Менеджеры на местах сообщают, что выдача машин клиентам сократилась почти на 90%, а где-то и вовсе сошла на нет. Это подтверждается и собственными наблюдениями: посетителей в салонах днем с огнем не сыскать, и в данном случае — это вовсе не фигура речи. В этот заезд я посетил около трех десятков торговых точек и почти везде оказывался не только единственным «потенциальным покупателем», который расспрашивал про новые машины, но и вообще человеком с улицы: нет людей ни в сервисном отделе, ни в отделе запчастей, ни у стойки с аксессуарами, ни рядом с подержанными машинами... Отмечу, что все прошлые объезды я тоже совершал в конце недели, так что есть с чем сравнить: четверг и пятница — это вовсе не «пустые дни», точнее, не были ими прежде...
Сначала — о двух общих наблюдениях: в крупных «агломерациях» автосалонов усилилась тенденция, отмеченная нами в прошлый раз, когда на одного менеджера сваливают несколько марок — по три, а то и по четыре. Бедный сотрудник вынужден перебегать из зала в зал, и в итоге у потенциального покупателя возникает ощущение какой-то нездоровой пустоты — экономического апокалипсиса. В одном месте со мной просто не хотели разговаривать — не верили, что я хочу купить машину, в другом я принял за сотрудника зала задумчивого охранника — просто потому, что больше никого не было.
И — важный момент: в несетевых салонах и у небольших дилеров заканчиваются машины и новых они уже не ждут.
Поскольку нынешний выезд был привязан не только к проведению частичной мобилизации, но и к информации о закрытии российских заводов Mazda и Toyota, сделал упор на эти марки.
Однако «шестерка» в том салоне все же нашлась, причем в самой мощной модификации — с мотором 2.5Turbo. Увы, машина оказалась опять же не новой, а после потребительских тестов по цене всего в три миллиона. Девушка в зале, выдавая мне визитку, тихо сказала: «позвоните мне после 13 октября». Спросил — какое событие ожидается? По словам сотрудницы, в штаб-квартире Мазды планируется «совещание по России, где решится судьба бренда». В другом салоне Mazda мне сказали еще более загадочную фразу: новых машин не будет до Нового года. Уточнил — будут ли после, но мне предложили звонить ближе к делу.
По ситуации с запчастями в небольших автосалонах Mazda оптимизма мало: кто-то надеется на параллельный импорт, кто-то откровенно говорит, что «могут начаться перебои». У крупного дилера Mazda я без труда подобрал себе «шестерку», правда, лишь с 2,0-литровым «атмосферником», то есть базовую — за 3,3 миллиона. В случае оформления каско и полиса GAP, сохраняющего в течение года покупную цену машины на случай полной утраты («тотала»), который оценили в 129 000 рублей, цену можно было снизить до 3,2 миллиона. Кроссоверы CX-5 и CX-9 в московских салонах еще не в дефиците.
Нашлись и обычные Camry, причем в свободном доступе у крупных дилеров: версия с базовым 2,0-литровым мотором идет от пяти миллионов рублей, у некоторых — от шести. К слову, многие менеджеры в салонах Toyota тоже выражали неуверенность в перспективах параллельного импорта и даже обычного бесперебойного завоза машин через Казахстан, где вроде как «начинают закручивать гайки». Между тем пока в большом количестве в салонах стоят «казахские» Land Cruiser 300, которые можно приобрести за «пятнашку».
Попутно с Mazda и Toyota мы захватили еще две японские марки — Suzuki и Mitsubishi. Что касается первой, проблемы с нехваткой машин испытывают даже большие дилеры: SX-4 найти трудно, мощных модификаций Vitara с 1,4-литровым турбомотором давно уж нет. Относительно свободно можно купить Vitara с базовым «атмосферником» в 1,6 литра: цена — от 2,25 миллиона рублей, но — за экземпляр 2021 года. Jimny опять же имеется не у всякого дилера: те, у кого дефицит новых экземпляров, предлагают его в подержанном виде. Кстати, у всех осмотренных мной подержанных Джимни эмблема в виде буквы «S» на радиаторной решетке уже «зацвела». Хочется думать, что от тяжелых условий эксплуатации. Новые Jimny идут в диапазоне от трех миллионов (на штампованных колесах) до четырех с лишним. И здесь нужно смотреть, чтобы не схватить прошлогодний экземпляр.
Продавец Mitsubishi «по секрету» сказал, что «отгрузка с завода в Калуге была только на прошлой неделе». Вероятно, он имел в виду исключительно Аутлендеры — по ним склады действительно еще далеки до опустошения, причем и цены на фоне остальных — более-менее вменяемые. К примеру, полноприводная версия с 2,0-литровым мотором стоит в пределах 3,5 миллиона. Можно еще найти ASX: 2.0 CVT 4WD — за 3,2 миллиона, правда, 2021 года выпуска, но их осталось мало, а Eclipse Cross исчез у большинства крупных продавцов…
Интересная картина обнаружилась по Kia Sportage: у больших дилеров машины в наличии имеются — еще калининградской сборки. Цены начинаются от 4,5 миллиона, при этом тут же (или в отсеке для подержанных машин) можно найти точно такой же образец на миллион дешевле! Оказывается, народ повадился возить из Казахстана экземпляры с «автовозным» пробегом и сдавать их на комиссию. Если такой экземпляр вы обнаружите у крупного дилера, оплатите двухгодичную гарантию, которая ничуть не хуже заводской, и оформляйте покупку. Для примера: с меня за такую гарантию попросили всего 16 000 рублей.
Ну и напоследок — про «наше все». Нестареющая душой Niva Legend уже «упрощенного» выпуска, то есть без АБС, доехала и до московских дилеров. Напомним, что в мае–июне некоторые салоны принимали заказы на «Ниву» с поставкой через три месяца на условиях полной предоплаты. Увидев «трехдверку» с улицы, я зашел в салон и обомлел: ПОЛТОРА МИЛЛИОНА. Спрашиваю: «Вы тут в своем уме?». Оказалось, что этот экземпляр — уже с «допами». С какими, я так и не понял, ибо в машине не было даже магнитолы. Впрочем, мне предложили другие варианты на выбор (разные по цвету) за 968 500 рублей, что на 250 000 больше, чем до начала украинских событий! Однако и эту цену предложили скинуть: поскольку машина подпадает под программу «семейный автомобиль» (для нее требуется наличие хотя бы одного ребенка), то государство покрывает 20% от цены. Однако еще 43 000 пришлось бы добавить за каско и еще около 15 000 — в виде нагрузки за кредит с учетом частичного досрочного погашения через три дня и полного погашения через три месяца. В итоге при таких вот раскладах старушка «Нива» 1977 модельного года выходит нынче в 800 000 рублей с хвостиком. Дополнительно мне предложили зимние шины, резиновые коврики и антикор, который, видимо, на АВТОВАЗе до сих пор не научились наносить. В общем, я почти уже склонился к тому, чтобы зарезервировать «Ниву», но вот не решил: стоит ли доплачивать еще 150 000 рублей за кондиционер?.. Очень жду ваших советов в комментариях. Только не тяните, а то уйдет машина!
Засим перестаю сыпать подробностями по очередному объезду дилеров. Если в целом, то ситуация следующая. У «крупных» китайцев — все хорошо, у мелких — не очень. У Lada и UAZ — машины есть, при этом цены на Lada Granta реально идут вниз по мере того, как склады заполняются «антикризисными» модификациями. На УАЗы цены вниз не идут, зато, как мы видим по статистике, растет доля «буханок» 1965 модельного года. Дилеры прочих брендов потихоньку распродают склады, при этом небольшие автосалоны Москвы и ближайшего Подмосковья уже испытывают невосполнимый пока дефицит новых машин, и это — при крайнем дефиците покупателей в первые дни после начала частичной мобилизации. Что будет дальше — посмотрим…