Расскажу вам о личном опыте ввоза через Грузию автомобиля, купленного на аварийном аукционе США — Subaru Crosstrek 2019 года. Были нюансы, но в итоге сэкономил почти миллион рублей от его рыночной цены в России!
Это — материал внештатного автора, занимающегося подбором и поставкой автомобилей из Грузии. Дром открыт для сотрудничества: предлагай свои оригинальные темы на ms@drom.ru, а если статья будет опубликована — получай достойный гонорар.
В начале прошедшего лета родственники решили поменять автомобиль. Ситуация на внутреннем рынке сами знаете какая, цены на все машины (неважно — новые или подержанные) за пределами добра и зла, да еще при тотальном дефиците чего-то стоящего. Так что единственно возможный путь: привезти автомобиль самим из-за границы. «Правый руль» отпал сам собой из-за коллапса и беспредела на таможне во Владивостоке. Да и в европейской части страны (где мы живем) правый руль вызывает (мягко говоря) недоуменные взгляды.
Сам я постоянно живу в Грузии, и по ходу основной работы приходится регулярно взаимодействовать с автомобилями — покупать, продавать, ремонтировать (моя статья на эту тему — о приобретении машины в Грузии). Вот поэтому родственники и попросили меня поставить автомобиль из США транзитом через страну моего проживания. Для Грузии такой способ поставки — обычное дело. Важным аргументом было и то, что мой личный автомобиль — американский и с прямой поставкой в свое время из США. Уже шесть лет эксплуатирую подобные машины и в целом доволен.
ТЗ было такое: простой, надежный, высокий, умеренных габаритов, возраст три–пять лет («проходной» для российской таможни), с минимальным пробегом и суммой всех расходов не более 1,3 млн рублей.
Начал с того, что съездил на самый крупный в Грузии авторынок — в городе Рустави (это по соседству с Тбилиси). Именно там я покупал свои автомобили, по «американцам» здесь традиционно хороший выбор. Вот и на этот раз в наличии были хорошие автомобили — восстановленные после несильного удара с заменой только навесных частей, с малыми пробегами. Но они в основном были совсем юными — до трех лет. А это очень высокие таможенные платежи.
Вот пример — Honda HR-V 2020 года за $16 000.
А вот автомобили нужного мне возраста почему то были или с некачественным ремонтом, или не вписывались в бюджет.
Subaru Crosstrek 2019 года, за который просили на авторынке в Рустави $14 000.
С оговоркой — это цены прошлого лета.
Посоветовались с родственниками и решили купить автомобиль на автоаукционе в США. Никто никуда не торопится, изучение вопроса показало, что таким образом можно сэкономить (на тот момент) от одной трети и даже больше от цены в России.
Как идеальный вариант рассматривали Subaru Crosstrek 2018–2019 годов выпуска. На тот момент в России такие модели стоили от $30 000–32 000, а покупка на аукционе давала возможность привезти его (с учетом всех расходов) за $18 000–20 000.
В Грузии есть несколько компаний, занимающихся поставкой автомобилей с автоаукционов США. Выбрал одну из самых крупных, которые на цену лота и сборы аукциона добавляли фиксированную сумму доставки в тот момент (от $1500 до $2300), она в том числе включала комиссию и все портовые сборы. Вся цепочка поставки была прозрачной: торги, получение автомобиля с аукциона, погрузка в контейнер, получение в порту с оформленными транзитами. Да, это было на $300–400 дороже, чем обещали «частники», но выглядело куда как солиднее и надежнее.
Сроки доставки также устраивали — от двух с половиной до трех месяцев. За нами закрепили индивидуального менеджера Гурама, который должен был вести весь процесс. Плюсом было то, что он сносно говорил по-русски.
Когда все нюансы были согласованы, менеджер выставил инвойс на предоплату в 1000 долларов, который был оплачен с моего счета в Грузии. Процесс пошел!
Лоты смотрел на американских автоаукционах Copart.com и iaai.com со специально созданного гостевого аккаунта. Как правило, утром отправлял Гураму понравившиеся варианты по ватсапу, а он, в свою очередь, их изучал — проверял документы, историю, наличие ДТП в прошлом. Определяли бюджет покупки и делали ставки.
В Америке есть разные аукционы — как для автомобилей без ДТП, так и пострадавших на дорогах. Понятно, что без кузовных повреждений они значительно дороже. А вот на аукционах «битышей» машины в большей части выставляют страховые компании, и при должной удаче можно найти вариант с адекватными повреждениями и за довольно интересную цену.
Также в США существуют различные системы проверки истории автомобилей (типа Carfax.com). Сколько было собственников, были ли инциденты в прошлом, как проходили ТО. Конечно, не на все экземпляры есть прозрачная история, но на большую часть она представлена.
Гурам работал четко: отвечал на вопросы, в том числе и по предполагаемой сумме восстановления интересующего лота. Консультировал по средним рыночным ценам на работы и запчасти, проверял по базам. Но чувствовалось, что он торопится. Главное для него — покупка при минимальных трудозатратах. Моей же задачей было выбрать наиболее достойный вариант и по хорошей цене. Что не требовало спешки. Налицо было явное противоречие, что не способствовало идеально слаженной работе.
В день обычно было от одного до трех вариантов, но они не подходили и продавались дороже, чем нужно было мне.
Но где-то через неделю один вариант сыграл — мы поставили на $5900. Продавцу цена не понравилась и он предложил забрать лот за $6700. Мы предложили $6300 — и сделка состоялась. Весь этот процесс продолжался в течение дня.
Был выставлен инвойс на полную цену покупки с учетом аукционного сбора — $7015. Оплатить его нужно было за 24 часа. Стоимость доставки — $1847. В эту сумму входила вся логистика. Комиссия грузинской компании оплачивалась уже по факту прихода автомобиля в порт Батуми.
А какой автомобиль мы купили? Представляю — Subaru Crosstrek 2019 года, пробег 19 000 миль (30 500 км), комплектация Limited, состоянии Run and Drive («машина может передвигаться самостоятельно»). При этом автомобиль исправно проходил ТО и не был ранее ни в каких ДТП — кроме того, в результате которого и был выставлен на аукцион. Финальная сумма по факту получения в Грузии выходила $8860, или 490 000 рублей на момент покупки.
Как я предполагал, на кузовной ремонт (по ценам на СТО в Грузии — они ниже российских) планировалось потратить $1500–3000 (90 000–170 000 рублей), а все расходы по последующей таможенной очистке должны были обойтись в 420 000 рублей. То есть в итоге автомобиль должен был выйти в 1 000 000–1 100 000 рублей при рыночной цене в России далеко за 2 000 000.
Но теория и практика (в очередной раз в этом пришлось убедиться) — это все же разные вещи.
Компания оперативно оповещала обо всех действиях с автомобилем (получение денег, получение с аукциона, погрузка в контейнер, прибытие в транзитный порт, порт получения, разгрузка и т. д.) при помощи СМС.
Перед погрузкой прислали расширенный комплект фотографий.
Ожидание погрузки в контейнер в порту США заняло почти два месяца. И в 2022 году для портов Северной Америки такая ситуация была обычной, на это жаловались многие. Но как только автомобиль погрузили на судно, можно было отслеживать его перемещение онлайн.
В итоге вместо конца сентября автомобиль прибыл в порт Батуми в начале ноября. При этом весь путь его движения был доступен в интернете: заход судна в порт, разгрузка контейнера, его открытие, перемещение автомобиля на стоянку, разрешение на выдачу.
Когда машину можно было получать, пришел инвойс на оплату трансфера и услуг компании. Оплатил его в банке, где у меня был счет, это занимает буквально пару минут и без всяких комиссий. Деньги сразу же поступили на счет, и через пару часов пришло уведомление, что автомобиль можно забирать.
В услуги компании входило также оформление внутренних транзитных номеров и все портовые сборы, так что платить в порту уже ничего не надо было. Но в этот день в порту Батуми сломалась компьютерная программа учета и машины не выдавали. Пришлось приехать на следующий, благо добираться от того места, где я живу, до порта недалеко.
При получении выяснилось, что менеджер оформил автомобиль на компанию (что является стандартной практикой), и основные документы (Коносамент и Тайтл) можно получить только в Рустави или сделав дистанционное оформление в соседнем с Батуми Поти. Но так как автомобиль оставался на ремонт в Грузии, с этим можно было не спешить. На руках у меня имелась только квитанция о таможенном оформлении, но для полиции и движения по дорогам этого было достаточно.
При получении автомобиля выяснилось, что с движением есть проблемы: в районе удара погнуло рычаг и рулевую тягу. При дождливой погоде в районе стоянки после пуска двигателя образовались радужные пятна. Чтобы не рисковать, погрузили автомобиль на эвакуатор и повезли к проверенным жестянщикам в Кутаиси (160 км). Но так как мы «опоздали» с первоначальной записью к мастерам, «окна» пришлось ждать без малого две недели.
На месте, проведя дефектовку, обнаружили дополнительные проблемы: сложенный лонжерон при ДТП ткнулся в пластиковую крышку ДВС, где образовалась микротрещина, через которую при работающем двигателе сочилось масло; разбитый пластик, фару, корпус воздушного фильтра и треснувший диффузор. При этом все радиаторы были целы.
В итоге к тому, что планировалось (замена капота, бампера, крыла и, возможно, фары), добавились:
— замена лонжерона;
— замена корпуса воздушного фильтра;
— замена правой части панели фары;
— замена диффузора;
— демонтаж-монтаж ДВС и его боковой крышки;
— замена рычага и тяги рулевой;
— покупка новой камеры заднего хода (линза камеры разбита).
Вдобавок выяснилось, что фары на комплектацию Limited стоят не $250, а $700. В общем, бюджет ремонта, если делать его хорошо, начал резко увеличиваться.
В течение дня обзвонил разборки, магазины, частников и в итоге за пару дней собрал все основное.
Капот, бампер, крыло, рычаг, тягу — купил новыми в автомагазинах Тбилиси. Лонжерон, панель, камеру заднего хода, корпус фильтра, фару, крышку ДВС — нашел б/у, в основном на разборках. Диффузор и решетку радиатора заказал на сайте ebay.com
Пока ждали очередь на кузовной ремонт, там же, во дворе сервиса, знакомый мастер заменил тягу и рычаг — машина теперь могла самостоятельно передвигаться.
В кузовной ремонт ее взяли ближе к концу ноября. Пару недель моторист демонтировал двигатель, заменил треснувшую крышку, а кузовщики поставили новые лонжерон и фары. Так как никто не хотел за это браться, пришлось вспомнить старые навыки и сварить старый диффузор — новый хоть и был куплен на ebay за $100, но должен был приехать ближе к середине декабря. Заехал на сход-развал и уже своим ходом погнал автомобиль в Батуми — заниматься электрикой, интерьером и покраской. Все расходы на ремонт в Кутаиси составили примерно $2800 (190 000 рублей на тот момент).
В Батуми прежде всего заменил пиропатроны в подушках безопасности, ремни безопасности и обивку потолка. На что еще ушло порядка $400. Две двери исправили методом беспокрасочной рихтовки — еще $300. Работа электриков по перепрошивке блока и прошивке датчиков давления шин отняла еще $50 долларов. В итоге на все восстановительные мероприятия в Батуми ушло $750 и десять дней.
Затем отдал автомобиль в покраску и полировку ($600). Ну и финальная сборка ответственным мастером с прямыми руками — еще $50.
Итог работ в Батуми — $1400, или около 100 000 рублей. К переезду в РФ машина была готова в первые дни 2023 года.
Параллельно с восстановлением занимался подготовкой к перегону и оформлению в России. Еще осенью связывался с брокерами во Владикавказе и в итоге выбрал человека, который максимально адекватно отвечал на вопросы и вкратце мог описать всю схему и сроки.
В декабре связался с ним еще раз и уточнил, что везти машину лучше, оформляя все на себя — чтобы не делать доверенности. Таким образом можно было растаможиться во Владикавказе, а затем, после получения ЭПТС по договору купли-продажи, передать ее новому владельцу.
Тем временем с оформлением реэкспорта из Грузии возникли некоторые сложности. Оказалось, что сделать прямое оформление машины для вывоза на гражданина России компания-импортер не может. А оформить ее на себя по грузинским документам и затем сделать реэкспорт в Россию невозможно по законодательству Грузии. Надо обязательно оформлять на гражданина Грузии, а затем он уже делает документы на вывоз на мое имя. В целом цена вопроса составляла $20 и полчаса времени, но чтобы собрать эту информацию и понять, как это сделать (только в Рустави), потребовалось несколько дней разговоров-переговоров.
Решил оформить все в день перед выездом.
За три дня до выезда перевел на счет таможни обеспечение в размере чуть большем, чем необходимо — чтобы был запас на случай изменения курса евро (к этой валюте привязан таможенный платеж). Вышло 440 000 рублей. Перевели задаток брокеру в размере 10 000 рублей для гарантий его работы. И я потихоньку выдвинулся из Батуми в Рустави.
По дороге заехал заменить резину, так как на автомобиле стояла летняя.
Приобрел комплект чуть подержанной «липучки» Bridgestone 235/55/18 из Японии еще за $250. Летние шины оставил у друга — ввезти второй комплект в Россию невозможно.
По пути заехал в свой деревенский дом (по сути, дачу), находящийся недалеко от Кутаиси: немного почистил салон, собрал мандаринов, лимонов, взял сушеной хурмы на подарки.
Затем уже поехал в Рустави, захватив в Тбилиси друга — за пару часов оформили автомобиль на него, потом переоформили на меня. От стандартной эта процедура отличалась только составлением дополнительного документа на передачу ему машины. Затем осмотр, оплата за внутренний транзитный номер, небольшой штраф за его просрочку, оплата за реэкспорт и транзитный номер. В общей сложности все это вышло в районе $150.
Расходы по Грузии с учетом покупки шин, ремонт и оформление составили порядка $4600, или около 320 000 рублей.
Документы проверял внимательно, и не зря — в фамилии нашел ошибку, если бы ее не заметил, могли быть большие проблемы при оформлении в РФ.
Получив все необходимые документы, сделал их фото и отправил брокеру. Также сделал все необходимые для таможни копии и фото. Вечером брокер прислал набор цифр, называемый «электронкой», их надо было написать на реэкспортной папке при ее передаче таможенникам.
Проснувшись утром в гостинице недалеко от грузино-российской границы (ставшего знаменитым Верхнего Ларса), поехал на переход. Машин почти не было, таможню Грузии прошел минут за десять. На российской потребовалось около получаса — заполнение пары деклараций и осмотр.
После выезда с поста заехал на таможенную стоянку, положил в небольшой рюкзак самое необходимое, закрыл автомобиль и пошел на выход. Там получил талон, охранник сказал, что по нему за душ-туалет платить не надо. И я отправился в кафе пить кофе и узнавать дальнейший порядок действий.
Позвонив брокеру, узнал, что на данный момент этап на границе займет от пяти часов до суток, поэтому он посоветовал вызвать такси и ехать в город. Так и поступил — уехал во Владикавказ за 500 рублей.
Погуляв до второй половины дня по городу и попробовав осетинский пирог, опять связался с брокером, который сказал, что, скорее всего, машина будет готова к выезду утром. Он сообщит, когда ее можно будет забирать.
Поэтому забронировал квартиру и пошел отдыхать. Около 5 утра пришло сообщение от брокера. Вызвал такси, поехал на стоянку в Верхний Ларс, получил документы, забрал автомобиль, оплатил 500 рублей за сутки на стоянке и поехал на таможню Владикавказа.
Туда же подъехал и брокер. Оказалось, что в этот день машин почти нет, и, возможно, часов за пять все процедуры будут сделаны. Брокер предложил отвезти меня до кафе или парка, чтобы не торчать у таможни попусту, чем я и воспользовался.
Через два часа он позвонил — все готово, можно забирать. Приехал, расписался где надо, получил автомобиль, документы и поехал на экспертизу СБКТС, которую также можно было пройти во Владикавказе.
Все формальности закончили до двух часов дня, и я решил ехать к родственникам (заказчикам) в Волгоград. Дорога была отличной, чувствуется свежий ремонт — через 12 часов неспешной езды с остановками на перекус я был на месте.
Расход топлива на этом перегоне составил 5,6 литра на 100 км.
По факту расходы на таможню потребовали 405 000 рублей, еще 105 000 рублей — на экспертизы, утильсбор, работу брокера, проживание, питание, бензин. То есть на российской стороне все траты составили 510 000 рублей.
В итоге автомобиль обошелся в 1 320 000 рублей при цене аналогичного в подобной комплектации (условно без ДТП) на момент передачи заказчикам порядка 2 200 000–2 400 000.
В Волгограде занялся документами на возврат депозита от таможни (около 35 000 рублей). Для этого брокер подготовил заявление, а мне нужно было заверить паспорт и подпись на заявлении у нотариуса, после чего все отправить в отделение таможни заказным письмом. Пока остаток депозита не вернулся, надеюсь, что придет.
Через пять рабочих дней (обещали до десяти) на машину выдали ЭПТС и она была успешно поставлена на учет.
Подведем финансовые итоги:
В сухом остатке — экономия в районе миллиона рублей. И автомобиль наш!