Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
Типичные машины выходного дня в стане наших западных спарринг-партнеров обычно выглядят вот так:
Как ни странно, в тамошней глубинке их можно встретить чаще, чем в мегаполисах. Разумеется, обитателей столичных регионов нашей страны или завсегдатаев крупнейших российских автошоу подобными автомобилями не удивить. Но в окрестностях мастерской, находящейся на окраине провинциального города, идет совсем другая жизнь, основы которой были заложены еще во времена так называемого «развитого социализма». Тогда на 7000 моих коллег-ракетчиков в год выделялось 15–17 «Жигулей» и «Москвичей», два–три «Запорожца» и иногда, не каждый год, одна (!) «Волга». Чтобы записаться в заветную очередь на право покупки этой невероятной техники, рядовому сотруднику надо было проработать на предприятии минимум пять лет, и только потом у него появлялся шанс дождаться своего звездного часа. «Те, кому нечего ждать», отправлялись на авторынок, где потрепанные «Жигули» обычно стоили гораздо дороже новых. Неудивительно, что добившись желанной цели и отдав за нее зарплату инженера за два–три года, большинство счастливых автомобилистов той поры не верили в лозунг «Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения». Почти всю свою жизнь их драгоценные машины проводили в гараже, изредка выезжая для недалеких поездок, чаще всего — на садовые участки. Тут даже можно вспомнить классическое «У советских собственная гордость: на буржуев смотрим свысока», и порадоваться тому, что у многих граждан «нерушимого» Союза «машины выходного дня» таки были.
Эхо тех славных времен доносится в мастерскую до сих пор в виде нескольких реликтовых автомобилей. Вот один из них. Присмотритесь к его колесам повнимательнее!
Конечно, старожилы вспомнят, в каком тысячелетии была мода на такие хромированные колпаки и колесные диски с соответствующими выступами для их фиксации. Самые бывалые даже разберутся, что эта всесезонная покрышка — мало того, что камерная, так еще и диагональная. Непонятная современному автомобилисту маркировка на подобных шинах вызывала вопросы у обитателей Дрома даже десять лет назад. Это совершенно неудивительно, если вспомнить, когда такие колеса еще можно было купить новыми. Но вот как объяснить мизерный износ этой древней резины? Неужели навеки утраченными высокими технологиями древних шинников? Конечно нет, просто ежегодный пробег этой машины не превышает 1000 км.
Апофеозом подобного отношения к автомобилю является ВАЗ-2103, фото которого порой мелькают в разных выпусках блога.
За рулем этой «тройки» все еще первый хозяин, купивший ее в далекие 1970-е. На машине сохранились «родные» черные номера. Ее пробег около 80 000 км и вряд ли в ближайшее время сильно изменится. Однако такие варианты «машины выходного дня» если и любопытны, то скорее с медицинской, а не с технической точки зрения. Подробное исследование глубинных мотивов поведения владельцев этих «капсул времени» могло бы стать основой добротного труда по психологии. Не очень интересен подобный автофетишизм клиентов и мне, поскольку отношения с ними складываются в основном платонические. Конечно, всегда приятно глянуть на хорошо сохранившийся старый автомобиль. Но если он не ездит, то и денег в мастерскую не приносит, не считая 500 рублей за замену масла раз в три года. Поэтому от социалистического варианта единственной в семье «машины выходного дня» мы переходим к классическому западному, когда владение такой игрушкой подразумевает еще и наличие постоянно эксплуатирующейся рабочей машины. С поправкой на провинциальные российские реалии, разумеется.
В одном из выпусков блога уже упоминался ВАЗ-2108 из первых серий, еще «короткокрылый», с мотором объемом 1,3 литра, который не так давно купил один из клиентов. Помните армянина, благополучно выросшего в советском Азербайджане, отучившегося на Украине, а затем всю жизнь проработавшего в России? Сохранив теплые воспоминания о той большой стране, в компанию к своей неизменной Ладе Гранте, которую он приобрел новой еще задолго до вакханалии с ценами, он из ностальгических чувств регулярно покупает машины, «рожденные в СССР». У него были ухоженный ВАЗ-2103 и почти идеальный ВАЗ-2101, ну а затем появилась эта «восьмерка». Для своих лет машина хорошо сохранилась и явно заслуживала поездки за ней в соседнюю область.
Стоила она около 100 000 рублей, то есть как и любая другая машина сравнимого возраста. Новый хозяин первым делом убрал из «восьмерки» все, что отличало ее от заводского исполнения. Обслуживание этой Лады сводится в основном к профилактике, а редкие поломки могут легко вызвать воспоминания о безусой юности и потребовать восстановления давно утраченных навыков диагностики и ремонта таких машин. Вот недавно она еле заехала в мастерскую, как следует помучив хозяина рывками и провалами в работе мотора. Попутно выяснилось, что в нашей округе сейчас уже никто не берется за ремонт карбюраторов, кроме меня. Правда, причина перебоев оказалась иной…
Проверка коммутатора и датчика Холла, электромагнитного клапана и сопла ускорительного насоса — как много забытых терминов из прошлого! А дело было всего лишь в «бегунке», который коварно позволял завести мотор, но не давал спокойно ездить. Однако подобные мелочи не могут испортить удовольствие хозяина «восьмерки» от погружения в прошлое, когда он берется за ее руль.
Совсем другим путем пошел владелец карбюраторной «длиннокрылой» «девятки», сделавший из нее свой вариант «машины выходного дня».
Разрезная шестерня распредвала, переделанный выпуск, дорогие стойки и опоры SS-20, мощный стабилизатор и усиленный кузов намекают на веселую езду в стиле автопрогулок на старомодном «Карле» героев романа Ремарка «Три товарища».
Главная беда таких машин — неизбежные возрастные проблемы. Вот и на этой «девятке» при замене потекшего тормозного цилиндра пришлось добавить и подходящую к нему трубку. Что ж, таковы особенности эксплуатации наших «янгтаймеров».
Как ни удивительно, но «Ладой выходного дня» может оказаться и Приора, особенно если она слегка занижена.
Салон и багажник этой машины резко отличаются от большинства автособратьев непривычной пустотой.
Японские покрышки Toyo шириной 205 мм нечасто увидишь на Ладе, особенно в эпоху нынешних цен.
Подход ее владельца к обслуживанию тоже не таков, как у типичного хозяина подержанной Лады. Вот еще не совсем изношенные, но перегретые тюнинговые передние тормозные диски уже меняются на перфорированные. Дачник бы на таких свою картошку еще возил бы и возил!
Для хозяина этой Приоры замена сцепления заодно служит хорошим поводом попутно установить самоблокирующийся дифференциал.
Интересно, что поводом для покупки нового сцепления послужил вовсе не износ диска до заклепок или развалившийся на куски выжимной подшипник, как это обычно бывает у большинства клиентов. Присмотритесь к «лепесткам» корзины. Видите некоторую неравномерность в расположении их кончиков?
В результате задняя передача стала включаться слишком грубо, и внимательного владельца Приоры это не устроило. И еще пара характерных мелочей на этой машине, редкие для обычной «разгонной» Лады: чистые и смазанные клеммы аккумулятора, а также наконечник троса сцепления на подшипниках вместо стандартного пластика.
Но, несомненно, самый популярный ВАЗ для выходных — это «Нива» в ее различных вариациях. Ведь как без полного привода забраться после работы туда, где кроме тебя никого не будет?
Интересно, что отношение к «”Ниве” выходного дня» у клиентов бывает абсолютно противоположное. Большинство просто поддерживают свои «Нивы» в рабочем состоянии. Так, например, поступает владелец Опеля Вектра С, уже не раз встречавшегося на страницах блога.
У него тоже для выходных в мужском стиле припасена «Нива».
Конечно, жизнь «Нивы», особенно не новой и регулярно использующейся по назначению, беззаботной не назовешь. Лучше всего ее описывает старинная поговорка про саночки. О каком-либо тюнинге речь обычно не идет, тут только успевай справляться с неотложными проблемами.
Но бывает, что покупка подержанной «Нивы» для редких покатушек становится лишь первым взносом в длинной цепи расходов на переделки и «улучшайзинг». Так вышло с той самой «Нивой» 2014 года, приобретенной за 360 000 рублей этой весной. Машина громыхала подвеской, невнятно тормозила, отовсюду потела маслом и порыкивала оторванным глушителем.
Повседневный автомобиль нового владельца «Нивы» — Хонда Сивик. Вот он ее пригнал для регулировки клапанов.
Хонда оказалась невероятно дружелюбна к механику: мало того, что регулировка выполняется как на «Москвиче-412», так еще и на шестерне распредвала нанесены порядковые номера цилиндров, а на боковом защитном пыльнике моторного отсека заботливо предусмотрено отверстие для проворачивания двигателя за болт шкива коленвала. В итоге к 1500 рублям за регулировку бонусом добавилось почти физическое удовольствие от общения с этим автомобилем. Даже захотелось смахнуть скупую мужскую слезу и произнести ритуальное «Теперь таких не делают!».
А вот с «Нивой» у хозяина все происходило по-другому, «весомо, грубо, зримо», и при этом не очень дешево. Поначалу выявившийся вскоре после покупки расход масла удалось сократить заменой сальников клапанов.
Но затем перебои в работе мотора и проблемы с давлением масла заставили хозяина «Нивы» заняться двигателем всерьез. Обнаружившиеся при вскрытии ремонтные поршни и вкладыши полностью подорвали веру в 130 000 км на одометре.
Особенности новой реальности, как ни удивительно, не обошли стороной даже «Ниву». Магазины еще не привыкли к тому, что капремонты агрегатов вновь уверенно возвращаются в нашу автожизнь, и поэтому поршни необходимого второго ремонтного размера еле удалось найти. Еще сложнее оказалось купить приличные шестерни ГРМ. Настоящий заводской комплект в магазинах не видели уже несколько месяцев, а срок ожидания его на заказ устремился к бесконечности. Поэтому пришлось выбирать из того, что было в наличии или в поставках на ближайшие дни. При этом часто попадались шестерни, совершенно не совпадающие с проверенной цепью.
Хорошо хоть, что как следует поработавшие головку блока и клапаны удалось «привести в чувство» без больших затрат.
Несмотря на неожиданные (или в наше время вполне ожидаемые?) сложности с запчастями, мотор постепенно стал приобретать правильные очертания.
Бюджет его «реанимации» составил чуть больше 40 000 рублей, из них половина — стоимость моей работы.
Но эти расходы оказались только началом постепенного возрождения машины. Хозяин увлекся процессом и решил свою автоигрушку как следует побаловать. Я об этом узнал через месяц, когда «Нива» снова оказалась в боксе для установки выпускного коллектора, резонатора и глушителя от Stinger.
Комплект колес обошелся в 70 000 рублей. В ходовой части машины свежей краской засверкали новые детали.
Днище «Нивы» проварили и покрыли свежим антикором.
«Нива» получила зеркала со встроенными «поворотниками», светодиодные фары и задние фонари.
Как известно, «Путь праведника труден, ибо препятствуют ему себялюбивые и тираны». Ну а путь любителя тюнинга Лады осложняет стоимость и качество нестандартных деталей. Установка коллектора, резонатора и «двуствольного» глушителя пополнили копилку мастерской на 5000 рублей.
Еще раз в мастерской «Нива» оказалась в конце лета, когда заклинило один из гидрокомпенсаторов.
Повезло, что он оказался постоянно сжат, и хоть с шумом и потерей мощности, но мотор продолжал работать. Если гидрокомпенсаторы «Нивы» заклинивают в полностью разжатом состоянии, из-за неплотно прижимающихся к седлам клапанов пропадает компрессия и мотор может не завестись. В самых неудачных ситуациях клапаны могут достать до поршней — мотор-то «втыковый»!
Вопрос решили по-сталински, следуя правилу «Если враг не сдается, то его уничтожают». Нет гидрокомпенсаторов — нет и проблемы, а возвращение к истокам — девиз нашего нового времени.
К этому моменту «Нива» получила пластиковые бамперы в цвет кузова, а вся ее оптика стала светодиодной.
В итоге «машина выходного дня» из «Нивы» стоимостью 360 000 рублей обошлась ее хозяину примерно в 600 000. В нынешней ценовой чехарде сложно оценить, много это или мало. Ну а владелец «Нивы» рассудил философски. Он дал объявление о продаже машины за 800 000, решив, что если за эту цену ее купят, то неожиданные 200 000 сверху смогут компенсировать моральный ущерб от потери любимой игрушки. Ну а если нет, то это судьба, и он сам с удовольствием на ней покатается.
А может, вместо того чтобы решать разные технические и эстетические проблемы, надо просто приобрести уже кем-то подготовленную Ладу для выходных? Примерно так рассуждал клиент, удачно купивший за 280 000 аккурат в канун начала спецоперации подвергшуюся серьезному тюнингу бронированную «Ниву».
Вот только зарегистрировать он ее не может до сих пор, несмотря на то, что московскую прописку «Нива» когда-то благополучно получила. Да, любителям нестандартной Лады порой приходится продираться к своим звездам сквозь неприятные тернии.
Кстати, о национальных особенностях продажи «Лады выходного дня». В идеальном случае затраты на тюнинг можно окупить, если потенциальный покупатель хотел бы видеть на своей машине именно такие доработки. Иначе будет типичная житейская ситуация: «любовная лодка разбилась о быт». Например, при продаже этой Приоры тюнинг двигателя, конечно, может заинтересовать потенциального клиента.
Вот только состояние ее кузова будет иметь куда большее значение.
Но если ухоженная Лада-игрушка по какой-либо причине все же продается, то у покупателя есть шанс приобрести действительно неплохую машину. Как раз так получилось у старого клиента-таксиста, подыскивавшего замену своей заслуженной «ласточке». Он купил эту Приору почти не глядя, выбрав ее только по состоянию еще «живого» кузова и нереально низкой по нынешнем временам цене 270 000 рублей.
По всем законам автоторгов, как только сделка состоялась, Приора внезапно огласила округу таким ревом, которому позавидовали бы и любимые машины Безумного Макса. Оказалось, что лопнул тюнинговый выпускной коллектор Stinger.
Тут-то новый хозяин и осмотрел свое приобретение как следует. Для начала его несколько озадачил размер установленной на Приоре резины.
Тюнинговые стойки? Это неплохо, как и виброизоляция в самых неожиданных местах.
А вот багажник с точки зрения таксиста заполнен совершенно нерационально. Зато решить эту проблему он сможет запросто, убрав все ему ненужное.
Самая большая неожиданность для нового владельца — полностью переделанная передняя подвеска, в которой вместо традиционных растяжек, сайлент-блоков и рычагов в виде прутка были установлены составные треугольные рычаги с возможностью менять угол наклона оси поворота.
Для сравнения: на фото ниже — пример аналогичных узлов обычной Приоры с авторынка.
Оказалось, что у прежнего хозяина основным автомобилем «на каждый день» была ГАЗель, а с Приорой он развлекался по выходным. Идиллию нарушила «стихийная сила, преодолеть которую он был не в состоянии», то есть предстоящие расходы на свадьбу. В итоге срочность скоропостижной продажи и определила реальную стоимость этой Приоры на рынке.
P. S. Несмотря на все проблемы и сложности, ожидающие простых любителей «Лады выходного дня», мне вполне понятны и близки их мотивы и стремления. Ведь я и сам такой же почитатель техники «для души». Правда, это не Лада, да и вообще не машина.