Тревожные вести приходят из Приморья. Автомобили на японских аукционах дорожают. В Японском море выгорело судно «Ангара», доставлявшее 570 автомобилей. Как это сказалось или скажется на конечных ценах, затруднится ли логистика и что со стоимостью/спросом происходит в Восточной Сибири — ближайшем к Владивостоку крупном рынке подержанных «японцев»?
Прокомментировать ситуацию в Приморье мы попросили представителей владивостокских фирм-импортеров Carwin и Japan star. Вот их мнение, быть может, отличающееся в деталях, но общее по тренду в покупках и поставках праворульных автомобилей:
— Цены на машины не выросли одномоментно. Повышение стоимости шло с начала мая. На это влияла сумма факторов (скажем, слабая иена или рост курса доллара относительно мировых валют). И все-таки основная причина в том, что россияне стали покупать очень много «праворулек». Заказывать принялись категории автомобилей, которые раньше в силу высокой стоимости выпадали из спроса. Например, появились такие «хотелки» — привезите мне спорткар.
Или дорогущий «автобус».
На западе России и раньше покупали достаточно минивэнов с правым рулем. Сейчас это явление приобрело массовый характер. Что логично — европейских аналогов либо нет в продаже (и в ближайшие годы, похоже, не будет), либо они стоят огромных денег. А «японцев» в нынешних условиях можно купить буквально в несколько раз дешевле. Вот и берут все эти Alphard, StepWGN, Serena и прочие.
Да все берут, за исключением некоторых отдельных моделей, какие никогда у нас популярны не были. Впрочем, порой спрашивают и подобную экзотику — например, давно забытую всеми Nissan Stagea.
И на все популярные у нас модели цены на аукционах поднялись. Дошло до того, что трехлетние автомобили стали стоить дороже, чем новые. К примеру, еще недавно Toyota Land Cruiser Prado оценивался в 4 000 000 иен (по курсу 0,46 х 1 это 1 840 000 рублей). Сейчас — 5 200 000 иен (2 392 000 рублей), что крайне дорого. И все равно подобный привезенный в Россию «Прадик» может быть дешевле, чем новый и даже трехлетний с российским пробегом.
Тем не менее на данный момент некоторые специалисты советуют подождать с заказом. Во-первых, они сами с этим валом не справляются чисто физически. Во-вторых, цены на японских аукционах на самом деле высокие. Курсы иены и доллара за последние дни несколько выросли, и торговые площадки просто не успели среагировать. Импортеры считают, что это обязательно произойдет, цены снизятся. Надо лишь какое-то время подождать. Другое дело логистика. Трудно предположить, что сложности с ней решатся сами собой и в ближайшее время.
— Конечно, пожар на ролкере «Ангара» внес свои коррективы. Однако проблемы с доставкой были и до этого. В конце концов, перевозчик JAL снимает подобное же судно «Енисей» с маршрута на Китай и ставит на доставку автомобилей из Японии. Но вряд ли это как-то улучшит сложившуюся ситуацию. По нашим подсчетам, весь «автомобильный флот» способен перевезти за месяц 17 000–18 000 автомобилей, максимум 20 000. А сейчас россияне покупают на островах 40 000–45 000 машин.
Корабли гоняют чаще. В портах быстро загружают и интенсивно разгружают. И все же доставка становится все проблематичнее. Стоянки в Японии переполнены. В России забиты таможенные склады. Владивостокский порт вообще плохо приспособлен для приема такого количества машин. В итоге доставка сейчас занимает полтора-два месяца.
Японцы как могут ограничивают продажи на своих аукционах. Однако лучший ограничитель здесь — цены. Если стоимость доллара/евро уйдет за 70 рублей, машины станут заказывать меньше, и вся система должна саморазгрузиться.
Кстати, растут все расходы на доставку и хранение — раз в три-четыре дня что-нибудь да повышается. Особенно это заметно по фрахту. Еще в прошлом году провоз одного автомобиля стоил $300, потом $550. Теперь это и $1350, и даже доходит до $2000.
— Буквально на днях стоимость фрахта подняли на 47 000 иен. Это более 21 000 рублей. Такого одноразового взлета цены на моей памяти раньше не было!
Другой респондент пожаловался на то, что перевозчики на данный момент могут брать свои прайсы едва ли не с потолка. Дескать, пока автомобиль покупается и ждет загрузки на паром, стоимость провоза может подняться даже на 60 000 рублей. Мол, объясняй потом клиенту — причина необходимости ему доплатить не в нашей алчности.
В общем, будем ждать коррекции цен и подводить очередной промежуточный итог где-то во второй половине – конце июля. Пока же отправимся на рынок одного из сибирских областных центров — посмотреть, что происходит на земле.
Чтобы сразу закрыть эту тему, начнем с левого руля. Продажи в этом секторе единичны. Вроде бы и новые машины у дилеров оцениваются до сих пор баснословно дорого, и есть примеры, когда их купить невозможно. Имеется дефицит, одним словом. Но… не покупают их леворульных предков.
В итоге и цены на те же популярные кроссоверы заморожены. Вот «Равчик», который по-прежнему стоит 940 000–1 330 000 рублей.
Outlander за 1–1,15 миллиона.
И X-Trail за 965 000–1 265 000 рублей.
Даже выбирая 120-й Prado, еще можно уложиться в полтора миллиона.
А что с праворульными «беспробежками»? Есть шевеление! Потенциальных покупателей, конечно, не столько, как в годы расцвета сибирского рынка. Но все равно больше, чем в середине марта или, скажем, начале мая.
Некоторые знакомые продавцы отмечают: все, что ты видел в прошлый раз (несколько машин как раз два месяца назад) — ушло! Другие менее оптимистичны — за тот же период продал всего одну–две.
Но тут нужно понимать, что на рынке еще масса автомобилей, которые заехали в Россию по самым невыгодным во всех отношениях валютным курсам. Показательный пример — продавец одного из Fielder 2018 года. В марте он отдавал его за полтора миллиона. Пару месяцев назад уже за 1 300 000. Теперь же такие универсалы стоят миллион с небольшим. Что делать, рынок диктует свои правила. И если им не следовать, то можно зависнуть с машиной неизвестно на сколько, заморозив (читай, потеряв) свои средства.
Тем более что у продавцов, готовых на демпинг, имелся свой резон. Продать, как получится, и снова на восток. Кто-то так и сделал, точнее, успел сделать. Вновь привезенные «праворульки» подешевели уже заметнее. К примеру, Toyota C-HR на пике оценивался почти в 2,2 миллиона. В начале июля его можно было приобрести уже менее чем за 1,9.
Трудно здесь привязывать какое-то ценовое изменение именно к конкретным моделям. Те самые купе, дорогущие «вэны» и «Прадики» в основной своей массе до регионов еще не доехали. И не факт, что доедут в более-менее большом количестве. Все-таки достаточно штучный товар. Что же до основного сегмента потребления — хэтчбеков, включая компактные, универсалов, минивэнов — то тут стоимость, видимо, сильно зависит от того, сколько и по каким курсам автомобилей завозилось. Где-то, как в случае с Fielder 2010–2011 годов, демпинг с мая составляет более 150 000 рублей (стоит под 900 000).
В других ситуациях, как с Prius последней генерации, за ту же сумму (под 1,7 миллиона) удастся приобрести экземпляр двумя годами моложе.
Третий вариант — и скидка, и машина помладше. Например, Prius Alpha сбросил год и почти 300 000 (1 150 000). Как и Allion. Хотя в случае с седаном это не столь приятно, поскольку речь идет о машине с местным пробегом.
В остальном, конечно, надо говорить о куда меньшем снижении цены. Так, Prius в 20-м кузове и раньше была возможность приобрести за 800 000 рублей.
Десятилетний Fit Shuttle «полегчал» минимум на 50 000 (780 000).
Wish того же года — уже на 100 000–150 000 (1 150 000).
А вот Ractis 2011 года подорожали на несколько десятков тысяч. За машины с моторами 1,3 и 1,5 л просят 780 000 и 1 000 000. Допускаем, что это тот случай, когда продавец работает на упреждение. Чувствует ситуацию и готов к курсам валют по 70 рублей и больше.
В целом ситуация на региональных рынках стала сравнительно стабильной. Но примерно так же мы считали в середине марта, когда цены на автомобили достигали своего исторического максимума. В обозримом будущем такового не ожидается. Но и будущее у нас сейчас сжалось буквально до пары месяцев, если не недель. Посмотрим, что будет с ценами на аукционах в Японии и с доставкой машин. Впрочем, думается, что глобально и в долгосрочном порядке автомобили уже не подешевеют. Виной тому и валюты, пошедшие в рост, и та же логистика — грузоперевозчики вряд ли снизят стоимость.
Как это затрагивает рынок «праворулек», которым в районе 20 лет, и леворульных «бюджетников»? Да никак! Тут своя «погода в доме», зависящая от того, насколько платежеспособна социальная группа, выбирающая автомобиль в пределах 300 000–650 000 рублей. Очевидно, что с этим у нее большие проблемы.
— В начале марта был бум, в апреле и мае — тишина. В середине июня некое оживление. Сейчас опять глухо. Но в любом случае берут и брали автомобили в диапазоне цен от 150 000 до 200 000 рублей. Причем последние тенденции таковы. Если есть два экземпляра одной модели за 180 000 и за 120 000 — первая в состоянии условно нормальном, вторая — «дрова», то покупают последнюю. А машины от «трехсот и дороже» в большинстве своем уже висят несколько месяцев.
Чем объяснить эту «черную ценовую дыру»? Пожалуй, тем, что категория граждан, готовая потратить подобные суммы, просто не может этого себе позволить. То есть хотели бы поменять/купить автомобиль, однако «живых» денег нет. Кредит либо не дают, либо он неподъемный по процентам. Во всяком случае, таковы наблюдения продавцов. Автор лишь добавит, что, не исключено, этой категории населения теперь стало не до транспортных средств. Подождут до лучших времен, а пока поездят на том, что есть, а то и общественном транспорте.
Еще один тренд этого направления — возросшие расходы на восстановление. Кто-то ведь из перекупщиков после приобретения машины честно приводит ее в лучший вид.
— Те, кто не делают все своими руками и обращаются в сервис, сейчас сильно в пролете. Будут ли они заниматься этим дальше — большой вопрос.
Так что в недалеком будущем мы можем ожидать ухудшения состояния автомобилей этой ценовой ниши.
Цены плюс-минус те же. Есть ряд примеров, где стоимость минимум на два месяца заморожена. Это касается 110-й Corolla (325 000–367 000 рублей), CR-V второго поколения (675 000–725 000) или Wish (667 000, 2006 г.).
Слегка подешевел Odyssey второй генерации (можно купить менее чем за полмиллиона), Ipsum (467 000,1997 г.) и X-Trail T30 (есть примеры демпинга аж на 100 000).
И как обычно, впечатляющий разброс цен предлагают такие хиты рынка, как первый Fielder (470 000–635 000) и Solaris (588 000–695 000). Но и по ним заметно определенное падение стоимости.
В общем, могли бы дать совет — покупать/не покупать — дали бы. На данный момент ситуация в регионах выглядит устоявшейся. Однако поставки из Японии потряхивает. Поэтому ждем развития событий.
Существует еще одна тема, касающаяся именно ввоза «праворулек». Не поступит ли наше государство, как ранее — скажем, в 2008 году? То есть серьезно ограничит или даже запретит возможность импорта подержанных «японцев». Вполне объяснимо, почему это делали прежде — ради устранения конкурентов многочисленным СП. Которых больше нет! Вот только АВТОВАЗ в 2023 году планирует увеличить выпуск автомобилей до полумиллиона в год. А в будущем — до 800 000. Не увидят ли снова в Кремле и Тольятти конкуренции своей Гранте и Весте со стороны «праворулек»? Давайте попробуем подискутировать.
Во-первых, таможенные пошлины — это часть госбюджета. И если ранее ими можно был пренебречь в угоду совместных производств, то теперь — не факт. Во-вторых, планы планами, но пока предприятия АВТОВАЗа работают с перебоями. К началу июля удалось наладить выпуск лишь упрощенной Гранты. Что будет дальше, в каких объемах она будет сходить с конвейера и возобновят ли производство Весты — неизвестно. Вероятно, Гранта станет этаким госмобилем, предлагаемым различным службам и населению — по каким-то специальным программам. Покуда выдохнем. Хотя с учетом последних государственных решений можно ожидать все что угодно.