Сезон отпусков в самом разгаре, но далеко не все россияне «направят лыжи» в сторону Черного моря. Авиасообщение (кроме Сочи) прекращено «до лучших времен», с поездами тяжко, а пробка длиною в полторы тысячи километров понравится не каждому. Да и чего греха таить, курорты Краснодарского края бывают двух видов: либо очень дорогие, либо чрезвычайно аскетичные. Третьего, увы, не дано. Грустно потыкав по отечественным приложениям с отелями, которые, скорее, не работают, оставшиеся без «букинга» россияне направят свой взор на другие направления: Карелия, Кольский, Санкт-Петербург, с обязательным купанием в Комарово, и, конечно, Белоруссия, в которой и накупаться, и насмотреться, и просто отдохнуть можно. Старые ковидные ограничения сняты, а новые — еще не навалились. Самое время! В Республику Беларусь ведет одна из лучших автодорог России — трасса М1, она же Е30. По ней и поедем!
Начинать отпуск с непреодолимого затора в Одинцово — сомнительное удовольствие. Поэтому большинство туристов раскошелятся на объездную, которая состоит из трех участков. Платный обход Одинцово позволит сэкономить не менее часа, но обойдется в немалые 450 рублей: 250 рублей за первые десять километров еще 200 за последующие девять. Для желающих выехать на трассу М1 второй и третий платные участки объединены.
Чтобы снизить сумму оплаты, нужно оформить специальный транспондер оператора дороги АО «Новое качество дорог». Работает он только здесь, на других магистралях им не расплатишься, но гаджет позволит разом сэкономить 163 рубля, заплатив за удовольствие 277 «деревянных». Кстати, оператор без вопросов примет и оплату с классического транспондера «Автодора», только вот желанный дисконт он не дает. Выехав с одинцовского платника, путник попадает на широкую и быструю минскую трассу, которую в этом году тоже перевели на платный режим.
«Новый скоростной участок был введен в эксплуатацию в январе 2022 года. Его протяженность 33 километра, начинается он практически от Лесного городка и тянется до Кубинки. Участок дороги представляет собой три полосы в каждую сторону с разрешенной скоростью 110 км/ч. Стоимость его прохождения для легкового автомобиля 100 рублей с понедельника по четверг и 120 рублей с пятницы по воскресенье. В качестве альтернативы, как и положено по закону, выступает Можайское шоссе. Две полосы справа и слева как таковые альтернативой платному участку не являются, они созданы лишь для заезда в прилегающие к дороге деревни и садовые товарищества. Реконструкция следующего участка, который пройдет от Кубинки до Дорохово и второй “бетонки”, уже начата. Все работы должны быть закончены в 2024 году. К этому же сроку, кстати, будет готов и дублер Кутузовского проспекта» — рассказал Дрому шеф-редактор радио «Автодор» Игорь Моржаретто.
Новый платный участок «минки» уже в ведении ООО «Автодор платные дороги», поэтому проехать по нему можно, оплатив трассу классическим транспондером «Автодора», который есть у многих жителей центральной России. Им же оплачивается и новая «ленинградка», и платные участки М4 «Дон». Чтобы сэкономить, нужно приобрести в приложении скидку, которую отныне можно оформлять и на текущий месяц.
На боковых «тропинках», что идут параллельно платному участку, стоит быть чрезвычайно внимательным с разметкой: логика ее нанесения сложносочиненная, оттого рассеянный водитель регулярно сталкивается с возможностью пересечь сплошную и оказаться на встречной полосе движения. Естественно, сотрудники дорожно-патрульной службы регулярно вылавливают зазевавшихся или самых быстрых. Будьте бдительны!
Объездной маршрут платного участка М1 в Московской области идет по Можайскому шоссе, на которое нужно съехать в Голицыно через ЦКАД, а далее через Большие Вяземы и Часцы доехать до Кубинки, где снова можно съехать на уже бесплатную М1. Дорога здесь узкая, но слабо загруженная — все пробки на «Можайке» остаются в Одинцово. Единственная «неприятность» — железнодорожный переезд в Вяземах, на котором собирается «бордовый» затор и днем, и ночью. На путь через «железку» уходит не менее получаса, поэтому абсолютное большинство автомобилистов выбирают именно платный проезд.
Среди путешественников со стажем еще остались старожилы, помнящие оплату белорусского участка трассы: когда-то много лет назад именно там многие россияне познакомились с оплатой проезда по магистрали. Сегодня «олимпийская трасса» для россиян бесплатна.
Белорусский участок трассы М1 строили к Олимпиаде-80: широченная, по всем европейским стандартам и нормам дорога должна была стать примером высокого уровня дорожного строительства СССР. Примером, к сожалению, не стала, но до сих пор является прекрасной и очень удобной трассой с приличным дорожным покрытием и высокой — 110 км/ч для легковых автомобилей — разрешенной скоростью. Ну а в народе до сих пор трасса М1 в честь приуроченного события зовется олимпийской.
Проехав Кубинку, танк Т-34 и поворот на легендарный музей, выезжаем на старое доброе Минское шоссе. Еще до всех строек «минка» была одной из самых комфортных автодорог России: всегда широкая — минимум две полосы в каждую сторону — не загруженная грузовиками и населенными пунктами, богатая заправками. Включай круиз-контроль да получай удовольствие от проплывающих пейзажей.
До Бреста — конечной точки М1 — всего 1050 км, которые в спокойном режиме можно проехать за один день. До Минска, который отлично справится с функцией «базового лагеря», — 716. С этим, кстати, связано практически полное отсутствие гостиниц на трассе: большинство путников предпочитают проехать маршрут «в одни руки», и абсолютно всем это под силу. Найти кров получится разве что в крупных городах — Вязьме, Смоленске и Минске. Исключение — несколько скромных придорожных мотелей в Белоруссии.
А вот с топливом, питанием и хорошими парковками на Минской трассе дефицита нет — на любой вкус и цвет, большинство — полноценные комплексы, на которых можно не только заправиться, но и подкрепиться, а также выдохнуть и даже вздремнуть:
Если уж душа требует полноценного отдыха, а также полновесного обеда с «первым, вторым и компотом», то самое известное и обласканное народной любовью заведение на всем российском участке дороге Е30 — она же М1 — кафе «Старое русло» на 330-м км в городе Ярцево. Здесь вкусно, душевно и недорого, о чем буквально кричит забитая парковка и полный зал. Выбрать общепит на любой дороге несложно: если стоят несколько фур, а также пяток- другой легковых машин, значит, в заведении добротно кормят и не задирают цены.
«Олимпийская трасса» для Белоруссии — что нефтепровод. Десятилетиями через нее шел огромный поток грузов и пассажиров из России в Европу и обратно. Вдоль дороги располагается великое множество площадок для отдыха — чистых, ухоженных и безопасных, а также различных кафе и забегаловок, в которых можно смело отведать суп и драники, не страшась отравиться. В сфере питания республики царят очень строгие законы, которые предприятия общепита боятся нарушать. Туриста ждет простая, но вкусная еда, за которую можно расплатиться не только карточкой или белорусскими рублями, но и российскими. Примут.
Кстати, о валюте. Раньше на АЗС Белоруссии можно было заплатить и долларами, и евро, и рублями, и «зайчиками», о чем было заявлено на каждой «придворовой» стелле. Сегодня же все намного строже: если речь идет о наличных — то только белорусские рубли. Но «пластик» принимают повсеместно, так что волноваться и менять рубли на «зайчики» не стоит.
На российском участке трассы всего 12 стационарных постов ДПС, а передвижные есть только в Смоленской области, да и тех немного. Зато великое множество камер, фиксирующих нарушения — от штатных, на столбах, до передвижных комплексов. Отдельно стоит упомянуть о комплексах, фиксирующих среднюю скорость: такие стоят в Ярцево (329-й км) и близ «Родника» (387-й км). Есть подобные и в Белоруссии, например в районе Осинторфа (450-й км) и Негорельского сельсовета Минской области (710-й км). Бытует мнение, что россияне могут ездить по Республике Беларусь «без страха и упрека», не боясь попасться за нарушение скоростного режима и правил дорожного движения. Это неправда: в Белоруссии машину с российскими номерами запросто останавливают местные гаишники и выписывают штрафы, которые, к слову, можно оплатить прямо на месте — терминал для пластиковых карт в наличии.
Перед тем как пересечь государственную границу, нужно озаботиться «зеленой картой» — международным полисом ОСАГО, который подтверждает, что гражданская ответственность автовладельца застрахована. Согласно страховому калькулятору, такой полис для легкового автомобиля на 15 дней обойдется в 570 рублей. Последние годы белорусские гаишники очень полюбили этот документ у россиян проверять, а его отсутствие приведет к весьма неприятным последствиям. Хуже может быть только предложение взятки.
На сладкое — сама граница. Она есть только на картах, в действительности скорее отсутствует. Фуры, декларирующие груз, проходят отдельно, легковые машины — отдельно. Обычно автомобили проезжают без остановки, лишь сбрасывая скорость на самом кордоне. Однако может случиться и такое, что пограничник остановит и попросит предъявить паспорта всех членов экипажа. Российского будет более чем достаточно, загранпаспорт для поездки в Республику Беларусь россиянам не требуется. Мы все давно живем в едином Таможенном союзе.
Вряд ли можно найти направление в России, которое повидало на своем веку больше событий, чем эта земля. Кто только сюда с мечом не ходил и потом на щите не уносил ноги. Перечислять все народы, положившие глаз на болотистые и лесные долы запада Московской области и Смоленщины, смысла нет, а вот основные достопримечательности трассы М1 «огласить» однозначно стоит.
Парк «Патриот»
В самом начале трассы М1, 63 километра от Москвы, находится огромный — 5500 гектаров — военно-патриотический парк «Патриот», который позволит не только подивиться на военную технику, но и посетить множество тематических зон, неразрывно связанных с батальными страницами истории России: Партизанская деревня, Центр военно-тактических игр, музейный комплекс, стрельбище и многое другое. Билет для взрослого обойдется в 900 рублей, детский — вдвое дешевле. Приобрести «проходку» можно на официальном сайте patriotp.ru
Танковый музей в Кубинке
Не менее, а может, даже более знаковое место на «минке» — танковый музей в Кубинке (70-й км). Будем откровенны, по качеству и количеству экспозиции — это лучший профильный музей если не в мире, то в Европе точно. В Кубинке представлены как легендарные советские и российские танки, так и уникальные экспонаты иностранного производства. Особое место занимает звезды Панцерваффе — «Пантера», которых в мире осталось всего несколько штук, и знаменитый танк «Маус», что был спасен хранителями музея с испытательного полигона. В Кубинке стоит купить не просто входной билет, а полноценную экскурсию. Местные гиды действительно фанаты своего дела, расскажут и покажут так, что посещение запомнится на всю жизнь. А счастливчики смогут даже прокатиться на боевом танке. Да не на абы каком, а на настоящем Т-34.
Можайск
В верховьях Москвы-реки располагается один из древнейших городов России — Можайск (112-й км). Дивной красоты церкви, старинные особняки и, конечно, остатки белокаменного кремля. До Можайска всего 100 километров от Москвы, но погулять туда выбираются редко, так что толп туристов не будет. Можно размеренно пройтись по улочкам, отобедать в местных кафе и подивиться необычному убранству Ново-Никольского и Петропавловского соборов. Вид того стоит!
После нужно обязательно заглянуть в дом художника Герасимова — хотя бы для того, чтобы узнать, как выглядит настоящий «Дом с мезонином» — и отправиться на Замри-гору. Это самая высокая точка Московской области — 310 метров над уровнем моря — но известна она не крутыми склонами, а сонмами легенд. Ну а потом — купаться! Благо Можайское водохранилище, оно же Можайское море, совсем близко.
Кстати, совсем рядом с Можайском находится «то самое» Бородинское поле. Сегодня здесь находится музей-заповедник, заложенный еще Кутузовым, повелевшим сохранить редуты в память потомкам. Достойное место, чтобы уделить и ему немного своего времени.
Верея
Недалеко от Можайска находится старинный городок Верея, пронизанный духом русской глубинки и порохом войны 1812 года. Два века назад здесь стояли французы и бились гусары, о чем напоминает памятник генералу Дорохову. В городе располагается свой небольшой кремль, в котором любопытно взглянуть не столько на собор и воеводскую канцелярию, сколько на старинный липовый парк. Столетние липы и берег реки Протвы — крайне умиротворяющее и по-настоящему красивое место.
Гагарин
На самой границе Московской и Смоленской областей — всего-то 162 км от Первопрестольной — находится городишко Гжатск, что располагается на берегу реки Гжати. Сегодня он зовется Гагарин — в честь Ю. А. Гагарина, родившегося в деревеньке Клушино Гжатского района. Сюда едут поклонники космоса, чтобы взглянуть на артефакты первого космонавта: дом его родителей, музей Первого полета, «Волгу» самого Юрия Гагарина, которая стоит под стеклянным колпаком во дворе родительского домика, его награды и памятные экспонаты. Говорят, что этот дом был последним местом, которое Гагарин навестил перед злополучным полетом на МиГ-15УТИ.
Вязьма
Еще один достойный пункт для остановки на пути в Белоруссию — старинный город Вязьма. Сюда стоит ехать ради церквей и упоительной экскурсии в скромном музее, в котором честно и задорно расскажут о том, как на протяжении веков сюда шли литовцы, поляки, французы и немцы. Защищать город призван был кремль, от которого до наших дней дожила лишь одна Спасская башня. И конечно же, многочисленные монастыри, чьи фортификационные сооружения достойны размеренной прогулки и созерцания чуда русской инженерной мысли. Вязьма — удивительный городок, куда можно заехать ненадолго отдохнуть душой и, например, пообедать. Заодно и с памятником лаптю сфотографироваться.
Смоленск
Главный западный форпост русских земель — Смоленск. Он и сегодня стоит на самой границе, наблюдая с холмов за страданиями Европы уже более тысячи лет. От Москвы до него всего четыре-пять часов езды и ровно 400 км. В Смоленск едут смотреть на крепостную стену невероятной длины, древнюю кузницу, в которой ковали еще мечи, неприступные монастыри и множество церквей. Будем откровенны, город более чем достоин отдельного посещения, но коль уж речь зашла про разведку, то потратить пару часов стоит на панораму города, Громовую башню, Римско-католический костел и несколько церквей. Этого будет достаточно, чтобы заручиться поддержкой коллектива и приехать сюда на выходные в следующий раз.
Выехав из Смоленска, нужно еще раз проверить все документы и страховки, сделать все необходимые телефонные звонки и отключить интернет на смартфоне — до государственной границы России и Республики Беларусь осталось всего 73 километра. Это менее одного часа размеренного и спокойного движения строго по правилам.
Большинство поклонников белорусского отдыха не смогут точно ответить на вопрос «зачем вы туда едете». Обычно говорят просто: там хорошо и спокойно. И действительно, Белоруссия — гостеприимная и красивая земля, где можно найти развлечения на любой вкус и кошелек. В стране много гостиниц и пансионатов, домов отдыха и ферм экотуризма, исторических достопримечательностей и просто приятных мест, куда хочется вернуться. В Белоруссии прекрасные и бесплатные дороги, недорогое топливо и вполне подъемный по российским меркам ценник на жилье и питание. Судите сами: литр бензина АИ-92 обойдется в 53,42 российского рубля, обед на двоих — в тысячу-полторы, а номер в гостинице можно арендовать за 1300 рублей. На отечественном юге таких цен днем с огнем не сыскать.
Витебск
Первая большая развязка на белорусской части М1 — это поворот на Витебск, культурную столицу Республики Беларусь, славную фестивалями, и родину Марка Шагала. Грустный художник много рисовал родной Витебск, а некоторые из его пейзажей все еще можно отыскать «вживую». Витебску — более тысячи лет, которые язык не поворачивается назвать спокойными. Однако город неплохо сохранился, козыряя перед заезжим туристом ансамблем городской ратуши, Губернаторским дворцом, зданием Земельно-крестьянского банка и многими другими достопримечательностями. Старый город предполагает парковку автомобиля и размеренную прогулку, в рамках которой стоит обязательно заглянуть в старинный ботанический сад, в котором обучают студентов уже более века.
От Москвы до Витебска — 563 км, которые можно проехать за семь часов. Ночлег в городе стоит дороже, чем в среднем по стране — от 3500 рублей за номер в отеле «Лучеса», который является центральным в городе, получил высокую оценку и хорошие отзывы посетителей.
Минск
Следующая большая остановка на М1 — Минск. В столицу Белоруссии едут не ради старинной архитектуры — после Великой Отечественной войны город был фактически отстроен заново — а за развлечениями и, как ни странно, лечением: помимо классических санаториев и различных «вод» Республика Беларусь славится своей медициной, которая значительно доступнее российской и зачастую на порядок качественнее. Например, многие россияне едут в Минск за услугами стоматологов.
Минск — могучий перевалочный пункт между Европой и Россией. Здесь можно найти редкие автозапчасти по низким ценам, купить дешевые шины, отремонтировать автомобиль за умеренный бюджет. Например, малярные и кузовные работы в Белоруссии существенно дешевле российских: покраска одной детали обойдется в 40–50 долларов, что по нынешнему курсу Центробанка — от 2500 до 3000 рублей.
Дорога до Минска из Москвы займет около семи-восьми часов, ведь предстоит проехать 716 км. За приличный номер в Минске попросят не менее двух тысяч рублей — в гостинице «Спутник», чистом и приличном отеле практически в центре города, в эту сумму войдет также парковка и завтрак.
Мир и Несвиж
В 90 километрах от Минска по трассе М1, она же Е30, близ населенного пункта Столбцы стоит скромный указатель: «местечко Мир». Здесь находится одна из главных достопримечательностей республики — Мирский замок. Когда-то в этих краях проходила нить оборонительных сооружений, которые до наших дней сохранились не все: замок в Новогрудке остался лишь руинами и точкой на карте, а вот Мир восстановили. В итоге получилось очень красивое и уютное место, куда любят приезжать и туристы, и сами белорусы.
Другое фортификационное сооружение — Несвижский замок — находится чуть дальше: 125 км от Минска по нашей дороге. Это древний форпост некогда принадлежал могущественному польскому клану Радзивиллов. Дворцово-парковый ансамбль отлично сохранился, несмотря на многочисленные события прошлых лет, и достоин внимания как ценителей крепостей, так и просто любителей прогуляться по красивому старинному парку. Кстати, Несвижский замок включен в список наследия ЮНЕСКО.
Есть у белорусского замка еще одна интересная особенность, которая в конечном итоге и становится причиной его посещения: Несвиж — еще и отель, так что пожить в самом настоящем средневековом замке можно совсем рядом и очень недорого. Гостиница называется «Палац», а размещение в ней стоит бронировать заранее — спрос превышает предложение. Да и цены, как уже было сказано, крайне демократичные. Например, стандартный номер обойдется всего в 3000 российских рублей, которые не надо путать с белорусскими. Последние дороже в 23 раза.
Беловежская пуща
На 1000-м километре трассы М1 находится маленький городок Кобрин, из которого идет прямая дорога в один из самых известных национальных парков мира — реликтовый лес «Беловежская пуща». Заповедник знаменит не только своей историей — все ж императорская дача и охотничье имение, куда государи ездили отдохнуть — но и как место разведения практически исчезнувших в дикой природе зубров. Прогуливаясь вдоль гигантских вольеров, можно не только рассмотреть уникальных представителей фауны во всей красе, но и покормить их морковкой. Угощение, к слову, лучше купить заранее в любом продуктовом магазине. Мыть не обязательно — зубры на такие мелочи, как комки земли, не обижаются.
Брест
Протяженность трассы М1 — 1100 км, и заканчивается она парковкой у легендарной и знаменитой во всех уголках мира Брестской крепости — памятника мужества русского солдата. Здесь не нужны ни подробные описания, ни экскурсии, слова просто будут лишними. Нужно лишь однажды приехать и увидеть все своими глазами: Брестскую крепость не реставрировали после войны, а лишь законсервировали, чтобы каждый, кто пришел, мог своими глазами увидеть и постараться представить, каково было ее защитникам 32 страшных дня 1941 года.
В Белоруссию стоит ехать не только ради культурно-просветительского отдыха, но и по вполне традиционным летним причинам — чтобы вдоволь накупаться и позагорать. Шутки про белорусские моря и флот оставим в стороне, но в республике более 11 000 озер, чистых и с песчаным спуском. Комфортный для себя вариант найдут как любители гостиниц и санаториев, так и поклонники отдыха «дикарем» с палатками.
Вот краткий перечень наиболее известных и привлекательных озер Республики Беларусь:
Белоруссия — одна из самых доступных для туризма стран, причем найти себе развлечение по вкусу и кошельку сможет любой турист: от палаточного отдыха с рыбалкой до казино и столичного шика. Санатории, базы отдыха, горнолыжные склоны, исторические и культурные достопримечательности, фестивали и прекрасная национальная кухня — на расстоянии одного дня пути. Причем пути по очень комфортной, широкой на всем протяжении и богато оснащенной различной придорожной инфраструктурой трассе М1.