Land Cruiser 100 в наших широтах — король ликвидности. Внедорожник не производится уже 15 лет, а ему все нипочем. Его обожают за проходимость, комфорт и мощь, потому и спрос на «вторичке» держится завидный. Стоит ли оно того, или владение подержанным «Крузаком» в нынешних реалиях несет только боль и финансовые страдания? Ответить на этот вопрос нам поможет Land Cruiser 100 VX 2006 года выпуска с пробегом в 396 000 км.
Шел-шел, отличный «Крузак» нашел. Именно так я познакомился с этой «соткой». Рукописная бумажка на стекло — сомнительный способ, но других вариантов не было. Почему Дром, какой фотосет — хозяин мало что понял из моих каракулей, но любопытство возобладало и он перезвонил.
Land Cruiser оказался не простой, а с историей. Внедорожник был куплен в 2019 году за немалые по тем временам 2,1 миллиона. Что? Да за такие деньги… Да, три года назад этой суммы хватило бы на покупку Land Cruiser 200, причем в не самом плачевном состоянии. Но каждому свое. Когда хочется и можется, то зачем себе отказывать и соглашаться на что-то другое?
Вот так внедорожник 2006 года выпуска обрел нового хозяина. За свои деньги тот получил оригинал ПТС от одного владельца, родной пробег в 170 000 км и прозрачную историю обслуживания исключительно у дилера. Лично видел заполненную отметками сервисную книжку.
Серебристый Land Cruiser не просто так сверкает отполированными боками. Около года назад внедорожник был полностью, с разбором, перекрашен. Ближе к 300 000 км легенду настигла коррозия. Появились дыры на крыльях, зацвели пороги.
Стандартная ситуация. Кузов «сотки» крепко скроен и ладно сшит, но совсем коррозии не имеют разве что ухоженные внедорожники из южных регионов или Сибири. В основном ржавчина поражает крылья и бамперы, рамку лобового стекла, заднюю дверь и, естественно, зоны повреждений и пескоструя.
Коррозия на кузове Land Cruiser появляется не потому, что он плохо окрашен. Обычно все дело в скоплениях грязи и влаги, которые способствуют разрушительным процессам. Таких мест у «сотки» хватает. Например, на кромке передних крыльев под бампером или у рамки лобового стекла, где сначала страдают сварные швы, а дальше пошло-поехало.
В процессе реставрации кузова досталось и раме. У Land Cruiser она имеет традиционную конструкцию из закрытого профиля, и к ней крепятся основные агрегаты. У «сотки» и внедорожников серии 105 рама различается конструкцией, но коррозия по сварным швам в любом случае неизбежна. Как и у других рамных внедорожников, в основном страдает задняя часть рамы, особенно — в районе крепления подушек пружин и поперечины. В случае с данным автомобилем борьба с коррозией заняла почти три недели. За удовольствие получить свежеокрашенный и покрытый антикором Land Cruiser владелец заплатил около 400 000 рублей. В эту сумму вошли пескоструйная обработка и антикор рамы, а также замена всех топливных трубок, бензонасоса, топливного фильтра плюс установка нового механизма опускания «запаски».
Попадать на «Крузаке» в аварию — не советую. Цена кузовных элементов не обрадует. Например, данный автомобиль пару лет назад побывал в легком ДТП. Если передний бампер за 15 000 рублей можно считать подарком, то переднюю фару за 60 000 — точно нет. Причем речь о простой галогеновой оптике.
Салон Land Cruiser — настоящая классика. Передняя панель не пытается поразить замысловатыми формами. Зато какая эргономика! Многообразие крупных кнопок — благо. Все понятно, захочешь — не ошибешься. Выставить нужную погоду в климате-контроле и отрегулировать руль с помощью электропривода занимает полминуты.
Простор в салоне «сотки» просто царский. Широкие передние кресла, понятное дело, слабо заботятся о боковой поддержке, но в остальном претензий к ним нет. Хороший профиль, мягкая набивка и обилие регулировок — об удобстве посадки можно не беспокоиться. Задний диван, который имеет регулировку угла наклона спинки, будет рад даже троим пассажирам. Для двоих — раздолье и широкий подлокотник в придачу.
Материалы отделки хороши, но все же это не Lexus. Сохранность при таком пробеге внушает уважение. Разве что кожа водительского кресла уже исчерпала запас прочности, но критически износились только левые боковины. С учетом использования машины в режиме 24/7 это можно считать достижением. Другие элементы салона даже не думают демонстрировать явных признаков старения. Люфта рулевой колонки не наблюдается, а значит, этому «Крузаку» повезло с владельцами, которые знали, что при посадке нужно не лапать руль, а держаться за ручку на центральной стойке. Центральный подлокотник после чистки профессиональными составами LeTech выглядит бодрячком. Не зря отделка и внутреннее оборудование «сотки» славятся своей прочностью и неубиваемостью. Поломки ручек и замков здесь — явно результат вредительства пользователей.
С электрикой все еще проще. Китайское ГУ заменило родную «голову» по причине поломки CD-чейнджера. Функционалом «китаец» не блещет, bluetooth работает через раз, вместо навигации проще ориентироваться по звездам, зато эстетически подходит идеально. Вот с блоком управления форсунками омывателей фар — настоящий детектив. Починить не получается, ломается снова, а замену в продаже не найти.
Вообще серьезных слабых мест по этой части у «сотки» попросту нет. Если Land Cruiser не убивали целенаправленно по лесам и болотам, то работает японская электрика отлично. Проводка сделана очень качественно и с большим запасом прочности. Ложка дегтя — сравнительно небольшой ресурс генераторов, особенно если стоит много нештатного электрооборудования.
Багажник у «сотки» огромен и, что важнее, функционален. Верхняя створка багажной двери поднимается отдельно, что облегчает погрузку мелких предметов. На природе можно присесть на откидной нижний борт и с грустью подумать о вечном. Например о том, что всего этого нет в Land Cruiser 300.
Почти два года серебристый Land Cruiser не ломался от слова совсем. Основания для этого были. Мотор 2UZ-FE объемом 4,7 литра по праву считается легендой — настоящий «миллионник», причем не теоретик, а реальный практик. Его поршневая группа, система охлаждения и навесное оборудование сделаны с немалым запасом прочности. Наличие фазовращателей, которые получил в 2005 году LX470, на надежность никак не влияет. Главное — не забывать про своевременное обслуживание.
Другие моторы не хуже. Рядная «шестерка» 1FZ-FE имеет удачную конструкцию, поэтому сочетает высокий ресурс и невысокую цену обслуживания. Атмосферные дизели серии 1HZ всеядны и давно признаны миллионниками. Случаются проблемы с топливной аппаратурой, да и то редко. Слегка огорчают только турбированные дизели серии 1HD, которые имеют более капризную топливную аппаратуру, дорогие форсунки и не самый ресурсный ТНВД.
В итоге владелец уверовал что «сотке» и ее V8 все нипочем. Имел право, до определенного момента все было в порядке. Двигатель требовал только своевременного ТО. Масло в моторе и фильтры обновлялись каждые 10 000 км. Естественно, по регламенту менялись свечи и обслуживался ГРМ.
Но после 300 000 км Land Cruiser начал намекать, что расслабляться не стоит. Однажды утром случилась масштабная утечка антифриза. Красные подтеки под капотом «Крузака» напоминали кровь и выглядели крайне пугающе. Пришлось заменить радиатор — минус 60 000 рублей из семейного бюджета. Были также проблемы с заклиниванием дроссельной заслонки.
На этом пока все. V8 еле шелестит на холостых и классно рычит, если не стесняться давить на газ. На динамику жаловаться грех. Со средних скоростей «сотка» так и рвется вперед, даже не думая снижать темп. Потрясающая эластичность. Расплата за нее будет на заправке. В городе расход колеблется в пределах 24 л на 100 км. На трассе можно попробовать уложиться в 18 литров. Серебристый Land Cruiser трудится каждый день, сжигая за месяц до тонны бензина.
С такой подвеской, как у «сотки», можно махнуть куда угодно. Она отличается завидной энергоемкостью при полетах по грунтовкам, и это притом что машина неплохо рулится на асфальте. Устойчивость на скорости 120–140 км/ч — как у бронепоезда. Сидишь себе безмятежно, словно дома в любимом кресле, и рулишь одной рукой.
Надежность ходовой феноменальная. Даже в жестких условиях эксплуатации передние рычаги и шаровые опоры способны выдержать не меньше 70 000 км. В обычных условиях ресурс большинства компонентов подвески — далеко за сотню тысяч. Собственно, у данного экземпляра так и есть. Помимо задних рычагов менялись только передние втулки стабилизатора. А наиболее проблемных систем TEMS и AHC, у которых подводят датчики и проводка, данный Land Cruiser не имеет.
5-ступенчатый «автомат» работает почти незаметно. По электрике в данной коробке чаще всего выходит из строя проводка соленоидов. В остальном, если не забывать про замену масла, то проблем не будет. Вот их и нет, смазка обновляется каждые 50 000 км. С 4-ступенчатыми коробками, которые устанавливали до рестайлинга 2002 года, хлопот и того меньше. Отсутствуют претензии и к механическим коробкам.
Остальные узлы трансмиссии тоже регулярно получают свою порцию заботы и свежего масла. К сожалению, без ремонтов тут не обошлось. Рвались пыльники ШРУСов. Менялись потеющий передний сальник раздаточной коробки и подшипник хвостовика редуктора. Но поскольку последний был заменен неправильно (перетянутая гайка хвостовика, да еще и посаженная на герметик), то впоследствии загудел задний редуктор. Пришлось его демонтировать и отправлять на переборку к гуру в Новокузнецк. Это мероприятие обошлось примерно в 30 000 рублей. Пока шел ремонт, место старого редуктора занял временный, купленный на разборке, да так и остался.
Несмотря на это, а также замененные крестовины кардана и новые оригинальные привода, на ходу все равно чувствуются легкие пинки трансмиссии. Может, дело в раздатке или в шлицевых фланцах передних ступиц. Возможно, шалит передний редуктор. Выяснять, кто именно виноват, дело долгое и, что важнее, недешевое.
Вот и получается, что поддерживать старого заслуженного самурая во вполне ухоженном состоянии у владельца получается, но о реставрации речи нет. Для этого нужны совсем другие финансовые возможности. Например, уже несколько месяцев «сотка» ездит без ABS, системы курсовой устойчивости и прочих электронных помощников. Все из-за ошибки датчика давления главного тормозного цилиндра. Новый ГТЦ стоит не менее 150 000 рублей. Видимо, придется связываться с «контрактом».
Вот так и живет обычный Land Cruiser с нашего двора.
Land Cruiser 100 пошел в серию в 1998 году. Помимо роскошных версий VX выпускались упрощенные, более «внедорожные» модификации GX и STD (индексы кузова 101/105). Пережив два рестайлинга, в ходе которых менялись внешность, отделка интерьера и оснащение, Land Cruiser продержался на конвейере до 2007 года. Сейчас на Дроме продается примерно 1100 внедорожников. Соплатформенный Lexus LX470 не так популярен — представлено почти в четыре раза меньше экземпляров.
Проще всего найти дорестайлинговые автомобили 1998–2002 годов выпуска и Land Cruiser образца первого рестайлинга, которые производили до 2005 года. Повторно обновленные внедорожники, выпускавшиеся до 2007 года — в меньшинстве. Но выбор тем не менее есть — почти 250 экземпляров в продаже.
По количеству предложений однозначно лидируют бензиновые версии с восьмицилиндровым 2UZ-FE и «автоматом». Несложно будет найти и Land Cruiser 100 с турбодизелем 4.2 мощностью 204 л.с. Трудяги GX и STD с атмосферным дизелем — в меньшинстве. Внедорожники с рядной «шестеркой» 1FZ-FE объемом 4,5 литра встречаются совсем редко.
Разброс цен поражает. Чтобы присмотреть себе VX со дна рынка, нужно около 850 000 рублей. За экземпляры в приличном состоянии просят примерно в два раза больше. Границы цены для такой легенды, как Land Cruiser 100, видимо, не существует. Свыше 3 млн рублей за 20-летний автомобиль с пробегом под 300 000 км — далеко не предел. Некоторые «сотки» продаются в два раза дороже. Рекорд — 9 500 000 рублей за дизельный Land Cruiser 2006 года с пробегом в 31 000 км.
Любопытно, что в случае с соплатформенным Лексусом такого ценового беспредела не наблюдается. Средняя цена — 1 700 000 рублей. При этом экземпляры дороже трех миллионов — редкость.
GX и STD тоже в цене. Как минимум без миллиона тут делать нечего. Внедорожники в приличном состоянии стоят в два раза дороже. Наиболее дорогие экземпляры продаются за 3 000 000 рублей и более.