Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
Дисклеймер (ну как же без него?): как и в выпуске блога о самых красивых дорогах, нижеизложенное является личным впечатлением автора от пройденных маршрутов, а все фото сделаны им самим в местах, где он был. Подтверждения представлены в разделах «Путешествия» на авто/мотосайтах, в том числе на Дроме. Советы и рекомендации автора могут быть категорически отвергнуты другими путешественниками. Но зря.
Недавние времена беззаботного пересечения границ с завтраком в одной стране, обедом в другой и ужином в третьей если и вернутся, то очень и очень нескоро. И это замечательно! Ведь теперь можно спокойно забыть особенности дорожного движения в США, наконец-то выкинуть картонный часовой диск, использовавшийся для контроля времени парковки в Европе, и заодно перестать отслеживать сезоны дождей, муссонов и прочих самумов в дальних краях. Ну а хорошая новость заключается в том, что Россия настолько велика, а ее природа и история так разнообразны, что даже самому заядлому путешественнику жизни не хватит все посмотреть.
Всегда по-доброму завидовал тем, кто может себе позволить находиться в дороге месяц-другой, прокладывая путь по звездам и выбирая место ночлега по настроению. Меня же «опыт, сын ошибок трудных…», то есть работа и жизнь в сочетании с неутолимой жаждой новых дорог, стран и континентов приучили движение по отпускному маршруту организовывать в режиме ралли, рассчитывая чуть ли не каждый час. Такой подход непрост и подойдет не всем, но зато он позволяет получить максимум впечатлений и эмоций на каждый вложенный в путешествие рубль и не растрачивать отпускное время попусту.
Планирование отпуска стартует задолго до его срока и иногда занимает больше времени, чем сама поездка. Подготовка включает в себя несколько обязательных этапов: выбор направления и сезона для поездки, транспорта (да-да, тут все неоднозначно), маршрута движения, точек интереса как в конечной цели, так и по пути. Также неплохо бы заранее разобраться, где переночевать и поесть. Ну а теперь пройдемся по всем этим пунктам подробнее.
В силу возраста я слишком старомоден и не всегда понимаю тех, кто отправляется на десятидневную рыбалку в вологодскую глушь, пока супруга загорает в Ялте. Выбранный маршрут обязательно должен интересовать всех участников, особенно если поездка планируется как семейная. А вот мотивы к «перемене мест» могут быть сугубо личными. В моем случае основными являются очень нездоровая страсть к коллекционированию красивых дорог и маниакальное увлечение историей, преимущественно военной. Усугубляет ситуацию то, что «вторая половинка» потакает этой пагубной для семейного бюджета одержимости. Также бывает, что направление поездки определяют мечты из далекого детства, страницы любимых книг или старые фильмы, которые оживают в путешествии. Вот так прочитанные когда-то сказки Бажова со временем привели на Урал в бажовские места.
А поражавшие детское воображение романтические истории о бесстрашных скалолазах-«столбистах», оставивших 120 лет назад на головокружительной высоте огромную надпись «СВОБОДА», заставляют увидеть эту скалу своими глазами. Особенно если оказываешься на Алтае или Байкале, ну то есть по сибирским меркам неподалеку от красноярских Столбов.
В общем, даже старине Фрейду тяжело разобраться, что нас срывает в дорогу «в холода, в холода, от насиженных мест».
Важно, чтобы направление путешествия не совпало с маршрутом сезонной миграции основной массы отпускников. Например, места на фото ниже находятся не так уж далеко друг от друга, а сами снимки сделаны на одной неделе. Но, как говорили маркетологи Форда, почувствуйте разницу!
Увы, но подобные контрастные ситуации были неоднократно испытаны и на себе. В той давешней жизни, когда Верхний Ларс и Грузия ассоциировались не с мобилизацией, а с живописными видами и кахетинским вином, как-то раз пришлось вычеркнуть из жизни долгие 14 часов в приграничной пробке, возникшей на Военно-Грузинской дороге из-за праздничного потока туристов. А ведь бывало, что в другие (менее праздничные) дни эта граница преодолевалась за 40 минут!
Ну а попытка на Первомай-2022 очередной раз прокатиться в Нижний Новгород вообще не удалась по той простой причине, что отели в центре города оказались раскуплены еще в марте–апреле. Тогда пришлось резко изменить «ориентацию» и отправиться на север, где туристов было гораздо меньше.
По возможности надо стараться двигаться в противоположную от общего потока отдыхающих сторону. К примеру, в июле–августе вовсе не обязательно стремиться к щедрому на ротавирусы Черноморскому побережью. Когда жара в самом разгаре, морской отдых лучше перенести на «бабье лето», а летнюю порцию солнечных ожогов получить в более безлюдных местах, не преодолевая эпические пробки на нашей главной южной магистрали М4 «Дон».
Когда-то давно в процессе очередного принятия дорожных мук…
… наконец-то дошло, что Направление должно быть тесно связано с не менее важным пунктом планирования путешествия — с выбором Сезона. Очень часто правильное решение позволяет сполна насладиться путешествием, но бывает и наоборот. Классическая формулировка «Оказался не в то время и не в том месте» может навсегда оставить кошмарные воспоминания о самых замечательных краях. Вот так и получилось с моим старым знакомым, с которым мы недавно обсуждали природу Алтая.
Однако содержательного разговора у нас не получилось. Дело в том, что он там оказался весной, и самое большое впечатление на него произвели не сибирские красоты, а комары в Алтайском крае и клещи в Горном Алтае. И даже Катунь в это время была невзрачного серо-коричневого цвета, а не ярко-бирюзовая, как осенью.
Впервые подобную сезонность неожиданно пришлось испытать еще в 1990-х во время первой поездки в Карелию. Наслушавшись историй о тамошних комарах, которые набрасываются на зазевавшихся туристов и уносят их в кусты на съедение, мы были готовы испытать весь ужас отдыха на озере близ Шуйской Чупы, получившей тогда известность как одна из президентских резиденций. Но, к нашему удивлению, комаров на карельском берегу оказалось не больше, чем в центре родного города! Нас спасло то, что случайным образом для поездки тогда выбрали засушливый август. А вот в июне можно было досыта накормить не только местных комаров, но еще и слепней с оводами.
Интересно, что пересекая российские просторы легко пройти через совершенно разные сезоны в течение всего лишь автопрогулки выходного дня. Именно так получилось во время первомайского марш-броска в Выборг. В нашем городе цвели абрикосы, а солнце заставляло девушек стремительно укорачивать шорты и топики. Разморенные весенним теплом, мы все же каким-то чудом не забыли взять теплые куртки и свитера. И правильно сделали, ведь Карельский перешеек встретил такой погодой, что хоть зимнюю резину снова ставь!
Более того, в подобную ситуацию можно попасть, проехав лишь 150 километров. Так вышло в еще одной майской поездке на север, когда живительные +18 и солнце в Приозерске…
… сменились на бодрящие «минус 7» севернее Ладоги. В Рускеале тогда можно было устраивать подледную рыбалку!
Необычайно сложно стоял выбор наиболее подходящего сезона для путешествия на Кольский полуостров. В июне–июле манил полярный день, невероятная экзотика для жителей средней полосы России. Но воспоминания соседа-мастерового из Видяево о том, как он летом иногда ходил в магазин в накомарнике и с дымящейся антикомариной спиралью в руке, убивали всю романтику белых ночей. Другой сосед, бывший мурманчанин, с ностальгическим удовольствием показывал фото июньского снегопада, что тоже энтузиазму не способствовало. Ну в самом деле, не брать же с собой летом комплект зимних колес и все время дышать «ДЭТой»? Осень оказалась предпочтительнее: пропадает мошкара, появляется шанс увидеть северное сияние, а погода все еще не мешает наслаждаться природой.
В большинстве регионов России хорошее время для путешествий — сентябрь. Даже сверхпопулярная байкальская Листвянка неожиданно может удивить осенней пустотой и красотой.
А как прекрасен и малолюден сентябрьский Алтай!
Черноморское побережье, переполненное летом до краев, в «бархатный сезон» кое-где наконец-то может порадовать чистой водой.
Ну а наилучшим выбором времени для путешествий будет граница высокого и низкого сезонов. Причем на основной части России по погоде, трафику и съедобным дарам местной природы конец высокого сезона предпочтительнее его начала.
На популярнейшем автомобильном портале рунета вопрос выбора транспорта для путешествия выглядит странно и неуместно. Но, во-первых, как человек развивался от передвижения на четырех конечностях к хождению на двух ногах, так и автомобилисты могут эволюционировать от четырех колес к двум. Это не всегда комфортно, удобно и безопасно, но во всяком случае бонусные впечатления гарантированы.
Во-вторых, далеко не все достопримечательности доступны на личном автомобиле. Ну вот скажите, какой транспорт идеально подходит для осмотра потрясающей Кругобайкальской железной дороги, если вдумчивый пеший поход почему-то не привлекает?
Вариантов два, и оба — не машина. Билеты можно приобрести через интернет заранее, мы это сделали за месяц до поездки.
Ну а что может быть лучше для первого знакомства с Байкалом, чем прогулка по Большой Байкальской тропе?
Самый популярный участок — переход из села Большие Коты в Листвянку. Но пока Байкал не замерз, в Большие Коты добираются только на рейсовом теплоходе, реликте прошлой высокоразвитой цивилизации. Билеты на него можно купить на сайте Восточно-Сибирского речного пароходства.
А как по-настоящему увидеть величественное Телецкое озеро без автомобильного парома или хотя бы катера?
Также бывает, что автомобиль все же необходим, но не свой, а арендованный в местном пункте проката.
Хотя — стоп, ошибся с фото… это же из прошлой жизни, еще доспецоперационной… Но сейчас и в путешествиях по России может оказаться, что прилететь и затем арендовать машину куда лучше, чем половину отпуска добираться своим ходом. Например, этой весной билет на сентябрьский перелет Москва — Горно-Алтайск на устроенной «Аэрофлотом» распродаже можно было купить за смешные 7000 рублей. Проделать этот путь на машине только по бензину обходится как минимум вдвое дороже, не говоря уже о прочих неизбежных расходах автомобилиста в трехдневной поездке. Такая же ситуация складывалась в мае с «акционными» авиабилетами Москва – Иркутск, которые «Аэрофлот» продавал за 10 000 рублей. Бюджет пятидневного переезда на машине в Иркутск с этими цифрами несопоставим. При этом помимо сопутствующих дорожных затрат надо бы учесть стоимость замены масла сразу после возвращения. Ну а если еще и вспомнить поговорку «Время — деньги», то самолет может победить бесповоротно и окончательно, особенно когда путешествует небольшая компания.
Кстати, когда мне надо было получить в Москве «Ниву» Тревел для теста, перелет за машиной в столицу обошелся вдвое дешевле, чем возвращение домой на «Ниве». Сейчас, с учетом стабильного роста тарифов «Автодора» и отмены основных скидок по оплате за проезд, эта пропорция для автомобиля стала еще менее выгодной. Поэтому вариант «самолет+прокатная машина» удобен для наших больших расстояний. Вот только стоимость аренды автомобиля в популярных туристических местах в России вполне европейская и почти всегда больше, чем в США. К тому же договор проката у нас полезно читать очень внимательно, чтобы не пропустить «маленькие хитрости» наподобие «За пределами города Х поломки автомобиля арендатор устраняет за свой счет». Именно такой пункт я как-то обнаружил уже после неосторожного подписания договора аренды повидавшей жизнь Лады. Так что будьте бдительны!
Если к конечной цели путешественник двигается на своих колесах, рекомендуется прокладывать кольцевой маршрут, чтобы не проезжать по одним и тем же местам несколько раз. Жаль, что с учетом имеющейся дорожной сети удается это не везде и не всегда. Обитателям европейской части России в этом смысле несколько проще. Например, направляясь на Урал по трассе М5, мы попутно задержались под Самарой в Жигулевских горах.
На обратном пути вместо возвращения по той же самой М5 заехали в Пермский край, откуда направились в Башкирию, любуясь попутными красотами вдоль Юрюзани.
Затем, вспомнив поговорку «Для дурака семь верст не крюк», заменили привычные и безликие федеральные трассы на живописный маршрут вдоль Волги в Саратовскую область в окрестностях того самого утеса Степана Разина. Да, крюк вышел побольше тех семи верст, но он того стоил!
Идеальные кольцевые маршруты получаются в центральной и северо-западной части России. Например, во время путешествий в Карелию или на Кольский полуостров можно объехать вокруг Ладоги или Онеги по очереди, совершая по пути небольшие экскурсии.
Но даже если перемещения туда-сюда по одной и той же трассе неизбежны, разнообразие в монотонную дорогу внесут попутные достопримечательности. Для их поиска полезно подробно просмотреть предстоящий маршрут по картам Google, обращая внимание на отметки интересных мест и добавленные другими путешественниками круговые панорамы. Например, именно так был обнаружен безлюдный и при этом легкодоступный Марьин утес над рекой Катав, прячущийся буквально в двух шагах от обочины трассы М5 «Урал».
Можно также использовать карту Wikimapia.org, задавая различные категории достопримечательностей в окрестностях предполагаемого движения. Вот только к координатам, которые там указывают пользователи, рекомендуется относиться скептически, уточняя их через карты Google.
Обдумывая конечную цель путешествия, особенно если она находится далеко от места старта, желательно предварительно как можно подробнее ознакомиться с ее окрестностями. Иначе будет крайне обидно после возвращения домой неожиданно узнать, что ты находился совсем рядом с каким-нибудь любопытнейшим местом, но узнал о нем слишком поздно. Например, в Красноярске главной целью были, конечно же, знаменитые Столбы.
И совершенно случайно, уже осмотрев Столбы и обдумывая, как скоротать время перед отъездом, мы неожиданно узнали о самой длинной лестнице в России (1600 ступеней!), ведущей на Торгашинский хребет. Не подняться по такой «лестнице в небо» было бы большой ошибкой!
В списке достопримечательностей перебор лучше недобора, и поэтому готовить его надо с запасом. Что смотреть обязательно и чем можно пожертвовать, можно решить уже на месте. К примеру, во время поездки выходного дня в Волгоград случились свободные несколько часов. «Но у нас с собой было!» (с), то есть на этот случай в запасе был припасен дополнительный маршрут к озеру Баскунчак и горе Богдо. Так что поскучать и на этот раз не получилось.
Проще всего тем туристам, которые «все свое носят с собой», в том числе дом на колесах или палатку, но это надо любить и уметь. Для любителей комфорта в путешествиях по России до 24.02.2022 жилищный вопрос полностью решали «вражеские» сайты Booking.com и Airbnb.com, уверенно работая даже в закоулках горного Дагестана или такой окраины мира, как Териберка. Используя их в течение многих лет для бронирования жилья по всему миру, практически никогда не сталкивался с какими-либо проблемами, кроме мелких сбоев с некоторыми «отельерами» на Урале.
Когда сейчас скоропостижное импортозамещение наступило и в туризме, оказалось, что оно работает там точно так же, как и в других отраслях. Даже самый популярный российский туристический поисковик Ostrovok.ru может запросто показывать свободные номера в полностью выкупленном отеле, причем его служба поддержки клиентов если и реагирует, то с огромным опозданием. После подобных казусов выработалась такая схема поиска и бронирования жилья: первоначальный поиск через Ostrovok.ru, выбор отеля, затем поиск сайта или номера телефона этого отеля в интернете, и лишь после этого окончательное бронирование непосредственно в месте ночлега. В этом случае гарантий заселиться будет гораздо больше. Если бронирование все же выполнено через поисковик, то настоятельно рекомендуется в дальнейшем связаться с отелем и убедиться, что гостей там действительно ждут. Например, в поездке на Байкал я поленился сделать такой контрольный звонок перед прибытием в Иркутск, и оказалось, что наше жилье занято. Ситуация разрешилась благополучно, но служба поддержки клиентов Ostrovok.ru заинтересовалась происшедшим лишь через несколько дней.
Разумеется, у нас возможны ситуации, когда никакая предусмотрительность в выборе отеля не поможет. Например, так получилось в славном граде Владимире, куда мы прибыли в канун Дня Победы полюбоваться знаменитым централом… ох, нет, древностями.
Был выбран отель на главной улице в центре, достаточно популярный, судя по забитому машинами парковочному «карману» у входа. Но как неожиданно было увидеть утром 9 мая эту парковку абсолютно пустой, поскольку ее принудительно «освободили» в связи с предстоящими праздничными мероприятиями! То, что сотрудники полиции не стали объяснять, куда увезли машины, не удивило. А вот почему администраторы отеля не предупредили о таком развитии событий и спокойно сквозь прозрачный, как аквариум, холл наблюдали за процессом, осталось загадкой. Как в России при поиске ночлега учесть подобное? Не знаю…
Мне приходилось общаться с индивидуумами, которые в любой стране мира будут упрямо искать борщ и гречку. Немало и тех, кто в дальнюю дорогу стартует с таким запасом домашней бакалеи и гастрономии, что ему позавидуют попутные «Пятерочки» и «Магниты». Но ведь в путешествиях гораздо интереснее распробовать местную кухню! Север побалует ягодами, грибами, олениной и свежайшим уловом, причем не только рыбы.
Горные аулы удивят мясной экзотикой наподобие бараньих яиц на мангале и разнообразием вкуснейших пирогов.
Вкус Алтая — это марал, хариус и кедровые орехи с медом.
Ну а Байкал — это бурятская кухня и… омуль? Вряд ли, скорее пелядь. Но зато будет шанс узнать, чем отличаются позы и буузы.
P. S. Самый главный совет: не откладывайте долгожданные путешествия на мифическое «потом». Этого «потом» может не быть. Поэтому — когда старт? Ответ на седле!