22 зарубежных бренда и 167 моделей автомобилей — статьи, посвященные родному автопрому, на казахских сайтах похожи на советские еще панегирики про надои и урожаи. Нагоним, удвоим, утроим, выйдем на новые рынки. 167 моделей — это не только иностранные легковушки, но и автобусы, грузовики, спец- и сельхозтехника. А зарубежные — это и российский КАМАЗ, и Lada. Впрочем, наш южный сосед на самом деле достиг неплохих успехов в открытии совместных с восточными и западными компаниями предприятий. И в обозримом будущем российскому авторынку, очевидно, придется наводить какие-то мосты с казахскими автозаводами. Начнем, однако, с продукции АВТОВАЗа.
Первое автосборочное предприятие в Казахстане появилось еще в начале 2000-х. Завод в Усть-Каменогорске, принадлежавший АО «Азия Авто», начал выпускать классическую «Ниву».
Это продолжалось до 2013 года, когда казахская компания (АВТОВАЗ — ее акционер с блокирующим пакетом) начала строить еще одно предприятие — на сей раз полного цикла («Ниву» собирали «отверточным» методом) и рассчитанное на выпуск 120 000 машин в год. Предполагалось, что седаны и лифтбеки Гранта, универсалы Калина, пятидверные «Нивы», а также Vesta, XRay и Largus будут даже продаваться на востоке России. «Азия Авто» на территории РФ создала дилерскую сеть с филиалами в Барнауле, Новосибирске, Омске, Тюмени и других городах.
Увы, ряд обстоятельств не позволили завершить строительство завода. Выпуск всех указанных моделей все-таки стартовал, но опять же по технологии SKD — в Казахстане лишь устанавливали предварительно снятые силовые агрегаты, бамперы, светотехнику, колеса. Через дилерскую сеть в РФ «Азия Авто» продавала автомобили российской же сборки. А в 2021 году правительство страны по причине незапуска завода отозвало у компании все льготы и потребовало компенсировать их за все минувшие годы. Строительство, как и выпуск ВАЗов, приостановили. Тольяттинцы тут же нашли другого партнера — холдинг AllurGroup, владельца другого казахского гиганта, завода «СарыаркаАвтоПром» в городе Костанае. С 2017 года там уже выпускали Chevrolet Niva. Спустя четыре года из SKD-комплектов собрали пилотную партию «Нивы» Travel.
Затем по этому же принципу принялись за сборку Весты, ИксРея, Ларгуса, классической «Нивы». И только Гранта приходила в Костанай в виде неокрашенных кузовов и набора запчастей.
Предполагалось, что в будущем кузова будут сваривать. Однако сейчас ситуация неясна. АВТОВАЗ, если не считать запуска производства Гранты и «Нивы», сам в подвешенном состоянии. На официальном сайте «СарыаркаАвтоПрома», в отличие от другой автопродукции, Лады не значатся. Тем не менее пока продаются. Вот цены на них:
Модель | Стоимость, руб. |
Granta | 662 000–831 000 |
Largus | 948 000–987 000 |
Largus Cross | 1 039 000–1 078 000 |
Vesta | 844 000–1 039 000 |
Vesta SW | 948 000 |
Vesta SW Cross | 974 000–1 208 000 |
XRay | 909 000–935 000 |
XRay Cross | 1 000 000–1 260 000 |
Niva Legend | 753 000–818 000 |
Niva Travel | 948 000–1 065 000 |
Если продолжать изучать казахский автопром с истоков, то вторым брендом, чей выпуск начался в стране, была Skoda. Поначалу из машинокомплектов собирали Octavia. Позже — Fabia, Yeti, Superb, Rapid, Kodiaq. В 2015 году на фоне падения общих продаж автомобилей выпуск «чешек» прекратился. В 2017-м его возобновили. Но только Rapid, Octavia и Superb.
В сентябре прошлого года по причине экономических трудностей у «Азии Авто» производство прекратили. Skoda планирует вернуться в Казахстан. Правда, видимо, уже без СП, исключительно как поставщик автомобилей.
И снова этот бренд связан с упомянутой уже казахской структурой. В 2007 году отверточную сборку начинали с Aveo и Lacetti. Потом собирали Cruze и Captiva, Malibu и Tracker.
В 2015-м на пару лет взяли тайм-аут, из него вышли с производством обновленного Aveo и Captiva, которых официальный российский рынок уже не увидел (концерн GM со своими брендами к тому времени ушел из РФ).
Конец сборке поставило то, что приговорило выпуск ВАЗов и Шкоды. Однако весной 2020 года GM нашел в Казахстане другого партнера — как вы понимаете, им стал завод «СарыаркаАвтоПром». Первыми моделями были седаны Cobalt…
...и Malibu.
Первый имеет 1,5-литровый мотор, 5-ступенчатую «механику» или 6-ступенчатый «автомат» и в пересчете на рубли продается по цене от 844 000 до 909 000 (при курсе 1 тенге = 0,13 рубля). Malibu выпускается в единственной комплектации (2,0 л, 253 л.с. и 6-АКП) и стоит 1 990 000 рублей.
Попутно собирали микроавтобусы Damas и грузовички Labo.
Что любопытно, машинокомплекты приходят не откуда-то из далекого зарубежья, а из соседнего Узбекистана — с предприятия «Узавтосаноат», партнера GM. Прошло менее двух с половиной лет, а казахи, пусть и посредством все той же «отверточной» технологии, выпускают уже десяток моделей. Помимо приведенных это компактный хэтчбек Spark (1,2 л, 4-АКП) — 752 000–766 000 рублей.
В строю осталась старушка Nexia (1,5 л, 6-АКП, 5-МКП, 805 000–870 000 рублей).
Модельный ряд кроссоверов открывает переднеприводный Tracker с литровым турбомотором и 6-ступенчатым «автоматом» — за 1 390 000–1 428 000 рублей.
Следующий по рангу — Equinox, который тоже с «турбо». Но мотор здесь 2,0-литровый с отдачей в 236 сил, «автомат» уже 9-ступенчатый (2 118 000–2 457 000 рублей).
Без малого пятиметровый Trailblazer (2 405 000 рублей) — рамный джип и без всякого даунсайзинга. Двигатель — 3,6-литровая 277-сильная «шестерка», АКП еще с шестью передачами.
Тот же V6, только форсированный до 318 л.с. и сагрегатированный с 9-АКП, на более чем пятиметровом SUV Traverse (3 770 000 рублей).
Наконец, в Казахстане собирают Tahoe — с 6,2-литровым 426-сильным V8 и 8-ступенчатым «автоматом» (4 150 000 рублей).
Вы заметили, что Tahoe и Trailblazer — еще предыдущих поколений? А вместе с Traverse они выпускаются в одной комплектации как по оснащению, так и по технике. Но главное ведь, что выпускаются! Таким образом, у «СарыаркаАвтоПрома» по Chevrolet за малым неполный модельный ряд — есть «бюджетники», крупный седан, набор кроссоверов и «спортхозяйственников».
История с корейским брендом напоминает все то, о чем мы рассказывали до этого. «Азия Авто» сотрудничество с Kia в 2011-м начала сразу с нескольких моделей — Soul, Cerato, Cadenza, Optima, Sportage, Sorento, Mohave. Далее были Picanto, Rio, Ceed, Carens, Stinger, Quoris. А недавно на этой сборочной площадке все закончилось. Раскрученный бренд подхватили в AllurGroup. Помимо названных моделей на заводе холдинга выпускается Ceed SW, Rio X, Seltos, K5, K9 и Carnival. Из ныне производимых корейцами моделей в Казахстане нет разве что Mohave. Зато вся продукция актуальных поколений.
Представлять эти автомобили смысла нет — хорошо нам известны. А вот возможность истечь слюной на казахские цены мы вам снова предоставим. От местных «официалов» по непонятным причинам прайсов нет разве что на Rio и Rio X. К тому же не работала страничка с ценами Soul. Стоимость остальных вот:
Модель | Стоимость, руб. |
Picanto | 1 013 000–1 091 000 |
Ceed | 1 234 000–1 325 000 |
Ceed SW | 1 299 000–1 390 000 |
Cerato | 1 559 000–1 754 000 |
K5 | 2 000 000–2 014 000 |
K9 | 5 199 000 |
Seltos | 1 468 000–1 637 000 |
Sportage | 1 676 000–2 469 000 |
Sorento | 2 300 000–2 937 000 |
Carnival | 3 119 000–3 457 000 |
Завод Hyundai Trans Kazakhstan в Алма-Ате начали строить в апреле 2019-го, а ровно через год оттуда вышел первый автомобиль.
Начинали, как водится, с крупноузловой сборки. Но уже летом 2021 года Accent стали выпускать со сваркой и покраской кузовов. Штампованные детали поставлялись из России, Китая и Южной Кореи. Позже на аналогичный цикл производства встал Tucson.
Остальные модели — Elantra, Sonata, Creta, Santa Fe и Palisade — собираются SKD-методом, то есть крупноузловым.
Локализация пока невелика. Скажем, из автокомпонентов на первом этапе планируется выпускать коврики и сиденья. Общие планы сборки на 2022 год — 45 000 машин. Причем по CKD-методу (Accent и Tucson) — 10 000. При этом казахские Hyundai экспортируются — в Белоруссию и Узбекистан. Предлагаем вашему вниманию цены. За исключением Accent и Creta, чьи странички на сайте предприятия на момент подготовки статьи почему-то не работали, а дилеры эти модели не предлагали.
Модель | Стоимость, руб. |
Elantra | 1 195 000–1 754 000 |
Sonata | 1 598 000–2 170 000 |
Tucson | 1 559 000–2 339 000 |
Santa Fe | 2 040 000–2 781 000 |
Palisade | 2 781 000–3 249 000 |
Тот же завод «СарыаркаАвтоПром» с середины прошлого года из российских SKD-комплектов начал сборку Kaptur и Arkana. В октябре к ним присоединился Duster. Какова ситуация с производством на данный момент, неизвестно. Представители казахского автобизнеса в марте излучали оптимизм — дескать, Renault не уйдет из РФ. Но прошло время, и откуда им брать машинокомплекты?
Модель | Стоимость, руб. |
Kaptur | 1 504 000–2 000 000 |
Arkana | 1 576 000–2 079 000 |
Duster | 1 553 000–2 025 000 |
Сделаем небольшое лирическое отступление во времена не столь далекие и для казахской автомобильной отрасли, думается, непростые. По крайней мере то, что выпускалось в стране в 2010-х, свидетельствует о том, что местный бизнес искал модели, приемлемые для рынка. Так, в 2012–2018 годах «СарыаркаАвтоПром» крупно- и мелкоузловым способом собирал перелицованный SsangYong Actyon, который назывался Nomad.
Пару лет выпускался украинский ZAZ Chance.
Чуть больше собирали модели Peugeot — 301, 3008, 508 и Partner.
Параллельно «Пыжикам» и вместо ЗАЗов год или чуть больше выпускались китайские Geely. С 2014 по 2017 год из таиландских машинокомплектов AllurGroup производил Toyota Fortuner — со сваркой и окраской кузовов. Рассчитывали выпускать и продавать 3000 внедорожников в год. В итоге же произвели около тысячи джипов, после чего с Тойотой расстались.
Какое-то время здесь же «бамперы прикручивали» к узбекским Ravon.
«Азия Авто» в конце минувшего десятилетия собирала УАЗы — Хантеры, Патриоты и «буханки». Чем все закончилось с ульяновскими джипами, видно по другим брендам.
Модели этого китайского бренда в Казахстане делают с 2015 года. Младшую S3 — со сваркой и покраской кузова. Это кроссовер размером с Kaptur, который приводится 1,6-литровым 109-сильным мотором, имеет 6-ступенчатую «механику» или вариатор и стоит в пределах 1 195 000–1 403 000 рублей.
S5 клепают из SKD-наборов. Это кроссовер чуть крупнее и сильно напоминает Hyundai ix35. Комплектация во всех отношениях единственная — 2,0 л (136 л.с.), «механика» и 1 364 000 рублей.
На вершине гаммы 4,8-метровый S7. Двигатель тоже один — «турбополторашка» отдачей в 175 сил, работающая в соавторстве с 6-ступенчатым «роботом» о двух сцеплениях. Комплектаций пара — за 1 858 000 и 1 988 000 рублей.
Любопытно, что все эти кроссоверы имеют исключительно передний привод. И как минимум до последнего момента поставлялись в Россию из Казахстана. По крайней мере наши дилеры на своих сайтах эти «недопаркетники» предлагают. Как и пикап T6 (1 845 000–1 937 000 рублей). Комплектаций у него несколько, но вариант по трансмиссии один — жестко подключаемый полный привод, понижающая передача и «шестиступая» «механика». Зато двигателей пара — оба 2,0-литровые и с наддувом. Дизель развивает 136 л.с., бензиновый мотор — 177 сил.
У лифтбека J7, который также значится на сайтах российских представительств JAC, двигатель один — бензиновая «полторашка» мощностью 136 сил, которая работает в паре либо с 6-МКП, либо с вариатором. Модель длиной без малого 4,8 м должна играть на одном поле с Corolla, Focus, Octavia. Цены в Казахстане более чем конкурентоспособные — от 1 340 000 до 1 481 000 рублей.
JAC на российском рынке предлагает еще одну модель — полностью электрический iEV7S (стоимость на сентябрь 2020 года от 2,3 млн рублей). Хэтчбек имеет 115-сильный электромотор на передней оси и благодаря батарее емкостью 39 кВт⋅ч запас хода примерно в 300 км.
Но на данный момент российский дистрибьютор JAC цену на iEV7S не объявляет. Региональные дилеры где-то предлагают «стоимость по запросу», где-то все-таки оглашают свои «хотелки» — от 2 800 000 рублей. На сайте «СарыаркаАвтоПрома» эта «электричка» значится. Однако казахский продавец в лице Allur (напомним, эта компания — владелец упомянутого автозавода) страничку электромобиля на своем сайте не имеет. В Казахстане нет соответствующей инфраструктуры и iEV7S предназначен только для России?
В любом случае не приходится сомневаться — наш южный сосед перехватил лидерство в плане количества СП и сборки моделей от западных и восточных автокомпаний. В условиях ухода из России зарубежных брендов это неудивительно. Будем теперь покупать иномарки в Казахстане? Информация о том, что отдельные модели пошли в РФ «серым» путем, уже есть. Да и частники, поговаривают, погнали туда за новыми машинами. Отчего ценовая политика местных дилеров якобы стала меняться аналогично российской — сейчас и там навязывают «допы». Тем не менее, опять же по некоторым данным, стоимость казахских иномарок все равно ниже, чем у нас.