Наш прошлогодний репортаж с выставки военной техники в подмосковном «Парке Патриот», посвященный гражданской, а правильнее было бы говорить — «небронированной» версии «Стрелы», вызвал у читателей бурную реакцию, в том числе и негатив. Дескать, показали студенческую поделку без ощутимых производственных перспектив. Отчасти это было правдой — у первого ходового макета даже не было привода к передним колесам, зато подкапотное пространство и салон были очень даже проработаны, по крайней мере концептуально.
Напомним, что первый вариант небронированной «Стрелы» стал, по сути, инициативной работой Конструкторского бюро молодежи при МГТУ им. Баумана, ведомого профессором кафедры «Комбинированные двигатели и альтернативные энергоустановки» Дмитрием Онищенко. В свое время Дмитрий Олегович заразил своих студентов идеей молодежного родстера «Крым», а в работе со «Стрелой» показал, что будущим выпускникам Бауманки по плечу и крупные формы. Прошлогодний макет «Стрелы», конечно, до серии не дошел, хотя некоторые узлы, в том числе и металлические панели кузова, были вполне себе проработаны с учетом мелкосерийного выпуска. Предполагалось, что на первоначальной стадии при небольшом объеме заказов можно вполне обойтись гибкой металлических кузовных панелей, поэтому дизайнеры Бауманки отказались от сложных трехмерных поверхностей.
Нельзя сказать, что студенческая работа, проводимая при участии конструкторов Военно-промышленной компании, прошла впустую, ведь первая «Стрела» выполнила свою главную задачу — привлекла внимание заинтересованных лиц Министерства обороны. Вслед за этим была открыта опытно-конструкторская работа с министерским финансированием, и, конечно, участие студентов в ней уже минимальное: вся работа проводится в ВИЦе — Военно-инженерном центре в Нижнем Новгороде, который в свое время учредили «Завод корпусов» и «Арзамасский машиностроительный завод». Эти предприятия, в свою очередь, входят в структуру Военно-промышленной компании. Собственно, ключевое отличие второй «Стрелы» от первой, которую делали как придется, в том, что ее проектируют строго в соответствии с ТЗ Минобороны.
Мы обратились к Дмитрию Онищенко за комментарием, однако, сославшись на подписанное соглашение о неразглашении информации, он от беседы отказался. Между тем можно предположить, что участие бауманцев в новой «Стреле», пусть и сведенное к минимуму, касается работ по раме — по сути, ключевого оригинального элемента концепта. Напомним, что на первой «Стреле» рама была не бутафорская, а настоящая — ее рассчитали с учетом возможных нагрузок электронным способом, а затем испытали в статике на координатно-измерительной машине.
Агрегаты — агрегатами, а что же кузов? Как говорят сами разработчики, вариант с металлическим кузовом не исключен. При этом старт серийного производства, а точнее, мелкосерийного или даже «очень мелкосерийного», намечен по варианту со стеклопластиком — панели будут навешиваться на каркас. При этом, напомним, военные хотят заместить «Стрелой» и УАЗ Патриот, и УАЗ Hunter, намечая похожий на Hummer внедорожник для использования как командно-штабную машину. Официально, по ТЗ, легкая «Стрела» обозначена как автомобиль «многоцелевого назначения: для обеспечения повседневной деятельности войск, перевозки личного состава (в том числе раненых и больных) и различных грузов, буксировки прицепов по всем видам дорог и местности, а также для обеспечения повседневной деятельности должностных лиц звена «батальон — полк — бригада — дивизия — армия».
Второй вариант технологии кузова возможен при увеличении объема заказа. Тогда в подготовку производства можно будет вложить больше средств и возникнет вариант с формованным стеклопластиковым кузовом — его в ВПК называют «промежуточным». Наконец, самый желанный вариант — естественно, с кузовом металлическим, однако, как признаются наши собеседники, экономического расчета по нему даже не проводилось. Дело в том, что для этого нужно четко понимать, что машина пойдет не только в военном, но и в гражданском варианте. К слову, в ВПК уже начали первичные маркетинговые исследования по «гражданскому» направлению.
Теперь — к силовому агрегату. Напомним, что на первой «Стреле» стоял китайский Cummins с «красным блоком», то есть «родной» Cummins. При этом в том же Китае выпускается аналогичный агрегат на совместном предприятии Cummins и Foton: его блок красят в серый цвет и именно его планируется уже в следующем году локализовать в России по максимуму — с литьем и механической обработкой литых деталей. Скажем больше: в официальном релизе Минобороны сказано, что локализация не только мотора, но всей машины составит 100%. Еще одно изменение: у первой «Стрелы» коробка была запроектирована 6-ступенчатой (хотя в салоне на рычаге стоял набалдашник от «пятиступки»), а у новой небронированной «Стрелы», по крайней мере в военном варианте, будет именно 5-МКП: Министерству обороны больше не нужно. А где же будут выпускать машину? Как ни странно, совсем не обязательно, что в Арзамасе: видимо, с учетом наложенных на завод санкций и с прицелом на экспорт в ВПК будут искать свободную от зарубежных ограничений площадку для финальной сборки машины. По сертификации. Что касается вероятной гражданской версии, ее вполне могут сертифицировать и по легковой категории М1 — естественно, с соответствующими доработками, по крайней мере, наши собеседники сказали, что «не видят в этом никакой трудности». К слову, полная сертификация по М1 без замещающих европейских документов, которые производители пускают «в зачет», стоит около трех миллионов долларов. По опыту «Тигра» можно предположить, что на «Стрелу» будут получать ОТТС под выпуск «малых партий» до 150 штук.
В этом году ВПК представила новинку и в линейке бронированных «Стрел»: к автомобилю-амфибии, который пока не имеет индекса, добавилась легкобронированная версия «Стрела» 39472. Она предназначена для перевозки четырех полностью экипированных военнослужащих в однообъемном бронированном корпусе, обеспечивающем пулестойкость при попадании бронебойных пуль Б-32 патрона 7,62х54 мм и при подрыве взрывного устройства под днищем или колесом мощностью до 2 кг в тротиловом эквиваленте. На крыше может монтироваться пулеметная установка с бронированной защитой стрелка.
Нынешняя выставка показала, что нужны решения в российском армейском автопроме вопроса автоматических коробок. Вот, к примеру, новинка этого года — экспортное исполнение бронемобиля «Атлет-Э» оснащено 6-ступенчатой АКП производства Allison. Сообщается, что поскольку «Атлет-Э» не относится к продукции военного назначения, то может поставляться заказчику напрямую от производителя. Из релиза: «Основными достоинствами 9-тонного бронеавтомобиля стала грузоподъемность в 1600 кг, непревзойденная проходимость в условиях бездорожья, высокая эксплуатационная надежность и простота освоения».
Другой автомобильной новинкой выставки «Армии-2022» стал бронемобиль «Спартак» 59097. Релиз по нему сообщает, что автомобиль находится «в приемлемой ценовой категории». Машина создана на отработанных в производстве узлах и агрегатах, при этом производитель уверяет, что в мире нет машин класса «Спартак» «с подобными показателями защищенности». Конструкция машины — безрамная, с несущим однообъемным бронированным кузовом. При этом противоминная защита обеспечивается благодаря V-образной форме днища. Сиденья в салоне «Спартака» названы антитравматическими. Машина предназначена для перевозки десяти бойцов в полном снаряжении. При этом конструкторы предусмотрели возможность установки обитаемого модуля с шестью посадочными местами и грузовой платформой. В этом случае грузоподъемность повышается с 1400 до 2500 кг.
Помимо автомобильной военной техники на «Армии-2022» выставлен транспорт МЧС (в особенности много «пожарного») и несколько примечательных образцов для движения по тундре и тяжелому бездорожью от частных конструкторских бюро. Новинок в этой части экспозиции почти нет — такие машины создаются на десятилетия, но именно эта техника привлекает, пожалуй, наибольшее внимание рядовых посетителей.