До недавнего времени деятельность ВАИ для простого водителя существовала лишь в теоретической плоскости. Иные новички за рулем могли даже и не отличить машину с черными номерными знаками и проблесковыми маячками от обычного экипажа ДПС. Но теперь ВАИ, скорее всего, будет встречаться на наших дорогах все чаще. А раз так, то самое время разобраться, что это за инспекция и какими именно полномочиями наделены ее инспекторы.
Фразу о том, что «ВАИ — это как ГИБДД, только для военных», знают почти все, кто честно отучился в автошколе. В очень сильном упрощении все так и есть, однако различных важных нюансов тоже превеликое множество. Начнем с того, что Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (именно так официально называется ГИБДД!) — это структурное подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации. То есть гаишники — это так или иначе сотрудники полиции, жизнь которых определяется соответствующими законами. ВАИ же, как нетрудно догадаться из названия — это уже военные, которые подчиняются Министерству обороны. Собственно, структура, задачи и функции данной службы определены приказом Министра обороны РФ 2009 года № 480 «Об утверждении Положения о ВАИ Вооруженных сил Российской Федерации».
То есть ВАИ — это часть Министерства обороны. Если говорить конкретнее, то современная ВАИ входит в Военную полицию, созданную в 2011 году. Поэтому может показаться, что до этого времени военных автоинспекторов и вовсе не существовало, но в действительности это не так — ВАИ лишь немногим моложе Госавтоинспекции. Впервые ВАИ была упомянута РККА в приказе № 0101 от 26 августа 1942 года, согласно которому было необходимо «провести реорганизацию Главного управления автодорожной службы, отделы: военно-автомобильных дорог, дорожно-комендантской службы и инспекторский отдел слить в один отдел военной автоинспекции и военно-автомобильных дорог». И задачи ВАИ в СССР были, по большому счету, такими же, как и сейчас — следить за соблюдением ПДД водителями военных автомобилей и организовывать их передвижение.
Но вернемся в наши дни. В настоящее время ВАИ Вооруженных сил Российской Федерации состоит из ВАИ Министерства обороны Российской Федерации, региональных и территориальных ВАИ. Звучит немного запутанно, но в действительности все подчинено простому иерархическому принципу: ВАИ Министерства обороны — это вышестоящий орган, затем идут региональные ВАИ, у которых в подчинении находятся территориальные ВАИ. Вот, собственно, и все, ничего сложного. Кроме того, ВАИ несет службу по территориальному принципу. ВАИ Министерства обороны отвечает за всю территорию РФ, региональные ВАИ — за территории (или часть территории) военного округа, а территориальные ВАИ — за территорию одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Также две последние ВАИ могут отвечать за территории закрепленных за ними районов ответственности, в том числе — в местах дислокации войск ВС РФ на территории иностранных государств. Это, кстати, не то, о чем вы, возможно, подумали, а те страны, где у России есть военные объекты: например, Казахстан, Республика Беларусь, Таджикистан и т. д. Одним словом, здесь действует примерно следующий принцип: где есть наши войска, там и будет ВАИ. Но при этом, в отличие от ГИБДД, привязки к каким-либо городам или федеральным трассам здесь нет.
А вот задачи ВАИ официально определяются следующим образом:
То есть ВАИ действительно предназначена для контроля за соблюдением ПДД водителями автомобилей Вооруженных сил РФ. Также сюда же относятся автомобили аналогичных силовых ведомств — например, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (проще говоря — Росгвардии), МЧС и т. д. Проще говоря — все транспортные средства с теми самыми «черными номерами». Из-за этого может показаться, что деятельность ВАИ касается исключительно военнослужащих, но в действительности это не так, и сейчас мы вам объясним почему.
Нет, придется остановиться. «Полномочия ВАИ в отношении обычных, “гражданских” автомобилей и их водителей действительно крайне малы», — признает в разговоре с Дромом юрист, адвокат Общественного движения автомобилистов «Свобода Выбора» Сергей Радько. Однако вместе с этим эксперт добавляет, что подчиняться законным требованиям инспекторов ВАИ, в том числе — останавливаться по их требованию, водители обязаны. «Поскольку инспекторы ВАИ подпадают под определение “регулировщик” — они вправе не только регулировать дорожное движение, но и останавливать транспортные средства. Однако ни проверять документы, ни тем более привлекать к ответственности обычных водителей сотрудники ВАИ не вправе», — отмечает Сергей Радько.
Таким образом, к простым автомобилистам ВАИ тоже имеет отношение! Скажем, инспектор ВАИ может остановить водителя или перекрыть дорогу для проезда колонны армейской техники. Правда, оштрафовать обычного автомобилиста за нарушение ПДД он уже не сможет. Другое дело, что теоретически инспектор ВАИ может вызвать ГИБДД и передать соответствующую информацию ей, но на практике такие случаи бывают крайне редко.
Разумеется, все вышесказанное верно только для гражданских водителей. Если говорить о водителях военной техники, то за исключением небольших отличий функционал инспекторов ВАИ схож с аналогичными инструкциями инспектора ДПС ГИБДД. К примеру, основаниями для остановки водителя-военнослужащего являются:
Последний пункт особенно интересен, потому что перечень документов, которые должен предоставлять водитель инспектору ВАИ, напрямую зависит от выполняемой им на службе функции. Скажем, от обычного армейского водителя, скорее всего, потребуется только действующее водительское удостоверение, СТС транспортного средства, полис ОСАГО (для некоторых категорий — об этом ниже), а также диагностическая карта и путевой лист с соответствующими отметками. А вот если речь идет, скажем, о военнослужащем, назначенном на должность старшего машины, все будет сложнее: ему потребуется показать еще и соответствующее удостоверение. То же касается и водителей, перевозящих опасные грузы. Если же, например, водитель выезжает на армейском транспорте на территорию, находящуюся более чем в 200 км от места постоянной дислокации, то показать придется еще и соответствующий пропуск или телеграмму вышестоящего командования.
Как видите, список документов, которые водитель автомобиля с черными номерами должен возить с собой, шире обычного гражданского. К тому же инспекторы ВАИ могут еще и прямо на месте контролировать техническое состояние эксплуатируемой техники и наличие обязательных принадлежностей (например, аптечек и огнетушителей). Если инспектор ВАИ выявит нарушение ПДД, водителю автомобиля с черными номерами грозит ответственность в соответствии с КоАП РФ. А вот если был нарушен порядок использования ТС, он может быть привлечен еще и к дисциплинарной ответственности.
Нет, не может, это незаконно. Во время частичной мобилизации у нас в стране получила распространение несколько другая схема: водителей под предлогом проверки документов останавливал инспектор ДПС, вместе с которым дежурили сотрудники местных администраций и военкоматов. Последние и вручали водителю повестку о необходимости явиться в комиссариат. Даже эту практику неоднократно критиковали юристы и правозащитники, поскольку по закону вручать повестки имеет право только сотрудник комиссариата и только по месту жительства мобилизованного/призывника. Что уж говорить о ситуации, если такую функцию на себя попытается взять инспектор ВАИ — таких полномочий у него просто нет! «Если есть какие-либо претензии к действиям инспектора ВАИ — жаловаться можно в установленном порядке его начальнику, в военную прокуратуру либо суд», — отмечает адвокат Сергей Радько.
А вот это уже более сложный и интересный случай. Если вы — простой водитель, обращаться нужно в обычную ГИБДД, а уже инспектор Госавтоинспекции после установления личности другого участника аварии — военнослужащего — вызовет ВАИ.
Чисто теоретически при подобном ДТП можно было бы оформить Европротокол. «Правда, нужно знать, что ОСАГО есть далеко не у всех “военных” автомобилей — страховка обязательна только для автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, а также иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных сил РФ и иных аналогичных структур (войск национальной гвардии, МЧС и т. п.)», — поясняет юрист Общественного движения автомобилистов «Свобода Выбора» Сергей Радько. Более того, в законе об ОСАГО прямо сказано, что обязанность иметь полис «не распространяется на владельцев транспортных средств Вооруженных сил Российской Федерации». То есть с большой вероятностью автогражданки у военного автомобиля не будет и придется звонить в ГИБДД. Кроме того, на практике оформление Европротокола маловероятно еще по одной причине: даже если ОСАГО у автомобиля с черными номерами и есть, его водитель все равно обязан проинформировать свое руководство о происшествии и вызвать для оформления ДТП экипаж ВАИ.
Доподлинно неизвестно. Точная численность военной полиции Минобороны РФ засекречена (по состоянию на 2017 год — около 10 000 человек), сколько полицейских занято в ВАИ, тоже сложно сказать. Равно как и очень тяжело оценивать работу сотрудников ВАИ: в отличие от инспекторов ГИБДД здесь тяжело взять за основу стандартные показатели безопасности, например, количество ДТП, данные о погибших и пострадавших, число выписанных штрафов и т. д.
Кстати, о ДТП. Не секрет, что с началом всем известных событий количество аварий с участием военной техники и гражданских автомобилей выросло, по крайней мере если верить количеству публикаций в СМИ на данную тему. Причина понятна — во время переброски техники может случиться всякое. И, как мы уже объяснили, на оформление каждой подобной аварии требуется ВАИ. Сколько подобных ДТП произошло с начала 2022 года? К сожалению, это также неизвестно, статистики аварий данного типа не ведется. Впрочем, совершенно очевидно, что если события продолжат развиваться нынешним курсом, то без работы инспекторы ВАИ уж точно не останутся.