Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
Хотя недавнего безудержного глумления в этом выпуске не будет, тем не менее на происходящие вокруг события все равно без усмешки смотреть не получится. Вот, казалось бы, приехала обычная старенькая «семерка». Но присмотритесь к водительской двери повнимательнее!
Юная хозяйка «семерки», вспомнив нестареющее правило «Не можешь победить — возглавь!», вместо борьбы с коррозией превратила ржавчину в элемент декора. Это тот самый ВАЗ-2107, который когда-то регулярно, порой дважды в год, оказывался в мастерской для замены сцепления. Прежний владелец, пожилой пенсионер, попадая воскресным вечером в тягучую пробку на въезде в город, умудрялся очень быстро и качественно сжигать диск сцепления. Причем именно дотла сжигать, в самом прямом смысле этого слова.
Когда за руль села его внучка, внезапно оказалось, что сцепление ВАЗа способно выдерживать даже наши пробки, порой вполне соперничающие с московскими. Но мне все равно работы с этой машиной хватит. На этот раз клиентка пожаловалась на гул и вибрации. Замена подшипников правой передней ступицы и эластичной муфты карданного вала заняли пару часов и добавили в бюджет мастерской 1600 рублей. Примерно в такую же сумму обошлись и запчасти.
Хорошо, когда твой телефонный номер как талисман передают по наследству внучке от деда или от отца к сыну! Это особенно радует в сочетании со свежими новостями о четырехкратном падении продаж новых автомобилей и в прошедшем июле. Такая стабильность гарантирует работу всем авторемонтникам. Старая, изученная вдоль и поперек клиентская машина и копеечные запчасти невнятного качества в соседнем ларьке — что может быть лучше, чтобы встретить новый день в мастерской?
А как забавно выглядят сейчас чеки на детали из окрестных автомагазинов! После мартовского пятикратного подорожания кассовых лент ближайшие торговые точки дружно отказались от выдачи кассовых чеков. Хорошо, что более важные для меня товарные чеки, которые я всегда предоставляю клиентам в случае покупки запчастей для их машин, оформляются запросто. Но и тут, как говорится, есть нюанс. Некоторые магазины теперь печатают чеки на бумаге, лишь чуть качественнее оберточной, однако иные щеголяют товарными чеками на привычной белой бумаге. Почувствуйте разницу!
Однако если присмотреться, то оказывается, что яркие белые бланки уже «с пробегом». Ну или еще их можно сравнить с перевязью для шпаги бравого Портоса, сверкавшей лишь с лицевой стороны.
Но это уже не удивляет на фоне того, как, например, преобразилась упаковка сцепления Valeo, сделанного в России. Угадайте, какое сцепление на фото ниже было изготовлено недавно, а какое еще до введения санкций?
Поскольку «санкции нам на пользу», а содержимое всегда важнее оболочки, хочется верить, что подобное «импортозамещение» внутрь коробки не пробралось. Но зато как приятно вместо классово чуждой «вэдэшки» (проникающей смазки WD-40) теперь использовать уральскую «ВэДэВэшку», оформленную в актуальном стиле «милитари»!
В августе-2022 появилась еще одна прекрасная тенденция, принципиально и выгодно отличающая его от дефолтного августа-1998. Тогда, в 1998-м, шокированные клиенты, как сговорившись, бойкотировали мастерскую чуть ли не месяц, совмещая свои финансы и мысли с наступившим на всех нас кризисом. Ну а сейчас, после скоростного осознания того, что новая реальность установилась надолго, а машину поменять будет непросто, автомобилисты очень быстро и всерьез задумались о профилактике для своей техники. Подстегивают этот процесс не очень стабильные цены на запчасти, а также непонятная у многих ситуация с будущими доходами. Поэтому если у клиентов пока что есть относительно свободные деньги для ремонта машины, помимо уже упоминавшейся массовой оптовой замены пыльников…
…неожиданно стала практиковаться тотальная замена выхлопных систем…
… или же сразу всей подвески.
В идеальном для меня случае все эти процессы происходят одновременно на одном и том же автомобиле, ну вот как с этой Калиной.
Кстати, ремонт этой машины наглядно демонстрирует еще две приятные особенности нынешнего лета, стабильно пополняющие мой кошелек. Коротко их можно назвать так: 1) Отпуск и 2) Запчасти.
Сначала поговорим о хорошем, то есть об Отпуске с большой буквы. В недавней статье про оборудование для СТО было совершенно справедливо сказано:
…внешний туризм по многим направлениям фактически закрылся. Будет развиваться внутренний. А это дополнительные пробеги на личных автомобилях и необходимость их обслуживать.
В точку! Вдобавок волшебным образом эта тенденция усилилась из-за уже который раз продленного запрета на полеты как из нашего местного аэропорта, так и из соседних областей. Поэтому в дальнюю дорогу на своих машинах засобирались даже те клиенты, которые ранее никогда такими вещами не занимались. Так что этим летом подготовка к отпускным автопробегам стала главным источником дохода мастерской. Именно поэтому владелец красной Калины затеял столь всеобъемлющий и так давно откладывавшийся ремонт ходовой. Для механика такая работа по соотношению «трудозатраты — деньги» очень выгодна. Поиск какого-нибудь хитрого дефекта двигателя или коробки передач может растянуться на неопределенное время и в конце концов вообще не окупиться, но ремонт ходовой почти всегда прост, понятен, а его денежный результат вполне предсказуем. Замена передних стоек на Ладе по 1200 рублей, задних по 800–900, и попутно комплекта пыльников ШРУСов за 2000 — неплохая программа на день. А там, глядишь, и рычаги с шаровыми опорами подтянутся, колодки с дисками-барабанами, рейка с наконечниками, а то и сцепление.
Вот сосед-таксист, отставной сотрудник МВД, дважды попадавший в «горячую точку планеты», собрался на своей Элантре в Крым. Такая поездка — веская причина заменить давно стучавшие рулевые наконечники и стойки стабилизатора. Попутно выяснилось, что начал гудеть подшипник правой передней ступицы. Если бы Элантре предстояло, как обычно, ползать по городским пробкам, хозяин с ремонтом еще подождал бы. В неторопливом режиме полупустая машина с одним-двумя пассажирами может благополучно проехать в таком состоянии несколько тысяч километров. Но предстоящий скоростной марш-бросок с полной отпускной «выкладкой» не оставил владельцу Хендэ никаких шансов сэкономить.
А как радует механика стремительно развивающаяся в европейской части России сеть платных дорог! Прав был классик, восклицавший «И какой же русский не любит быстрой езды?». Люби и катайся, как советует Фоменко на упаковке деталей от «Сакуры».
Официальные ограничения 110–130 км/ч плюс «политкорректные» 20 заставляют многих клиентов внимательнее относиться к подвеске и тормозам. Вот и на плановом ТО Kia Ceed перед отпускной поездкой на черноморское побережье аккуратный владелец к привычному набору из масла и фильтров добавил еще и тормозные диски с колодками.
А клиент на Нексии заехал в мастерскую для замены подшипника передней ступицы...
… но попутно также поменял колодки и диски.
На Тойоте Авенсис колодки изношены наполовину и еще вполне могли бы поработать. Но перед дальней дорогой владельца настораживает износ передних тормозных дисков, и в итоге меняется весь комплект. Я не против, ведь «лишние» 1200 рублей за час работы для меня совсем не лишние.
Ох уж это сладкое слово «Отпуск»! Но, поговорив о хорошем, то есть об отпуске, теперь перейдем …. к плохому? Нет, конечно — к замечательному, то есть к запчастям. Эти два фактора вместе, отпуск и запчасти, сейчас способны прокормить даже самого ленивого «гаражника». Как так получается? Для примера рассмотрим недавний ремонт задних тормозов Шевроле Лачетти хорошего постоянного клиента, который собрался прокатиться на волжскую рыбалку.
На этой машине колодки ручного тормоза спрятались под ступицей. Тормозным барабаном для них служит внутренняя часть задних тормозных дисков.
После того как «ручник» периодически или отказывался работать напрочь, или же намертво заклинивал задние колеса, клиент приобрел набор тросов и два комплекта колодок, для рабочих дисковых тормозов и для ручного тормоза. Ему подобрали, как принято говорить, подходящий качественный аналог.
Покрытые паутиной и проржавевшие детали привода ручного тормоза потребовали применения «спецсредств».
Но этот обычный рабочий момент удивления не вызвал. Как известно, дьявол кроется в деталях, и на этот раз он спрятался в новых тормозных колодках. Несмотря на надписи на упаковках, обещавшие, что они подходят для Лачетти, пришлось вспомнить нестареющее «после сборки обработать напильником». На колодках «ручника» не оказалось отверстий, в которые вставляется нижняя стяжная пружина, хотя соответствующие выштамповки для них имелись. На фото ниже эти места на старых колодках отмечены зеленым, на новых — красным.
Но после того как недостающие отверстия были просверлены, выяснилось, что на новые колодки даже старые изношенные диски-барабаны категорически не налезают, несмотря на полностью сжатую раздвижную регулировочную планку и максимально ослабленные тросы «ручника». Для окончательной сборки колодки пришлось снова снять и доработать «болгаркой».
Такие же процедуры понадобились и колодкам рабочей тормозной системы. Если это приходилось делать даже для такой российской автоиконы, как Тойота, то почему бы не выполнить то же самое и для Лачетти?
Но в чем же плюс для «гаражника» при использовании клиентами таких странных запчастей? Ответ прост: в моем двойном ценнике за подобный «пилинг». Как хорошо, что сейчас автомагазины отзывчиво пошли навстречу запросу автомобильной общественности на недорогие запчасти и такие «бонусы» теперь можно получить все чаще! Недавно в подобную ситуацию попал бывший сотрудник местного завода «Сименс». Кстати, почему «бывший»? Так предприятие все же закрылось, хотя в марте еще были надежды на продолжение производства. На новых тормозных колодках для его Ниссан Вингроад тоже не оказалось нужных отверстий для стяжных пружин.
На фото ниже видно, как отличаются старые и новые колодки. Но и тут дрель, сверла и толика дополнительных денег решили проблему.
Что же касается той самой красной Калины, с которой и начался рассказ о благоприятнейшем для ремонтника сочетании модных отпускных трендов этого лета и актуальных тенденций при выборе запчастей, то для нее клиенту продали совершенно неподходящие передние пружины. Упаковка и маркировка, как и в случае с колодками для Лачетти, вполне соответствовали, а вот размеры — нет. Вообще-то на Калинах могут использоваться два разных типа пружин, но клиентское приобретение не походило ни на одну из них.
Тут помогла классика: «Если на клетке слона прочтешь надпись “буйвол”, не верь глазам своим». В «калиновских» упаковках оказались пружины от Гранты, причем так было во всей партии, полученной магазином. Может, их упаковывали те же самые умельцы, что и колодки на Лачетти? Конечно, мгновенной прибыли от этой ошибки я не получил, но ощутимый плюс для моего будущего заключается в том, что такие происшествия отбивают у клиентов всякое желание заниматься ремонтом самостоятельно.
К тому же современное стремление покупателя при выборе запчастей «не переплачивать за оригинал» тоже может помочь заработать на хлеб с маслом. Недорогие аналоги сейчас быстро набирают популярность, и в работников автосервисов это вселяет уверенность в завтрашнем дне. Помните историю специалиста по рекламе, который приводил в порядок свои Хендэ Элантру и Ниссан Ноут этой весной?
Тогда некоторые покупки клиента вызывали у меня сомнения, и «предчувствия его не обманули». Замененный в марте подшипник верхней опоры передней стойки стоимостью 1300 рублей заскрипел к августу. На этот раз клиент приобрел изделие другого производителя, вдвое дороже. Но продержится ли новый подшипник в два раза дольше? Узнаем…
Вот еще один пример прибыльного для «гаражника» сочетания отпуска и запчастей. Форд Фьюжн оказался на подъемнике для замены сцепления.
Попутно выяснилось, что шаровые опоры изношены. На машине до сих пор стояли оригинальные заводские рычаги, к которым опоры крепятся заклепками. Они прошли более 200 000 км.
Покупать оригинальные рычаги клиент, конечно, не стал. Есть способ лучше: шляпки заклепок срезаются «болгаркой», а прочно засевшие в рычагах остатки заклепок затем высверливаются. Новые шаровые опоры закрепляются болтами.
Теперь заменить их стало гораздо проще, и за эту работу в следующий раз я возьму вдвое дешевле. Если за «хирургическое» удаление старых шаровых опор клиент заплатил по 1200 рублей, то новые я поменяю рублей по 600. Мой заработок упадет? Конечно нет, ведь 200 000 километров они наверняка не продержатся.
Будущую стабильную работу обещает и попутная замена подвесного подшипника правого привода на этом же Форде, поскольку приобретенный клиентом новый изготовлен там же, где и скрипучий подшипник верхней опоры передней стойки на Ноуте.
Если вал уже снят из-за замены сцепления и шаровых опор, дополнительная работа с подвесным подшипником стоит всего 500 рублей. Но когда машина будет полностью собрана, для установки следующего подшипника придется опять снимать привод, и весь комплекс работ обойдется клиенту уже минимум в 1500 рублей. А что может быть лучше в наше неспокойное время, чем перспектива регулярного заработка!
Обычные бытовые события вокруг тоже могут легко добавить хорошего настроения. Чего только стоит одна лишь августовская закупка дров на зиму! Как обычно, доставляющая их многострадальная «шишига» сломалась аккурат перед мастерской, заодно полностью перегородив проезд.
Это зрелище напомнило другие похожие грузовички, увиденные в дальних краях.
На первый взгляд, можно было взгрустнуть от цены этой машины дров, 12 000 рублей, ведь в августе-2021 такую «порцию» предлагали за 8000. Подорожание в полтора раза? Да, но это лишь на мой обывательский и потребительский взгляд. А вот грамотный статистик вспомнит, что в 2018–2020 годах эти дрова стоили тоже 8000 рублей, разделит прибавку в стоимости на четыре года, и получит совсем не страшную цифру, сравнимую с официальной инфляцией. Так что и тут беспокоиться не о чем, все в порядке!
Конечно, пессимист мог бы задуматься, почему в 21-м веке приходится топить дровами в двух шагах от крупнейшей атомной электростанции, да еще в стране, являющейся одним из основных поставщиков энергоносителей на мировой рынок. Но такой оптимист, как я, видел слишком много поленниц дров как в окрестностях индустриальных центров России,…
… так и у наших европейских «партнеров»,…
…чтобы переживать из-за этой ерунды.
Что же касается планов на будущее, то как бы ни складывался автомобильный рынок в России, можно всегда найти технику, нуждающуюся в обслуживании или ремонте.
В крайнем случае сойдет и такой вариант:
Так что славься, Август, идущие на работу приветствуют тебя! И смоем воспоминания о прошлых августовских кризисах чистой водой из Августовского канала!