В части регионов страны, где холода и непогода пришли рано, активное переобувание в «зиму» уже в разгаре. И многим автомобилистам уже не до поисков оптимальных вариантов и тем более изысков шинных технологий: как говорится, берут из наличия и по приемлемой цене. Это было и раньше, но в текущем сезоне тенденция обострилась.
«Год назад она стоила 4200, но тогда еще не нужна была, а сейчас 5600 рублей», — сокрушался мужчина по поводу цены на шипованную шину Formula Ice в размере 185/65 R15, к которой присматривался на рынке. Разница в 1400 рублей, или почти 35% «сверху» — всего в течение года. Притом что данную модель выпускают в России, а к прошлому зимнему сезону во время пандемии шины тоже заметно подорожали, но сейчас ко всему еще добавился некоторый дефицит.
Можно привести и другую сцену из нынешней жизни. Весной текущего года один товарищ из автомобилистов с большим стажем, поняв, что ему не купить новый комплект хороших летних шин, поделился своим рецептом выхода из положения. «У меня есть старый комплект шипованной резины, у которой протектор еще высокий, нет ни порезов, ни грыж, я оставшиеся шипы выдерну щипцами, и у меня будет универсальный комплект на лето и межсезонье»... Неизвестно, прибегнул ли он к этому решению, но сейчас, если все осталось как есть, наверное, он «отдаст» эти старые шиповки кому-нибудь встретить очередной зимний сезон.
Вместе с тем негативное ценообразование на шинном рынке и дефицит ряда моделей и размеров эксперты объясняют нарушениями в логистике и удорожанием сырья, что привело к издержкам и перебоям в производстве. Причем это касается заводов и на территории ЕС, в том числе по причине недопоставок некоторых компонентов из России, а также из-за, как его называют, энергетического кризиса. Рынку сейчас помогают функционировать товарные запасы, сделанные до марта текущего года. В то же время по известным причинам в России наметилось снижение спроса на новые шины (как у автовладельцев, так и у целых автозаводов), что парадоксальным образом «компенсирует» потери в предложении. Но, опять же, это еще не означает заметного отскока цен.
Действительно, шины в продаже есть почти всех брендов, которые мы привыкли видеть за последние годы, однако сами продавцы говорят, что часть ассортимента из остатков, а пополнения не ожидается: «Останутся российские и китайские, может, еще корейские». Из отечественных в основном — это Cordiant, Viatti, Kama, из корейских — Kumho, Nexen, Hankook. Сегмент эконом-класса практически лишился продукции Belshina, поскольку цены и на нее выросли. Совсем без шин рынок, конечно, не останется, но его «рисунок» поменяется, что уже заметно по прилавкам.
Какие-то иностранные компании свернули или притормозили деятельность, хотя есть новости о появлении других игроков на рынке. Таких как индийская Ceat, продукция которой уже сертифицирована в РФ, и данная линейка тоже включает в себя зимние модели. И конечно, китайские марки, уже известные и новые, которыми альтернативно будет «закрываться» спрос, и главным образом на шины больших размеров.
Один лишь пример: фрикционные модели таких марок, как Roadmarch, Firemax, Triangle или Durun в размере 225/55 R18 предлагается за 5600–5900 рублей, что даже дешевле, чем за массовый размер 185/65 R15 от премиальной «европы». К шинам из Китая часть крупных продавцов относится с осторожностью: «Появились новые марки, но мы завозим большие партии и работаем с уже зарекомендовавшими себя производителями, а с новыми не хотелось бы рисковать». По поводу удорожания шинной продукции разбег составляет от 20% до 45% в зависимости от марки и модели.
Какие шины, шипованные или фрикционные («липучки»), остается актуальным вопросом. Шипы выпадают, изнашиваются, и поскольку у шипованных шин протектор жестче, он перестает работать на льду так, как был изначально рассчитан. Фрикционные шины комфортнее и дружелюбнее к асфальту, но в сложной ледовой обстановке, особенно при не очень низких температурах, не столь эффективны, к тому же их протектор из мягкого состава изнашивается быстрее.
Если эксплуатация автомобиля практически не выходит за границы городов с очищаемыми дорогами и относительно ровным профилем, то «липучки» вполне справляются со всеми задачами. Для безопасной езды в суровых загородных условиях предпочтительно использовать шипованные шины.
Как известно, многое зависит от качества исполнения шины. Это в том числе к вопросу о китайской продукции, которая во многом уже преуспела, но еще не показывает хорошего баланса характеристик. К тому же много моделей, которые не засветились в сравнительных тестах различных автосообществ и не получили пусть может и несовершенный, но дающий хоть какую-то объективность анализ. Притом зимним шинам, как известно, приходится работать в самых разных условиях зимы и межсезонья — не чета летним.
Современные премиальные «липучки» хорошо справляются с разными условиями и даже могут поспорить на льду с не очень продвинутыми «шиповками», что подтверждают различные сравнительные тесты. Опять же, все упирается в набившую оскомину — доступность таких шин. Вообще, конечно, остается возможность в ходе мониторинга рынков, интернет-магазинов и частных объявлений найти наиболее выгодное предложение, но все равно никто сильно не «подвинется».
Ниже приведем данные некоторых шипованных и фрикционных моделей шин различного ценового сегмента из более традиционного и пока еще привычного для нас «пула», с примерами ориентировочной стоимости на популярные размеры. Для лучшего восприятия ценового диапазона список составлен в порядке убывания — от дорогих к эконом-классу.
Модель четвертого поколения уже слегка возрастная — была представлена в 2018 году с амбициями ведущей шины в шипованном классе. От предыдущих поколений X-Ice North в торговле практически ничего не осталось, но «четверка» пока представлена масштабно. А главное, она по-прежнему на высоте среди подобных, чему способствует рекордное количество шипов особенной конфигурации. У шины выраженная «заточка» именно на суровые зимние условия, тогда как на асфальте экспертные оценки совсем не выдающиеся.
Типоразмеры: 15–21”, всего 75 вариантов
Еще один дебютант 2018 года в классе фрикционных шин скандинавского типа. Кто поездил на этих шинах — как эксперты, так и автовладельцы, склонны говорить о близкой к идеалу сбалансированности характеристик. С учетом именно сегмента «липучек» и без учета стоимости. Точнее, так: подобные свойства существуют, но за них нужно прилично заплатить, впрочем, это еще не самые дорогие «европейцы».
Типоразмеры: 14–21”, всего 133 варианта
Все основные европейские производители шин обновили свои модельные ряды за последние годы, но компания Nokian на текущий сезон выкатила еще одну новинку, на этот раз в сегменте нешипованных шин скандинавского типа — Hakkapeliitta R5. Предыдущая модель с индексом «R3» была представлена в 2018 году, то есть сравнительно не старая, притом еще остается в продаже. И этот фактор в нынешних условиях может оказаться самым важным, поскольку разница в ценах на два поколения шин тоже показательно велика. Модель Hakkapeliitta R3, конечно, не из бюджетных, но цены на новую модель могут быть на 30–35% выше. При этом «тройка» тоже остается в списке топ-шин по характеристикам на зимних покрытиях.
Типоразмеры: 14–21”, всего 94 варианта
Был период, когда характеристики шин Hankook приблизились к добротным европейским моделям, а цены были заметно выгоднее, но в последние годы это уже не так, что и подтверждает шипованная модель издания 2018 года, у которой баланс характеристик ярко выражен именно на льду и снегу. Притом в торговле сейчас наблюдается нехватка этих шин при достаточно большой размерной линейке. Миссию «доступных» по цене шин в компании возложили на дочерний бренд Laufenn, в частности, на шипованную модель I Fit Ice LW71, но по наличию этой модели, особенно в популярных размерах, дела еще хуже.
Типоразмеры: 13–19”, всего 58 вариантов
В 2019 году появилась Pirelli Ice Zero 2, то есть нового, второго поколения, однако для нас актуальной остается сбалансированная по зимним характеристикам и демократичная в размерной линейке предыдущая модель. Так, если «двойка» представлена версиями на «больших дюймах», то прежняя модель (2013 года, но с модернизациями) предлагается и в народных версиях. И конечно, цена, ведь новая модель заметно дороже, по некоторым позициям на 20–30%. Впрочем, сегодня не так просто найти эту шину в полном ассортименте.
Типоразмеры: 14–22”, всего 80 вариантов
У компании на рынке еще актуальны зимние модели-ветераны (такие как «липучка» Blizzak Revo GZ), но и они по ценам не относятся к бюджетным. В зачете шипованных шин верхнюю ступень занимает Blizzak Spike-02 (с отдельной линейкой для SUV): модель вышла в 2016 году, с обычным количеством шипов, но благодаря их мощным сердечникам прямоугольной формы продольное сцепление на льду достаточно эффективное. Притом это еще не самая дорогая модель в линейке: так, топовая «липучка» Blizzak Ice дороже на 10–30% в зависимости от размеров.
Типоразмеры: 13–20”, всего 43 варианта
Появившаяся в 2018 году новая шипованная модель Toyo Observe Ice-Freezer в духе того времени кардинально изменилась по сравнению с предшественником (Observe G3-Ice): другой направленный рисунок протектора, увеличенное количество шипов с улучшенной схемой расположения и самой их конструкцией. Судя по сравнительным тестам, шина не стала выраженно «ледовой», а получилась скорее универсальной зимней — понемногу для всех предполагаемых условий и достаточно комфортная, за что и нравилась потребителям. При этом цены оставались умеренными. Сейчас модель из тех, что исчезает из продажи — несмотря на большой размерный ассортимент, найти «все» затруднительно.
Типоразмеры: 14–22”, всего 67 вариантов
Если говорить о популярных японских «липучках», то продукция компании Yokohama из тех, что выступала в среднем ценовом диапазоне, но не всегда «нравилась» экспертам по итогам сравнительных тестов. Версия от 2018 года под обозначением iceGuard iG60, если судить по данным из разных источников, получилась сбалансированной по ездовым характеристикам и при этом в цене тоже не выскочила за пределы разумного, конечно, уже с позиций текущего времени.
Типоразмеры: 13–20”, всего 80 вариантов
В линейке шипованных шин марки Nordman с 2021 года верховодит «восьмерка» (перевоплощение сошедшей с конвейера Nokian HKPL 8), которая переняла революционную в свое время технологию с увеличенным количеством шипов. Однако, исходя из нынешних реалий, «старый конь» с индексом «7» борозды тоже особо не портит, с учетом его направленности именно на суровые зимние условия с обилием снега и льда. Ну и цены все же пониже, чем за топовую модель в своей «конюшне».
Типоразмеры: 13–17”, всего 37 вариантов
Разработанная специалистами из Pirelli недорогая шипованная модель производится в России с 2013 года. За долгую жизнь, очевидно, качество шины как-то менялось, поскольку не всегда оценки были однозначные, но на сегодня по результатам тестов и откликов автомобилистов ее характер следующий. Стандартная ошиповка не дискредитирует шину на льду, на снегу, в том числе в глубоком, на шуге или чистом асфальте поведение тоже уверенное. В общем, без особых выпадов, но добротная универсальная зимняя шина, к тому же с оптимальной размерной линейкой.
Типоразмеры: 13–18”, всего 36 вариантов
Вот одна из альтернатив отечественного производителя в классе фрикционных шин, причем модель свежая — на рынке с 2020 года. Еще раньше вышла «шиповка» Snow Cross второго поколения, но сейчас отметим именно «липучку». Новый протектор с эффектным по дизайну направленным рисунком — отличительная особенность модели, но и по ездовым характеристикам шина оказалась действительно зимней. Во всяком случае торможение и разгон на скользких покрытиях отмечаются в различных источниках как достойные среди шин такого класса.
Типоразмеры: 13–18”, всего 30 вариантов (в том числе для SUV)
От недорогих шин, особенно возрастных, обычно не ждут хорошей сбалансированности характеристик, но если важные составляющие для зимы адекватны, то с учетом цены это оправдывает выбор. Нижнекамская фрикционная модель Viatti Brina хоть и склонна к излишним скольжениям при боковых нагрузках, но торможение на зимних покрытиях для бюджетной шины обеспечивает достаточно надежное. Также неплохо «гребет» в глубоком снегу.
Типоразмеры: 13–18”, всего 33 варианта
В качестве альтернативы из Китая представим одного из многочисленных производителей, а конкретно фрикционную модель, имеющую асимметричный рисунок протектора «японского типа». В придачу большой размерный ассортимент и демпинговые цены.
Типоразмеры: 13–20”, всего 61 вариант