта. А выдержим ли мы такую конкуренцию — большой вопрос.
Различные «побочные» сферы деятельности пока что функционируют без изменений. Те же цены и объем клиентов на шиномонтаж, стенд развала-схождения и автомойку. Мультимедийные устройства и сигнализации хоть и подорожали, но их покупают и устанавливают все так же. Та же история и с тонировочной пленкой.
Резюмируя все вышесказанное — пока реальные доходы населения упали не столь значительно, основная образовавшаяся в нашей деятельности проблема — подорожание и дефицит запчастей, расходников и материалов. И на данный момент позитива на этом пути не видно. Хотя внешне (пока что) все стабильно и даже прибыльно. И есть определенная уверенность в том, что мы найдем, как остаться в этом бизнесе на плаву. Остается лишь очень надеяться и верить в стабильность одного вышеуказанного фактора — реальных доходов населения.