Это — материал внештатного автора. Дром открыт для сотрудничества: предлагай свои темы на ms@drom.ru, а если статья будет опубликована — получай достойный гонорар.
Как правило, заброску туристов в уединенные места Алтая выполняют местные турфирмы. Здесь нужно понимать, что в этом случае ты оказываешься привязанным к месту заброски, а чтобы глубоко в него погрузиться и изучить окрестности, достаточно двух–трех дней. Чтобы узнать другие, придется заказывать новые экскурсии, а это — дополнительные расходы. Плюс траты на проживание. Самое бюджетное, что нам встречалось — 2000 рублей в простом деревенском доме (естественно, без удобств). Что-то более приличное, например, благоустроенные номера на турбазах, оценивалось уже в 3500 рублей. Коттедж на шесть человек стоил 12 000, но он был забронирован до конца сентября. И чем дальше мы удалялись от наводненных туристами мест (от Горно-Алтайска до Манжерока), стоимость жилья не снижалась, но при этом уровень комфорта неуклонно падал. Видимо, это должно было компенсироваться все более захватывающими видами.
В общем, жилье на пике сезона в прекрасных местах России при сегодняшнем буме внутреннего туризма — дорого, а зачастую просто недоступно. При нашем крайне ограниченном бюджете это становилось неразрешимой проблемой.
Да, есть альтернатива в виде внедорожника и палатки. Но это для любителей ночевать в палатке и готовить пищу на костре. То есть далеко не для всех.
А вот путешествие в автодомах — что мегапопулярно во многих странах — в России пока почти не востребовано. Причин тут много, в том числе и менталитет, и отсутствие инфраструктуры, и ограничения в проходимости кемперов, ведь у нас к по-настоящему заповедным местам зачастую нет дорог. К тому же во всем мире такие автодома обычно арендуют на отпуск, покупать их просто не принято. У нас рынок аренды кемперов в зачаточном состоянии — вот такой автодом можно арендовать при очень предварительном бронировании за 12 000 рублей в сутки. Покупка автодома практического смысла не имеет — мало того, что он дорого стоит, так большую часть года нужно будет решать вопрос с местом его хранения.
Но при этом надо понимать, что отдых в палатках или в автодомах дарит ни с чем не сравнимую свободу перемещения. При такой мобильности ни ненастная погода, ни нашествие насекомых или толп отдыхающих больше не беспокоят — мобильный дом легко меняет локацию.
Посчитав все плюсы и минусы, мы нашли для путешествия по Горному Алтаю и прекрасному Чуйскому тракту экономный симбиоз комфорта и мобильности. Какой? Взять в аренду минивэн с возможностью трансформации в спальные места, дооснащенный палаткой-душевой, раскладными столом со стульями и, главное — уникальной мобильной кухней «Очаг», исполняющей по совместительству функцию и водонагревателя. Последняя была приобретена новой за 65 000 рублей (между поездками она хранится в гараже), раскладной стол — за 2500 рублей, а два стула для этого путешествия я взял в свое время в IKEA по 1000 рублей за штуку.
За два месяца до начала путешествия занялся поиском подходящего минивэна в близлежащих к Горному Алтаю Бийске и Барнауле. Предложение было скудное, цены колебались в пределах 3500–5500 рублей в сутки. Решил расширить географию поиска и увидел, что в Новосибирске куда больший выбор в ценовой категории 2600–8000 рублей. В итоге остановились на Nissan Serena в кузове C26 за 3000 рублей в сутки — в очень хорошем для 2010 года выпуска состоянии и с доброжелательным хозяином. Во второй половине июля автомобиль был доступен на 12 дней, что и определило время нашего путешествия.
В Новосибирск все дооснащение — мобильную кухню, стол, стулья, канистры, термос, одежду, надувной матрас с постельными принадлежностями, консервы, крупы, сухой паек, кастрюлю, сковороду, столовые принадлежности — решил отправить транспортной компанией. Калькулятор на сайте давал сумму в 4000 рублей, но по факту за упакованный груз объемом кубометр вышло 4900 рублей. На приемке его посчитали как негабаритный. Почему? Транспортная компания назначает предельные габариты по длине и ширине на 10 см меньше, чем длина и ширина поддона, на котором должен быть размещен груз. Естественно, это прописано пресловутым «мелким шрифтом». Пришлось заплатить, так как заниматься переукладкой мне уже не позволяло время.
До Новосибирска из Омска добирались полсуток поездом — за 3000 рублей за взрослый и детский билет в купе. Быстро подписали договор аренды и забрали ожидавший нас после проверки на СТО автомобиль, а вскоре и получили свой груз. Курс — на Чуйский тракт.
По маршруту мы легко находили замечательные места для бесплатных стоянок. И всегда — у источников чистой воды. Лишь раз случайно оказались на частной территории, откуда нас выдворили. Мое предложение оплатить стоянку не нашло понимания — туристы в свое время сильно насолили хозяевам. Было очень жаль, потому что место здесь действительно пасторальное — с прекрасным видом на заснеженные вершины.
Как правило, периодически мы останавливались в придорожных кафе. Еда качественная, обед на двоих из «первого, второго и компота» обходился в 800–1000 рублей. Шашлык— примерно 400 рублей. В прочих случаях обходились мобильной кухней, собственным запасом продуктов, которые дополняли приобретенными в магазинах Горного Алтая. В сумке-холодильнике всегда была бутылка ледяной воды из попадавшихся по дороге горных ключей, а также скоропортящиеся продукты. Конечно, такое охлаждение подходит только для горной сибирской местности, на юге страны пришлось бы использовать куда более дорогой холодильник, работающий от газа из баллона мобильной кухни.
Кухня на все время путешествия аккуратно расположилась за третьим рядом сидений, при транспортировке дополнительно фиксировалась ремнями безопасности и в целом оказалась незаменимой в подобном путеществии вещью! Важно только помнить, что при ее использовании в салоне надо принять все меры пожарной безопасности — убрать легковоспламеняющиеся вещи, не допускать контактов раскаленных предметов с обивкой салона, использовать негорючие ролл-шторы над плитой. При стоянке удобно прикрываться от порывов ветра кузовом минивэна, перепарковав машину капотом навстречу ветру. Тогда даже при приоткрытых окнах мобильная кухня находится в безветренной зоне.
Грязную посуду можно помыть теплой водой из проточного водонагревателя. Серая вода из мойки не льется под ноги, а сливается в съемный бак, который время от времени нужно опорожнять.
Важное преимущество путешествия в таком формате — не надо возвращаться в съемное жилье из красивого или интересного места на маршруте. Ночуем там, где понравилось! Несмотря на внушительный объем допоборудования, все это прекрасно размещается в кузове минивэна. В нашем случае при ночевках все вещи в сумках и рюкзаках переезжали на передние сиденья, второй и третий ряд раскладывались в двуспальную кровать. Для большего удобства надували матрас компрессором, который работал от прикуривателя автомобиля. После чего матрас застилали махровой простыней, доставали одеяло, подушки и со всеми вещами запирались на ночь внутри автомобиля.
Верхнюю одежду на время сна мы снимали — так не только комфортнее, но и теплее. Хотя перед рассветом, когда воздух в автомобиле становится прохладным, пригодятся зимнее одеяло или теплые спальные мешки.
Ночевать в автомобиле намного безопаснее. Можно не бояться двуногих и четырехлапых непрошеных гостей, а также змей. Сильный ветер и дождь ночью не беспокоят. Мы были свидетелями, как ураганным ветром, который не редкость в здешних краях, буквально смело оборудованный палаточный лагерь. Ветер срывал палатки, переворачивал столы и стулья, люди метались под дождем, пытаясь удержать вещи.
Собрать или разобрать лагерь у нас занимало не более 15 минут. Столько же времени уходило на сборку палатки-душа. Ее мы дополнительно крепили к дверце минивэна, чтобы ветер не мешал водным процедурам. Проточный водонагреватель доводил воду из студеной Катуни до вполне комфортной температуры, а если оставить под солнцем канистру на весь день, то вода после водонагревателя будет прямо-таки горячей. Одной 10-литровой канистры хватало на пять минут освежающего душа. Принимать душ в полевых условиях удобнее с «ассистентом», который выключает подачу воды, пока вы покрываете себя пеной, и включает, когда нужно ее смыть.
Путешествуя таким неспешным порядком и с частыми остановками, мы за десять дней на Горном Алтае смогли посетить 15 достопримечательностей и памятников природы вдоль Чуйского тракта:
1. Музей камня в с. Майма.
2. Гору Чертов Палец.
3. Родник Аржан-Суу (здесь пополнили запасы родниковой воды).
4. Тавдинские пещеры.
5. Катунские ванночки. Один день посвятили купаниям, а во второй поймали хариуса в Катуни. Вокруг Катунских ванночек сдаются домики за 1500 рублей в сутки с кроватью, столом, двумя креслами и панорамным видом. Туалеты, умывальники стоят отдельно, пользоваться ими могут все желающие, даже те, кто оставил свои машины на стоянке, чуть не доезжая ворот турбазы.
6. Ботанический сад «Чистый Луг» с экспозицией предметов быта коренного населения Алтая.
7. Семинский перевал.
8. Перевал Чика-Таман.
9. Место слияния реки Чуи и Катуни. Здесь воды разного цвета долго не смешиваются, а со скалы открываются потрясающие виды.
10. Памятник шоферам, перевозившим грузы во время Великой Отечественной войны.
11. Перевал «Мини Кату-Ярык». Сверху открываются завораживающие панорамы.
12. Самый легкодоступный водопад Чуйского тракта — «Девичьи слезы».
13. Шумный и мощный порог «Бегемот».
14. Гейзеровое озеро. Мы успели его посетить до приезда первого экскурсионного автобуса, так как ночевали неподалеку.
15. Марсианские пейзажи.
И конечно же, главная достопримечательность — сам Чуйский тракт. Когда мчишься по петляющей между скалами гладкой дороге за рулем автомобиля, каждая новая панорама вызывает восторг, а каждый следующий поворот интригует. Невероятные впечатления от самого процесса перемещения по чудесному Горному Алтаю.
В итоге путешествие на дооснащенном мобильной кухней с душем минивэне оказалось не только комфортнее, чем с палаткой, но и выгоднее, чем с размещением в гостинице. Наше путешествие по Алтаю вдоль почти всего Чуйского тракта из Новосибирска с учетом железнодорожных билетов, доставки вещей и оборудования, аренды минивэна, бензина, питания и подарков родным и друзьям обошлось в 70 000 рублей на двоих за 12 дней. Если брать стоимость аренды номера на двоих в гостевом доме (3500 рублей/сутки), питание (около 2000 рублей в сутки) и среднюю стоимость минимум трех трансферов-экскурсий (3000 рублей за человека), то за десять дней на Алтае пришлось бы потратить минимум 85 000 рублей. В невероятном плюсе то, что мы при этом глубоко погрузились в 15 уникальных мест Горного Алтая, что при любом другом способе просто невозможно.
Так что совсем не обязательно ехать в Альпы, чтобы полюбоваться на зеленые склоны гор и реки, вдохнуть чистейший воздух и увидеть усыпанное звездами ночное небо и величественные горы. Все это есть в нашей стране — здесь и сейчас!