И да — возможно, это единственный на европейской части страны авторынок (если не так — поправьте в комментариях), который наполовину заполнен праворульными автомобилями. Как так? Почему? Да все просто — значительная часть (иногда даже кажется, что бóльшая) Краснодарского края и Краснодара в частности — это переселенцы с Урала, Сибири и Дальнего Востока. Которые так и не расстались со своими праворульными пристрастиями. И для этого необязательно ехать на рынок, достаточно посмотреть на «модельный ряд» на дорогах Кубани.
К примеру, целый ряд (судя по номерам) автомобилей из Хабаровска. Рядом — местный краснодарский торговец (так он представился) просит 699 000 рублей за Daihatsu Tanto 2016 года (0,7 литра, 52 л.с., пробег 78 000 км) в полной комплектации и без пробега по России. Почувствовав во мне заинтересовавшегося, готов скинуть 10%. Смотрим, сколько стоит такой автомобиль во Владивостоке, так сказать, «на исторической родине». Да цены практически те же. Другое дело, что полгода назад такой автомобильчик можно было купить за 450 000–500 000 рублей.
Впрочем, едва ли не на следующий день Танто был продан.
Другой продавец, тертый мужчина лет под 60, нахваливает свой товар: «Daihatsu Mira 2010 года c пробегом 147 000, 395 000 рублей. Да ты зае…ся [устанешь] ждать, пока она поломается. Вот Toyota Spade 2015 года. Всего 900 000. Жрет всего 5,2 литра по городу. А вот Suzuki Solio 2018 года. Разве 1 080 000 — цена для автомобиля, который приехал из Сочи на 12 литрах?». От краевого центра до города, где темные ночи, 300 километров так-то. И половина приходится на серпантин с постоянными разгоном и торможением.
Продавцы с блаженной улыбкой вспоминают, что в конце февраля–начале марта на рынке творился ажиотаж: покупатели сметали все по любым ценам. Эх, времечко было! А потом «любители биржевого ажиотажа» (ну вы видели это на ретрокартинках) вдруг сгинули, видимо, удовлетворив свои паникерские потребности. И на рынке установились штиль и благодать. Да такая, что цены неизменно идут вниз, но это никак не оживляет спрос. Отметим, что они снизились к началу марта 2022 года в среднем на 20–25 процентов, но по-прежнему значительно выше тех, что были полгода назад.
Вот нам попался очень грустный продавец. А почему он грустит? По словам торговца праворульными «японками», за два месяца он не продал ни одного автомобиля. Предложение-то есть — спроса нет совсем. Оно и понятно: кредиты дорогие, что будет завтра — непонятно. Так что покупатель затаился, не до смены машины ему сейчас.
Отечественные автомобили на рынке представлены совсем уж единичными экземплярами. А ценники конкурируют с японскими. За двухлетнюю Гранту хотят 849 000 рублей. Если совсем по-бюджетному, то на ВАЗ-2106 1987 года можно уехать за 235 000. На такие «ведра» всегда есть стабильный спрос, никакие внешние обстоятельства на это особо не влияют.
Белая Лада Веста 2020 года с 1,6-литровым двигателем и на «механике» с пробегом 47 000 км предлагается «всего» за 900 000 рублей. Зимой этого года, то есть до начала украинских событий, такие машины продавались на 100, а то и 200 тысяч дешевле.
А если в кармане есть звонкая монета, то можно замахнуться на Chevrolet Cruze: 1 350 000 рублей за автомобиль 2018 года. Хорошее, кстати, предложение! Автомобили ушедшего из России GM (что теоретически должно привести к проблемам с запчастями и обслуживанием) предлагаются и в более простых версиях Aveo и Lacetti за 350 000 и 335 000 соответственно.
А как вам такое сверхбюджетное предложение: Renault Scenic 1998 года за 135 000 рублей. Заявленный пробег 358 000 километров. Главная интрига тут — насколько далеко автомобиль уедет от места покупки и сколько денег потребует на приведение в рабочее состояние. Как говорится — купи себе большую проблему, так как, судя по базе данных Дрома, на автомобиль наложен запрет на регистрационные действия.
А есть ли на главном авторынке благодатной Кубани предложение китайских автомобилей? Отношение тех, кто торгует «японками», к ним явно презрительное: «Китайцы? Э! Зачем тебе китайцы? Вот сюда посмотри, какая машина, не ходи к “китайцам”»! И тем не менее они есть. Не больше десятка на весь рынок. За 11-летний Lifan просят, к примеру, 265 000 рублей.
Есть и электромобили, и, конечно же, праворульные. Ниссан Leaf 2011 года купить можно за чуть больше чем 600 000 рублей.
Но меньше всего на авторынке машин премиум-сегмента, покупать которые, тем более в неизвестном состоянии, сродни игре в «русскую рулетку». В какие деньги встанет приведение автомобиля в нормальное состояние? И возможно ли это вообще в сегодняшних условиях? Мы недавно рассказывали, с какими колоссальными проблемами сейчас сталкиваются любители «лакшери». Вот и грустно загорает под кубанским солнцем BMW X6 за 3,5 миллиона рублей.